Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10391
1809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / СТРАХО ВАЯ ПЕНСИЯ / СТРАХОВОЙ СТАЖ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / МНОГОДЕТНЫЕ МАТЕРИ / ПОСОБИЯ / ВЫПЛАТЫ / ГРАЖДАНЕ / ИМЕЮЩИЕ ДЕТЕЙ / SOCIAL SECURITY SYSTEM / RETIREMENT AGE / INSURANCE PENSION / INSURANCE EXPERIENCE / INDIVIDUAL PENSION COEFFICIENT / SOCIAL SUPPORT / MOTHERS WITH MANY CHILDREN / BENEFITS / PAYMENTS / CITIZENS WITH CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Светлана Анатольевна

Введение: необходимость совершенствования системы социального обеспечения в Российской Федерации является важнейшей задачей, направленной на практиче ское использование конституционных прав граждан, что нашло свое отражение в представленной работе. Отмечается, что имеющиеся пробелы в нормативной базе требуют внесения дополнений и дальнейших решений, некоторые из них и предлага ется модифицировать. Совершенствование системы социального обеспечения должно быть о поэтапным, скоординированным, конкретизированным, повсеместным в целях дальнейшего улучшения благосостояния населения. Цель: обзор правового регулирова ния в системе социального обеспечения на этапе реформирования законодательства, которое затрагивает меры защиты и поддержки граждан. В работе рассмотрены и проанализированы определенные нормативные правовые акты с внесенными измене ниями, согласно политическим и социально-экономическим преобразованиям в стране. Методологическая основа: тщательный анализ существующей и продолжающей развиваться сферы социальной защиты граждан, в соответствии с которой следует еще глубже закрепить построение системы социального обеспечения, так, согласно Основному Закону, Российская Федерация - социальное государство. Результаты: представлен определенный круг нормативных правовых источников с внесенными изменениями и дополнениями на уровне действующего пенсионного законодатель ства. Вывод: автор отмечает имеющиеся пробелы в нормативной базе и обращает внимание на дальнейшее усовершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая направлена на улучшение благосостояния населения нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR IMPROVING THE SOCIAL SECURITY SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ackground: the need to improve the social security system in the Russian Federation is the most important task aimed at the practical use of the constitutional rights of citizens, which is reflected in the presented work. It is noted that the existing gaps in the regulatory framework require additions and further solutions, and some of them are proposed to be modified. The improvement of the social security system should be gradual, coordinated, specified, and universal in order to further improve the well-being of the population. Objective: to do a review of legal regulation in the social security system at the stage of reforming legislation that affects measures to protect and support citizens. The author of the article considers and analyzes certain normative legal acts with the changes made in accordance with the political and socio-economic transformations in the country. Methodology: a thorough analysis of the existing and developing field of social protection of citizens, which is even deeper to secure the construction of social security system, so, according to the Fundamental Law, the Russian Federation is a social state. Results: a certain range of regulatory legal sources with amendments and additions at the level of the current pension legislation is presented. Conclusion: the author points to the existing gaps in the regulatory framework and draws attention to the fur ther improvement of the pension system in the Russian Federation, which is aimed at improving the welfare of the population of our country.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10178 УДК 349.3

С.А. Кузнецова

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: необходимость совершенствования системы социального обеспечения в Российской Федерации является важнейшей задачей, направленной на практическое использование конституционных прав граждан, что нашло свое отражение в представленной работе. Отмечается, что имеющиеся пробелы в нормативной базе требуют внесения дополнений и дальнейших решений, некоторые из них и предлагается модифицировать. Совершенствование системы социального обеспечения должно быть о поэтапным, скоординированным, конкретизированным, повсеместным в целях дальнейшего улучшения благосостояния населения. Цель: обзор правового регулирования в системе социального обеспечения на этапе реформирования законодательства, которое затрагивает меры защиты и поддержки граждан. В работе рассмотрены и проанализированы определенные нормативные правовые акты с внесенными изменениями, согласно политическим и социально-экономическим преобразованиям в стране. Методологическая основа: тщательный анализ существующей и продолжающей развиваться сферы социальной защиты граждан, в соответствии с которой следует еще глубже закрепить построение системы социального обеспечения, так, согласно Основному Закону, Российская Федерация — социальное государство. Результаты: представлен определенный круг нормативных правовых источников с внесенными изменениями и дополнениями на уровне действующего пенсионного законодательства. Вывод: автор отмечает имеющиеся пробелы в нормативной базе и обращает внимание на дальнейшее усовершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая направлена на улучшение благосостояния населения нашей страны.

