УДК 604.6; 340.5; 349.6 DOI: 10.31249/rgpravo/2022.04.06
ЛУЖИНА А.Н.1 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОБОРОТЕ ГЕННО-МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ, РОССИЙСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ. (Статья).
Аннотация. Рассматриваются основные законодательные акты России и Франции в сфере регулирования оборота генно-модифицированных организмов, в том числе основные положения по защите прав потребителей. Раскрываются основные принципы законодательного регулирования ГМО и тенденции его дальнейшего развития в России и Франции.
Ключевые слова: российское право; право Франции; международное право; право Европейского союза; генетически модифицированные организмы; биобезопасность; защита прав потребителей.
LUZHINA A.N. ^nsumer protection in the turnover of genetically modified organisms: international, russian and french experience. (Article).
Abstract. The main legislative acts of Russia and France in the field of regulation of the turnover of genetically modified organisms, including the main provisions on consumer protection, are considered. The basic principles of the legislative regulation of GMOs and the trends of its further development in Russia and France are revealed.
Keywords: Russian law; French law; international law; European Union law; genetically modified organisms; biosafety; consumer protection.
1 Лужина Александра Николаевна, доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.
71
Для цитирования: Лужина А.Н. Защита прав потребителей при обороте генно-модифицированных организмов: международный, российский и французский опыт. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 4. - С. 71-82. Б01: 10.31249Л£ргауо/2022.04.06
Изменение климата, рост населения, политические и экономические кризисы, - все эти глобальные явления отражаются на развитии сельского хозяйства как основной отрасли экономической деятельности, обеспечивающей население необходимыми продуктами питания. Кроме того, в экономике и социальной сфере происходят серьезные изменения, обусловленные процессами смены одного технологического уклада на другой под влиянием достижений научно-технического прогресса, в том числе генно-модифицированных технологий. При этом, с одной стороны, посредством генной инженерии разрушаются природные системы видовой защиты сортов растений и пород животных и создаются ГМ-продукты, зачастую объединяющие элементы не только растительных, но и животных клеток, образующих в итоге неклеточные, одноклеточные или многоклеточные образования, которые способны к воспроизводству или передаче искусственного наследственного генетического материала. Безопасность использования таких ГМО для настоящего и будущих поколений подтверждается лишь немногими учеными1.
С другой стороны, международные акты предусматривают сферы деятельности, в которых использование ГМО является одним из необходимых инструментов решения глобальных проблем человечества. Например, согласно Декларации тысячелетия ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/2 от 8 сентября 2000 г.), одна из целей XXI века - искоренение голода. 25 сентября 2015 г. Генеральной Ассамблеей принята Резолюция, которая поставила цель до 2030 г. покончить с нищетой и голодом во всем мире2.
1 См.: Синельникова В.Н. Генно-модифицированные организмы и биомедицинские клеточные продукты как объекты интеллектуальной собственности // Судья. - 2016. - № 2. - С. 20.
Цит. по: Воронина Н.П. Правовое регулирование использования биотехнологий в сельском хозяйстве России и зарубежных странах // Аграрное и земельное право. - 2020. - № 7(187). - С. 17.
72
Новые технологии (биологические, генетические, информационные и др.) открывают большие возможности для экономики, общества, граждан, но они же способны повлечь за собой серьезные риски для личности, общества, государства, биосферы1. Может быть, именно угроза рисков и привела к тому, что в настоящее время достаточно динамично развивается законодательство, закрепляющее правила производства и продажи пищевых продуктов без применения ГМО. Вводятся соответствующие обозначения на продуктах питания: «натуральные», «био», «зеленые» и т.п. Такая тенденция, считают ученые, вызвана потребностью в экологически чистых продуктах питания2.
Следует отметить, что вопросы оборота генно-модифициро-ванных организмов впервые возникли еще в 80-х годах прошлого века.
Так, например, на территории Европейского союза первые посевы ГМО были сделаны в 1986 г. И уже в 1990 г. Европейским советом была принята Директива 90/219/ЕЭС об ограниченном использовании генетически измененных микроорганизмов (Council Directive 90/219/EEC of 23 April 1990 on the contained use of genetically modified micro-organisms). При этом коммерческая продажа продуктов с ГМО стартовала только в 1994 г., т.е. меры регулирования были разработаны быстрее, чем новый продукт вышел
3
на рынок .
Парламентская ассамблея Совета Европы в своей резолюции № 1795 (2011) «Генетически модифицированные организмы: решение для будущего?» отметила неоднозначность применения ГМО. Объясняется это тем, что:
1) внедрение ГМО может нарушать способности видов к адаптации и разрушать отношения между ними, изменяя естественный баланс экосистем;
1 См.: Мохов А. А. Роль биоправа и биоэтики в биополитике // Юрист. -2022. - № 1. - С. 16.
