Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2533
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / СУДЕБНЫЕ ПРИМИРИТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холина И.С., Краснослободцева Е.А., Кулешов Г.Н., Чинарян Е.А., Чижикова В.В.

Конституция РФ гарантируется социальное обеспечение и социальную защита каждому человеку по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Политика российского государства в соответствии с Основным законом должна обеспечивать свободное развитие и достойную жизнь каждого гражданина. В своем ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 15 января 2020 г. глава государства В.В. Путин выступил с предложением установления конкретных мер по повышению уровня социальной обеспеченности российских граждан, в том числе семьям с маленькими детьми. Исходя из этого реализацию предложенных мер социальной поддержки российских граждан в обязательном порядке следует обеспечить эффективными мерами защиты прав граждан на социальное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE RIGHT OF CITIZENS TO SOCIAL SECURITY: LEGAL ASPECT

The Constitution of the Russian Federation guarantees social security and social protection for every person by age, in case of illness, disability, loss of a breadwinner, for raising children and in other cases established by law. The policy of the Russian state, in accordance with the Basic Law, must ensure the free development and decent life of every citizen. In his annual Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on January 15, 2020, Head of State V.V. Putin came up with a proposal to establish specific measures to improve the level of social security of Russian citizens, including families with small children. Based on this, the implementation of the proposed measures of social support for Russian citizens must be ensured by effective measures to protect the rights of citizens to social security.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Защита прав граждан на социальное обеспечение: правовой аспект

Холина Ирина Сергеевна

преподаватель, ФГБОУ ВО РГСУ Колледж РГСУ, EvreinovaIS@rgsu.net

Краснослободцева Екатерина Анатольевна

преподаватель, ФГБОУ ВО РГСУ Колледж РГСУ, KrasnoslobodtsevaEA@rgsu.net

Кулешов Георгий Николаевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, АНО ВО Московский международный университет, Kuleshovgeorge2@gmail.com

Чинарян Елизавета Амаяковна

преподаватель, ФГБОУ ВО РГСУ Колледж РГСУ, ChinarIanEA@rgsu.net

Чижикова Вера Викторовна

преподаватель, ФГБОУ ВО РГСУ Колледж РГСУ, ChizhikovaVV@rgsu.net

Конституция РФ гарантируется социальное обеспечение и социальную защита каждому человеку по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Политика российского государства в соответствии с Основным законом должна обеспечивать свободное развитие и достойную жизнь каждого гражданина. В своем ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 15 января 2020 г. глава государства В.В. Путин выступил с предложением установления конкретных мер по повышению уровня социальной обеспеченности российских граждан, в том числе семьям с маленькими детьми. Исходя из этого реализацию предложенных мер социальной поддержки российских граждан в обязательном порядке следует обеспечить эффективными мерами защиты прав граждан на социальное обеспечение.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальное государство, меры социальной поддержки, материнский капитал, судебные примирители, государственная инспекция труда.

Всеобщая декларация прав человека (статья 2) признает и закрепляет права и свободы каждого человека, независимо от пола, языка, расы, цвета кожи, вероисповедания, социального или национального происхождения, политических или иных убеждений, сословного, имущественного положения или иных положений.

В статье 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право каждого человека трудиться, свободно выбирать работу, иметь благоприятные и справедливые трудовые условия, быть защищенным от безработицы. Каждый работающий человек вправе получать удовлетворительное и справедливое вознаграждение за свой труд, которое обеспечивает ему достойное существование и которое, по мере необходимости, может быть дополнено прочими мерами социальной защиты [1].

Непосредственно социальному обеспечению посвящена статья 25 Всеобщей декларации прав человека, которая закрепляет право каждого человека на необходимый уровень жизни, медицинскую помощь, социальное обеспечение и обслуживание себя и членов семьи в случае наступления ухудшения здоровья, потери работы, инвалидности, старости, потери кормильца и иных непредвиденных случаях [1].

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Россия имеет статус социального государства, что предполагает гарантию социально-экономических прав и свобод человека и гражданина и обязанность государства создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь граждан. В первую очередь это касается пенсионеров, безработных, лиц с инвалидностью, малоимущих граждан [8].

Сегодня не существует определенного значения термина обозначающего социальное государство. В рамках настоящей научно-исследовательской работы имеет место быть такое определение социального государства, в котором все сферы общественной жизни основываются на гуманитарных постулатах социальной справедливости, общественном единогласии и равенстве, а социально-экономические права и свободы человека и гражданина гарантируются и охраняются. Политическая и идеологическая направленность социального государства опирается на интересы, прежде всего, народа, а не правительства.