Ключевые слова: система социального обеспечения, пенсионный возраст, страховая пенсия, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент, социальная поддержка, многодетные матери, пособия, выплаты, граждане, имеющие детей.

S.A. Kuznetsova

PROSPECTS FOR IMPROVING THE SOCIAL SECURITY SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background: the need to improve the social security system in the Russian Federation is the most important task aimed at the practical use of the constitutional rights of citizens, which is reflected in the presented work. It is noted that the existing gaps in the regulatory framework require additions and further solutions, and some of them are proposed to be modified. The improvement of the social security system should be gradual, coordinated, specified, and universal in order to further improve the well-being of the population. Objective: to do a review of legal regulation in the social security system at the stage of reforming legislation that affects measures to protect and support citizens. The author of the article considers and analyzes certain normative legal acts with the changes made in

© Кузнецова Светлана Анатольевна, 2020

Старший преподаватель кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия) © Kuznetsova Svetlana Anatolyevna, 2020 240 Senior lecturer, Labor law department (Saratov State Law Academy)

accordance with the political and socio-economic transformations in the country. Methodology: a thorough analysis of the existing and developing field of social protection of citizens, which is even deeper to secure the construction of social security system, so, according to the Fundamental Law, the Russian Federation is a social state. Results: a certain range of regulatory legal sources with amendments and additions at the level of the current pension legislation is presented. Conclusion: the author points to the existing gaps in the regulatory framework and draws attention to the further improvement of the pension system in the Russian Federation, which is aimed at improving the welfare of the population of our country.

Key-words: social security system, retirement age, insurance pension, insurance experience, individual pension coefficient, social support, mothers with many children, benefits, payments, citizens with children.

Национальное законодательство на современном этапе развития представлено широким кругом нормативных правовых актов в социально-обеспечительной сфере, их действие призвано оказывать справедливую помощь, необходимые услуги лицам, для которых они являются жизненно важными. Социальные гарантии, решающие задачи эффективного функционирования системы социального обеспечения следует углубить и конкретизировать для дальнейшего целенаправленного совершенствования законов, обязанных обеспечить уровень жизни граждан, который является достойным для всех. Законодательные основы не в состоянии решить проблемы связанные с реализацией прав работников на страховые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, медицинскую и лекарственную помощь, материальную поддержку, реформирование нормативной базы в этой области подлежит совершенствованию для качественного улучшения. Значимость правового регулирования данных проблем является с важнейшей задачей направленной на осуществление конституционно закреплен- |

к

ных прав граждан в этой области. Государству, несмотря на имеющиеся и возни- р

кающие проблемы с их необходимостью срочного решения, следует налаживать В

и осуществлять процесс социальной защиты и поддержки населения страны. §

Опираясь на имеющийся опыт преобразований в России и одновременно з

эффективно используя наиболее соответствующие национальному законо- Р

дательству международные нормы ООН, МОТ, Совета Европы, законодатель «

стремится к принятию взвешенных и выверенных источников регулирования §

права социального обеспечения. Ведущую роль в этом правовом тандеме может р

принадлежать Международной организации труда (далее — МОТ) с ее целями Ч

и задачами, нашедшими отражение в российских документах. Одновременно §

следует отметить, что не существует идеальной модели системы социальной за- К

щиты и обеспечения граждан, которую возможно применить в любой стране, М

следовательно, МОТ не в состоянии предложить единую для всех законодатель- I

ную норму. Проанализировав многолетний опыт разных стран, МОТ предлагает ¡§

СТ)

ключевые положения, которые можно использовать в модернизации социального 3 законодательства, проводимого в нашей стране. Основными международными 2 актами, послужившими образцами для социальных преобразований в Россий- 0 ской Федерации стали: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Конвенция № 102 (Женева, 1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения»; Конвенция № 117 (Женева, 1962 г.) «Об основных целях и нормах социальной политики»; Конвенция № 157 (Женева, 1982 г.) «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения». 241

