Научная статья на тему 'ЗАЩИТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА'

ЗАЩИТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
489
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / АРКТИКА И СУБАРКТИКА / ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гюрджинян Александр Сергеевич, Барбаков Олег Михайлович, Белоножко Марина Львовна

Представлены результаты анализа основных мер защиты интересов коренных народов Севера. Кризис основных отраслей хозяйства привел к обострению социальных проблем на северных территориях, и власти пытаются исправить такую ситуацию, в частности, законодательным способом. Приводятся основные направления государственного регулирования развития хозяйственной деятельности и вопросов культуры коренных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

The article presents the results of an analysis of the main measures to protect the interests of indigenous peoples of the North. The crisis in the main sectors of the economy has led to aggravation of social problems in the northern territories, and the authorities are trying to remedy this situation, in particular, in a legislative way. The main directions in the article are government regulation of economic activity development and issues of culture of indigenous peoples of the North.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

MANAGEMENT PROCESSES

УДК 94(98):342.57(368)

ЗАЩИТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

PROTECTION OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

А. С. Гюрджинян, О. М. Барбаков, М. Л. Белоножко

A. S. Gyurdzhinyan, O. M. Barbakov, M. L. Belonozhko

Key words:

indigenous peoples of the North; Arctic and Subarctic; development of the North; constitutional rights; personnel policy; government regulation

Промышленная добыча полезных ископаемых предполагает вытеснение коренных народов с ранее обжитых земель. Так, орочи на протяжении жизни переселялись пять раз, около 35 % эвенков, нанайцев, ульчей, удэгейцев, эскимосов проживают за пределами своей традиционно отведенной территории для проживания. Следует отметить, что данное население живет за счет тех запасов, которые они заготавливают и которые в последнее время неумолимо сокращаются, обрекая население на голод. Известно, что Север — территория с суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции, необходимой для жизнеобеспечения коренных народов.

Государственное регулирование развития хозяйственной деятельности и вопросов культуры коренных народов Севера направлено, прежде всего, на развитие традиционного образа жизни, поддержание народных промыслов, расширение социальной инфраструктуры для создания благоприятных условий в местах их компактного проживания, предоставление дотаций, льгот по налогообложению предприятиям, занимающимся традиционными видами деятельности.

Ключевые слова:

коренные народы Севера; Арктика и Субарктика; освоение Севера;

конституционные права; кадровая политика; государственное регулирование

Гарантии конституционных прав коренных народов закреплены в законодательных актах тех территорий, на которых проживает данная категория населения, например, в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ХМАО — Югры). В автономном округе издано 40 законодательных актов, касающихся малочисленных народов Севера: «О языках коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа», Закон «Об общинах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе», «Об охоте и охотничьем хозяйстве на территории Ханты-Мансийского автономного округа», «О рыболовстве», «О традиционных видах деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе»1.

Однако, несмотря на желание региональных властей, не удается в полном объеме разрешить возникающие противоречия в отношении коренного населения даже посредством законодательной деятельности.

Основным фактором, изменившим экономическую ситуацию в регионе, стал переход к рыночной экономике. Ужесточение конкуренции в экономической сфере не могло не сказаться на деятельности промышленных предприятий. Многие виды деятельности населения были сориентированы на потребности рынка. Промысловая деятельность коренных народов оказалась невостребованной и утратила перспективы развития. Несбалансированность экономической деятельности, противоречивость содержания принимаемых законодательных актов, непродуманность управленческих решений — все это характеризует сложившуюся в то время ситуацию. Особенно остро это проявлялось в северных территориях.

Кризисное состояние экономики, бесправное политическое положение малых народов, низкий культурный уровень — это результат радикальных изменений в системе социально-экономических отношений. Неслучайно первостепенной задачей являлась разработка программы сохранения и динамичного развития малочисленных народов Севера, их простого физического выживания.

Коренные народности Тюменского региона — манси, ненцы, селькупы, ханты — в общей сложности составляют всего 2,5 % от числа всех проживающих. Они живут в городах Ханты-Мансийске и Салехарде, в большей степени в двенадцати сельских районах. На начало XXI века их было около 40 тыс., в

1 Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kremlin. ru/acts/bank/13778.

частности 20 тыс. ненцев, менее 15 тыс. — ханты, почти 4 тыс. — манси и менее 1,5 тыс. селькупов.

В настоящее время в ХМАО — Югре насчитывается 14 360 человек трудоспособного населения из числа малочисленных народов Севера. Спектр занятости данной категории населения представлен различными сферами деятельности для 8 242 человек, традиционными видами деятельности занимаются 1 657 человек. Количество получающих социальные пособия составляет 820 человек. На данный момент в службе занятости зарегистрированы 1 080 человек. В целом численность нетрудоустроенных граждан из числа коренных народов составляет 2 725 человек.

Развитие коренных народов Севера стало причиной возникновения глобальной мировой проблемы. Современное индустриальное общество оказывает давление на коренное население, что способствует уменьшению возможностей сохранить их традиционный образ жизни, материальные основы этнической культуры. Условия развития традиционных отраслей ухудшаются, что существенно подрывает основы существования малых этносов региона.

