ЗАРУБИН Матвей Юрьевич,
студент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: Zarubin.matvej@bk.ru
БУЛГАКОВА Наталия Алексеевна,
студентка юридического факультета Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: Natali.bulgakova.02@mail.ru
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ГЕННО-МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ (ГМО) В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
Аннотация. Одним из основополагающих факторов, определяющих развитие, как экономики, так и правовой системы, является научно-технический прогресс, основанный на достижениях многих эпох развития человечества. Так, благодаря достижениям молекулярной биологии и генетики активно формируется рынок генно-модифицированных организмов (ГМО). Расширение оборота товаров, содержащих ГМО, вызывает необходимость особого подхода к правовому регулированию соответствующих отношений, учитывающего специфику данных объектов гражданских прав. Данная статья направлена на изучение и выделение правовых основ в области регулирования генно-модифицированных организмов в Российской Федерации и иностранных государств.
Ключевые слова: генно-модифицированные компоненты, биотехнологии, ГМО, ГМ-продукция, законодательное регулирование, право.
ZARUBIN Matvey Yurievich,
student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation
BULGAKOVA Natalia Alekseevna,
student of the Law Faculty of Kutafin Moscow State Law University (MSLA)
LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF CIRCULATION OF GENETICALLY MODIFIED ORGANISMS (GMOS) IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
Annotation. One of the fundamental factors determining the development of both the economy and the legal system is scientific and technological progress based on the achievements of many epochs of human development. Thus, thanks to the achievements of molecular biology and genetics, the market of genetically modified organisms (GMOs) is actively being formed. The expansion of the turnover of goods containing GMOs necessitates a special approach to the legal regulation of relevant relations, taking into account the specifics of these objects of civil rights. This article is aimed at studying and highlighting the legal foundations in the field of regulation of genetically modified organisms in the Russian Federation and foreign countries.
Key words: genetically modified components, biotechnology, GMO, GM products, legislative regulation, law.
С 1993 г. по всему миру начинают рас- до сих пор многие люди в полной мере не осоз-пространяться продукты с генно-мо- нают, что представляет из себя аббревиатура дифицированными компонентами, но ГМО. Всемирная организация здравоохранения в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-276-280 NIION: 2018-0076-4/22-623 MOSURED: 77/27-023-2022-4-822
одном из своих докладов дала следующее определение ГМО: «генетически модифицированные организмы (ГМО) — это организмы (т.е. растения, животные или микроорганизмы), чей генетический материал (ДНК) был изменен, причем такие изменения были бы невозможны в природе в результате размножения или естественной рекомбинации» [1]. С каждым годом ученых различных областей науки тревожит наступление новых рисков, вызванных: глобальным внедрением биотехнологий в нашу жизнь, что, в свою очередь, может негативно отразиться на безопасности человечества и окружающей среды. В отношении исследуемой нами продукции законодательство различных стран имеет различные подходы, что проявляется даже на уровне терминологии. Так, например, в международной практике нет единого понимания, что является ГМО и к каким объектам животного мира их можно применить.
Первее всех генетическим модификациям подверглись продукты питания, пищевые добавки и сельскохозяйственные культуры. Положительные показатели в скорости и количестве производства позволили ГМ-продуктам распространиться по всему миру. Так, на сегодняшний день существует около 529 ГМ-видов растений, которые используются в пищу человека или в производстве корма для животных, например, кукуруза, сахарная свекла, хлопок, и многое др. [2]. При этом с каждым годом, все больше и больше стран начинают перенимать биотехнологии для производства ГМ-продукции. В отчете ^ААА (Международная служба оценки применения агробиотехно-логий) говорится о 29 странах, в которых уже культивированы ГМО. Среди них можно выделить как лидирующие страны (США, Бразилия, Канада), так и менее развитые государства, например, страны Африки (Нигерия, Эфиопия). При этом также следует отметить, что в совокупности 80 стран мира законодательно допускают импорт ГМ-товаров [3].
Прогресс в области генной модификации позволил расширить область применения данных технологий. Сегодня в некоторых частях нашей планеты культивируют ГМ-животных. Например, с 2020 г. на территории США была законодательно одобрено разведение ГМ-свиней, чье мясо ежедневно употребляют в пищу тысячи американцев [4]. Помимо пищевой сферы, генная инженерия позволила российским ученым создать вакцину от коронавирусной инфекции COVID-19, которая в значительной степени способствует улучшению эпидемиологической ситуации в стране [5]. Другими примерами вакцин, созданным благодаря генным модификациям - ГМ-инсулин, вакцины против гепатита А и В, дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита [6].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
Страны, в которых полностью легализованы ГМО, в большей степени исходят из экономической целесообразности выращивания данной продукции. Нехватка пищевых ресурсов вызовет кризис во всех сферах жизни. Данную проблему успешно могут решить генно-модифицированная продукция, которая имеет приоритет над естественными видами в простоте выращивания, минимальном уходе, скорости возрастания и долготе хранения.
