Научная статья на тему 'Заседание «Меркурий-клуба», 14 января 2008 года, москва'

Заседание «Меркурий-клуба», 14 января 2008 года, москва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заседание «Меркурий-клуба», 14 января 2008 года, москва»

14 января 2008 года в Центре международной торговли прошло заседание «Мер-курий-клуба». В нем приняли участие представители органов власти, научного и делового сообществ страны.

С докладом об экономическом и политическом развитии России в 2007 году выступил президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), академик Российской академии наук Е.М. Примаков, основные положения которого мы предлагаем Вашему вниманию.

* * *

Доклад президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Примакова Е.М. (основные положения)

Одним из главных событий 2007 года стала победа партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (Госдума). Большинство граждан, поддержавших эту партию, по сути, проголосовали за курс, которым пошла наша страна при президентстве В.В. Путина. Этот стратегический курс, как нечто цельное и, несомненно, положительное, очевиден, несмотря на нерешенность ряда проблем и тактические недостатки его проведения. Следует добавить, что курс претворяется в жизнь, преодолевая сопротивление разномастных сил.

Экономика

В экономике, очевидно, можно назвать пять основных характеристик проводимого курса.

Заседание «Меркурий-клуба»

14 января 2008 года, Москва

1. Высокая динамика экономики России, значительно превышающая темпы развития мировой экономики.

Если за 9 последних лет валовой внутренний продукт (ВВП) всего мира возрос на 46,4 процента, то российский - на 80 процентов. Устойчивость такой тенденции подтвердилась в 2007 году, когда вопреки пессимистическим прогнозам ВВП в России вырос на 7,6 процента по сравнению с мировым ростом на 5,4 процента. По темпам прироста ВВП Россия намного превзошла США, Японию, Германию, Францию, Великобританию и Европейский союз в целом. При этом устойчивое увеличение ВВП сопровождается все большим вписыванием России в мировую экономику. Если в 2007 году в нашей стране инвестиции в основные фонды возросли на 20 процентов, то прямые иностранные инвестиции увеличились на порядок выше - почти в два раза. Выросли и зарубежные активы целого ряда российских компаний.

Однако для сохранения курса на увеличение доли России в мировом ВВП необходимо преодолеть сложившееся представление правительственных финансистов о том, что перевод экономики на инновационные рельсы должен замедлить экономический рост в России. Кстати, этот довод опровергает практика Китая, где оба процесса развиваются одновременно и быстро. В 2007 году темпы прироста ВВП Китая составили 11,5 процента, а к 2020 году запланировано превращение Китая в «инновационно ориентированное общество».

2. Поворот в сторону государственного участия в развитии реальной экономики при сохранении регулирования на макроэкономическом уровне.

Сохранение государственного регулирования на макроэкономическом уровне во многом сдерживает инфляцию, укрепляет рубль, увеличивает золотовалютные запасы страны. Механизмом развития российской экономики становится частно-государственное партнерство. Нередко оно подменяется понятием «государственный капитализм». Представляется, что государственным капитализмом, скорее, можно назвать экономическую модель, существовавшую в советское время. В России курс взят даже не просто на смешанную экономику, а на тесное взаимодействие двух ее секторов -государственного и частного с перспективой изменения баланса в пользу частного сектора. Важно отметить, что государственные предприятия или предприятия с государственным участием функционируют как субъекты рыночных отношений, открыта возможность их частичной или полной приватизации.

Перетоку избыточных государственных функций к частнопредпринимательским структурам могла бы способствовать и административная реформа. К сожалению, она скончалась, ограничившись реорганизацией правительства и простой инвентаризацией избыточных государственных функций в экономике. Надо надеяться, что административная реформа, которая призвана ударить по всевластию чиновничества в России, будет реанимирована.

Сегодня противники государственного участия в развитии экономики сконцентрировались на вопросе: не слишком ли большая роль отводится государству в российском рыночном хозяйстве? Действительно, государство вернуло контроль над «Газпромом», приобрело активы «ЮКОСа» и «Сибнефти», является главным акционером Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк России) и Банка внешней торговли (Внешторгбанк), монополистом в экспорте вооружений. А теперь, в 2007 году, созданы мощные государственные корпорации в различных областях экономики.

