Научная статья на тему 'Защитные меры в торговой политике России'

Защитные меры в торговой политике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1057
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМПИНГ / АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА / СУБСИДИИ / КОМПЕНСАЦИОННАЯ ПОШЛИНА / ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТНАЯ МЕРА / DUMPING / ANTI-DUMPING DUTY / SUBSIDY / COMPENSATION DUTY / FOREIGN-TRADE INQUEST / SPECIAL PROTECTIVE MEASURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Владислав Дмитриевич

Анализируется процесс формирования в России правовых и экономических основ применения современных защитных мер регулирования внешнеторговой деятельности. Рассматриваются шаги Правительства России по пресечению дискриминационных торговых мер в отношении российских экспортеров, предпринимаемые зарубежными государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTIVE MEASURES IN RUSSIAN TRADE POLICY

The article covers an analysis of forming legal and economical basis of protective measures in Russian foreign-trade activity. The Russian government's moves orientated on banning discriminated trade measures that foreign countries use against Russian exporters are exposes.

Текст научной работы на тему «Защитные меры в торговой политике России»

того, перед каждым регионом ставится задача разработать пилотное направление. Предполагается, что в дальнейшем практика его реализации будет распространена на территории всего федерального округа. В связи с этим определение пилотных направлений становится приоритетным. По этим направлениям «ответственные» субъекты Федерации в установленные сроки обязаны разработать концепцию; определить механизм мониторинга пилотного направления; предложить методики реализации проекта; обсудить вопросы совершенствования системы гражданской службы по закрепленному направлению; сформулировать предложения по плану совместных мероприятий (действий) регионов.

Ожидаемые результаты реализации Федеральной программы могут быть достигнуты через осуществление прорывных, инновационных идей и предложений. Именно поэтому за основу разработки пилотных направлений целесообразно принимать конкретные ожидаемые результаты, а также целевые индикаторы и показатели, утвержденные Федеральной программой. Это убедительно подтверждается практикой регионов Приволжского федерального округа.

Список литературы

1. Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2002 год / А.Г. Барабашев, Х.А. Беков, Т.В. Зайцева и др. - М.: Весь мир,2003.

2. Реформа государственного управления в России: взгляд изнутри.-М.: ООО «Гендальф», 2004.

3. Реформа государственной службы Российской Федерации (2000 -2003 годы) / рук. авт. колл. А.Г Барбашев.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.

© Антошина Н.М., 2011

В.Д. Баранов

ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ В ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

БАРАНОВ Владислав Дмитриевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры правового регулирования рыночной экономики РАГС (e-mail: vladba-ranov@rambler.ru)

Аннотация. Анализируется процесс формирования в России правовых и экономических основ применения современных защитных мер регулирова-

ния внешнеторговой деятельности. Рассматриваются шаги Правительства России по пресечению дискриминационных торговых мер в отношении российских экспортеров, предпринимаемые зарубежными государствами. Ключевые слова: демпинг, антидемпинговая пошлина, субсидии, компенсационная пошлина, внешнеторговое расследование, специальная защитная мера.

К концу минувшего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности. Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2010 г. составил почти 45% ВВП, это один из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.

Усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с усилением геополитического соперничества за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, за наиболее емкие национальные рынки развивающихся стран. Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности при сохранении и развитии открытости российской экономики и ее активного участия в формировании новых подходов к регулированию мировых товарных рынков.

Международное торговое право, как и российское законодательство, предусматривает возможность в определенных строго формализованных случаях применение мер регулирования ввоза товаров, объединенных одним понятием «защитные меры во внешней торговле». Эти меры в интересах национальных производителей товаров, содействуют формированию добросовестной конкуренции на национальных рынках, а в итоге служат гармонизации международных рынков, упорядочению развития национальных экономик. Согласно нормам регулирования международной торговли, документам ВТО специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры носят исключительный характер, а правила и регламенты их применения являются весьма сложными и комплексными как с правовой, так и с экономической, торгово- политической точек зрения.

Документы ВТО по защитным мерам включают три основных соглашения: Соглашение по специальным защитным мерам, Соглашение о применении ст. VI ГАТТ-94 (антидемпинговые процедуры), Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. Причем они настолько основательны и детализированы, что это дает справедливое основание международному экспертному сообществу именовать их «Защитным кодексом», «Антидемпинговым кодексом», «Компенсационным кодексом»1.

