Научная статья на тему 'Защита прав потребителей органами местного самоуправления: вопросы правового регулирования'

Защита прав потребителей органами местного самоуправления: вопросы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2273
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / CONSUMER PROTECTION / MUNICIPAL SERVICES / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирова Яна Алексеевна

Работа посвящена исследованию теоритических и практических аспектов участия органов местного самоуправления в защите прав потребителей, определению их роли в национальной системе защиты прав потребителей. В статье рассматриваются особенности правового регулирования, выявляются причины, препятствующие эффективной защите прав потребителей, обосновываются предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER SERVICES BY LOCAL AUTHORITIES: THE LEGAL REGULATION

The paper is devoted to theoretical and practical aspects of participation of local governments in the protection of consumer rights, defining their role in the national system of consumer protection. The article considers the peculiarities of legal regulation, identifies obstacles to effective consumer protection, justified proposals on improvement of legal regulation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей органами местного самоуправления: вопросы правового регулирования»

УДК 366.542

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Яна Алексеевна Кирова

НОУ ВПО Центросоюза РФ Сибирский университет потребительской кооперации, 630087, Россия, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 29, старший преподаватель кафедры трудового и земельного права, тел. (905)939-92-60

Работа посвящена исследованию теоритических и практических аспектов участия органов местного самоуправления в защите прав потребителей, определению их роли в национальной системе защиты прав потребителей. В статье рассматриваются особенности правового регулирования, выявляются причины, препятствующие эффективной защите прав потребителей, обосновываются предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, защита прав потребителей, муниципальные услуги, правовое регулирование.

CONSUMER SERVICES BY LOCAL AUTHORITIES: THE LEGAL REGULATION

Jana A. Kirova

Russian Federation Siberian University of consumer cooperation, 630087, Russia, Novosibirsk, 29 ul. Karla Marksa Prospekt, senior lecturer of the Department of labor and land rights, tel. (905)939-92-60

The paper is devoted to theoretical and practical aspects of participation of local governments in the protection of consumer rights, defining their role in the national system of consumer protection. The article considers the peculiarities of legal regulation, identifies obstacles to effective consumer protection, justified proposals on improvement of legal regulation in this sphere.

Key words: local government, consumer protection, municipal services, legal regulation.

Органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) занимают особое место в системе управления обществом и государством, являются одной из важнейших составляющих национальной системы защиты прав потребителей (далее -ЗПП), обеспечивая оперативную защиту интересов потребителей по месту их жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю. Данное направление их деятельности приобретает особое значение в ситуации экономической нестабильности, при которой производство и реализация фальсифицированных товаров, необоснованное завышение цен, нарушения правил торговли и обман потребителей недобросовестными участниками рыночных отношений приобретают все большее распространение и носят массовый характер.

ОМСУ осуществляют деятельность в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. №1Э1-ФЗ, который, в том числе, к вопросам местного значения от-

носит создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, а также создание условий для развития малого и среднего предпринимательства^].

Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О ЗПП») определенные полномочия в сфере ЗПП возложены на высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления^]. Статья 42.1 указанного Закона закрепила за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ обязанность осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, а также право принятия определенных мер в рассматриваемой сфере в пределах своих полномочий.

Права органов местного самоуправления согласно ст. 44 Закона «О ЗПП» заключаются в рассмотрении жалоб потребителей и консультировании потребителей по вопросам защиты их прав, обращении в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) и незамедлительном извещении федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Эффективность работы ОМСУ подтверждается, в частности, данными, периодически представляемыми в отчетах об итогах работы комитета по защите прав потребителей мэрии г. Новосибирска на ее официальном сайте, в публикациях в средствах массовой информации. По статистике большинство обращений граждан носит устный характер. Специалисты консультируют по вопросам ЗПП как на личных приемах, так и по телефону, участвуют в досудебном урегулировании споров между потребителями и профессиональными участниками рыночных отношений. Наибольшее количество нарушений прав потребителей выявляется в сферах, представляющих жизненный интерес для человека (торговля, бытовое обслуживание, услуги связи, коммунальные, медицинские, страховые, туристические и др.). Жалобы касаются реализации товара ненадлежащего качества, наличия неполной и недостоверной информации, нарушений при гарантийном обслуживании, предоставлении потребительского кредита. Если проверкой по жалобе потребителя выявлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, ОМСУ вправе незамедлительно направить материалы в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Закрепление Законом «О ЗПП» определенных полномочий за вышеуказанными органами вызвало включение соответствующих направлений деятельности в уставы субъектов РФ и муниципальных образований.

