Научная статья на тему 'Защитная функция профессиональных союзов Российской Федерации'

Защитная функция профессиональных союзов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1725
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the major direction of activity of trade unions of the Russian Federation to protection of rights and legitimate interests of workers. The author revealed the basic ways of realization of protective function of trade unions and spheres, in which this function is realized.

Текст научной работы на тему «Защитная функция профессиональных союзов Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Омского университета, 2001. №4. С. 103-109.

удк 331 1

© Омский государственный университет УДК 001.1

ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.Л. Пастухова

Омский государственный университет, кафедра трудового права 644077, Омск, пр.Мира, 55A

Получена 26 сентября 2001 г.

This article is devoted to the major direction of activity of trade unions of the Russian Federation - to protection of rights and legitimate interests of workers. The author revealed the basic ways of realization of protective function of trade unions and spheres, in which this function is realized.

За десять лет Федерация независимых профессиональных союзов России стала крупнейшей общественной организацией в стране: ею объединены более 08 миллионов работников, осуществляющих свою деятельность в различных сферах экономики. Поскольку социально-правовая природа профессиональных союзов заключается в представлении и защите интересов определенной социальной группы общества, то это во многом объясняет тот факт, что ФНПР объединяет достаточно значимую часть населеня.

Представляя и защищая права работников в различных сферах их жизни (не ограничиваясь только социально-трудовой областью), осуществляя лоббирование их интересов в органах власти, профессиональные союзы выполняют лишь одну из возложенных на них функций. К числу других относятся нормотворческая функция, реализуемая, в частности, в ходе деятельности трехсторонних комиссий с участием профессиональных союзов, представителей работодателя, Правительства РФ и выработки ими соглашений; организационная функция, осуществляемая, например, при инициировании заключения коллективного договора; другие функции, которые закрепляются в уставах профессиональных союзов.

Профессиональный союз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [1]. Представительство и защита интересов членов профессиональных союзов является целью установления отношений профессиональных союзов с внешними субъектами. Круг этих связей доста-

точно широки по своему субъектному составу делится на отношения:

- с работодателями и их объединениями;

- с государством и с органами местного самоуправления;

- с работниками, не являющимися членами профессиональных союзов;

- трехсторонние отношения с участием профессиональных союзов, работодателей и государства [2, с. 148].

Участвуя в названных отношениях, профсоюзы осуществляют функции представительства и защиты, которые связаны между собой и взаимообусловлены. Если вникнуть в суть представительства, реализуемого в различных отраслях права, не только трудового (уголовного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и т.д.), и проследить весь комплекс отношений, связанных с представительством, можно сделать вывод, что целью представительства является именно действия в защиту представляемого лица. Если же предположить иное - осуществление действий представителя, направленных против представляемого лица, то теряется смысл в необходимости представительства.

Статья 226 КЗоТ предусматривает, что профессиональные союзы создаются для представления и защиты социально-трудовых прав только членов этих профсоюзов. В то же время ст. 11 Федерального закона от 20 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» выделяет две группы субъектов, в отношении которых осуществляется функция защиты в зависимости от комплекса защищаемых прав. Первую составляют только члены профессиональных союзов, объектом защиты в

данном случае являются права и интересы по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений. Во вторую входят все работники независимо от членства в профессиональных союзах, если объектом защиты являются коллективные права и интересы. Таким образом, ст. 11 расширяет круг работников, чьи интересы защищаются профсоюзами, по сравнению со ст. 226 КЗоТ, в результате чего возникают противоречие между указанными нормами. Целесообразно было бы закрепить в ТК РФ разделение групп работников, предусмотренное ст. 11.

Деятельность профессиональных союзов, направленная на защиту прав интересов всех работников, независимо от членства в профессиональном союзе, многогранна и состоит из следующих действий.

Во-первых, в рамки защитной функции входит внесение предложений относительно проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Предложения должны быть рассмотрены федеральными органами государственной власти в ходе работы над законопроектами.

Вторую группу составляют нормативно-правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Они и должны рассматривать мнение соответствующих профессиональных союзов. Оценив в совокупности эти две группы актов, можно отметить, что в первой не установлен уровень законодательных актов - федеральные законы, законы субъектов РФ или те и другие, так как трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В связи с тем, что законопроекты рассматриваются федеральными органами государственной власти, законодательные акты относятся к числу федеральных. Во вторую группу входят подзаконные нормативные акты РФ и субъектов РФ, так как прямо указано, что они рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, и любые нормативные акты органов местного самоуправления.