Следует отметить, что Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» представляет следующие сферы социального обеспечения: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение в связи с материнством, обеспечение по инвалидности, обеспечение по случаю потери кормильца, обеспечение по старости, подчеркивая тот факт, что возраст в этом случае не должен превышать 65 лет1. Данный международный документ был ратифицирован и закреплен Федеральным законом от 3 октября 2018 года №349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция №102)». Разделы данного нормативного акта содержат наиболее существенные сферы социального обеспечения, подлежащие реализации в Российской Федерации2.

Рассматривая долгосрочные примеры зарубежных государств, наша страна стремится найти для себя наиболее подходящий к ее политическим и социально-экономическим условиям механизм становления социального обеспечения. Современные тенденции модификации общества должны учитывать происходящие в стране изменения связанные: с ухудшением демографического положения, высоким уровнем безработицы, старением населения, увеличением незаконного притока мигрантов — все это влечет за собой проблемы, которые требуют срочного решения. Проводимое поэтапное реформирование системы социальной защиты и обеспечения направлено на рост благополучия, сохранение здоровья, повышение продолжительности жизни людей, поэтому сотрудничество в этой области с международным законодательством является важнейшим достижением нашего времени. Учитывая интересы общества, в действующую Конституцию РФ были внесены поправки за которые проголосовали граждане страны. Нашли свое отражение поправки дополняющие, расширяющие, углубляющие нормы Основного закона, касающиеся социального обеспечения, защиты, страхования, поддержки каждого члена нашего общества. В ст. 72, ч. 1 внесены пункты:

«ж») координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;

«ж1») защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботится о родителях;

В ст. 75 внесены п.:

5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

1 См.: Конвенция Международной Организации Труда №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 1952 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 23, ст. 3589.

2 См.: Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 349-ФЭ «О ратификации конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102)» // Собр. законодательства

242 Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6189.

6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируется обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат3.

Внесение поправок в ряд статей Конституции РФ повлечет за собой принятие новых законов, указов, постановлений и иных нормативных актов, обеспечивающих комплексный характер социальной защиты, регулирующей в дальнейшем действующее законодательство как на федеральном, так и на региональном уровнях. Безусловно, осуществление перспективного совершенствования требует, чтобы социальное законодательство как комплексная система нормативных правовых актов, в полной мере воплощала общепризнанные принципы права социального обеспечения. В основу которых заложены: Конституция РФ, нормы международного права, российские законы. Систематизированы принципы социального обеспечения следующим образом: всеобщность; единство и дифференциация; гарантированность при наличии социально значимых обстоятельств; гарантированность уровня жизни не ниже прожиточного минимума; осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета; простота и доступность условий и форм реализации прав граждан в социальном обеспечении. Реализация принципов предполагает равную для каждого человека возможность получения определенного вида социального обеспечения. При этом острота одной социальной проблемы не должна быть снята решением другой проблемы. Например, укрепление финансового положения Пенсионного фонда России не должно состоятся за счет увеличения пенсионного возраста, страхового стажа, индивидуального пенсионного коэффициента, которые являются звеньями одной цепи. В соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» были закреплены новые условия назначения страховых пенсий по старости. Предложено поэтапное (в пределах семи лет) увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин — 65 лет, для женщин — 60 лет4! Целесообразность принятия данного нормативного акта вытекает из ранее принятого Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который предлагает определение «страхового стажа», распределяет его постепенное увеличение в пределах шести лет. Размер страхового стажа должен соответствовать определенному календарному году и к 2024 г. составлять не менее 15 лет. Начиная с 2019 г. по 2024 г. включительно возрастает стоимость индивидуального пенсионного коэффициента, денежное выражение которого также увеличивается в последующем календарном году5.

3 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416.

4 См.: Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6190.