В сфере ЗПП ОМСУ тесно взаимодействуют с Федеральной службой по надзору в сфере ЗПП и благополучия человека - Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госу-

дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЗПП, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ. Именно Роспотреб-надзор реализует основной массив норм и правил в сфере ЗПП.

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения РФ, а также Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (в ред. от 02.11.2013 № 988), устанавливающим статус данного органа и правила организации деятельности по реализации его функций и полномочий[5].

В ст. 40 Закона «О ЗПП» предусмотрен федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, его основные принципы и направления закреплены в подпунктах 1 - 7 пункта 2. Наряду с проверками профессиональных участников отношений по соблюдению ими обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, равно как и при проверках соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя также и проверки на предмет соблюдения (соответствия) тех же требований, установленных международными договорами РФ либо в соответствии с международными договорами РФ. Помимо действий, правовой основой для совершения которых служат соответствующие положения ФЗ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и КоАП РФ, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей предусматривает также решение иных вопросов, сформулированных в подпунктах 4 - 7 пункта 2 ст. 40 Закона РФ о ЗПП [2,1].

Многие вопросы ЗПП, в том числе, процессуальные особенности рассмотрения дел о ЗПП, роль уполномоченных органов, осуществляющих обязанности по ЗПП и охраняемых законом интересов потребителей, ОМСУ, разъясняются в Постановлении Пленума ВС РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей[6].

Следует отметить, что в настоящее время ЗПП как функция местного значения отсутствует, закон не запрещает, но прямо и не обязывает реализовывать указанную функцию. К тому же ОМСУ крайне ограничены в выборе средств

охраны прав потребителей, сказываются и структурные изменения. Например, в связи с реорганизацией структуры и штатного расписания администраций районов г. Новосибирска отделы по ЗПП объединены с отделами потребительского рынка.

В соответствии с Постановлением мэрии от 29.07.2012 г. № 12250 «О совершенствовании структуры мэрии г. Новосибирска», в целях оптимизации деятельности структурных подразделений, в структуре департамента по социальной политике мэрии комитет по ЗПП реорганизован в отдел, в связи с чем в значительной степени утрачена самостоятельность данного органа.

В соответствии со ст. 42.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. «О ЗПП» в целях обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ОМСУ в НСО, общественных объединений и организаций, а также создания условий для соблюдения прав и интересов потребителей Постановлением Правительства НСО от 09.07.2012 № 325-п 1. образована комиссия при Правительстве Новосибирской области по вопросам ЗПП (ранее ОМСУ осуществляли деятельность в рамках Совета по взаимодействию с органами по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и общественными объединениями, действующим на основании Постановления мэра г. Новосибирска от 15.04.2008 г. № 295 (ред. от 26.06.2009 г.) «Об утверждении состава и Положения о Совете по взаимодействию с органами по контролю (надзору) в области ЗПП и общественными объединениями потребителей»)[4]. Хотя Комиссия заявлена как постоянно действующий орган, ее заседания проходят «по мере необходимости».

На наш взгляд, прежде всего, следует внести соответствующие изменения в ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в ст. 44 Закона РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»: отнести ЗПП, в том числе, к вопросам местного значения, что должно свидетельствовать о ее необходимости и значимости; предусмотреть не только наделение ОМСУ правами в сфере ЗПП, а законодательно закрепить ЗПП как безусловную обязанность ОМСУ.

Следующими шагами могут стать наделение ОМСУ необходимыми полномочиями по реализации указанных функций, расширение и углубление различных аспектов их деятельности, в том числе взаимодействия с другими органами и организациями в сфере ЗПП. Это позволит повысить эффективность законодательства в сфере ЗПП, сформировать потребительскую культуру, поддержать добросовестную конкуренцию, а в итоге - учесть интересы населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 // «Ведомости СНД и ВС РФ», 09.04.1992, №15, ст. 766, Российская газета от 07.04.1992 г.

2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 г.

№294-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249

3. Об общих принципах организации местного самоуправления: федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - №40. - 06.10.2003, ст. 3822

4. Об утверждении положения о комиссии при Правительстве Новосибирской области по вопросам защиты прав потребителей: Постановление Правительства Новосибирской области от 09.07.2012 № 325-п

5. Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322. // СЗ РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2899.

6. Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

© Я. А. Кирова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.