Научная статья на тему 'Защита жертв преступлений как критерий доверия полиции'

Защита жертв преступлений как критерий доверия полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
презумпция доверия полиции / правовая инициатива / виктимологическая профилактика / доверие общества / presumption of police confidence / legal initiative / victimological prevention / public trust.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валерий Александрович Уткин, Сергей Вячеславович Иванцов

Анализируется презумпция доверия полиции как средство повышения ее эффективности, укрепления связи с задачами общества. Предлагаются меры обеспечения использования презумпции доверия в защите жертв преступлений полицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валерий Александрович Уткин, Сергей Вячеславович Иванцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF VICTIMS OF CRIME AS A CRITERION FOR POLICE CONFIDENCE

The presumption of police confidence is analyzed as a means of increasing the effectiveness of the latter, strengthening ties with the tasks of society. Measures are proposed to ensure the use of the presumption of trust in the protection of victims of crime by the police.

Текст научной работы на тему «Защита жертв преступлений как критерий доверия полиции»

УДК 34 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10033

ББК 67 © В.А. Уткин, С.В. Иванцов, 2018

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ЗАЩИТА ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК КРИТЕРИЙ ДОВЕРИЯ ПОЛИЦИИ

Валерий Александрович Уткин, профессор кафедры криминологии, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: V6906807@yandex.ru

Сергей Вячеславович Иванцов, ученый секретарь, доктор юридических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: isv1970@mail.ru

Аннотация. Анализируется презумпция доверия полиции как средство повышения ее эффективности, укрепления связи с задачами общества. Предлагаются меры обеспечения использования презумпции доверия в защите жертв преступлений полицией. Ключевые слова: презумпция доверия полиции, правовая инициатива, виктимологическая профилактика, доверие общества.

PROTECTION OF VICTIMS OF CRIME AS A CRITERION FOR POLICE CONFIDENCE

Valery A. Utkin, professor of department of criminology, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: V6906807@yandex.ru

Sergey V. Ivantsov, scientific secretary, doctor of legal sciences, professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: isv1970@mail.ru

Annotation. The presumption of police confidence is analyzed as a means of increasing the effectiveness of the latter, strengthening ties with the tasks of society. Measures are proposed to ensure the use of the presumption of trust in the protection of victims of crime by the police. Keywords: presumption of police confidence, legal initiative, victimological prevention, public trust.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Уткин В.А., Иванцов С.В. Защита жертв преступлений как критерий доверия полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6): 162—165.

Органы внутренних дел относятся к государственной структуре, в деятельности которой нередко возникают проблемы, вызывающие негативные последствия у части общества. Проводимые замеры общественного мнения о доверии полиции гражданами фиксируют цифру от 50 до 75%. Это те, кто, отвечая на ряд контрольных вопросов о работе полиции, удовлетворены ее состоянием и наверняка поддержат дополнительные полномочия полиции. Надо учитывать, что полиция выполняет важную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан и нарушение полицейскими законности и служебной дисциплины вызывает осуждение у другой части общества и умаляет их авторитет и власти в целом. Поэтому для того чтобы добиться единодушной поддержки введения дополнительных полномочий в системе МВД требуется большая разъяснительная работа среди населения.

Эти проблемы могут быть сняты в процессе их обсуждения с использованием уже имеющегося опыта при принятии закона «О полиции». 11 апреля 2017 г.

в Государственную Думу Российской Федерации группой депутатов (Э.А. Валеев, В.И. Пискарев) внесен законопроект № 147239-7 с изменениями в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [1]. Законопроект касался снятия ряда препятствий эффективного исполнения полицией своих обязанностей по защите граждан от преступных посягательств.

Суть их в установлении паритетов между полномочиями полиции и правами и законными интересами граждан. Но особую дискуссию вызвала в общественной и правовой сферах презумпция доверия и поддержки сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей. Данная формулировка нова для российского законодательства и нигде ранее не использовалась. Не содержатся ее разъяснения во вносимых дополнениях в ФЗ «О полиции». На практике презумпция означает опровержимое или не опровержимое доказательство какого-либо факта, например, показаний полицейского по административному делу.

Зарубежный европейский опыт опровержения свидетельств полицейских не нашел широкого освещения у нас в стране в силу особенностей статуса полицейских в сфере борьбы с преступностью. Во многих государствах полиция имеет высокий уровень доверия, служба в ней престижна, гласна и опирается на широкое доверие общества. Независимый аудит является традиционным инструментом контроля гражданских властей за соблюдением законов со стороны полиции [2, с. 138-141].