Требования к социальному государству закреплены в Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества, согласно которой социальное государство представлено как правовое демо-

и

и *

о х

о а

и о т г

сч сч о

С4 Ю

кратическое государство, в котором человек является высшей ценностью. Согласно данной Концепции социальное государство создает условия для благополучия граждан, обеспечения достойного уровня жизни, самореализации свободного развития творческого (трудового) начала каждого человека. В Концепции также обозначены критерии «социальности» государства, среди которых: обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; сокращение и устранение бедности; адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения; социальная справедливость общества; права и гарантии, направленные на укрепление семьи [9].

Страны Запада еще в 1940-е гг. заявили о доступности социального обеспечения для всех граждан. Этот всесторонний социальных подход нашел отражение в рекомендациях МОТ 1944 г. "Об обеспечении дохода" N 67 [14] и "О медицинском обслуживании" N 69 [15]. Данные рекомендации способствовали закрепления права на социальное обеспечение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 22) [1], в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 9) [11], Конвенции N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 г. [4] и нашли отражение в Принципе ответственности общества за социальное благополучие людей, подтвержденным Всемирным саммитом 1995 г. по устойчивому социальному развитию, провозглашением ООН в 2000 г. целей развития тысячелетия, Всемирной встречей на высшем уровне ООН 2005 г. и т.д.

В России в соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [8]. Конституционный Суд РФ отмечает: хотя социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию.

Социальное обеспечение граждан является ведущим направлением социальной политики государства и оказывается в случае возникновения определенных социальных (страховых) случаев. Социальная политика государства представляет собой одну из функций государства, направленную на жизнеобеспечение, социальное благополучие и развития населения, осуществляемую с помощью конкретных мер и мероприятий. Создавая благоприятные условия для нормальной жизнедеятельности людей, государство, путем осуществления социальной политики, обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий.

Рассмотрим социальную политику государства в двух смыслах: в узком смысле слова и в широком. В узком смысле слова социальная политика вклю-

чает в себя социальную защиту, социальное обеспечение и государственную поддержку социально незащищенных категорий граждан.

На наш взгляд данное определение значительно сужает функциональное содержание социальной политики государства, позволяя обойти конституционное предписание по созданию условий, которые обеспечивают свободное развитие человека и достойное проживание.

В широком смысле социальная политика представляет собой систему государственных мер по регулированию отношений между разными социальными категориями населения в целях улучшения уровня и качества жизни населения, повышения общественного благосостояния, эффективного использования трудовых ресурсов и на этой основе роста экономического потенциала государства.

Для решения данных задач в нашей стране были установлены стандарты социального обеспечения, закрепленные в Конвенции МОТ 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" [4], которые являются важной отличительной чертой цивилизованного государства. Под стандартами социального обеспечения понимаются социальные принципы и нормы, которые обеспечивают реализацию гарантированных социальных прав граждан. В большинстве западных стран, признанных социальными государствам, государственные социальные стандарты выполняют роль ориентиров в построении и реализации социально-экономической политики государства.

О наличии у нас принятых во всем мире ориентиров развития системы социального обеспечения свидетельствуют и другие ратифицированные Россией базовые конвенции в области социального обеспечения - Конвенция N 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" 1962 г. [5], Конвенция N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" 1967 г.[6] и Конвенция N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" 1982 г.[7]

Государственные социальные стандарты в России действует и в сфере трудовых отношений. Например, установленные в Трудовом кодексе РФ в ст. 133 и 133.1 стандарты по минимальному размеру оплаты труда, стандарты по продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска в ст. 115 и т.д. [16].

Обращаясь 15 января 2020 г с Посланием к Федеральному Собранию РФ, Президент предложил «не откладывая решать социальные задачи» для обеспечения достойного уровня жизни российских граждан, решать демографические проблемы в стране, отметил, что именно низкие доходы в семьях представляют собой прямую угрозу для демографического будущего нашего государства [2].

Существенными средствами оказания государственной социальной поддержки сегодня являются система пенсионного обеспечения, система пособий льгот и выплат компенсационного характера.

Обозначим ряд мер по оказанию социальной поддержки российских семей с детьми, предложенных Президентом РФ. В первую очередь, это касается денежных выплат семьям с детьми: увеличение размера ежемесячных выплат до достижения ребенком 3-х лет с января 2020 г., установление ежемесячных выплат на детей от 3-х до 7-ми лет для тех семей с детьми, доходы которых не превышают одного прожиточного минимума на человека. Во-вторых - это продление программы материнского капитала до 31 декабря 2026 г., а также расширение прав отцов на материнский капитал, которые в одиночку воспитывают детей после смерти их матери, имевшей иностранное гражданство.