Несмотря на новые возможности, которые дает генная технология, далеко не все государства положительно относятся к данному явлению. Это можно проследить на законодательном регулировании отдельных стран. В качестве примера можно привести ряд стран, в которых законодательно установлен запрет на оборот ГМО: Алжир, Саудовскую Аравию, Перу, Эквадор, некоторые округи США. Так же существует ряд стран, которые не приняли единую позицию - речь идет о законодательном моратории. К таким странам можно отнести Россию, которая уже начала выстраивать траекторию развития био- и генной инженерии, такой вывод можно сделать, исходя из анализа некоторых НПА, которые появлялись с 2019 г.; государства Евразийского экономического союза [7]. ЕАЭС, хотя и придерживается намеченного пути развития в сторону производства натуральной продукции, частично допускает присутствие ГМО в нашей жизни [8]. Так, например, 1 сентября 2021 г. Президент РФ В.В. Путин на одном из мероприятий сказал: «У нас действительно есть закон, который ограничивает использование генно-модифицированной продукции для того, чтобы она не попадала на стол к человеку. Но нет ограничений для работы по этому направлению в научных целях» [9]. Обратимся к Договору Евразийского экономического союза от 29.05.2014 г., согласно которому на территории стран - членов ЕАЭС должны применяться в полной мере все Технические регламенты Таможенного союза, которые, в том числе, регламентируют товарооборот в сфере ГМО [10].
Рассматривая вопрос о законодательном регулировании ГМО и ГМ-продукции в Российской Федерации, стоит выделить некоторую систему НПА, состоящую из Федеральных законов (от 05.07.1996 № 86-ФЗ; от 30.03.1999 № 52-ФЗ; от 02.01.2000 № 29-ФЗ; Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1); постановлений Правительства РФ (от 15.09.2005 № 569, от 08.12.2017 № 1491, от 13.03.2017 № 281, и др.), а также иных правовых аков [11; 12]. В 2016 г. законодательство в области оборота ГМ-продукции потерпело существенные изменения - Федеральный закон от 03.07.2016 № 358-ФЗ фактически установил запрет на изготовление и выращивание продуктов питания, в т.ч.
БАДов и животных, содержащих ГМО; а также с 2016 г. у поставщиков ГМ-культур возникла обязанность прохождения дополнительных регистрационных процедур. Следует уточнить, этот запрет не распространяется на проведение различных научно-исследовательских работ, так, с конца 2018 г. были приняты ряд правовых актов по проведению различных исследований [13]. Вышеупомянутый Федеральный закон ввел административную ответственность за нарушение правил в ГМ-области, более того данный акт «наделил» Правительство РФ правом самостоятельно запрещать ввоз отдельных видов культур. В целом, Россия движется в сторону частичной легализации ГМО, это может подтвердить тот факт, что в период пандемии Правительство РФ до 1 января 2021 г. частично облегчило импорт ГМ-товаров в части государственной регистрации, что вызвало ряд противоречий между Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством финансов РФ [14]. Облегчение мер выступило вынужденной мерой, вызванной дефицитом высокобелковых сортов кормов, в частности сои. Министерство сельского хозяйства РФ требовало продления данных мер, обусловив свою позицию экономической нецелесообразностью, т.к. России еще потребуется время для проведения всех проверочных работ для запуска товаров в продажу, в то время как отсутствие новых поставок вызовет повышение цен. В то же время, Министерство финансов РФ рассматривает вышеупомянутые меры в качестве временного, страховочного периода, чтобы разработать собственные меры генетических исследований, настаивая тем самым на сокращение «смягчающих мер» [15]. Подобные спорные ситуации в вопросах легализации ГМО возникают также и в других странах-членах ЕЭАС, поэтому полагается, что принятие единых законодательных актов, регламентирующих как защиту прав потребителей в области ГМ-компонентов, так и соответствующие критерии производства ГМО. Существующая правовая база Союза может стать необходимой точкой роста для создания комплекса вышеупомянутых актов [16].