Традиционные промысловые виды хозяйствования (оленеводство, рыболовство, собирательство), ставшие основой жизнедеятельности северян, не выдержали рыночной конкуренции. Почти полностью прекращено оказание медицинской помощи, снижено торговое обеспечение населения, сведено к минимуму транспортное обслуживание, наблюдается повышение цен на товары повседневного спроса.

В этих условиях коренные народы не могут обеспечить себя всем необходимым для жизнедеятельности. В результате непродуманных решений окончательно разрушена сложившаяся годами система коллективного оленеводческого хозяйства. В связи с отсутствием источников федерального финансирования приостановлена массовая племенная работа в товарных стадах, начался процесс вырождения породных качеств оленей, наблюдается снижение сдаточного веса. Хозяйства сегодня ведут не плановый убой, а санитарную выбраковку, так как нагульных стад нет.

Следует отметить, что ведение традиционного хозяйства несовместимо с принципами рыночной экономики. Неслучайно возникла мысль о консервации традиционного хозяйства, которое являлось основой самообеспечения аборигенных хозяйств, источником сохранения этнической культуры. Для того чтобы осуществить модернизацию традиционного хозяйства, необходимо развить производственную инфраструктуру, обеспечить техническую оснащенность, глубоко переработать продукцию, и, таким образом, организовать его функционирование в рыночных условиях, что оказалось делом сложным. К тому

же освоение природных ресурсов в местах проживания коренного населения влечет за собой загрязнение местности и тем самым приводит к сокращению территорий, используемых для традиционной промысловой деятельности [1].

Экологическое законодательство Российской Федерации стоит на защите интересов аборигенных народов, внедряются в практику региональные экологические программы. Однако в силу крайней запущенности проблемы в области экологии, недостатка финансирования не всегда результат проводимой работы эффективен.

Бесспорно, для любой этнической общности вопрос о праве на землю является первостепенным. Напомним, что территория проживания коренных народов есть исконная среда обитания, которой присущ традиционный образ жизни.

Следует учесть, что территория ХМАО — Югры характеризуется высоким уровнем антропогенного и техногенного воздействия. В совокупности с целым комплексом географических, климатических, демографических и этнографических особенностей обусловливается необходимость введения дополнительных требований к природоохранной деятельности, лимитированию воздействия на окружающую среду.

Кризисное состояние отраслей хозяйства приводит к обострению социальных проблем. Значительная часть семей ханты и манси проживает в крайней бедности, неблагоприятных условиях, как климатических, так и жилищных, что провоцирует рост заболеваемости и повышение смертности среди данной категории населения, влечет сокращение продолжительности и без того короткой их жизни, снижение рождаемости. Демографические показатели последних лет, согласно данным Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, вызывают серьезные опасения в отношении коренных народов. Историческое здоровье аборигенов Севера истощается. Это может привести к сокращению их численности.

По оценкам Министерства здравоохранения Российской Федерации рождаемость среди коренных северян с конца прошлого столетия уменьшилась на 34 %, смертность повысилась на 42 %. В настоящее время продолжительность жизни местного коренного населения Севера ниже средней по России на 10-12 лет. Особенно снизилась продолжительность жизни ханты и манси, сегодня она равна 42-45 годам. Уровень материнской смертности выше общероссийского в 2-3 раза. Среди причин — кожные, паразитарные заболевания, туберкулез.

Особую угрозу для большинства местных коренных жителей Севера представляет употребление алкоголя, так как у них нет защиты от этого на генетическом уровне. Фактически количество смертей от алкоголя среди

коренных жителей северных территорий, по данным Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, в 15-20 раз больше количества случаев смерти у других категорий населения северных территорий [2].

Неслучайно Н. Анисимов, член Совета Федерации, обратил внимание, что если бесконтрольно продавать алкогольную продукцию, то такая ситуация чревата и сравнима с эпидемией. Умирают сотни и сотни жителей, население северных территорий сокращается. Необходимы срочные меры, иначе через 15-20 лет количество коренных малочисленных народов может сократиться в 3 раза, или они исчезнут совсем [3]. Совет Федерации выступил с новой законодательной инициативой ограничения торговли алкоголем в районах проживания коренных малочисленных народов Севера. Но закон так и не был принят.

На научной конференции, состоявшейся в Якутске, отмечалось, что высокая смертность среди малочисленных народов Севера напрямую зависит от социальных и биологических факторов, в частности сокращения государственного обеспечения детей народов Севера, закрытия тундровых медицинских отрядов, сохранения дефицита медикаментов, закрытия торговых точек для снабжения аборигенов, однообразного питания значительной части населения.

На V съезде коренных народов президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации С. Н. Харючи сказал еще о двух новых проблемах демографической ситуации: «Количество онкологических заболеваний серьезно выросло, если ранее онкозаболеваниями болели пожилые люди, то сегодня болезнь "молодеет"» [4].