Не думаю, что такое наращивание государственного участия в производстве отбрасывает страну назад. Специфика перехода к рыночному хозяйству в России приве-

ла к тому, что выросшая не из производства и не из научно-технических прорывов преобладающая часть крупных бизнесменов погрузилась в сказочно прибыльную добычу энергоносителей. В создавшихся условиях лишь государственное участие в экономике оказалось способным обеспечивать ее отход от односторонней сырьевой ориентации, которая уготавливала ей незавидное будущее второстепенного члена мирового сообщества. Начавшаяся перестройка структуры экономики уже проявилась в том, что в 2007 году почти две трети ВВП были созданы за счет внутреннего фактора - строительства, торговли, обрабатывающей промышленности.

Добывающая промышленность за год выросла на 2 процента, обрабатывающая -на 9,4 процента, причем машиностроение -на 20 процентов за 10 месяцев. Соотношение между этими показателями вполне удовлетворительное, но отход от сырьевой экономики отнюдь не означает ослабление внимания к развитию топливно-энергетического комплекса, а это происходит на деле. Не прилагается должных усилий, в том числе законодательных, чтобы решить вопрос увеличения запасов нефти за счет геологоразведочных работ. Выводится из оборота большое число нефтяных скважин - не осуществляются необходимые затраты для повышения коэффициента извлечения нефти.

Негативно сказывается и тот факт, что мы задержались с признанием необходимости промышленной политики, начисто отвергаемой сначала псевдолибералами, а затем и их последователями. А такая политика означает стимулирование, в том числе бюджетное, развития национально значимых отраслей и производств, которые отстают или деградировали. Проблема выработки промышленной политики существует и сегодня.

Оценивая экономические результаты

2007 года, можно прийти к выводу, что сделано недостаточно для создания льготных условий, поощряющих предпринимателей инвестировать в инфраструктуру и обрабатывающую промышленность, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, внедрять но-

вации в производство. Следовало бы уделить больше внимания увеличению капитализации банков, сдерживанию роста тарифов естественных монополий. Сконцентрировавшись хоть и на важных, но фискальных функциях, правительственные финансисты, как правило, не стали инициаторами использования экономических рычагов для решения этих важнейших стратегических задач для России. При этом часто или отсутствует элементарная административная дисциплина исполнения решений и указаний высшей власти, или они неоправданно медленно исполняются. И практически никто не несет за это ответственность. Примером могут служить такие институты развития, как Инвестиционный фонд, Банк развития, Российская венчурная компания и другие. Само их создание является несомненным достижением, но явные недочеты в работе исполнительной власти на всех ее уровнях привели к серьезному торможению выделения и использования государственных средств. Это негативно сказывается на осуществлении федеральных целевых программ (ФЦП). Хорошо, что правительство во главе с В.А. Зубковым стало уделять значительно большее внимание эффективности государственных вложений.

3. Перевод экономики на инновационные рельсы.

В советское время, несмотря на передовые достижения фундаментальных наук, их претворение в жизнь, как правило, ограничивалось военной сферой. Гипертрофированный рост военно-промышленного комплекса (ВПК), обусловленный в том числе и международной обстановкой, тормозил развитие гражданского производства. Оно отставало от зарубежных аналогов и потому, что в СССР путь от научного открытия через развитие прикладной науки до реализации в производстве по времени занимал в 2-3 раза больше.

Переход экономики на инновационные рельсы не произошел и в 1990-е годы, уже на рыночной стадии развития России. Ставшие у руля экономики псевдолибералы считали, что технический прогресс возникнет главным образом из рыночной конкуренции. Так действительно происходит в стра-

нах с развитой рыночной экономикой, но не в России, где крайне недостаточны затраты предприятий на обновление основных фондов и на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Отойдя от представлений псевдолибералов, упор был сделан на целенаправленное государственное регулирование. Однако оно еще не стало эффективным в деле стимулирования модернизации производства. В нашей стране пока еще медленно развиваются венчурные компании, а также особые экономические зоны, призванные стать механизмом поддержки высокотехнологичного производства и экспорта. Непонятно их отсутствие на Дальнем Востоке. Намечалось осуществление многих мер, призванных стимулировать перевод экономики на инновационные рельсы, но откладывалось на 2008-2010 годы. Такая медлительность не позволительна для России. Насколько важны организационные меры для инновационного развития экономики опять показывает пример Китая. В России в 5 раз больше ученых на тысячу населения и в 2,5 раза больше выпускников инженерных специальностей, чем в Китае. В то же время на мировом рынке наукоемкой продукции доля Китая достигла 6 процентов, а доля России - около 0,5 процента.