В озвученных в Государственной Думе в процессе выступления заместителем министра МВД России Игорем Николаевичем Зубовым пояснениях, предлагалось расценивать предложение как доверие и поддержку государством действий и требований сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей, подразумевая при этом их законность. Затем эти действия могут быть обжалованы в суде или другом порядке. Как говорится в новой редакции ст. 30 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись на основании и в порядке, установленном федеральными законами или иными нормативными актами, составляющими правовую основу деятельности полиции. Если будет доказана неправомерность действий полицейского, то он подлежит ответственности в соответствии с законодательством. Такой порядок меняет систему приоритетов, отдавая предпочтение защите полицейскими граждан и юридических лиц, а не прав преступника. Поэтому обеспечение безопасности, особенно при тяжких преступлениях, защита жертвы происходит в первую очередь, а все остальное имеет номинальное значение.

Следует учесть, что введение института презумпции доверия полиции служит напоминанием гражданам, нарушающим закон, соблюдать обязанности, предусмотренные ст. 19.3 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции») КоАП РФ, а в

случаях, предусмотренных ст. 318 («Применение насилия в отношении представителя власти») и ст. 319 («Оскорбление представителя власти») УК РФ об уголовной ответственности, а для полицейских ст. 63 («Обстоятельства, отягчающие наказание п. о») совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел УК РФ — об отнесении действий к отягчающим обстоятельствам как умышленных преступлений, совершенных работниками органов внутренних дел (к другим правоохранительным структурам положения ст. 63 УК РФ не относятся).

Таким образом в нововведении речь идет прежде всего о поддержке сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей и их решительных действий по защите граждан от преступных посягательств. Однако, 20 июня 2017 г. законопроект с рассмотрения был снят в связи с несоответствием ст. 104 Конституции РФ. Представляется, что актуальность доведения законопроекта до требуемого уровня не отпала (схема 1).

Преступность в России и мире развивается таким образом, что она угрожает все больше безопасности государств, о чем отмечено в специальных документах по теме [3]. Особенно опасно распространение таких преступлений, как организованные и межнациональные, вооруженные и коррупционные, связанные с нелегальной миграцией, оборотом оружия и наркотиков и, наконец, масштабы экстремизма и терроризма. В 2017 г. в России зарегистрировано 2058,5 тыс. преступлений, что на 4,7% меньше чем в предыдущем году. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 27 субъектах РФ. Половина преступлений не раскрыта и за каждым из таких преступлений стоит потерпевший, которому ущерб не возмещен. Возросло число погибших от преступлений и получивших тяжкий вред здоровью. Каждое пятое преступление тяжкое или особо тяжкое. Возрос незаконный оборот оружия, наркотиков. Не раскрыто 783 убийства. 58,2% расследуемых преступлений совершены ранее судимыми. Иностранцы совершили 41 тыс. преступлений. Последние годы данные криминальные направления преступности не-

Схема 1. Презумпция доверия полиции

удержимо растут и приносят большой вред государству, обществу и гражданам.

Применение презумпции доверия к полицейским в процессе выполнения ими служебных обязанностей требует согласованного подхода с профилактикой преступлений, которая сейчас осуществляется в соответствии с вступившим в силу ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» [4]. Суть этого закона, принятого в России впервые, и будет являться эффективным средством сдерживания преступности, особенно по виктимологическому направлению, позволяющему избрать способом защиты от преступления осмотрительное поведение потенциальной жертвы, недопущение попадания в криминальные ситуации, беречь свое имущество, честь и достоинство.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» содержит ряд нормативных предписаний, которые могут выполнять и внештатные сотрудники полиции, активисты общественники. Это повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан (общая профилактика), выявление лиц, подверженных риску стать пострадавшими и оказание им помощи (индивидуальная профилактика). Все это положительно влияет на имидж полиции и доверие к ней. Учитывая данные обстоятельства 20 декабря 2017 г. Правительственная комиссия по профилактике преступлений приняла решение провести в 2018 г. с заинтересованными организациями всероссийский виктимологический опрос потерпевших от преступлений и по полученным результатам скорректировать профилактическую работу.

В условиях оптимизации системы МВД, ограниченных расходов на правоохранительную деятельность, отсутствие у государства возможностей компенсировать ущерб по нераскрытым преступлениям — это дополнительный малозатратный действенный резерв против преступности. И когда исследовательский коллектив Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя под руководством профессоров — авторов данной статьи — предложил меры по защите потенциальных жертв на Московском метрополитене их же силами, предупредил о возможных опасных ситуациях и подсказал как их не допустить, то одной трети преступлений в 2017 г. УВД на Московском метрополитене «не досчиталось». Высвободившиеся силы полиции обеспечивали в это время безопасность проведения массовых перевозок и культурно-спортивных мероприятий, осуществляя досмотр вызывающих тре-

вогу пассажиров, задерживая лиц, находящихся в розыске, имеющих при себе оружие и наркотики, т.е. выполняли профессиональную работу для безопасности 9 млн пассажиров метрополитена [5].