Крайне медленно адаптируется содержание образовательных программ к национальным особенностям коренных жителей. В местах проживания коренных народов в существующих учебных заведениях не предусмотрена подготовка специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промысловой деятельности. Острая социальная проблема — обучение родному языку (не более 50 % обучающихся). Международные эксперты сложившуюся ситуацию в России оценивают как тяжелую. В решении этого вопроса необходимы государственный подход и заинтересованная позиция властных структур.

К сожалению, сегодня многие молодые люди из числа коренных жителей не определились в реальности жизненных обстоятельств, утратили смысл жизни, пристрастились к употреблению спиртных напитков. В сложившейся ситуации крайне сложно говорить о расширенном воспроизводстве народов.

В подавляющем большинстве районов проживания народностей Севера отсутствуют средние специальные учебные заведения, которые созданы для

подготовки профессионалов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов.

Наблюдается углубление кризиса национальной культуры, традиций, обычаев коренных народов. Сокращается сеть культурно-просветительских учреждений, книжного фонда на родном языке. Ситуация осложняется тем, что формирующиеся новые жизненные условия являются не приспособленными к образу жизни и кругу человеческих ценностей коренных малочисленных народов. Разрушение привычного уклада жизни коренного населения привело к снижению уровня трудозанятости и качества жизни. Федеральный закон от 20.04.1996 № Зб-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств страны с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости.

В таких условиях очень сложно обеспечить устойчивое развитие северных территорий, так как вышеобозначенные факторы способствуют подрыву традиционного жизненного уклада коренного малочисленного населения, угасанию этнической культуры, а значит, исчезновению малочисленных этносов, при этом регион не может выступать как экологический каркас страны.

В целях повышения эффективности кадровой политики и предоставлении гарантий коренным малочисленным народам постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16.12.2002 № 611-п Комитет по вопросам малочисленных народов Севера преобразован в Департамент. Он является исполнительным органом государственной власти ХМАО — Югры и осуществляет государственное регулирование в области социально-экономического развития народов Севера с учетом специфических особенностей как территории, так и национальных меньшинств. В качестве основных задач Департамента выступают реализация единой государственной политики в защите самобытности, исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; социально-экономическое и культурное развитие; сохранение традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Департамент тесно взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации автономного округа, муниципальными образованиями, а также с подведомственными учреждениями и организациями: Научно-исследовательским институтом угроведения, фольклорными фондами и архивами, музеем «Торум Маа», общественными организациями.

Одной из основных задачей государственного управления в настоящее время является задача сохранения и, по возможности, преумножения коренных

малочисленных народов Севера, так как их традиции, обычаи и образ жизни вносят большой вклад в формирование многообразной и многонациональной картины современной России.

Стоит подчеркнуть, что под коренными малочисленными народами мы понимаем те народы, которые проживают на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы и идентифицируют себя самостоятельными этническими общностями.

В настоящее время с целью создания оптимальных условий для стабильного экономического и социально-культурного развития коренных малочисленных народов Севера на основе рационального природопользования, укрепления социально-экономического потенциала, сохранения исконной среды обитания, традиционной культуры и быта на уровне государственного регулирования предпринимаются конкретные шаги для совершенствования системы государственной поддержки этих народов.

Помимо этого, государственное регулирование должно быть направлено на предоставление налоговых льгот, возможность бесплатного приобретения в пожизненное наследуемое владение оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий, а также установление права на заключение договоров и получение лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что при принятии управленческих решений необходимо производить учет интересов коренных народов Севера через национальные представительные органы — на федеральном и региональном уровне, через формирование национально-территориальных образований — на местном уровне власти. Самобытная культура, соответствующее этническое самосознание в сочетании с малой численностью и сложностью межэтнических контактов определяют круг проблем по сохранению коренных народов Севера, и решить эти проблемы можно только государственным регулированием жизнедеятельности коренных народностей, в том числе и через законодательные инициативы.

Библиографический список__

1. Филипенко А. Ф., Корепанов Г. С. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийска. -Тюмень: Сократ, 2000. - 500 с.

2. Чижов В. И. Сибирское богатство // Общественно-политический журнал - 2003. - № 2 (16). - С. 79

3. Федорова Л. В.. Северные родники. - Тюмень: Из-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. - 448 с.

4. Омельчук А. Манящий свет земли Полярной. - Тюмень: Среднеуральское книжное издательство, 1993. - 311 с._

Сведения об авторах Гюрджинян Александр Сергеевич,

аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89588853838, e-mail: tis72@list.ru

Барбаков Олег Михайлович, д. социол. н., профессор, заведующий кафедрой бизнес информатики и математики, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89088747513, e-mail: omb@bk.ru

Белоножко Марина Львовна, д. социол. н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)683446, e-mail: mlb@inbox.ru

Information about the authors Gyurdzhinyan Alexander S., Postgraduate at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89588853838, e-mail: tis72@list.ru

Barbakov Oleg M., Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Business Informatics and Mathematics, Industrial University of Tyumen, phone: 89088747513, e-mail: omb@bk.ru

Belonozhko Marina L., Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)683446, e-mail: mlb@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.