1 См.: Зенкин, И.В. Право Всемирной торговой организации. - М., 2003.- С. 89, 104, 116.

Россия, не являясь пока членом ВТО, регулирует режим защиты своего национального рынка товаров внутренним законодательством, которое принято в строгом соответствии с названными соглашениями ВТО, включая и ту ее часть, которая касается соответствия нормам, правилам, процедурам проведения необходимых внешнеторговых расследований1. В отличие от порядка применения тарифных и нетарифных мер во внешней торговле, которые носят регулятивный, ординарный характер, применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, согласно международным и российским национальным нормам, должно предшествовать внешнеторговое расследование. Данная мера, очевидно, свидетельствует о чрезвычайном характере их применения.

Сегодня можно с полным основанием утверждать, что российское законодательство в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер полностью сформировалось, в целом соответствует международным нормам и правилам и проходит небезуспешную проверку в международной правоприменительной практике.

Специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры некоторые российские эксперты склонны относить к разновидности нетарифных ограничений. По нашему мнению, данные меры представляют самостоятельную достаточно специфическую область, в которой применяются исключительные меры регулирования внешней торговли товарами. По содержанию, администрированию их применения эти меры принципиально отличны как от таможенно-тарифных, так и от нетарифных мер. В данной области регулирования присутствуют сугубо административные инструменты, хотя и имеющие экономические параметры в форме заградительных пошлин.

По механизму воздействия на российский импорт административные меры ограничивают объем ввоза товара на определенном заданном уровне, не позволяя разрастаться, даже в случае увеличения объема потребления. Заградительный характер применяемых защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин изменяет объем ввозимых в страну товаров иностранного производства обратно пропорционально уровню импортных цен2.

Защита экономических интересов Российского государства посредством защитных мер при осуществлении внешней торговли товарами, на наш взгляд, преследует достижение определенных целей по меньшей мере в двух сферах:

в сфере глобальной мировой экономики посредством обеспечения необходимых и достаточных условий для эффективной интеграции россий-

1 См.: Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года (№ 165-ФЗ) и Федеральный закон «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 года (№ 291-ФЗ).

2 См.: Основы торговой политики и правила ВТО / под ред. А.В. Данильцева.-М.: Международные отношения, 2005.- С.143, 172.

ской экономики в систему международного разделения труда и продвижение отечественных конкурентоспособных товаров на внешние рынки;

в области национальной экономики в форме защиты отраслей российской экономики и отдельных хозяйственных субъектов от неблагоприятного (негативного) воздействия недобросовестной иностранной конкуренции на внутреннем рынке товаров.

Наиболее важными и наиболее распространенными во внешней торговле России мерами по защите отечественного рынка являются специальные защитные меры. Экономический смысл применения защитных мер, в отличие от традиционных таможенных пошлин и количественных ограничений, состоит не столько в создании более благоприятных условий для конкуренции национальных предприятий с иностранными поставщиками, сколько в компенсации или предотвращении тех случаев, когда национальные производители временно оказываются абсолютно неспособными противостоять иностранной конкуренции. При этом целесообразность применения защитных мер зачастую обосновывается необходимостью предоставления возможности предприятиям, продукция которых конкурирует с импортной продукцией, адаптироваться к новым условиям в течение того времени, пока действуют защитные меры. По данным Минэкономразвития, на долю специальных защитных мер приходится почти четверть из данного комплекса положительных результатов внешнеторговых расследований. Подобный удельный вес специальных защитных мер в целом характерен и для международной торгово-политической практики.

Наиболее сложной, но и наиболее распространенной в международной торговой практике, является применение государствами антидемпинговых мер в качестве одного из средств защиты отечественной отрасли и национальных рынков. На их долю приходится основной объем внешнеторговых расследований. Демпинговый экспорт используется для увеличения объема продаж товара или повышения его доли на рынке, установления контроля над сегментом рынка или устранения конкурентов, а также для освобождения от излишних запасов товара.