В плане инновационного развития экономики нашей страны в 2007 году следовало бы выделить меры, направленные против ослабления военно-промышленного комплекса. Дело не только в том, что от производства новых поколений оружия зависит безопасность России. Дело также в том, что, во-первых, накопленный в ВПК в советский период и еще не растраченный интеллектуальный потенциал может и должен быть использован для инновационного развития сугубо гражданских отраслей, и, во-вторых, в стране существует реальная возможность выйти на концепции «двойных инноваций» для их одновременного использования в военном и гражданском секторах экономики. Опыт США наглядно показал, что военнотехническая политика является одной из форм инновационной политики. В 90-е годы прошлого века Министерство обороны США обозначило и профинансировало реа-

лизацию 22 «критических технологий», из них 75 процентов имело двойное назначение. В результате был создан мощный импульс для инновационного развития американской экономики.

4. Использование для многостороннего развития России средств, полученных за счет высоких мировых цен на экспортируемое сырье.

Впервые в истории СССР и России золотовалютные запасы приблизились к 500 миллиардам долларов. Стабилизационный фонд, в который поступают доходы от высоких цен на экспорт нефти, составил почти 4 триллиона рублей. К этому следует добавить еще и высокий профицит федерального бюджета - более 7 процентов. Все это создало беспрецедентные возможности для развития экономики и подъема жизненного уровня населения нашей страны. Однако не так легко оказалось преодолеть сопротивление тех, кто стремился положить эти огромные доходы в «кубышку», исходя из, казалось бы, благородных целей: создать «амортизаторы» на случай резкого сокращения мировых цен на нефть и газ, а также выплатить внешние долги, так как «любые затраты внутри России вызовут волну инфляции».

Между тем, не отрицая возможности некоторого сокращения цен на нефть и газ, практически все мировые эксперты исключают обвал цен. Вопреки этим прогнозам федеральные бюджеты в России верстались исходя из резко заниженных цен на нефть. Но даже если мировые цены действительно опустятся ниже прогнозируемого правительством уровня, что крайне маловероятно, то все равно создаваемых «амортизаторов» хватит лишь на небольшое время. Гораздо важнее диверсифицировать экономику.

Что касается погашения внешних долгов Советского Союза и России, то они действительно были снижены на 90 миллиардов долларов. Но сокращение государственного долга сопровождалось быстрым увеличением внешнего корпоративного долга, который в 2007 году достиг астрономической цифры - 300 миллиардов долларов. Эти внешние займы, в том числе, хочу

подчеркнуть, государственных компаний («Газпром», «Роснефть», Внешторгбанк, Сбербанк России), получены под проценты, превышающие проценты от размещения средств Стабилизационного фонда за рубежом. Речь не идет о том, чтобы лишить частных и государственных предпринимателей возможности получать иностранные кредиты. Отнюдь нет. Однако нужно уделить необходимое внимание развитию и удешевлению внутренних источников кредитования, в том числе при использовании части накопленных государством финансовых средств.

Правительственные финансисты зачастую задаются вопросом: что приоритетнее - экономический рост или борьба с инфляцией? Разговор, естественно, не о том, чтобы не считаться с инфляционным подъемом. Дело не в отказе от вложений, а в том, куда и как вкладывать. Тем более что в России инвестиции в экономику не раскручивают инфляцию, так как снижают стоимость кредита. Вместе с тем инфляцию, которая в 2007 году достигла почти 12 процентов, подстегивает неуправляемое скачкообразное повышение цен, в том числе на продовольственные товары и услуги, а поиски и применение реальных механизмов для предотвращения этого явления часто уступают место призывам к санации денежной массы в обращении.