Подведем итог: ежедневно не прекращаются дебаты о пользе и вреде ГМО и ГМ-продуктах, однако следует с уверенностью признать, что генные модификации уже вошли в нашу жизнь и стремительно вносят свои как позитивные, так и негативные коррективы. И хотя в мировой практике еще не сложилось единой правовой базы оборота ГМО, практически в каждой стране мира постепенно начинают появляться собственные НПА и подходы к признанию биотехнологии, на базе которых в будущем возможно прийти к общему консенсусу при создании единых норм и требований, применяемых к ГМ-продукции.
Список литературы:
[1] Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. Что представляют собой ГМО? URL: https://www.who.int/foodsafety/areas_ work/food-technology/faq-genetically-modified-food/ ru/ (дата обращения: 01.10.2021).
[2] Brief 55: Global Status of Commercialized Biotech/GM Crops: 2019. Available from: https:// www.isaaa. org/resources/publications/briefs/55/ default.asp [Accessed 01th October 2021].
[3] Brief 55: Global Status of Commercialized Biotech/GM Crops: 2019. Available from: https:// www.isaaa. org/resources/publications/briefs/55/ default.asp [Accessed 01th October 2021].
[4] FDA Approves First-of-its-Kind Intentional Genomic Alteration in Line of Domestic Pigs for Both Human Food, Potential Therapeutic Uses. Available from: https://www.fda.gov/n ews-events/press-announcements/fda-approvesfirst-its-kind-intentional-genomic-alteration-line-domestic-pigs-both-human-food [Accessed 1st November 2020].
[5] Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. Начало маркировки вакцины. URL: https://minzdrav.gov.ru/ news/2020/09/09/14866-filial-medgamal-fgbu-nitsem-im-n-f-gamalei-minzdrava-rossii-nachal-markirovku-vaktsiny-dlya-profilaktiki-koronavirusnoy-infektsii-sputnik-v (дата обращения: 01.10.21).
[6] Are GMOs bad? Why do some people think GMOs are harmful? URL: https://gmoanswers.com/ why-do-some-people-say-or-think-gmos-are-bad] (дата обращения: 01.10.21).
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2020 № 520. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202004200028 (дата обращения: 01.10.21).
[8] Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. С 26 июня 2020 года продукты с ГМО должны маркироваться соответствующим знаком. URL: сhttp://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/26-06-2020-02.aspx (дата обращения: 01.10.21).
[9] Встреча Президента РФ со школьниками на Дальнем Востоке в рамках марафона «Новое знание». URL: https://tass.ru/obschestvo/12269323 (дата обращения: 01.10.21).
[10] Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant. ru/70670880/ (дата обращения: 01.10.21).
[11] Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»; Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
[12] Постановление Правительства от 16.04.2020 № 520 «О продукции и генно-инженер-но-модифицированных организмах, не подлежащих государственной регистрации в соответствии с Правилами государственной регистрации ген-но-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 839».
[13] Например, Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2018 № 680 «О развитии генетических технологий в Российской Федерации».
[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2020 № 520 «О продукции и генно-инженерно-модифицированных организмах, не подлежащих государственной регистрации в соответствии с Правилами государственной регистрации генно-инженерно -модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. № 839». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202004200028 (дата обращения: 01.10.21).
[15] Минфин и Минэкономразвития выступили против упрощенного ввоза сои с ГМО. Подробнее на РБК: URL: https://www.rbc.ru/business/03 /11/2020/5f9fcadc9a794745c4600c08 (дата обращения: 01.10.2021).
[16] Технические регламенты Таможенного союза 021/2011, 022/2011. Договор о ЕАЭС и Решение Высшего Евразийского экономического совета № 35 от 29 мая 2013 г. «О Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».
Spisok literatury:
[1] Oficial'nyj sajt Vsemirnoj organizacii zdra-voohraneniya. Chto predstavlyayut soboj GMO? URL: https://www.who.int/foodsafety/areas_work/ food-technology/faq-genetically-modified-food/ru/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
[2] Brief 55: Global Status of Commercialized Biotech/GM Crops: 2019. Available from: https:// www.isaaa. org/resources/publications/briefs/55/ default.asp [Accessed 01th October 2021].
[3] Brief 55: Global Status of Commercialized Biotech/GM Crops: 2019. Available from: https:// www.isaaa. org/resources/publications/briefs/55/ default.asp [Accessed 01th October 2021].
[4] FDA Approves First-of-its-Kind Intentional Genomic Alteration in Line of Domestic Pigs for Both Human Food, Potential Therapeutic Uses. Available from: https://www.fda.gov/news-events/press-an-nouncements/fda-approvesfirst-its-kind-intention-al-genomic-alteration-line-domestic-pigs-both-hu-man-food [Accessed 1st November 2020].