Поскольку выгода от внешней торговли складывается из двух операций (экспорта и импорта), то даже при реализации товара по цене, не покрывающей затраты, предприниматель имеет возможность приобрести за границей другой товар, сбыт которого внутри страны не только компенсирует ему потери при демпинговом экспорте, но и может дать значительную прибыль1. Итак, в основе демпингового экспорта лежит стремление скрытого внедрения на рынок страны-импортера принципов недобросовестной коммерческой практики.

Как известно, субсидии являются широко распространенным средством стимулирования производства и экспорта, используются большинством государств. Но прямое субсидирование экспорта, способствуя снижению цен

1 См.: Шепенко, Р.А. Антидемпинговый процесс.- М.: Дело, 2002,- С. 15, 186.

на экспортируемые товары, нередко затрагивает торговые интересы других стран. Субсидии, обеспечивая защиту внутреннего рынка от импортных товаров, нередко искажают условия конкуренции. В связи с этим под воздействием негативных последствий субсидируемого экспорта Россия вынуждена применять защитные меры в виде применения компенсационных пошлин.

В условиях интеграции России в глобальные экономические процессы защита национального рынка, очевидно, должна носить системный и надежный характер. Видимо, именно эти соображения легли в основу принятых дополнительно мер защиты национального рынка в рамках реализации Закона «О специальных экономических мерах». К подобным мерам относятся запрет на совершение определенных действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан и (или) возложение обязанности совершения таких действий и иные ограничения.

На наш взгляд, принято достаточно широкое толкование специальных экономических мер, которые могут быть направлены на приостановление реализации всех или части программ экономической и технической помощи России зарубежным странам, программ международного военно-технического сотрудничества. Меры могут предусматривать запрещение финансовых операций и установление ограничений на их осуществление, запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление. Предусматривается даже возможность прекращать или приостанавливать действия международных торговых договоров или иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей. Изменять вывозные и (или) ввозные таможенные пошлины, запрещать или ограничивать заходы в порты России судов и использовать воздушное пространство Российской Федерации или отдельных его районов. Устанавливать ограничения на осуществление туристской деятельности; запрещать или отказываться от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

Судя по всему, специальные экономические меры могут носить только временный характер и применяться независимо от других мер, направленных на защиту и обеспечение интересов Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан. Достаточно пространно в законодательстве изложено и основание для их применения: в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушения прав и свобод ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.

Продолжает сохранять актуальность проблема доступа экспорта товаров российских компаний на глобальные рынки и прежде всего в контексте применения в отношении них защитных, антидемпинговых и компенсационных мер со стороны наших партнеров. Российская Федерация по-прежнему входит в десятку наиболее дискриминируемых стран мира. По состоянию на начало 2010 г. против российских товаров зафиксировано 98 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами, в том числе 40 антидемпинговых мер, 11 специальных защитных мер и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся четыре антидемпинговых, четыре специальных защитных расследования, а также пять пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер, применяемых иностранными государствами, в том числе 40 антидемпинговых мер, 11 специальных защитных мер и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 4 антидемпинговых, 4 специальных защитных расследования, а также 5 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер. По данным Минэкономразвития России, в настоящее время только прямые потери российских экспортеров от торговых ограничений, действующих на внешних рынках, составляют более 2,5 млрд долл1.

Сегодня ограничительные меры в отношении российских товаров применяют Австралия, Аргентина, Азербайджан, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, КНР, Мексика, Перу, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР, а также Евросоюз. К сожалению, не удалось избежать взаимного применения защитных мер и между странами, с которыми Россия формирует тройственный таможенный союз. К наиболее проблемным рынкам, в которых заинтересованы российские экспортеры и на которых проводится агрессивная торговая политика защиты от российского экспорта, относятся рынки ЕС, Мексики, Австралии, США, Индии, Узбекистана, Украины. Более половины всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химикаты.

Украина после вступления в 2008 г. в ВТО весьма активизировала инициирование антидемпинговых и специальных защитных расследований, основными целями которых являются главным образом российские товары. В 2009 г. было начато еще четыре новых антидемпинговых расследования (железорудный концентрат, автомобильные шины, стальные тросы и канаты, шифер), два специальных защитных расследования (шарикоподшипники, полотна трикотажные). В свою очередь и российская сторона только за 2008 - 2009 инициировала семь внешнеторговых расследований в отношении условий импорта украинских товаров на российском рынке.