См.: Андреева Л.В. Государственные закупки экологически чистой продукции: стимулы vs конкуренция // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2022. - № 2. - С. 50-55.
3 См.: Etienne verges scientific and technological evolution through the legal prism : visions of a multi-faceted relationship through the lens of French and EU Law // Law, innovation and technology. - 2014. - Vol. 6, N 1. - P. 81-82.
73
2) ГМО могут также нести с собой риски в медицинском, экологическом и экономическом плане. Следовательно, важно тщательно изучить последствия сосуществования различных форм выращивания культур (ГМО, традиционное и органическое сельское хозяйство);
3) создание ГМО и генетически модифицированных растений, как замечают некоторые эксперты, может способствовать развитию конкурентоспособного, инновационного и устойчивого сельского хозяйства и защите окружающей среды. Они также считают, что ГМО могут в определенной степени содействовать стремительному росту «зеленой экономики»1.
В обороте американской и европейской сельскохозяйственной продукции достаточно ярко проявляются обе позиции. США являются мировыми лидерами по производству продуктов, содержащих ГМО. На них приходится 70% производимой в США агро-продовольственной продукции. Свыше 90% кукурузы, соевых культур, хлопка. Однако импортируемые в Европу продукты, содержащие ГМО, могут реализовываться исключительно после прохождения разрешительных процедур и получения одобрения Европейским агентством по безопасности продуктов питания (ЕБ8Л)2. То есть Европейский союз придерживается принципа «предосторожности», тогда как политика США основывается на
" 3
концепции «существенной эквивалентности» .
Следует подчеркнуть, что есть и такие государства, которые законодательно запрещают полностью оборот ГМ0 либо вводят мораторий на него. В частности, ГМО полностью под запретом в Алжире, Саудовской Аравии, Перу, Эквадоре, Венесуэле, некоторых округах США.
1 Генетически модифицированные организмы: решение для будущего? : Резолюция ПАСЕ 1795 (2011) // Документы, принятые Ассамблеей : предварительное издание. - Strasbourg, 2011. - Р. 21. - URL: https://rm.coe.int/1680630c4b (дата обращения: 12.06.2022).
2 US wants «science» to settle GMO debate in trade deal with EU [Электронный ресурс]. - URL: http://www.euractiv.com/section/science-policymaking/news/us-wants-science-to-settle-gmo-debate-in-trade-deal-with-eu(дата обращения: 12.06.2022).
3 Текст, принятый Постоянной комиссией, действующей от имени ПАСЕ, 11 марта 2011 г. (см. док. 12531...). Op. cit. - URL: https://rm.coe.int/1680630c4b (дата обращения: 12.06.2022).
74
К странам, в которых действовал временный мораторий на ГМО (с февраля 2014 до июля 2017 г.), относилась Россия. Мораторий действовал на промышленную генную инженерию и ввоз ГМО, однако наказания за нарушение предусмотрено не было. Действие этого моратория закончилось, и начиная с 2019 г. был принят ряд нормативных правовых актов, способствующих развитию биотехнологий и достижениям в сфере ГМО.
В Федеральной научно-технической программе развития генетических технологий на 2019-2027 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 479, отмечается, что в России сформированы заделы по большинству генетических технологий, в том числе в области генетического редактирования. В ряде университетов и научно-исследовательских организациях ведутся соответствующие работы, имеются биоресурсные коллекции, российские компании развивают собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы. По экспертным оценкам, в 2018 г. генетические исследования проводили коллективы 80 научных и 40 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Основными целями этой Программы являются комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, и создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, а также совершенствование мер предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.
Исходя из задач, предусмотренных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. (ред. от 15 марта 2021 г.), в Программе определены следующие направления развития генетических технологий: биобезопасность и обеспечение технологической независимости; генетические технологии для развития сельского хозяйства; генетические технологии для медицины; генетические технологии для промышленной микробиологии.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2020 г. № 520 «О продукции и генно-инженерно-модифицированных организмах, не подлежащих государственной регистрации в соответствии с правилами государственной регистрации генно-инженер-но-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска
75
в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 839» временно упрощен ввод в оборот ГМО-сои для животных. Генно-модифи-цированная кормовая соя и шрот из нее не подлежат государственной регистрации ГМО, предназначенных для выпуска в окружающую среду. Установлено, что по 1 января 2021 г. достаточно подтверждения безопасности в рамках регистрации кормов из ГМО.