[5] Oficial'nyj sajt Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii. Nachalo markirovki vakciny. URL: https://minzdrav.gov.ru/ news/2020/09/09/14866-filial-medgamal-fgbu-nit-sem-im-n-f-gamalei-minzdrava-rossii-na-chal-markirovku-vaktsiny-dlya-profilaktiki-koronavi-rusnoy-infektsii-sputnik-v (data obrashcheniya: 01.10.21).
[6] Are GMOs bad? Why do some people think GMOs are harmful? URL: https://gmoanswers.com/ why-do-some-people-say-or-think-gmos-are-bad] (data obrashcheniya: 01.10.21).
[7] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16.04.2020 № 520. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202004200028 (data obrashcheniya: 01.10.21).
[8] Oficial'nyj sajt Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii. S 26 iyunya 2020 goda produkty s GMO dolzhny markirovat'sya sootvetstvuyushchim znakom. URL: shttp://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/26-06-2020-02.aspx (data obrashcheniya: 01.10.21).
[9] Vstrecha Prezidenta RF so shkol'nikami na Dal'nem Vostoke v ramkah marafona «Novoe znanie». URL: https://tass.ru/obschestvo/12269323 (data obrashcheniya: 01.10.21).
[10] Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (Astana, 29 maya 2014 g.) (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL: http://base.garant. ru/70670880/ (data obrashcheniya: 01.10.21).
[11] Federal'nyj zakon ot 05.07.1996 № 86-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii v oblasti genno-in-zhenernoj deyatel'nosti»; Federal'nyj zakon ot 30.03.1999 № 52-FZ «O sanitarno-epidemiologich-eskom blagopoluchii naseleniya»; Federal'nyj zakon ot 02.01.2000 № 29-FZ «O kachestve i bezopasnosti pishchevyh produktov»; Zakon Rossijskoj Federacii ot 07.02.1992 № 2300-1 «O zashchite prav potre-bitelej».
[12] Postanovlenie Pravitel'stva ot 16.04.2020 № 520 «O produkcii i genno-inzhenerno-modifi-cirovannyh organizmah, ne podlezhashchih gosu-
darstvennoj registracii v sootvetstvii s Pravilami gosu-darstvennoj registracii genno-mzhenemo-modifi-cirovannyh organizmov, prednaznachennyh dlya vypuska v okruzhayushchuyu sredu, a takzhe рго-dukcii, poluchennoj s primeneniem takih organizmov Ш soderzhashchej takie organizmy, vklyuchaya uka-zannuyu produkciyu, vvozimuyu na territoriyu Rossi-jskoj Federacii, utverzhdennymi postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 sentyabrya 2013 g. № 839».
[13] Naprimer, Ukaz Prezidenta Rossijskoj Fed-eracii ot 28.11.2018 № 680 «О razvitii geneticheskih tekhnologij V Rossijskoj Federacii».
[14] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 16.04.2020 № 520 «О produkcii i деппо-т-zhenerno-modificirovannyh organizmah, пе podlezhashchih gosudarstvennoj registracii V soot-vetstvii s Pravilami gosudarstvennoj registracii деп-no-inzhenerno-modificirovannyh organizmov, pred-naznachennyh dlya vypuska V okruzhayushchuyu
sredu, а takzhe produkcii, poluchennoj s primeneniem takih organizmov ili soderzhashchej takie organizmy, vklyuchaya ukazannuyu produkciyu, vvozimuyu па territoriyu Rossijskoj Federacii, utverzhdennymi pos-tanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 sentyabrya 2013 д. № 839». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202004200028 (data obrashcheniya: 01.10.21).
[15] МтАп i Minekonomrazvitiya vystupili рго^ uproshchennogo vvoza soi s GMO. Podrobnee па RBK: URL: https://www.rbc.ru/busi-ness/03/11/2020/5f9fcadc9a794745c4600c08 (data obrashcheniya: 01.10.2021).
[16] Tekhnicheskie reglamenty Tamozhennogo soyuza 021/2011, 022/2011. Dogovor о EAES i Resh-enie Vysshego Evrazijskogo ekonomicheskogo soveta № 35 ot 29 maya 2013 д. «О КопсерсИ soglasovannoj (skoordinirovannoj) agropromyshlen-noj роИШ gosudarstv — chlenov Tamozhennogo soyuza i Edinogo ekonomicheskogo prostranstva».
J
ЮРКОМПАНИ
1ац?-Ьоок5. ги
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022