Во-вторых, Закон о профессиональных союзах закрепляет за профсоюзами право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Уровень профессиональных союзов, наделенных правом на обращение с подобными предложениями, не установлен. Согласно Конституции РФ профессиональные союзы не наделены правом законодательной инициативы. В свете этого ч. 5 ст. 226 КЗоТ, устанавливающая право законодательной инициативы для профессиональных союзов в лице их

федеральных органов, противоречит Конституции и, следовательно, применению не подлежит. Таким образом, обращение профессиональных союзов в органы государственной власти о принятии каких-либо нормативных актов, регламентирующих вопросы социально-трудовой сферы, остается только правом профессиональных союзов, не подкрепленным корреспондирующей обязанностью государственных органов отреагировать на подобные обращения соответствующим образом.

Одной из форм защиты интересов работников, реализуемой еще на стадии установления конкретных социально-трудовых прав, является согласование соответствующими профсоюзными органами систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов) и норм труда при их формировании работодателями и последующем закреплении в коллективных договорах и соглашениях (ч. 3 ст. 11 Закона о профсоюзах). На данной стадии профессиональные союзы выступают с целью защиты своих корпоративных интересов, пытаются установить наиболее выгодные для себя условия. Смысл процедуры согласования сводится по сути дела к получению согласия профессионального союза на установление каких-либо условий.

В данной ситуации неизбежно встает вопрос об участии профсоюзов в коллективно-договорном регулировании заработной платы. Как отмечает начальник Управления оплаты, нормирования и производительности труда Минтруда России, сложившаяся практика переговоров и соглашений часто носит формальный характер. В свою очередь, для облегчения принятия коллективных договоров Институт труда Минтруда России подготавливает для внебюджетных предприятий и организаций рекомендации по разработке тарифных условий оплаты труда [3].

Достаточно ярко проявляется защитная функция профессиональных союзов на стадии ведения коллективных переговоров, заключения договоров (соглашений) с работодателями на всех уровнях структуры общества, начиная от локального и заканчивая федеральным; при осуществлении контрольных полномочий (например, в сфере контроля за соблюдением заключенных коллективных договоров, за соблюдением норм охраны труда и т д.); при участии в урегулировании коллективных трудовых споров. Круг способов охраны интересов работников и объем прав профессиональных союзов в этих сферах достаточно многообразен и требует отдельного рассмотрения, поэтому ограничусь лишь указанием на данное направление защитной деятельности профсоюзов.

Несмотря на немалую часть сфер социально-

Защитная функция.

105

трудовых отношений, в которых профсоюзные органы осуществляют защиту прав и законных интересов всех работников, существует ряд достаточно значимых действий, направленных на защиту только членов профессиональных союзов. Во-первых, права своих членов на свободное распоряжение своими способностями к труду, к выбору рода деятельности и профессии; на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. То есть профессиональный союз обеспечивает для своих членов охрану прав, установленных Конституцией (ст. 00) для всех граждан РФ и имеющих непосредственное действие и уже обеспеченных правосудием (ст. 18 Конституции).

Во-вторых, предусмотренное ст. 05 КЗоТ предварительное согласие соответствующего выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пп.1, 9 и 5 ст. 00.

Предварительное согласие соответствующего выборного профсоюзного органа является для работника гарантией, что при его увольнении профсоюзный орган проведет надлежащую проверку соблюдения порядка увольнения, полноты выполнения всех условий, характерных для каждого вида увольнения. В случае возникновения у профсоюзного органа сомнений в обоснованности увольнения он примет все меры для отстаивания прав и интересов работника. Но в определенных случаях расторжения трудового договора, требующих предварительного согласия профсоюзного органа, могут возникнуть некоторые проблемы. Как известно, в случае отсутствия согласия профсоюзного органа на увольнение работника данное увольнение невозможно осуществить на законном основании. Законодательством и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность обжалования в какой-либо орган решения профсоюзного комитета в случае отрицательного ответа. Решение профсоюзного комитета не может быть заменено решением общего собрания коллектива работников. Причем указанное решение не может быть обжаловано ни работодателем, ни работником. С одной стороны, отсутствие возможности обжалования решения профсоюзного органа обеспечивает определенную независимость этого органа в принятии решения и оперативность процедуры согласования, но с другой - это положение может привести к злоупотреблениям профсоюзного органа. Изначально предполагается, что профсоюзный орган даст обоснованное и правомерное заключение о целесообразности и законности увольнения, руководствуясь при этом прежде всего интересами работника. Ситуации, когда мо-

