Научная статья на тему 'Защита объектов интеллектуальной собственности'

Защита объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
544
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS / CIVIL CODE / CUSTOMS REGULATION / PROTECTION MECHANISM / NATIONAL TREATMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфутдинова Венера Максутовна

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с правовым регулированием объектов интеллектуальной собственности. В силу своей правовой природы эта категория объектов гражданских прав входит в число наиболее уязвимых с позиции нарушения прав правообладателей. Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности на национальном и наднациональном уровнях довольно обширно и позволяет принимать действенные меры защиты объектов интеллектуальной собственности. Особая роль при практическом воплощении соответствующих мер защиты принадлежит таможенным органам государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайфутдинова Венера Максутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY

Currently, the issues related to legal regulation of intellectual property objects are becoming particularly relevant. Due to the existing legal nature, this category of objects of civil rights is among the most vulnerable from the perspective of violation of the rights of right holders. Meanwhile, legal regulation of intellectual property at national and supranational levels is quite extensive and, according to the author, allows taking effective measures to protect intellectual property. State customs authorities play a special role in practical implementation of the relevant protection measures.

Текст научной работы на тему «Защита объектов интеллектуальной собственности»

2. Genprokuratura trebuyet nakazat' rukovoditeley FSSP (The Prosecutor General's Office demands punishing the leaders of the FBS), RBKEkonomika, 2013, 16 sent.

3. Danilova D., Yemel'yanenko V., Romanycheva A., Timofeyeva O., Dvortsova S. Dolgovoy okop. Kak ostanovit' massovoye nasiliye vokrug prosrochennykh kreditov (Debt trench. How to stop mass violence over overdue loans), Russkiy Reporter, No. 6 (408).

4. Chmyrev S.N. Litsa, uchastvuyushchiye v ispolnitel'nom proizvodstve (Persons participating in enforcement proceedings), VestnikSKGI, 2015, No. 1, pp. 255-260.

5. Gal'perin M.L. O samostoyatel'noy otvetstvennosti v ispolnitel'nom proizvodstve (On independent responsibility in enforcement proceedings), Pravo. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki, 2015, No. 2.

6. Grazhdanskiy protsess v mezhkul'turnom dialoge: yevraziyskiy kontekst (Civil Process in Intercultural Dialogue: Eurasian Context), Vsemirnaya konferentsiya Mezhdunarodnoy assotsiatsii protsessual'nogo prava, 18-21 sentyabrya 2012 g., Moskva, Rossiya, sbornik dokladov, pod red. D.Ya. Maleshina. Moscow, Statut, 2012.

Дата поступления: 20.07.2018 Received: 20.07.2018

УДК 347

ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ

САЙФУТДИНОВА Венера Максутовна

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ГБОУВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан», г. Уфа, Россия. E-mail: venera-svm@mail.ru

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с правовым регулированием объектов интеллектуальной собственности. В силу своей правовой природы эта категория объектов гражданских прав входит в число наиболее уязвимых с позиции нарушения прав правообладателей. Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности на национальном и наднациональном уровнях довольно обширно и позволяет принимать действенные меры защиты объектов интеллектуальной собственности. Особая роль при практическом воплощении соответствующих мер защиты принадлежит таможенным органам государства.

Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности, Гражданский кодекс, таможенное регулирование, механизм защиты, национальный режим.

PROTECTION OF INTELLECTUAL

PROPERTY

SAYFUTDINOVA Venera Maksutovna

Senior Instructor of the Chair of Civil Law and Procedure of the Bashkir Academy of State Service and Administration under the Head of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia.

E-mail: venera-svm@mail.ru

Currently, the issues related to legal regulation of intellectual property objects are becoming particularly relevant. Due to the existing legal nature, this category of objects of civil rights is among the most vulnerable from the perspective of violation of the rights of right holders. Meanwhile, legal regulation of intellectual property at national and supranational levels is quite extensive and, according to the author, allows taking effective measures to protect intellectual property. State customs authorities play a special role in practical implementation of the relevant protection measures.