Сумма материнского капитала при рождении первого ребенка с 1 февраля 2022 году составляет 524,5 тыс. руб. При рождении второго ребенка размер материнского капитала составляет 693,1 тыс. руб., при условии, что семья ранее не оформляла материнский капитал на первого ребенка. Если семья уже получала материнский капитал на первого ребенка, то при рождении второго будет доплата к материнскому капиталу в размере 168,6 тыс. руб. Средства материнского капитала можно потратить на улучшение жилищных условий, на ежемесячные выплаты на второго ребенка до 3-х лет, образование ребенка, в том числе на занятия ребенка в кружках, секциях или бассейне, оплату социальной реабилитации для детей с инвалидностью и накопительную часть будущей пенсии матери.

30 апреля 2022 г. Президент РФ подписал закон, расширяющий основания для получения материнского капитала отцами-одиночками после смерти матери детей - гражданки иностранного государства. Отец, в том числе и усыновитель, может претендовать на данную меру социальной поддержки в первом случае, если он в одиночку воспитывают 2-го, 3-го ребенка или последующих детей, рожденных после 1 января 2007 года, в случае смерти матери, имевшей иностранное гражданство. Во втором случае, если отец в одиночку воспитывают первого ребенка, рожденного после 1 января 2020 года, в случае смерти их матери, имевшей иностранное гражданство. При этом у детей должно быть российское гражданство.

Также закон устанавливает возможность перехода права на материнский капитал к ребенку или детям в равных долях в случае смерти мужчины-отца, воспитывающего одного, двух и более детей. Помимо смерти, распределение средств маткапи-тала между детьми возникает, если отец оставил ребенка, дал письменное согласие на усыновление своего ребенка другим мужчиной, был лишен родительских прав, в том числе права на усыновление, совершил в отношении детей преступление. Такое право сохраняется за детьми до достижения ими 23-ти летнего возраста [17].

С 2022 года право на материнский капитал было также признано Конституционным судом РФ за отцами, воспитывающих детей, рожденных суррогатными матерями. Ранее данное правило право распространялось только на супружеские пары, кото-

рые воспользовались услугами суррогатной матери. Конституционный суд РФ разъяснил, что, если в семьях изначально в качестве единственного родителя детей, рожденных суррогатной матерью, судом был признан их биологический отец, а затем, после заключения брака, дети были усыновлены его супругой, у этой женщины право на получение материнского капитала не возникает, поскольку данные дети приходятся ей падчерицами или пасынками [12].

Заметим, что суррогатное материнство впервые было обозначено в Приказе Минздрава России от 30.08.2012 N 107н (ред. от 01.02.2018) "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению"[13]. До 2012 года суррогатное материнство законодательно не регулировалось. В настоящее суррогатное материнство регулируется на основании ст. 55 (применение вспомогательных репродуктивных технологий) федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и ст. 51 (запись родителей ребенка в книге записей рождений) Семейного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что законодательство о социальном обеспечении не имеет единого кодифицированного акта, что значительно затрудняет поиск нужных нормативных актов в системе социального обеспечения, а также способствует возникновению пробелов и коллизий в праве социального обеспечения.

Так в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.06.2021 N 30-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с запросом Конаковского городского суда Тверской области" по делу об отказе отцу детей, рожденных суррогатной матерью и его супруге, усыновившей (удочерившей) его детей, было признано, что часть 1 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1) и 671 (часть 4), в той мере, в какой она не предоставляет права на получение материнского (семейного) капитала указанным лицам [12].

Конституционный суд РФ постановил, что федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в законодательство, регулирующим данный вопрос на основании вышеуказанного Постановления Конституционного суда РФ от 29.06.2021 N 30-П.

Таким образом, при восстановлении прав граждан на социальное обеспечение и разрешении юридических споров Конституционный суд РФ вынужден был восполнить пробел, имеющиеся в действующем законодательстве о социальном обеспечении в вопросе, связанным с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (суррогатного материнства), и тем самым сформировать правоприменительную практику в данном вопросе.

и

и *

о х

а

а

а) о т

V

сч сч о сч

ю

Решение данной правовой проблемы Конституционным судом РФ говорит об эффективности судебной защиты прав граждан на социальное обеспечение и в тоже время свидетельствует о разобщенности, непоследовательности, противоречивости законодательных норм в сфере социального обеспечения. Данное положение дел приводит к недостатку тождественности правоприменительной практики и ее противоречивости, что приводит к образованию потока жалоб со стороны граждан, которые считают свое право на социальное обеспечение нарушенным [3].