Антиинфляционные меры должны осуществляться, но не ценой отказа от экономического развития нашей страны и подъема уровня жизни населения. Этот принцип лег в основу решения о разделе Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния с февраля

2008 года. Первые миллиарды рублей уже выведены из Стабилизационного фонда на цели развития. Таким образом, определено правильное направление. Однако непомерно большим представляется Резервный фонд, установленный в размере 10 процентов от ВВП. Величина золотовалютных запасов в 5 раз превышает целесообразный максимум, который в мировой практике определяется суммой полугодового импорта. Вызывает сомнение и 7-процентный профицит в бюджете.

5. Ориентация экономического развития и деятельности государства в других сферах на подъем уровня жизни населения.

Это важная характеристика курса, которым пошла Россия. Старт был дан с очень низкой отметки. Общие потери российской экономики за время проведения либеральных реформ в 1992-1998 годах превысили более чем в 2 раза потери советской экономики в годы Второй мировой войны.

На восстановительном этапе борьба с бедностью в России, по сути, ограничивалась лишь небольшими прибавками к пенсиям и заработным платам бюджетников. В настоящее время положение меняется. В 2007 году это выразилось в том, что рост реальных доходов населения почти в полтора раза превысил рост ВВП. Произошло снижение уровня безработицы, однако в деревнях и малых населенных пунктах он все-таки остается высоким.

Серьезный разворот экономики страны к социальной сфере обозначили четыре национальные программы - по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства. Социальная ориентация развития России может быть обеспечена, когда национальные программы приобретут не одноразовый, а многолетний характер. Особенно это должно сказаться на выходе страны из демографического кризиса. В 2007 году выросла рождаемость и сократилась смертность - это очень важный показатель полезности предпринимаемых мер. Но другим аспектом демографической проблемы является отток населения из азиатской части России в европейскую. Не следует забывать, что за Уралом, в азиатской части России, на площади в 15 миллионов квадратных километров, что в 5 раз больше территории европейской части нашей страны, проживают всего около 20 миллионов человек, но там сосредоточено 80 процентов природных богатств России. Прекращение оттока и рост населения за Уралом может обеспечить лишь обгоняющее среднероссийский уровень социально-экономическое развитие Дальнего Востока, Восточной Сибири и Забайкалья. Не последнее место в дости-

жении этой цели принадлежит политике дозированной и контролируемой иммиграции. Обо всем этом мы говорили и говорим, а делами похвалиться пока не можем. Это - серьезный недочет, который может обернуться стратегическими потерями для России.

Одним из самых болезненных и, я бы даже сказал, опасных явлений становится сохраняющийся уровень неравенства доходов в российском обществе, который превышает показатели не только большинства экономически развитых, но и многих стран с переходной экономикой. Общеизвестно, что перераспределение доходов от богатой к бедной части общества происходит в том числе через подоходный налог. Ни в одной цивилизованной стране шкала налогообложения не является, как в России, плоской. В нашей стране наряду с введением прогрессивной шкалы налогообложения, скажем, до 20 процентов, следовало бы вообще освободить от подоходного налога тех, кто живет по соседству с официально определяемой чертой бедности.

Государство далеко не исчерпало свои возможности в деле роста среднего класса. Главным источником его пополнения служит развитие малого и среднего бизнеса. Вообще, для современной России выращивание, не боюсь этого слова, малого и среднего предпринимательства имеет огромное значение. Своеобразный «флюс», который появился у нас в виде крупных компаний, должен быть ограничен нормальной конкуренцией, в том числе в ценообразовании и в свободном входе на рынки. Нужно преодолеть лоббирование крупных собственников против ужесточения антимонопольного законодательства и ввести механизмы по изъятию значительной части сверхприбыли, возникающей в результате искусственно созданных монопольных ситуаций на рынках. Разве не поучителен в этом отношении пример США, где в 2007 году конгрессом был принят закон, по которому предусматриваются штрафные санкции до 150 миллионов долларов для фирм и 3 года тюремного заключения для их руководства за неоправданное повышение цены на бензозаправках.