Key words: intellectual property objects, Civil code, customs regulation, protection mechanism, national treatment.

В настоящее время вопросы защиты интеллектуальной собственности регулируются и на уровне международных механизмов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при перемещении товаров между странами. Так, ст. 1 Приложения № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ТК ЕАЭС) устанавливает правила таможенного регулирования для участников Евразийского экономического союза: «в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами» [5].

В Российской Федерации Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в ст. 12 установлены функций (обязанности) таможенных органов, к которым относятся: «обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности» [6]. Гл. 42 данного Федерального закона устанавливает меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности [4, с.102], к числу которых относятся товары, содержащие объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Таможенной службой РФ. Федеральная Таможенная служба ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и обеспечивает опубликование данных реестра в своих официальных изданиях, а также их размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном им порядке.

Безусловно, в основе таких мер лежат нормы как национального, так и международного законодательства, определяющих правовую природу объектов интеллектуальной собственности. В Российской Федерации наиважнейшую роль играет Часть Четвертая Гражданского кодекса РФ, где в ст. 1225 перечислены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации [1]. На международном уровне существует целый массив конвенций, договоров, соглашений в сфере охраны и защиты различных объектов интеллектуальной собственности. В данном аспекте можно говорить, например, о Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.), Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 г.), Парижской конвенции по охране промышленной собственности (20 марта 1883 года); Конвенции, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) и др. Ст. 89 Раздела XXIII Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) «Интеллектуальная собственность» определяет: «государства-члены осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечивают на своей территории охрану и защиту прав на них в соответствии с нормами международного права, международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством государств-членов» [2]. Ст. 90 этого же нормативного правового акта в п. 1 обозначает соответствующий правовой режим для объектов интеллектуальной собственности: «лицам одного государства-члена на территории другого государства-члена предоставляется национальный режим в том, что касается правового режима объектов интеллектуальной собственности. Законодательством государства-члена могут быть предусмотрены исключения из национального режима в отношении судебных и административных процедур, включая указание адреса для переписки и назначение представителя» [2]. П. 2 дан-

ной статьи конкретизирует, что: «государства-члены могут предусматривать в своем законодательстве нормы, которые обеспечивают больший уровень охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, чем это предусматривается в международных правовых актах, применимых к государствам-членам, а также в международных договорах и актах, составляющих право Союза». Государства-члены, не являющиеся участниками указанных международных договоров, принимают на себя обязательство по присоединению к ним. Кроме того, правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, включая определение особенностей правового режима применительно к отдельным видам объектов интеллектуальной собственности, содержатся и в Приложении № 26 к данному Договору.

Таким образом, правовое регулирование защиты объектов интеллектуальной собственности и на международном и на уровне Евразийского экономического союза, и на уровне Российской Федерации является достаточным. Однако даже такой массив имеющейся правовой базы не останавливает правонарушителей. Ведь специфика объектов интеллектуальной собственности позволяет легко совершать те или иные правонарушения. В данном вопросе значительна роль таможенных органов, ответственных за выявление, приостановление и изъятие товаров, обладающих признаками контрафактных. Главным инструментом защиты прав в Российской Федерации является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), находящийся в ведении ФТС России, в который вносятся ОИС по заявлению правообладателя. Таможенные органы вправе приостанавливать выпуск даже тех товаров, которые не включены в вышеуказанные реестры, в соответствии со ст. 308 федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

