Научная статья на тему 'Законодательство о правах профсоюзов в свете межденуродно-правовых норм о труде'

Законодательство о правах профсоюзов в свете межденуродно-правовых норм о труде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
486
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательство о правах профсоюзов в свете межденуродно-правовых норм о труде»

2004

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

Литература

1. Диордиева О.Н. Плюсы и минусы нового наследственного права и проблемы нотариата и суда при применении нового законодательства /О.Н. Диордиева //Нотариус. -

2002. - № 3.

2. Фадеева Т.А. Наследственное право (3-я часть Гражданского Кодекса РФ) /Т. А.Фадеева //Нотариальный вестник. - 2002. - №6.

3. Кабатов В.А. Новое в наследственном праве России /В.А.Кабатов //Государство и право. - 2002. - №7.

4. Наследование по завещанию и недействительность завещания //Нотариус. -

2003. - №1.

В.Н.Ваинштейн*, Е.В.Тютина**

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ ПРОФСОЮЗОВ В СВЕТЕ МЕЖДЕНУРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О ТРУДЕ

Профсоюзы нашей страны прошли свой исторический путь неоднозначно. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы начали играть роль союзника нового социалистического государства, стали неотъемлемой частью политической системы советского общества. Конституции СССР и РСФСР обязали профсоюзы к участию в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов (ст. 7 Конституции СССР, ст. 7 Конституции РСФСР).

Статья 96 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15 июля 1970 г.* 1 установила следующие несвойственные профсоюзам права:

• участие в разработке и реализации государственных планов экономического и социального развития;

• решение вопросов распределения и использования материальных и финансовых ресурсов;

• вовлечение рабочих и служащих в организацию социалистического соревнования;

• массовое техническое творчество;

• содействие укреплению производственной и трудовой дисциплины;

• управление государственным социальным страхованием и др.

Доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

Помощник судьи Йошкар-Олинского городского суда.

1 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1970 - № 29. - Ст. 265.

135

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции - производственную и защитную. Но фактически производственная функция возобладала1.

Международная организация труда приняла две главные конвенции, которые имеют универсальное значение: Конвенция № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948 г.) и Конвенция № 98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров» (1949 г.). Универсальный характер этих конвенций означает, что они относятся ко всем трудящимся, кроме армии и полиции. Обе эти Конвенции были ратифицированы СССР 6 июля 1956 г.2 Однако применять их у нас начали лишь с принятием союзного Закона о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности от 10 декабря 1990 г. в котором воспроизводятся нормы этих конвенций. Отмечая его значение,

С.А.Иванов писал: «отношение к этому закону было и остается неоднозначным. Но как бы к нему не относиться, с моей точки зрения, его основная сила состояла в том, что он привел законодательство в соответствие с Конвенциями и тем самым создал правовую основу для свободного развития профсоюзного движения в стране. К сожалению, многие это недооценивают»3.

В Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. дана полная и подробная регламентация прав профсоюзов, соответствующая международным конвенциям № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.); № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.); № 98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» (1951 г.). Закон закрепляет наиболее важные для профсоюзов правовые принципы, исходя из установленных Конвенцией МОТ № 87:

• равноправие профсоюзов независимость от каких-либо признаков (численности, вхождения в какие-либо объединения и др.);

• одинаковые права профсоюзов и их органов, находящихся на одном и том же уровне в профсоюзной системе;

• независимость профсоюзов от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений.

1 Трудовое право России /Отв. ред. Р.З. Лившиц и Ю.П.Орловский. - М.: Норма, 1998. - С.43.

2 Сборник МОТ. Конвенции и рекомендации. 1919-1956. Т. 1. Женева «Библиотечка «Российской газеты». - Выпуск № 22-23. - 1999.

3 Иванов С.А. Применение Конвенций МОТ в России в переходный период, некоторые проблемы //Государство и право. - 1994. - № 8-9. - С. 69.

136

2004

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

Международные конвенции оказали значительное влияние на наше последующее законодательство. С переходом страны к рыночной экономике роль профсоюзов значительно изменилась, этому способствовали Конституция РФ 1993 г., Федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.,1 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1996 г.,2 «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 мая 1992 г. с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г.,3 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.,4 Трудовой кодекс РФ (гл. 58). Все эти законы, принятые в соответствии с конвенциями, создали правовую основу для развития профсоюзного движения в стране.

Ратификация международных конвенций № 87 и 98 и их применение в российском законодательстве привели к тому, что в Законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» появились нормы, которые ранее не были известны нашему законодательству. Эти нормы провозгласили свободу и добровольность объединения, независимость профсоюзов от органов государственной власти, управления, хозяйственных организаций, от политических и других общественных организаций, запрещение роспуска профсоюзов в административном порядке и т.п. Закон разграничивает сферу представительской и защитной функции профсоюзов, их прав в зависимости от того, индивидуальные или коллективные интересы работников нуждаются в защите. Все это обеспечивает независимость и свободу профсоюзов России, дает им возможность активно защищать трудовые, социальные и экономические права трудящихся.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов -указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их трудовым коллективом полномочиями на представительство в установленном порядке. Примером может служить наделение профсоюзов полномочиями на представительство в коллективных переговорах и при заключении коллективных договоров (ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 г., ст. 30 ТК РФ). Аналогичная норма имеется в п. 4

1 СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

2 СЗ РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 148.

3 СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4558.

4 СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4557.

137

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

ст. 2 ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. закрепляет за профсоюзами права почти во всех вопросах, связанных с трудом работников:

• право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11);

• право на содействие занятости (ст. 12);

• право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль над их исполнением (ст. 1з);

• право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);

• право на информацию (ст. 17);

• право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);

• право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19);

• право в области охраны труда и окружающей природной среды (ст. 20);

• право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21);

• право на социальную защиту работников (ст. 22);

• право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).

Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.) обязывает государства распространить на работников сельского хозяйства право на организацию и на объединение. Данная Конвенция была ратифицирована СССР 10 августа 1956 г., вслед за этим в сельском хозяйстве стали образовываться профессиональные союзы.

Наряду с основополагающими конвенциями № 87 и № 98 МОТ приняла Конвенцию № 151 «О праве на объединение в государственной службе», которая предусмотрела право на организацию профессиональных союзов государственных служащих. Конвенция запрещает установление в качестве условия приема на государственную службу членство в профсоюзе или выход из него, не допускается увольнение государственного служащего по мотивам того, что он не является членом профсоюзной организации. Она устанавливает, что:

• организации государственных служащих пользуются полной независимостью от государственных органов власти и защитой против 138

138

2004

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

вмешательства государственных органов в их создание, деятельность, управление;

• представителям признанных организаций государственных служащих должны предоставляться такие возможности, которые позволяли бы им быстро и эффективно выполнять свои обязанности (как в рабочее, так и в нерабочее время) без нанесения ущерба соответствующему государственному ведомству;

• государственные служащие пользуются гражданскими и политическими правами, которые необходимы для нормального осуществления свободы объединения, при единственном условии соблюдения обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых функций1.

Несмотря на то, что Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию МОТ № 151, тем не менее, свое национальное законодательство принимает с учетом ее положений. Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г.2 государственным служащим предоставлено право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов (ст.9). Однако Закон запрещает государственным служащим при разрешении коллективных трудовых споров использовать забастовку как способ разрешения спора (ст. 11).

Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. в редакции от 31 марта 1999 г. предоставил право на образование профсоюзных организаций сотрудникам милиции. В ст. 19 Закона установлено, что на службу в милицию имеют право поступить граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Международной организацией труда приняты также Конвенция № 135 и Рекомендация № 143. Эти нормативные акты регулируют права представителей трудящихся на предприятиях. Конвенция № 135 установила, что представители трудящихся на предприятиях должны пользоваться реальной, действенной защитой от любых нарушений их прав, включая увольнение в связи с законной деятельностью как представителей трудящихся. Им должны предоставляться возможности для

1 Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для ВУЗов /И.Я. Киселев. - М.: Дело, 1999. - С. 480.

2 СЗ РФ. - 1995. - № 31. - Ст. 2990.

139

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

выполнения обязанностей представителей при условии, что такая деятельность не должна нарушать ход нормальной работы предприятия.

Конвенция № 135 также установила, что когда на предприятии существует профсоюзная организация, деятельность выборных представителей трудового коллектива не должна подрывать или подменять работу профсоюза. Конвенция рекомендует этим организациям сотрудничество в интересах трудового коллектива и выполнения каждой организацией функций установленных положением или уставом этих организаций.

Конвенция № 135 не ратифицирована Российской Федерацией, однако положения данной Конвенции и Рекомендации № 143 используются в нормотворческой деятельности нашего государства и нашли отражение в Федеральном законе «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» и новом Трудовом кодексе РФ.

В Трудовом кодексе РФ имеются специальные разделы, регулирующие гарантии прав профсоюзов (глава 58 ТК РФ).

Увольнение по инициативе работодателя по сокращению численности или штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ), при недостаточной квалификации (подпункт «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ), за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если имеется дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК РФ.), руководителей (заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы (ст. 374 ТК РФ), допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по пункту 2, подпункту «б» п. 3 и п.5 ст. 81 ТК РФ с руководителем выборного профсоюзного органа организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 374 ТК РФ).

Для осуществления уставных функций выборными органами первичных профсоюзных организаций работодатель обязан безвозмездно предоставлять им помещение для проведения заседаний, хранения документации, предоставлять возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

Конституция Российской Федерации не предусматривает право профсоюзов на законодательную инициативу, тем не менее, проекты законодательных актов, устанавливающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с участием общероссийских профсоюзов и их объединений (ч. 2 140

140

2004

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

п. 1 ст. 11 ФЗ от 8 декабря 1995 г.). В частности, разработка и принятие нового Трудового Кодекса РФ проходили при самом активном участии Федерации независимых профсоюзов России, а также региональных объединений профсоюзов.

С принятием Конституции РФ 1993 г. активизировалась правотворческая деятельность в области регулирования социально-трудовых отношений, в полной мере соответствующая действующим международным конвенциям и рекомендациям.

В.И.Романов*

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.* 1 закрепил в правовом плане пройденный путь земельного реформирования в стране и явился нормативной базой для дальнейшего совершенствования земельного законодательства и развития правового механизма рынка земли. Важнейшим событием в сфере земельно-правового реформирования явилось принятие 26 июня 2002 г. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (введен в действие с 27 января 2003 г.). Как явствует из самого названия закона, он призван регулировать совместно с соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ правовые отношения оборота сельскохозяйственных земель, совершения сделок с земельными участками и земельными долями: купли-продажи, мены, аренды, ипотеки и т.д.

В регулировании отношений собственности и иных прав на землю наряду с Земельным кодексом активное участие принимают нормы Гражданского кодекса РФ: ст.ст. 129, 130, 209, 260 и другие. Гражданский кодекс содержит основополагающие принципы и положения института права собственности и иных вещных прав на землю (гл. 17), правил совершения сделок с земельными участками (гл.гл. 30-34), а также гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в имущественной сфере (гл. 59).

Согласно закону земельные собственники могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками сво-

Зав. кафедрой частного права России и зарубежных стран МарГУ, д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный юрист РСФСР.

1 Российская газета. - 2001. - 30 октября.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.