5 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6965; 2014. № 2, ч. 2. 243

Наличие вышеназванных условий служит основанием для возникновения правоотношений в вопросе назначения страховой пенсии по старости. Следует отметить, что страховая пенсия по старости есть социальное обеспечение работников на основании социального страхования в территориальном Пенсионном фонде, который является частью государственной системы социальной защиты граждан и по существу заменяет им утраченный заработок.

Одним из основных направлений социальной политики государства в настоящее время стала поддержка граждан, имеющих детей. Особым положением наделены многодетные женщины, т.к. именно они осуществляют функции рождения, воспитания, выполняют трудовую функцию на производстве и дома, т.е. несут дополнительную нагрузку, что определяет ее важную роль как в семье, так и в обществе. Российскому законодательству свойственно уделять большее внимание социальной роли женщины в связи с материнством, рождением и воспитанием детей. Следует обратить внимание на Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который, учитывая положение многодетных матерей, понизил им возраст выхода на страховую пенсию по старости. Женщине, родившей 4-х детей, воспитавшей их до 8 лет, пенсия по старости назначается при достижении возраста 56 лет, при наличии у нее страхового стажа не менее 15 лет. Женщине, родившей 3-х детей и воспитавшей их до 8 лет, пенсия по старости может быть назначена при достижении возраста 57 лет, при наличии у нее страхового стажа не менее 15 лет. Закрепляя данное положение о снижении пенсионного возраста для многодетных матерей, законодатель оставляет для них страховой стаж не менее 15 лет6. Однако выработать такое количество лет даже с учетом периода, не являющегося страховым, но в силу социальной значимости, засчитываемого в страховой стаж (это не более 6 лет в общей сложности) не предоставляется возможным. Не один год в законодательство вносится предложение — засчитывать все время ухода за малолетними детьми в страховой стаж, одновременно урегулировав условие об индивидуальном пенсионном коэффициенте, т.к. показатель его должен быть 30 (а это и для работников без прерывания стажа не всегда выполнимая задача). Принимая во внимание, что государство, изменяя и дополняя действующее законодательство, направляет его на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, предоставляя возможность значительно увеличить объем поддержки граждан, имеющих детей. Меры такой поддержки носят постоянный характер, а устанавливающие их нормативные правовые акты предусматривают четкую направленность и особенности реализации. Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на ребенка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно устанавливается ежемесячное денежное пособие, составляющее 50% величины прожиточного минимума данного региона7! Предложенная денежная выплата детям значительно превышает пособие, которое предоставлялось ранее. Пополнился

6 См.: Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6190.

7 См.: Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020.

244 № 12, ст. 1745.

изменениями Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который закрепил увеличение пособия по уходу за ребенком, для отдельных категорий лиц с семейными обязанностями, до размера 6,752 руб.8

Вышеназванное социальное законодательство по поддержке граждан, имеющих детей носит постоянный и повсеместный характер. Однако акты, принятые в связи с экстраординарными обстоятельствами и ограниченные временными рамками, направленные на социальную защиту некоторых слоев населения, должны иметь перспективу «пролонгации».

Принимая во внимание необходимость более тщательного рассмотрения вопросов, связанных с регулированием отношений в сфере социального обеспечения Президент РФ В.В. Путин принимает новый долгосрочный документ. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», предлагающий необходимый путь для дальнейшего улучшения благосостояния страны. «Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 г.:

в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»;

обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсион- ш ного обеспечения не ниже инфляции»9. Принятые нормативные правовые акты и характеризуют заинтересованность государства в осуществлении социальной а поддержки для всех слоев населения. Меры социальной поддержки предусматри- о вают назначение денежных выплат. Это пенсии, пособия, компенсации, оказа- о ние социальных услуг, медицинской и лекарственной помощи и многое другое. о

с

Каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать | дополнительные меры социальной поддержки (даже сверх мер, установленных в

е

на федеральном уровне). Современная политика социального развития невоз- о можна без экономики, их взаимосвязь направлена на дальнейшее улучшение ю

Т5

обеспечения благосостояния каждой семьи, каждого гражданина нашей страны. | Реализация поставленных задач, предопределяет совершенствование системы к

социального обеспечения как в настоящее время, так в будущем. а

к

д

О

3

)

2

8 См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 8 июня 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1929.

9 См.: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020.

№ 30, ст. 4884. 245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.