в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Защита конституционных прав человека и гражданина от преступных посягательств, совершаемых на общественных пространствах (на примере деятельности следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области)
Аннотация. В статье на основании анализа работы следственного органа по проведению проверок и расследованию уголовных дел по ряду статей УК РФ, затрагивающих интересы общественности, в том числе детей, анализируется проблема ограничения процессуальных возможностей следователей правилами о подследственности, проявляемая в случаях нарушения общественного порядка на общественных пространствах и фактами дорожно-транспортных происшествий. С учетом исследования делается вывод о целесообразности дополнения перечня преступлений, которые может расследовать Следственный комитет, статьями 213 и 264 УК РФ, альтернативная подследственность которых будет позволять при реагировании на происшествия безотлагательно давать уголовно-правовую оценку деятельности должностных лиц органов профилактики или проверять соответствие оказанных перевозчиком услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Кроме того, с учетом расширения охвата ситуаций, которые становятся предметом проверки Следственного комитета, повышения к нему доверия со стороны граждан автором делается вывод о необходимости нормативно закрепить за следственным органом полномочия по принятию координирующих мер и изданию организационных решений, обязательных для исполнения всеми правоохранительными и государственными органами по вопросам противодействия преступности.
Ключевые слова: правила о подследственности, общественные порядок и пространство, хулиганство, несовершеннолетние, дорожно-транспортные происшествия, координирующие меры.
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.116.4.118-125
Сергей Тихонович САЗИН,
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, генерал-лейтенант юстиции [email protected] 197342, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4
© Сазин С. Т., 2024
ЕСТНИК Сазин С. Т. ЛЮ
УНИВЕРСИТЕТА Защита конституционных прав человека и гражданина
УНИВЕРСИТЕТА
именио.Е.кутафина(мгюА) от преступных посягательств, совершаемых^
Sergei T. SAZIN,
Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Saint-Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Head of the Investigation Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Leningrad region, Candidate of Legal Sciences, Associate professor,
Lieutenant General of Justice [email protected] 4, ul. Torzhkovskaya, Saint-Petersburg, Russia, 197342
Protection of constitutional rights of man and citizen from criminal attacks committed in public spaces (using the example of the activities of the investigative department of the Investigative Committee of the Russian Federation
for the Leningrad Region)
Abstract. The article, based on an analysis of the work carried out by the investigative body to investigate criminal cases under a number of articles of the Criminal Code of the Russian Federation, affecting the interests of the public, including children, analyzes the problem of limiting the procedural capabilities of investigators by the rules on jurisdiction, manifested in cases of violation of public order in public spaces and facts of traffic — transport accidents. Taking into account the study, it is concluded that it is advisable to supplement the list of crimes that the Investigative Committee can investigate with Articles 213 and 264 of the Criminal Code of the Russian Federation, the alternative jurisdiction of which will allow, when responding to incidents, to immediately give a criminal legal assessment of the activities of officials of the prevention agencies or check the compliance of the services provided by the carrier life safety and health requirements for consumers. In addition, taking into account the expansion of the coverage of situations that become the subject of inspection by the Investigative Committee, increasing confidence in it from citizens, the author concludes that it is necessary to normatively assign to the investigative body the powers to take coordinating measures and issue organizational decisions that are binding on all law enforcement and government agencies on issues of combating crime. Keywords: rules of jurisdiction, public order and space, hooliganism, minors, road accidents, coordinating measures.
Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью любого государства. Признание этого требует создания условий для обеспечения безопасной жизнедеятельности людей, что гарантируется статьей 2 Конституции Российской Федерации.
Для реализации данного конституционного положения важно создать нормальные условия для трудовой деятельности граждан, их отдыха, обеспечить охрану государственного и общественного порядка, в том числе на общественном пространстве — территории общего пользования, предназначенной для
<
н □
Л □
ш
I □
А ш
□ ш
□ П шр
IT
ПШ
□
ид ЛЙ Нш
Ыи
1 гп
ВЫЗОВАМ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного транспорта. Это могут быть дороги, общественные площадки, парки, улицы, театры и др.
Глава 24 Уголовного кодекса РФ объединяет нормы, регламентирующие ответственность за посягательство на общественную безопасность как состояние защищенности важнейших социальных ценностей от внутренних угроз.
При этом преступления, совершаемые на общественных пространствах, составляют значительную часть в структуре посягательств на жизнь, здоровье и имущество граждан и причиняют вред не конкретному человеку, а общественно значимым интересам — безопасным условиям жизни и общества в целом, широкому кругу общественных отношений (включая безопасность личности, окружающую среду и другие социальные ценности).
Следственный комитет РФ играет одну из самых активных ролей в защите указанных прав граждан.