Еще одними средствами восстановления и защиты нарушенного права в сфере социального обеспечения, помимо судебного является возможность обращения к судебному примирителю, в прокуратуру, в государственную инспекцию по труду, а также возможность воспользоваться помощью медиатора.

Отметим, что в праве социального обеспечения отсутствуют репрессивные санкции, тогда как имеются правоограничительные и правовосстанови-тельные.

В системе социального обеспечения в настоящее время реализуется правило, согласно которому излишне выплаченные в результате недобросовестности граждан суммы пособий, пенсий и иных денежных подлежат возмещению органу соцзащиты, по решению которого они предоставлялись. По мнению Маслова С., юридической ответственностью в праве социального обеспечения является фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения, с целью восстановления нарушенного права [10].

Следует отметить, что социально-обеспечительные гарантии распространяется на всех граждан России, а проблемы в сфере социального обеспечения привлекают особое внимание и являются наиболее дискуссионными в обществе. Это касается проблем очень низкого уровня выплат социальных пособий в регионах, особенно детских, необоснованно ужесточенных условий для их выплаты; несовершенства пенсионного законодательства; непоследовательное развитие законодательства о социальной защите инвалидов и иных субъектов права социального обеспечения.

Так постоянные изменения пенсионного законодательства и нестабильность пенсионной системы привели к тому, что большинство граждан не ориентируется в требованиях пенсионного законодательства, сомневается в его надежности и эффективности, сознательно избегает уплаты страховых платежей, что приводит к теневой занятости и увеличению числа работающих граждан, неоформленных по трудовому договору. Тоже касается и правовой незащищенности работавших по срочному трудовому договору работниц-матерей, которые могут не получить детские пособия и подлежат увольнению, в связи с истечением срока трудового договора.

В настоящее время выплата пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет рассчитываются исходя не из фактически утраченного застрахованным заработка как раньше, а из суммы заработка, полученной в течение 2-х календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая, что существенно понижает размер выплат. Если при введении компенсационной выплаты работницам-матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (1994 г.), ее размер составлял 50% от минимального размере оплаты труда, то в настоящее время дана сумма составляет всего лишь 50 руб.

Таким образом, защита прав граждан на социальное обеспечение реализуется в обязанности государства предоставить необходимые блага каждому человеку в указанных Конституцией случаях, о чем упоминается и в решениях Конституционного Суда РФ. Предписание Конституции РФ (ст. 39) о гарантированности права на социальное обеспечение обязывает государство выполнять соответствующую функцию всеми возможными способами, включая правовое регулирование. Поскольку реализация социальных прав зависит от деятельности государства, государственных органов и учреждений, законодателем должна быть конкретизирована и усилена юридическая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение корреспондирующих с этими правами обязанностей.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета.1995. N 67.

2. Гусев А.Ю. Проблемы защиты права российских граждан на социальное обеспечение // Социальное и пенсионное право. 2020. № 2.С.14-17.

3. Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2008. № 1.С.23-28.

4. Конвенция № 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 28.06.1952 г.) // Собрание законодательства РФ. 08.06.2020. N 23. Ст. 3589.

5. Конвенция №118 Международной организации труда "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 28.06.1962 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 -

1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда,

1991. С. 1330 - 1337.

6. Конвенция № 128 Международной организации труда "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (Вместе с "Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности") (Заключена в г. Женеве 29.06.1967 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Междуна-

родной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 -1552.

7. Конвенция № 157 Международной организации труда "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 21.06.1982 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1971 -1982.

8. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 21.10.2022 г.)

9. Концепция формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества (Принята в г. Санкт-Петербурге 31.05.2007 г. Постановлением 28-6 на 28-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 40. С. 153 - 193.

10. Маслов С., 2007, Понятие и виды юридической ответственности субъектов отношений по социальному обеспечению: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР.1976. N 17. Ст. 291.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2021 N 30-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с запросом Конаковского городского суда Тверской области" // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision543098.pdf (дата обращения 21.10.2022 г.)

13. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107н (ред. от 01.02.2018) "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 N 27010) // Российская газета. 2013. Спецвыпуск, N 78/1.

14. Рекомендация N 67 Международной организации труда "Об обеспечении дохода" (Вместе с "Руководящими принципами") (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 591 - 612.

15. Рекомендация N 69 Международной организации труда "О медицинском обслуживании" (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной

конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 616 - 633.

16. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

17. Федеральный закон от 30.04.2022 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 02.05.2022. N 18. Ст. 3002.

Protection of the right of citizens to social security: legal aspect Kholina I.S., Krasnoslobodtseva E.A., Kuleshov G.N., Chinaryan E.A., Chizhikova V.V.