Внутренняя политика

Не хочу вести бесплодную с моей точки зрения полемику с тезисом, что главное для России - создание типа демократии, предписанного ее национальными и историческими особенностями. Гораздо важнее определить внутриполитический курс, проводимый в нашей стране, как направленный на обеспечение комплекса целей, а именно:

• сохранение целостности России,

• совершенствование государственного федерального устройства,

• укрепление безопасности населения,

• борьба с коррупцией,

• защита конституционных прав человека,

• создание условий для всестороннего развития личности.

С защитой целостности России была связана борьба против поднимавшего голову сепаратизма на Северном Кавказе. В 2007 году можно с уверенностью прийти к выводу, что эта борьба или, если хотите, война выиграна. Конечно, еще полностью не подавлены разрозненные группы бандитов, которые действуют в основном в Дагестане и Ингушетии и подчас совершают террористические акты на других российских территориях. Но перелом произошел, когда действия федеральных сил против чеченских боевиков были подкреплены и усилены самими чеченцами.

В настоящее время центр тяжести перемещается в сторону совершенствования вертикали власти и государственного федерального устройства нашей страны. Необходимость политической централизации в такой огромной стране, как Россия, очевидна. Сегодня, можно считать, укреплено звено, связывающее центр с регионами. Меньше достижений на отрезке вертикали власти между регионами и муниципалитетами: сделано далеко не все для определения прав и обязанностей тех и других, распределения полномочий.

Но политическая централизация - это одна сторона медали. На другой сторону - необходимость передавать больше экономических прав от центра регионам и, соответственно, от регионов муниципалитетам.

Практически этот процесс начинается. Министерство регионального развития Российской Федерации будет распоряжаться суммой, составляющей более трети всех финансовых ресурсов страны.

Очевидна необходимость разработки всей системы бюджетного федерализма с тем, чтобы решить целый ряд задач:

• оптимизировать налоговое распределение средств между центром и регионами, регионами и муниципалитетами;

• стимулировать субъекты федерации и муниципалитеты на использование своих возможностей для экономического развития;

• активизировать хозяйственную деятельность экономически мощных регионов в других регионах.

Проблемы депрессивных субъектов Российской Федерации могут быть решены и за счет внутристрановой миграции капиталов, создания смешанных межрегиональных компаний.

В федеральном строительстве многое будет зависеть от четкого продолжения уже начавшейся практики укрупнения регионов. Современное российское федеральное государство базируется на том административно-территориальном делении, которое существовало в советский период. Но тогда высшими целями было решение политических задач. Пересмотр административного устройства России необходим также для решения экономических и социальных задач. Однако укрупнение субъектов федерации часто упирается в сложную, но чрезвычайно важную для государства с федеративным устройством проблему межнациональных отношений. Российский феномен заключается в том, что ряд административных образований потерял свой национальный характер по составу населения - так называемая титульная нация составляет сравнительно небольшой процент. При социально-экономической целесообразности объединения такого субъекта федерации с другим Россия пошла правильным курсом, сохранив культурную автономию для утрачивающей административный статус титульной нации. Конечно, этот процесс не затронет те национальные автономии, где

коренное население превалирует. Именно коренное, которое может существовать в виде не одной, а двух или даже больше наций или этнических групп. Объективная необходимость укрупнения российских регионов, очевидно, в будущем также приведет к объединению малых областей с преимущественно русским населением.

Для такого многонационального и многоконфессионального государства, как Россия, особенно важна выверенная национальная политика. Ее значение также возрастает в связи с иммиграцией (временной и постоянной) в нашу страну миллионов жителей других бывших республик Советского Союза. Причем состав иммигрантов все больше меняется в пользу нерусских. В таких условиях опасность таит в себе разгул ксенофобии. Общество «раскачивается» на основе любой идеи, не имеющей интернациональный, общероссийский характер. Шовинизм и национализм подпитывают друг друга.

В своих выступлениях в конце 2007 года В.В. Путин неоднократно говорил о необходимости защиты курса, которым пошла Россия. Не думаю, что в этом плане речь идет о тех, кто мечтал бы о возвращении к командно-административной модели. Это небольшая группка, которую не нужно путать с большим слоем населения, испытывающим ностальгию по великому государству - СССР. К тому же у этой группки нет покровителей вне России. Однако этого не скажешь о псевдолибералах, сблизившихся с олигархами. Хочу подчеркнуть, что понятия «олигархи» и «крупные предприниматели» неидентичные. В нашей стране олигархами становились те крупные бизнесмены, которые рвались к власти, внедряли своих людей на различные государственные посты, создавали и поддерживали коррупционную практику чиновничества. Чудовищно разбогатев в результате грабительских условий приватизации, эта группа в период президентства Б.Н. Ельцина, сращиваясь с государственным аппаратом, заняла особое положение в стране.