В последнее время сфера охвата правовых и жизненных ситуаций, имеющих место на общественных пространствах, которые становятся предметом процессуальной проверки следователями Следственного комитета РФ, неуклонно расширяется. В большинстве случаев это обусловлено ежегодно возрастающим количеством поступающих в Следственный комитет РФ обращений граждан, касающихся фактов существенного ущемления их прав в различных социально значимых сферах.
В связи с этим ощутимо возросла роль методов следственной деятельности, применение которых дает возможность более детально, углубленно и оперативно разобраться в причинах произошедших ситуаций, дать им соответствующую уголовно-правовую оценку и обеспечить защиту и восстановление нарушенных прав граждан за счет имеющихся уголовно-процессуальных полномочий.
В настоящее время с целью наиболее полного и оперативного получения информации о волнующих граждан социально значимых проблемах в следственном управлении Следственного комитета РФ по Ленинградской области (далее — следственное управление, следственный орган) уделяется особое внимание проведению ими личного приема (например, руководителем следственного управления за 2023 г. принято на личном приеме более 550 человек, всего принято более 2 000 человек), а также оперативному рассмотрению обращений и непосредственному взаимодействию с гражданами в социальных сетях (переписка по комментариям и публикациям). Всего за этот период рассмотрено более 8 400 обращений.
На основании повседневного оперативного реагирования на обращения граждан можно сделать вывод, что, благодаря применению присущего следствию принципа всесторонности сбора и исследования данных, сопоставлению и оценке полученных в ходе следственной работы сведений, удается обнаруживать и вскрывать факты серьезных нарушений в различных сферах, которые, на первый взгляд, могут не иметь криминогенных составляющих и являться областью лишь контрольно-надзорных полномочий.
При этом проведение доследственных проверок в порядке ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которым зачастую предшествует личный прием граждан руководителем следственного управления, а также возбуждение
ЕСТНИК Сазин С. Т. пл
УНИВЕРСИТЕТА Защита конституционных прав человека и гражданина |2|
УНИВЕРСИТЕТА
имени о.Е.кугафина(мгюА) от преступных посягательств, совершаемых.
и расследование уголовных дел, побуждает органы местного самоуправления и коммерческие организации к реализации необходимых полномочий, направленных на восстановление нарушенных прав граждан.
Например, в процессе доследственной проверки обращения жильцов одного из многоквартирных домов во Всеволожском районе Ленинградской области об отсутствии доступа к подъемнику для маломобильных граждан, установленному в подъезде дома, приняты меры к оперативной проверке и отладке механизмов, по результатам которой обеспечен запуск не одного, а десятка подъемных платформ и в других подъездах, использование которых ранее не представлялось возможным из-за ненадлежащего обслуживания.
В другом аналогичном случае в г. Сосновый Бор Ленинградской области благодаря принятым следственным органом мерам и побуждению администрации муниципального образования к реальным действиям обеспечена установка в подъезде жилого многоквартирного дома специального подъемного устройства для нужд подростка-инвалида.
В результате выезда на место происшествия и возбуждения уголовного дела оперативно восстановлена подача теплоснабжения в многоквартирном доме в Кингисеппском районе Ленинградской области, где органы местного самоуправления ранее незаконно обеспечили ввод в эксплуатацию жилого дома без надлежащего согласования подключения коммуникаций.
Немаловажное значение имеет следственная работа в сфере защиты конституционных прав граждан, например, касающихся надлежащих жилищно-бытовых условий. Это проявилось в новогодние праздничные дни, когда на территории Ленинградской области произошло несколько коммунальных аварий, повлекших оставление жителей населенных пунктов без обогрева.
По данным фактам незамедлительно было организовано проведение до-следственных проверок в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ. Было установлено, что 02.01.2024 около 12 часов вследствие сбоя в работе произошло аварийное понижение температуры теплоносителя на центральном тепловом пункте, обслуживающем двухэтажные дома в г Сертолово Всеволожского района Ленинградской В области, что привело к понижению температуры воздуха в жилых помещениях. В этот же день около 15 часов произошло аварийное отключение подачи электроэнергии в поселке Иннолово Ломоносовского района Ленинградской области, в связи с чем около 250 жилых домов, не имеющих центрального отопления, В остались без обогрева. В В результате принятых, в том числе следственным органом, мер было обеспе- ^ □ чено возобновление подачи тепло- и электроснабжения, температурный режим в жилых помещениях приведен к нормативным значениям. Руководителем след- Ы О ственного управления проведены личные приемы жителей названных населенных пунктов, которые подтвердили факт возобновления подачи коммунальных услуг, ОВ однако указали на ненадлежащие условия их пребывания в жилых помещениях Ид в период, когда отопление было прекращено. л Й В ходе проведения проверок установлено, что причинами возникших аварий ^ п явились неисправность оборудования центрального теплового пункта и последую- Ы Ш щий прорыв участка подающей теплоноситель в дома трубы (г Сертолово), нахо- ^ □ дящейся на обслуживании ООО «Сертоловские энергетические сети», а также вызовам
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
аварийное повреждение электросети в результате повышенного потребления электроэнергии жителями при нехватке существующей мощности электроподстанций, находящихся на обслуживании ПАО «Россети Ленэнерго» (пос. Иннолово).