RSSU College RSSU

The Constitution of the Russian Federation guarantees social security and social protection for every person by age, in case of illness, disability, loss of a breadwinner, for raising children and in other cases established by law. The policy of the Russian state, in accordance with the Basic Law, must ensure the free development and decent life of every citizen. In his annual Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on January 15, 2020, Head of State V.V. Putin came up with a proposal to establish specific measures to improve the level of social security of Russian citizens, including families with small children. Based on this, the implementation of the proposed measures of social support for Russian citizens must be ensured by effective measures to protect the rights of citizens to social security. Keywords: social security, welfare state, social support measures, maternity

capital, court mediators, state labor inspectorate. References

1. The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General

Assembly on December 10, 1948) // Rossiyskaya gazeta.1995. N 67.

2. Gusev A.Yu. Problems of protecting the right of Russian citizens to social

security // Social and pension law. 2020. No. 2.S.14-17.

3. Erofeeva O.V. Protection of the rights of citizens to social security: certain

aspects of judicial practice // Social and pension law. 2008. No. 1 .S.23-28.

4. Convention No. 102 of the International Labor Organization "On the

minimum standards of social security" (Concluded in Geneva on June 28, 1952) // Collected Legislation of the Russian Federation. 06/08/2020. N 23. Art. 3589.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Convention No. 118 of the International Labor Organization "On the equality

of citizens of the country and foreigners and stateless persons in the field of social security" (Concluded in Geneva on June 28, 1962) // Conventions and recommendations adopted by the International Labor Conference. 1957 - 1990. Vol. II. - Geneva: International Labor Office, 1991. S. 1330 -1337.

6. Convention No. 128 of the International Labor Organization "On Disability,

Old Age and Survivor Benefits" (Together with the "International Standard Industrial Classification of all branches of economic activity") (Concluded in Geneva on 06/29/1967) // Conventions and recommendations adopted by the International Labor Conference. 1957 - 1990. Vol. II. - Geneva: International Labor Office, 1991. S. 1531 - 1552.

7. Convention No. 157 of the International Labor Organization "On the

establishment of an international system for the preservation of rights in the field of social security" (Concluded in Geneva on June 21, 1982) // Conventions and recommendations adopted by the International Labor Conference. 1957 - 1990. Vol. II. - Geneva: International Labor Office, 1991. S. 1971 - 1982.

8. The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on

12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020) // URL: http://pravo.gov.ru/ (date of access 10/21/2022)

9. The concept of the formation of the legal foundations and mechanisms for

the implementation of the social state in the Commonwealth countries (Adopted in St. Petersburg on May 31, 2007 by Resolution 28-6 at the 28th plenary meeting of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States) // Information Bulletin. Interparliamentary Assembly of States Members of the Commonwealth of Independent States. 2007. No. 40. S. 153 - 193.

10. Maslov S., 2007, The concept and types of legal liability of subjects of social

security relations: author. dis. ... cand. legal Sciences.

11. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (Adopted on 12/16/1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly) // Gazette of the Supreme Soviet of the USSR.1976. N 17. Art. 291.

12. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 29, 2021 N 30-P "On the case of checking the constitutionality of Article 3 of the Federal Law "On additional measures of state support for families with children" in connection with the request of the Konakovo City Court of the Tver Region" // URL: http ://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision543098.pdf (Accessed 21.10.2022)

13. Order of the Ministry of Health of Russia of August 30, 2012 N 107n (as amended on February 1, 2018) "On the procedure for the use of assisted reproductive technologies, contraindications and restrictions on their use" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on February 12, 2013 N 27010) // Rossiyskaya Gazeta. 2013. Special issue, N 78/1.

14. Recommendation N 67 of the International Labor Organization "On Income Security" (Together with the "Guidelines") (Adopted in Philadelphia on

u

и *

о x

n

a

a) о т

V

05/12/1944 at the 26th session of the ILO General Conference) // Conventions and recommendations adopted by the International Labor Conference. 1919 - 1956. T. I. - Geneva: International Labor Office, 1991. S. 591 - 612.

15. Recommendation N 69 of the International Labor Organization "On Medical Care" (Adopted in Philadelphia on May 12, 1944 at the 26th session of the ILO General Conference) // Conventions and recommendations adopted by the International Labor Conference. 1919 - 1956. T. I. - Geneva: International Labor Office, 1991. S. 616 - 633.

16. Labor Code of the Russian Federation "of December 30, 2001 N 197-FZ (as amended on November 4, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. January 7, 2002. N 1 (part 1). Art. 3.

17. Federal Law of April 30, 2022 N 116-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 05/02/2022. N 18. Art. 3002.

C4 C4 O C4

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.