В итоге есть основание рассматривать полицейских с презумпцией доверия к их служебной деятельности как профессионалов по пресечению не только уличной преступности, но и организованному противодействию преступности на объекте особой важности, выполняющих стратегическую функцию в столице. С уверенностью можно сказать, что расширение полномочий одного направления деятельности полиции — презумпции доверия не умоляет возможность выполнения других обязанностей (профилактики преступлений) (схема 2).

Схема 2. Реализация презумпции доверия полиции

Как в любом ответственном деле, для введения законодательной нормы презумпции доверия полиции необходимо организационное обеспечение. Презумпция доверия полиции при исполнении должностных обязанностей должна быть заслуженной. По крайней мере можно указать на три критерия эффективного решения этой задачи.

Первоначально оценивают официальные данные о преступности и мерах по воздействию на нее. Низкие показатели, неэффективные меры вряд ли позволят дать органам внутренних дел дополнительные функции, да еще под гарантии презумпции доверия.

Другим критерием показателей работы по направлениям является изучение общественного мнения, уровня доверия граждан района обслуживания ОВД, а также мнение экспертов из независимых орга-

низаций по эффективности выполнения задач, стоящих перед полицией. Здесь в силу вступает оценка выполнения гл. 2 Принципы деятельности полиции ФЗ «О полиции», измеряется уровень позитивной оценки полиции населением.

Завершается анализ заслуг анализом средств и методов противодействия преступности. Преимущество отдается целенаправленной профилактике, раскрытию преступлений, а не числу запретов и ограничительных мер, применяемых полицией.

Следующим условием применения презумпции доверия полицейским является ее организационно-правовое обеспечение. Четкое разграничение компетенций и задач, которые содержатся и в изменениях в ФЗ «О полиции», между сотрудниками подразделений полиции и отражение их в ведомственных нормативных актах, административных регламентах и должностных инструкциях должны определить служебные полномочия рядового и начальствующего состава. Важно также разграничить должностные обязанности и «уличные» функции, которые должен выполнять любой полицейский. Непременной задачей является процесс повышения уровня профессиональной подготовки полицейских, их готовности незамедлительно выполнять служебные задачи [6].

Следует обеспечить целевое разъяснительное информирование граждан, юридических лиц о содержании презумпции доверия полицейских, законных распоряжений полицейских. Имеет значение для реализации относительно существенное изменение в подходах к исполнению полицейскими должностных обязанностей: нравственно-этическое воспитание, недопущение где возможно обострения ситуации конфликта. Данное положение сейчас недостаточно используется в связи с отменой в 2013 г. Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел, который нужно срочно вернуть после необходимой корректировки.

В этой же связи важно, чтобы полицейские чувствовали, что они выполняют важную государственную функцию и находятся под его защитой и одобрением обществом. Это направление должно не только декларироваться, но и грамотно проверятся и при сомнениях оспариваться в установленном законом порядке.

Проведенный анализ назначения и содержания предлагаемой презумпции доверия полицейских при исполнении служебных обязанностей является необхо-

димым условием реагирования государства и общества на обострение криминогенной обстановки в России и социально-экономической ситуации в мире. Противникам нововведения желательно перейти к конструктивным предложениям, как сделать эффективной безопасность граждан и общества и при этом лучше защищать полицейских от противодействия преступников, улучшить профилактику и обучать население бдительному и осмотрительному поведению.

Дискуссия перед принятием любого социально значимого закона правомерна, но затягивание решения проблемы недопустимо, поскольку криминологическая ситуация в стране осложняется и требует новых адекватных подходов.

Литература

1. URL:http://www.consultant.ru/law/review/law-making/zw2018-05- 18.html

2. Ильченко В.А. Отношение общества и полиции за рубежом и в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1.

3. Стратегия национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.

4. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

5. Уткин В.А. Личная безопасность своими силами (по материалам криминологического исследования) // Безопасность бизнеса. 2017. № 6.

6. Иванцов С.В. Теоретические предпосылки развития системного подхода в криминологических исследованиях преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11.

References

1. URL:http://www.consultant.ru/law/review/law-making/zw2018-05- 18.html

2. Il'chenko V.A. Otnosheniye obshchestva i politsii za rubezhom i v Rossii // Vestnik Nizhegorodskogo uni-versiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015. № 1.

3. Strategiya natsional'noy bezopasnosti RF. Utver-zhdena Ukazom Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683.

4. Federal'nyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federatsii».

5. Utkin V.A. Lichnaya bezopasnost' svoimi silami (po materialam kriminologicheskogo issledovaniya) // Bezopasnost' biznesa. 2017. № 6.

6. IvantsovS.V. Teoreticheskiye predposylki razvitiya sistemnogo podkhoda v kriminologicheskikh issledova-niyakh prestupnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.