1 www есопоту. доу ги 2010. 27.03.

Многие российские экспортеры, очевидно, из-за низкого уровня профессионализма недооценивают последствия антидемпинговых расследований и нередко не участвуют в этой процедуре. В результате органы, проводящие расследования, руководствуются в определении демпинга информацией истцов, что ставит российских экспортеров в априори проигрышное положение. Игнорируется также возможность пересмотра ранее введенных пошлин при изменении торговых условий.

В последние годы успешное решение на межправительственном уровне вопроса о рыночном статусе российской экономики позволило несколько ослабить остроту проблемы внешнеторговых расследований в отношении российских экспортеров. Однако, согласно информации, поступающей из средств зарубежной печати, в 2009 г. торговые партнеры России, особенно стран Юго-Восточной Азии, для защиты национального производства от последствий глобального финансового экономического кризиса вновь стремятся активизировать применение широкого спектра антикризисных мер, используя в первую очередь меры селективной защиты.

Итак, Россия успешно накапливает положительный опыт проведения мер по защите рынка национальных товаропроизводителей, надежно отстаивает интересы российских экспортеров, если в отношении их товаров зарубежные органы внешнеторгового расследования применяют неправомерные дискриминационные действия.

На наш взгляд, работу федеральных органов исполнительной власти России, Торгово-промышленной палаты, как и их российских торговых и экономических представительств, аккредитованных в зарубежных странах, целесообразно сконцентрировать на том, чтобы доступ российских товаров на мировые рынки не подвергался дискриминации. В этих целях было бы правомерно действовать по двум основным направлениям:

1) предотвращать необоснованное установление торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта, включая пересмотр действующих антидемпинговых мер и ликвидацию барьеров в торговле со стороны торговых партнеров Российской Федерации;

2) устранять дискриминационный подход к российским компаниям на зарубежных рынках, включая решение проблемы признания рыночного статуса российской экономики и противодействие дискриминационному установлению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

Следовало бы повысить роль российских федеральных органов исполнительной власти в обеспечении юридической и процедурной чистоты и четкости в применении защитных, особенно антидемпинговых, мер при одновременном увеличении масштабов их использования. При этом надо решить вопросы финансирования создания юридической и консультационной инфраструктуры при проведении внешнеторгового расследования в России, подготовки кадров юристов, экономистов, специалистов международного бизнеса соответствующей квалификации.

Необходимо предпринимать серьезные политико-дипломатические шаги в направлении окончательного признания всем глобальным экономическим сообществом статуса России в качестве государства рыночной экономики. Известно, что ряд государств пока отказывается решить вопрос о рыночном статусе России, неправомерно требуя взамен получение каких-либо торгово-политических уступок. В результате рядом торговых партнеров не принимаются во внимание естественные конкурентные преимущества России. Как следствие, наблюдаются факты дискриминации российских товаров по ценовому фактору.

По нашему мнению, после присоединения к ВТО одним из наиболее реальных плюсов для России, очевидно, станет возможность отстаивать свои интересы, пользуясь поддержкой рабочих органов ВТО, и в коалиции с другими странами-участницами, заинтересованными в принятии тех или иных законов, добиваться отмены неправомерных действий, противоречащих международному законодательству. Как справедливо отмечают эксперты РАН в аналитической записке «Последствия присоединения России к ВТО», 30-40% торговых конфликтов могли бы быть урегулированы через механизм ВТО в пользу России.

Список литературы

1. Зенкин, И.В. Право Всемирной торговой организации. - М., 2003.

2. Основы торговой политики и правила ВТО / под ред. А.В. Данильцева. М.: Международные отношения, 2005.

3. Шепенко, Р.А. Антидемпинговый процесс.- М.: Дело, 2002.

© Баранов В.Д., 2011

И.И.Тимофеев

СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: РОЛЬ И МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ

ТИМОФЕЕВ Игорь Игоревич - заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Целевые Технологии» (e-mail: timofeev@aimtech.ru)

Аннотация. Рассматриваются проблемы среднего предпринимательства в России и за рубежом, а также место и роль средних предприятий в стимулировании экономического роста и укрепления стабильности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.