гут быть нарушены интересы того же работника, во внимание практически не принимаются. Работник по сути дела оказывается в определенной зависимости от воли членов профкома, которые иногда могут быть не совсем объективными в принятии решения или косвенным образом заинтересованными в увольнении конкретного работника. Что касается работодателя, то он еще чаще может оказаться в ситуации, когда профсоюзный орган неверно оценивает ситуацию, например, в силу заблуждения, искреннего желания оказать поддержку работнику либо с целью оказания давления на администрацию предприятия. В частности, существует сложная ситуация при увольнении по сокращению численности или штата в бюджетных организациях, когда при сокращении должности соответственно прекращается ее финансирование, а профсоюзный орган не дает согласия на увольнение, зачастую обусловливая это исключительно личными качествами человека.

Кроме того, законодательством предусмотрена необходимость получения предварительного согласия профсоюзного органа, помимо случаев, установленных действующим законодательством, еще и тогда, когда это закреплено в коллективном договоре или соглашении. Таким образом, если в коллективном договоре будет закреплена обязательность получения предварительного согласия на увольнение работника практически по всем основаниям, предусмотренным действующим Кодексом законов о труде, то это согласие придется получать во всех случаях под страхом признания судом увольнения незаконным.

В связи с изложенным, хотелось бы обратить внимание на положение Закона о профсоюзах, запрещающее обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профессиональному союзу и гарантирующее, что непринадлежность к профсоюзу не повлечет за собой каких-либо ограничений социально-трудовых прав и свобод граждан, гарантированных законодательством. Названному условию противоречат нормы трудового законодательства, например, ст. 05 КЗоТ, пункты 2 и 4 ст. 12 закона о профсоюзах. Интересна на этот счет точка зрения профессора Е.Б. Хохлова, полагающего, что государство должно ограничить свое участие в регулировании взаимоотношений работника и профессионального союза провозглашением права первого состоять или не состоять членом второго, а отнюдь не создавать системы правовых средств, стимулирующих профсоюзное членство [2, с. 470].

В ряде случаев способы защиты прав и ин-

тересов работников являются одновременно и гарантиями, обеспечивающими возможность осуществления профсоюзными органами правомерной деятельности. Примером могут служить действия, направленные на охрану прав профсоюзных деятелей. Так, установлена обязанность получения предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа при увольнении по инициативе администрации работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, профгрупоргов (профсоюзных групповых организаторов), профорганизаторов, председателей и членов выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации. Также необходимо предварительное согласие соответствующего профсоюзного органа при увольнении работников, избиравшихся в его состав, в течение двух лет после окончания выборных полномочий. Указанная норма служит своеобразным условием ограждения работника от негативных действий администрации, вызванных предыдущей его деятельностью в составе профсоюзного органа. Кроме того, предварительное согласие предусмотрено в случаях наложения дисциплинарного взыскания, при переводе на другую работу, перемещении или увольнении по инициативе администрации в период разрешения коллективного трудового спора участвующих в его разрешении представителей профессионального союза [4].

Члены профессиональных союзов более защищены и в области содействия занятости: ликвидация организаций, подразделений, любое изменение формы собственности или организационно-правовой формы, а также случаи полного или частичного приостановления производства, влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, возможны только после предварительного уведомления соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. При проведении указанных переговоров профсоюзные органы наделены правом внесения на рассмотрение органов местного самоуправления предложений о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Причем федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О занятости населения в РФ» от 20 апреля 1996 г. дополняет круг органов власти, которым профсоюзы могут адресовать вышеупомянутые предложения, и органов исполнительной власти субъектов РФ [5].

Учитывая достаточно широкий спектр направлений, в которых профессиональные союзы осуществляют свою защитную функцию, значи-

тельно различающуюся по объему способов реализации, и прав, используемых профсоюзами для достижения целей, в зависимости от принадлежности либо непринадлежности работника к конкретному профсоюзу, защитная функция является по сути важнейшей.

Проект Трудового кодекса, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ, существенно ограничивает права профессиональных союзов во многих областях, в том числе и в сфере обеспечения прав и интересов работников, заменяя процедуру согласования учетом мнения. Уменьшение объема прав профессиональных союзов неизбежно окажет негативное влияние на выполнение ими защитной деятельности, ради которой они изначально и были созданы.

[1] О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

[2] Курс российского трудового права / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. Т. 1. С. 521.

[3] Экономика и жизнь. 2001. № 25. С. 28.

[4] О порядке разрешения коллективных трудовых споров: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.

[5] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.