Следует заметить, что в Российской Федерации законодательное регулирование ГМО имеет достаточно долгую историю. Можно назвать несколько основных направлений законодательного регулирования ГМО: это - процесс создания и учета результатов генной инженерии, государственная поддержка и развитие данного научно-экономического направления, и наконец, обеспечение безопасности населения и его прав при обороте продукции, содержащей ГМО. Именно последнее направление в настоящее время имеет наименьшую системность и отвечает признаку фрагментарности.
Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» закрепил общие принципы и дал определения основных понятий, связанных с оборотом ГМО в России. До этого времени, пользуясь соответствующим пробелом в законодательстве, селекционеры регистрировали новые сорта растений и породы животных, не раскрывая факт их создания с помощью ГМО. Аналогичная ситуация складывалась и в тех областях изобретательства, где использовались живые клетки1. В соответствии с указанным Федеральным законом генно-инженерно-модифицированный организм - организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследст-
1 Синельникова В.Н. Генно-модифицированные организмы и биомедицинские клеточные продукты как объекты интеллектуальной собственности // Судья. - 2016. - N 2. - С. 19.
76
венного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов. Аналогичное определение содержится и в решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции")». Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что ГМО нельзя выделить в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, поскольку генетически модифицированные организмы имеют лишь определенные особенные или специальные характеристики уже существующих объектов, например, сельскохозяйственной продукции.
1 января 2020 г. вступил в действие Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий вопросы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации органической (экологически чистой) продукции.
В ч. 1 ст. 4, ст. 5 и 7 указанного Закона предусмотрены требования, которые должны соблюдаться при производстве органической продукции:
1) обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции;
2) запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
3) запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифи-цированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;
4) запрет на использование гидропонного метода выращивания растений;
77
5) запрет на применение ионизирующего излучения;
6) применение для борьбы с вредителями, болезнями растений и животных средств биологического происхождения, а также осуществление мер по предупреждению потерь, наносимых вредными организмами растениям или продукции растительного происхождения, которые основаны на защите энтомофагов (естественных врагов вредителей растений), на выборе видов и сортов растений, на подборе севооборота, оптимальных методов возделывания растений и методов термической обработки органической продукции;
7) подбор пород или видов сельскохозяйственных животных с учетом их адаптивных способностей и устойчивости к болезням, создание условий, способствующих сохранению их здоровья, ветеринарному благополучию, естественному воспроизводству, и обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических показателей их содержания;
8) использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
9) применение биологических, в том числе пробиотических, микроорганизмов, традиционно используемых при переработке пищевых продуктов, использование мер защиты продукции животного происхождения от микробиологической порчи, основанных на взаимодействии микроорганизмов в естественной природной среде;
10) запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;
11) запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары;
12) наличие добровольной сертификации в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании
78
в целях установления соответствия производства органической продукции действующим в Российской Федерации национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции;
13) наличие на упаковке отличительных признаков органической продукции, а именно маркировки в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.
Данные требования в первую очередь направлены на обеспечение права выбора потребителей соответствующей продукции путем предоставления необходимой информации, позволяющей определить товар, содержащий ГМО, или свободный от соответствующих организмов.
11 июня 2021 г. принят Федеральный закон № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», в котором продовольствие с улучшенными характеристиками рассматривается как продовольствие, производство, хранение, транспортировка и реализация которого соответствуют требованиям данного Закона. Среди установленных к сельскохозяйственной продукции, продовольствию требований применение в том числе технологий, которые соответствуют экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду, запрет на применение генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, использование повторно перерабатываемых и/или биоразлагаемых упаковки и упаковочных материалов и др.1
Названный Федеральный закон продолжает законодательное регулирования обособления продуктов, содержащих ГМО (с улучшенными характеристиками), от продуктов, которые относятся к органической продукции. Требования, предусмотренные вышеуказанными законодательными актами, направлены на обеспе-
1 См.: Андреева Л.В. Государственные закупки экологически чистой продукции: стимулы У8 конкуренция // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2022. - № 2. - С. 50-55.
79
чение свободы выбора потребителя в выборе потребляемой продукции путем обременения производителей в первую очередь сельскохозяйственной продукции дополнительными обязанностями по внесению необходимых сведений в общедоступные реестры о качественных характеристиках, выращиваемой продукции, порядке и условиях ее заготовки.