Сегодня, можно считать, тенденция перехода власти в руки олигархов подавлена. Но это не означает, что псевдолибералы,

которые пользуются поддержкой недружественных России внешних сил, отказались от стремления вернуть страну во время их правления, в 1990-е годы. Это не снимает вопрос о необходимости видеть и другие опасности, которые угрожают нашему обществу. Главная из них исходит от той части государственного аппарата, которая стремится обеспечить свою деятельность не демократическими средствами, а созданием командно-рыночной системы. Такие государственные служащие, как правило, сращиваются с бизнесом, лоббируют интересы его различных групп. Эта часть государственного аппарата является рассадником коррупции, которая в России превращается в эпидемию. По словам начальника Управления контроля за размещением заказа Федеральной антимонопольной службы, размер взятки при государственных закупках может достигать 50 процентов от стоимости заказа.

Потенциальная опасность для курса, направленного на развитие демократии в России, - призрак однопартийности. Если восторжествует мнение о том, что Госдума не является местом для дискуссий, о чем говорилось вслух, то это будет означать начало деградации всей российской общественнополитической системы.

Внешняя политика

Процесс возрождения России не мог не сказаться на ее месте и роли на мировой арене. Позади остался период, когда после развала СССР Россию не без причины рассматривали как страну, готовую быть ведомой, лишь бы «попасть в цивилизованное общество».

Главной чертой внешнеполитического курса, которым пошла наша страна при президентстве Путина, стало отстаивание национальных интересов. Причем Россия стремится решать эту задачу не через конфронтацию с кем бы то ни было, без попыток укрепить свои позиции путем создания военных блоков, но развивая многосторонние отношения с государствами, расположенными на различных континентах. Это отнюдь не означает, что Россия не способ-

на дать отпор в случае посягательства на ее жизненные интересы - резко возросла обороноспособность страны, можно считать, из руин девяностых годов поднимаются ее вооруженные силы.

Внешняя политика во все большей степени направляется на восстановление России в качестве державы мирового класса. Это создает важное условие для обеспечения целостности страны, преемственности того курса, которым она пошла в последние годы, стабильности в регионе и на глобальном уровне, успеха мер, принимаемых с целью предотвращения распространения ядерного оружия, действий, направленных на обуздание международного терроризма.

Внешнеполитический курс России выработан с учетом многополярного мироустройства, в который вписывается наша страна. На неудачу обречены те, кто не считается с этой объективной реальностью. Так случилось и с самой сильной на сегодняшний день в экономическом и военном планах страной - Соединенными Штатами. В обход Организации Объединенных Наций они осуществили военные действия против Ирака, который, как выяснилось, не представлял угрозы ни для США, ни для их союзников, ибо не обладал и не производил ядерное оружие. Итоги односторонних действий США очевидны: Ирак оказался погруженным в многолетний хаос, подведен к черте раскола, превращен в плацдарм террористов. Можно полагать, что США не преследовали этих целей, но именно к таким результатам привела политика унилатерализма. США также не исключают применения военной силы против Ирана, правда, это осуществить много сложнее после провала в Ираке. К тому же американская национальная разведка опубликовала доклад, отрицающий наличие у Ирана военной ядерной программы.

Не может не затрагивать интересы России и бездумная настойчивость США и ряда их союзников в предоставлении независимости Косово. Дело в том, что отделение части территории Сербии - феномен насильственного выделения автономии из состава унитарного государства. Это может стать прецедентом, которым воспользуются

многие сепаратистские силы, чтобы подорвать с таким трудом установленную стабильность во многих странах. США предпринимают и другие действия, вызывающие опасения с нашей стороны. К ним следует отнести и ничем не оправданное размещение элементов стратегической ПРО в Восточной Европе непосредственно у наших границ, и попытки установления американского контроля над политикой Грузии и Украины, и расширение военного союза НАТО, и планы размещения на постоянной основе американских военных баз вблизи российской территории.

