Научная статья на тему 'Защита прав потребителей в рамках единого потребительского рынка Евразийского экономического Союза: проблемы и пути регулирования'

Защита прав потребителей в рамках единого потребительского рынка Евразийского экономического Союза: проблемы и пути регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита прав потребителей / регулирование потребительского рынка / недобросовестная конкуренция / баланс интересов / Евразийский экономический союз.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей в рамках единого потребительского рынка Евразийского экономического Союза: проблемы и пути регулирования»

Версан В.Г.

д.э.н., профессор, консультант ВНИИ СМТ

versanvg38@gmail.com

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ЕДИНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ключевые слова: защита прав потребителей, регулирование потребительского рынка, недобросовестная конкуренция, баланс интересов, Евразийский экономический союз.

На примере РФ рассмотрим причины нарушения прав потребителей и пути их устранения. В 2017 году на заседании Госсовета рассматривался вопрос о защите прав потребителей. В процессе обсуждения говорилось о неблагополучии в этой области государственного регулирования потребительского рынка, назывались конкретные недостатки. Были высказаны предложения по их устранению. К сожалению, практически все они обсуждались без их связи с проблемами единого рынка ЕАЭС. В сентябре 2017 года Премьер-министр РФ утвердил разработанную по поручению Президента Стратегию государственной политики в области зашиты прав потребителей на период до 2030 года. Дано поручение разработать план мероприятий по её реализации, отразив в нём, в том числе, меры по защите прав потребителей при приобретении товаров. Реализация Стратегии будет проходить в сложных условиях. Действительно, развитие бизнеса остаётся нашей ключевой задачей, но решать её теперь придётся с учетом интересов потребителей. А это поиск баланса интересов производителей, торговли и потребителей, которые далеко не всегда совпадают. Базироваться он должен на анализе последствий от принимаемых решений. Непосредственное взаимодействие на потребительском рынке происходит между предпринимателями и потребителями. Потребители здесь выступают слабой стороной: они разрознены и, как правило, профессионально не подготовлены для оценки безопасности и качества предлагаемых им товаров. Именно государство должно обеспечить баланс интересов между ними и предпринимателями, законодательно устанавливая правила поведения на рынке. Однако все прошедшие годы меры поддержки бизнеса шли во многом с нарушением прав потребителей: нарушались правила работы на рынке, снижался уровень контроля (надзора) за безопасностью товаров и их потребительскими свойствами. Процветала недобросовестная конкуренция. Преимущество на рынке получали предприниматели, которые не соблюдали установленных требований к товарам, паразитировали на рядовых потребителях и, играя ценой, буквально навязывали им фальсифицированный и контрафактный товар. Добросовестный предприниматель при этом проигрывал в себестоимости производства и для того, чтобы удержаться на рынке, так же порой шёл на нарушения. Этот порочный круг постоянно раскручивался со всеми негативными последствиями для экономики и социальной сферы. Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы добиться соблюдения баланса интересов для всех участников рынка: обеспечить условия для добросовестной конкуренции предпринимателей и защитить потребителей от недоброкачественных товаров. Вместе с тем, аналитика, системность, соблюдение баланса интересов участников экономической деятельности - это камень преткновения для экономического блока правительства. Во многих случаях это приводило к значительным экономическим и социальным потерям. Можно назвать две основные причины: неумение анализировать экономические последствия предлагаемых решений и нежелание или отсутствие смелости критически оценивать экономически нецелесообразные предложения и отстаивать свою точку зрения на вышестоящем уровне. Для исправления ситуации необходимо принять меры по значительному повышению культуры подготовки решений в экономическом блоке правительства. Необходимо также наряду с мерами, предложенными на заседании Госсовета, предусмотреть: совершенствование законодательства об ответственности; рациональную организацию лицензирования; повышение объективности подтверждения соответствия и совершенствование надзора, усиление их роли в борьбе с фальсификацией и контрафактом, так как сегодня она практически отсутствует; развитие добровольной сертификации на знак соответствия национальному стандарту; обеспечение обоснованности требований в стандартах и технических регламентах с учётом интересов потребителей и повышение их роли в процессе их разработки и принятия. Необходимо также предусмотреть выравнивание организационной поддержки предпринимателей и потребителей. Интересы бизнеса сегодня лоббируются такими структурами как РСПП, ОПОРА и Деловая Россия. Многочисленные общества защиты прав потребителей разрозненны и такой силы не имеют.

В соответствии с договором ЕАЭС на территории содружества в целях свободного перемещения товаров действуют единые технические регламенты, сертификаты и декларации соответствия, межгосударственные стандарты и единый знак обращения товаров. Ответственность же за несоблюдение требований технических регламентов, нарушение правил сертификации и декларирования соответствия, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляются в соответствии с национальным законодательством. Договор ЕАЭС допускает при отсутствии межгосударственных стандартов применение национальных, которые за про-

шедшие годы после распада СССР значительно разошлись по требованиям, а ответственность и государственный контроль (надзор) отличаются по эффективности и интенсивности в различных странах порой кардинально. При этом возникает проблема несоблюдения требований регламентов и правил сертификации, что приводит к нарушению баланса интересов стран Союза в процессе свободного перемещения товаров. Из этого можно сделать вывод о том, что принятие решения о свободном перемещении какого-либо вида товара между странами содружества только при наличии принятого для него регламента, не является гарантией безопасности и качества для потребителей. В связи с этим сегодня главным направлением в наведении порядка на едином рынке является гармонизация всех вышеназванных механизмов его регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.