Если говорить о Франции, то в этой стране выстроена многофункциональная система нормативного регулирования биобезопасности1. Французское законодательство в рамках регулирования именно вопросов защиты прав потребителя ГМО-продукции, учитывает основной общеевропейский принцип «предосторожности». Основные положения, касающиеся особенностей выращивания и оборота сельскохозяйственной продукции, содержащей элементы ГМО, содержатся в Экологическом и Сельскохозяйственном кодексах Франции2. Французский Code de l'environnement (Экологический кодекс) в ст. 531-1 определяет генетически модифицированный организм как «организм, генетический материал которого был модифицирован способом, отличным от естественного воспроизводства или рекомбинации», т.е. генетическая модификация с использованием методов умножения или естественной рекомбинации. Это определение по существу идентично определению, данному в Директиве 2001/18/EC Европейского парламента и Совета от 12 марта 2001 г. о намеренном выпуске генетически модифицированных организмов в окружающую среду и об отмене Директивы Совета ЕС 90/220/EEC.
Следует отметить, что порядок оборота продукции, содержащей ГМО, в Евросоюзе и, соответственно, во Франции, регулируется Регламентом (EC) 1829/2003 Европейского парламента3, в том числе и в отношении продуктов питания для потребления че-
1 См.: Захарова М.В. Lex genetica - многослойный пирог на современной юридической карте мира // Вестник ун-та им. О.Е. Кутафина, - 2021. - № 7. -С. 20.
2 См.: Bishop М. genetically modified organisms restrictions in 23 countries and the European UNION / Staff of the Global Legal Research Center. - New York, 2016. - Р. 53.
3 Regulation (EC) 1829/2003 of the European Parliament and of the Council, 2003 O.J. (L 268). - URL: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do? uri=0J:L:2003:268:0001:0023:EN:PDF (дата обращения: 12.07.2022).
80
ловеком или животными. И здесь также применяются специальные способы идентификации соответствующих товаров, путем специального маркирования, предусмотренного Регламентом (ЕС) 1830/20031 Европейского парламента по отслеживанию и маркировке генетически модифицированных организмов и продуктов питания и кормов, произведенных из генетически модифицированных организмов.
Помимо этих правил, предусмотренных ЕС, некоторые ограничения существуют и на национальном уровне. В частности, продукты, содержащие 0,9% ГМО на человека, должны быть помечены как содержащие ГМО. Пищевые продукты, содержащие менее 0,9% ГМО на человека, освобождаются от маркировки только в том случае, если присутствие ГМО является случайным или технически неизбежным2.
Согласно европейским стандартам, французский Декрет № 2012-128 от 30 января 2012 г. о маркировке продуктов питания, производимых на предприятиях, квалифицированных как «без генетически модифицированных организмов», предусматривает наличие специальной факультативной этикетки для продуктов, не содержащих ГМО3.
Таким образом, можно отметить определенные общие тенденции в законодательном регулировании вопросов защиты прав потребителей в сфере оборота ГМО. Во-первых, это создание системы надлежащего информирования о наличии модифицированных элементов в соответствующих товарах (специальная маркировка, наличие реестров производителей ГМО-продукции, добровольная сертификация), т.е. потребителям предоставляется возможность самостоятельного выбора приобретать или нет дан-
1 Regulation (EC) 1830/2003 of the European Parliament and of the Council, 2003 O.J. (L 269). - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri= CELEX:02003R1830-20190726&from=EN (дата обращения: 12.07.2022).
2 Grossman, supra note 48, at 129; Regulation (EC) 1829/2003, supra note 62, arts. 12-13.
3 Décret n° 2012-128 du 30 janvier 2012 relatif à l'étiquetage des denrées alimentaires issues de filières qualifiées «sans organismes génétiquement modifiés» [Decree N 2012-128 of January 30, 2012, Regarding the Labeling of Food Products Emanating from Channels Deemed «Without Genetically Modified Organisms»]. - 2012. -31 Jan. - P. 1770.
81
ную продукцию. Во-вторых, обеспечение государственного контроля в рассматриваемой сфере. Речь идет о формировании системы взаимосвязанных органов государственной власти, которые контролируют производство, ввоз-вывоз и реализацию ГМО-продукции.
Например, во Франции создан Высший совет по биотехнологии (Haut Conseil des biotechnologies) при правительстве страны, уполномоченный давать разъяснения и экспертные заключения по вопросам производства и реализации той или иной ГМО-продукции.
Можно сделать вывод, что в законодательном регулировании оборота ГМО-продукции и России, и Франции, и других стран принимаются во внимание экономическая целесообразность данной отрасли и научная перспективность геномных исследований. Государства придерживаются принципа «предосторожности» и осмотрительности, которые позволяют удержать баланс между интенсивным развитием наукоемких отраслей общественной жизни и сохранить традиционные сферы производства, например сельское хозяйство, в их естественном состоянии; предоставить определенные приоритеты производителям улучшенной продукции и оказывать поддержку натуральному хозяйству; и все это в целом должно стабилизировать продовольственный рынок, сохранив его многообразие, позволяющее эффективно использовать свое право выбора потребителям.
82