Трудно представить, что эти действия предпринимаются для подготовки войны против России. Однако еще труднее расценить их как оборонительные в преддверии российской агрессии, в которую не верит ни один здравомыслящий политик. Остается прийти к выводу, что США осуществляют эти акции для давления на Россию с целью сорвать процесс восстановления ее равноправной ведущей роли в международных делах. Такая политика США увеличивает шансы роковой случайности. При этом есть основания считать, что цель американской политики не ограничивается давлением на Россию. После иракского провала в администрации США возобладало мнение, что причина случившегося не в ущербности доктрины унилатерализма, а в том, что одностороннюю американскую операцию автоматически не сопроводили своей поддержкой ведущие европейские союзники США. Такой автоматизм действовал во время холодной войны, когда США взяли на себя функцию обеспечения безопасности Западной Европы. А после окончания холодной войны произошло экономическое сближение Западной Европы и России - резкое увеличение объема торговли, взаимные инвестиции, осуществление совместных проектов. В попытках восстановить «блоковую дисциплину» в новых условиях, очевидно, не последнюю роль играют и запугивание Европы российской «энергетической экспансией», и размещение ПРО для «защиты Европы от иранской ракетной угрозы», и опора на новых членов НАТО, которые не в пример старым не перечат Вашингтону.

В 2007 году Россия проводила свой внешнеполитический курс в сложных условиях. Были выведены базы из Грузии, но наши миротворцы продолжают находиться в зонах разграничения грузино-абхазских и грузиноюжноосетинских сил. Не вступив в гонку вооружений, Россия укрепляет адекватный возникающим угрозам свой военный потенциал. Настаивая на необходимости принятия всеми европейскими странами адаптированного ДОВСЕ, исключающего создание военных преимуществ одних стран над другими, Россия вместе с тем заявляет о готовности вести конструктивные переговоры. Москва ищет удовлетворяющие стороны развязки в вопросах создания стратегической ПРО. И самое главное - Россия стремится к тому, чтобы различия в позициях с Соединенными Штатами или с Европейским союзом не возродили холодную войну. Это было бы катастрофически неприемлемо для всего мирового сообщества, особенно, когда без США, России, Китая, Европейского союза невозможно противодействовать расползанию ядерного оружия, вести борьбу с международным терроризмом.

Внешнеполитическая картина для России 2007 года будет неполной, если не сказать о нашей линии в отношении стран СНГ. Положение на просторах Содружества сложилось далеко не простое: центробежные силы оказались сильнее центростремительных. В этих условиях Москва сосредоточилась на процессах интеграции в евразийском направлении, в таможенном союзе, наконец, в шанхайской шестерке. Эти меры рассчитаны и на то, чтобы сохранить Содружество.

Таков в общих чертах курс, которым шла Россия в последний год президентства В.В. Путина. Уверен, что приверженность этому курсу станет критерием при избрании нового президента. Сохранение В.В. Путина в большой политике будет способствовать тому, что новый президент обеспечит преемственность курса, одновременно борясь с теми недостатками, которые имеют место, и с теми группами, которые хотели бы либо развернуть Россию назад к 90-м годам прошлого века, либо погрузить ее в командно-рыночную атмосферу.

® КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР

18-19 марта 2008 года, Москва ' ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ

БиаГЯнары КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

новое в таможенном оформлении

грузовая таможенная декларация. Правила заполнения. Приказы Федеральной службы по тарифам от 4 сентября 2007 года № 1057 и от 3 августа 2006 года № 724 валютный контроль, осуществляемый с участием таможенных органов

практика совершения таможенных операций при применении различных таможенных режимов

таможенный контроль после выпуска (постконтроль)

новое в вопросах исчисления, уплаты и взимания таможенных платежей

таможенная стоимость товаров: развитие нормативной правовой базы и проблемы

правоприменительной практики

система тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности ответственность за нарушение таможенных правил

Получить более подробную информацию о семинаре Вы можете у организатора —

ЗАО «Бизнес-семинары» www.business-seminars.ru E-mail: info@business-seminars.ru Тел.: (495) 937-5809 Факс: (495) 363-0258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.