На наднациональном уровне имеется Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (Единый реестр), в который должны вноситься объекты, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов ЕАЭС, но пока в нем не зарегистрировано ни одного ОИС. На уровне же национального законодательства механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами является эффективным действующим инструментом. Доказательством этому служит судебная практика, а также динамика внесения в реестр ТРОИС. Например, в 2017 г. таможенные органы предотвратили ущерб правообладателям на сумму 4,6 млрд руб., (в 2016 г - 4,295 млрд руб.); за нарушения прав интеллектуальной собственности возбудили 1072 дела об административных правонарушениях [3]. Значительная часть данных правонарушений (1058 дел) связана с незаконным использованием зарегистрированных товарных знаков, а в 14 возбужденных делах наблюдается нарушение авторских и смежных прав. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности расширился на 7,5%: на 1 января 2018 г. в нем зарегистрировано 4617 объектов интеллектуальной собственности, а по состоянию на 1 января 2017 было 4295.

Таким образом, и на уровне национального российского законодательства, и на уровне наднационального существуют реальные механизмы и соответствующая правовая база для защиты объектов интеллектуальной собственности.

Библиографические ссылки

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 дек. 2006 г. № 230-Ф3 // Российская газета. 2006. 22 дек.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 05.06.2014).

3. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=artide&id=26299>2017-46-&catid=40:2011-01 -24- 15-02-45&Itemid=2094&Itemid= 1835 (дата обращения: 05.06.2014).

4. Сайфутдинова В.М. К вопросу о соотношении понятий «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальные права» // Актуальные проблемы государства и общества в области

обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ. 2015. № 18-4. С. 102-107.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 12.04.2017).

6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 29 нояб.

References

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast' chetvertaya ot 18 dek. 2006 g. № 230-FZ (The Civil Code of the Russian Federation. Part Four of 18 December. 2006 No. 230-FZ), Ros-siyskaya gazeta, 2006, 22 dek.

2. Dogovor o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze (Treaty on the Eurasian Economic Union), (podpisan v g. Astane 29.05.2014 g.) V dannom vide dokument opublikovan ne byl. Pervo-nachal'nyy tekst dokumenta opublikovan na ofitsial'nom sayte Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (accessed date: 05.06.2014).

3. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy Tamozhennoy sluzhby (Official website of the Federal Cusom Service). URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id= 26299:-2017-46-&catid=40:2011-01 -24- 15-02-45&Itemid=2094&Itemid= 1835 (accessed date: 05.06.2014).

4. Sayfutdinova V.M. K voprosu o sootnoshenii ponyatiy «intellektual'naya sobstvennost'» i «intel-lektual'nyye prava» (On the question of the correlation between the concepts "intellectual property" and "intellectual rights'), Aktual'nyye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina. Ufa, Ufimskiy yuridicheskiy institut MVD RF, 2015, No. 18-4, pp. 102-107.

5. Tamozhennyy kodeks Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza (The Customs Code of the Eurasian Economic Union) (prilozheniye № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza). URL: http://www.eaeunion.org/ (accessed date: 12.04.2017).

6. Federal'nyy zakon ot 27.11.2010 N 311-FZ (red. ot 29.12.2017) «O tamozhennom regu-lirovanii v Rossiyskoy Federatsii» (Federal Law of 27.11.2010 No. 311-FZ (Edited on December 29, 2017) "On Customs Regulation in the Russian Federation"), Rossiyskaya gazeta, 2010, 29 noyab.

Дата поступления: 2 7.05.2018 Received: 2 7.05.2018

УДК 347

СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СЕМЕНОВА Елена Юрьевна

старший преподаватель кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: elena-127@mail.ru

THE CREATION OF LEGAL CLINICS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

SEMENOVA Yelena Yuryevna

Senior Instructor of the Chair of Civil Procedure of the Institute of Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: elena-127@mail.ru

Юридические клиники учебных заведений, Legal clinics that function in educational insti-

выпускающих юристов, давно доказали свою tutions graduating lawyers have long proved

необходимость. Согласно действующему зако- their necessity. Nevertheless, according to the

нодательству Российской Федерации, юриди- current legislation of the Russian Federation,

ческие клиники создаются в образовательных legal clinics are established in educational insti-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.