При этом установлен факт повторного прорыва 10.01.2024 участка трубы, подающей теплоноситель от центрального теплового пункта к домам на ул. Березовой г. Сертолово Всеволожского района, также находящейся на обслуживании ООО «Сертоловские энергетические сети». Прорыв в тот же день был устранен.
С целью объективного установления технических причин возникновения аварий, в том числе прорывов труб теплосетей, и определения должностных лиц, ответственных за их надлежащее техническое состояние, следственным управлением назначено проведение строительно-технической судебной экспертизы.
Для предотвращения повторных аварий приняты меры к подключению дополнительной мощности электроэнергии и приемке электросетей на баланс администрации муниципального образования. Кроме того, в адрес администрации региона направлена информация о проведении технической ревизии всех обслуживающих сетей.
Приведеннные примеры наглядно продемонстрировали, что зачастую лишь после вмешательства следственного органа в подобные ситуации проблемы сдвигаются с мертвой точки.
Однако, несмотря на особую роль Следственного комитета РФ в сфере защиты конституционных прав граждан, особенно несовершеннолетних, охраны их жизни и здоровья, процессуальные возможности следователей по возбуждению и расследованию ряда уголовных дел, затрагивающих интересы общественности, в том числе детей, до настоящего времени ограничены правилами о подследственности, а значит, ограниченными являются и их возможности взаимодействия с иными органами.
Чаще всего это касается случаев нарушения общественного порядка в общественных пространствах или же, например, фактов дорожно-транспортных происшествий.
Так, в сентябре 2023 г. в следственном управлении организована процессуальная проверка и безотлагательно осуществлен выезд следственной группы под руководством заместителя руководителя следственного управления с участием следователей и криминалистов на место дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на автомобильной трассе «Скандинавия» в Выборгском районе Ленинградской области с участием грузового автомобиля и организованной группы детей-велосипедистов, в результате которого пострадало 11 несовершеннолетних, получивших травмы различной степени тяжести, из которых двое погибли.
Процессуальное решение о возбуждении уголовного дела по указанному факту (по ст. 264 УК РФ — нарушение правил дорожного движения) с учетом установленной требованиями ст. 151 УПК РФ подследственности принималось органами полиции.
При этом по инициативе руководителя следственного управления прокурором уголовное дело передано в производство следственного управления лишь
впоследствии, для соединения с возбужденным следственным управлением уголовным делом по ст. 238 УК РФ, более сложным в доказывании. Уголовное дело оперативно расследовано и в декабре 2023 г. направлено в суд для рассмотрения
в
ЕСТНИК Сазин С. Т.
УНИВЕРСИТЕТА Защита конституционных прав человека и гражданина имени o.e. кугафина(мгюа) от преступных посягательств, совершаемых...
по существу, при этом признаки ст. 238 УК РФ не нашли своего подтверждения. И такие факты не единичны.
Таким образом, первоначальное возбуждение уголовного дела по ст. 264 УК РФ следователем Следственного комитета РФ позволило бы избежать излишних формальных процедур, организовать первоначальную стадию расследования, в том числе задержание подозреваемого, назначение комплекса экспертиз с использованием возможностей судебных экспертов непосредственно с момента происшествия.
Аналогичные ситуации возникают в случаях совершения преступлений, предусмотренных ст. 213 УК РФ (хулиганство), где участвуют подростки и возникает необходимость дачи уголовно-правовой оценки деятельности органов профилактики.
Например, в 2023 г в следственном управлении возбуждено более 20 уголовных дел по ст. 213 УК РФ по различным фактам грубого нарушения общественного порядка из хулиганских побуждений, совершенного как несовершеннолетними, так и в отношении них, а также иностранными гражданами.
Подобные деяния всегда вызывают широкий общественный резонанс и негативную социальную реакцию, а значит, требуют максимально оперативного и принципиального реагирования.
Однако указанные преступления не относятся к прямой подследственности Следственного комитета РФ и, несмотря на мотивированные обращения руководителя следственного управления, органы прокуратуры РФ отказывают в изъятии материалов проверки или уголовных дел из органов внутренних дел МВД России и передаче их в следственное управление, со ссылкой на существующие правила о подследственности.
Вместе с тем расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении них, подразумевает необходимость дачи уголовно-правовой оценки должностным лицам органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Помимо этого, подлежат проверке версии о возможном вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), неисполнении обязанностей по его воспитанию (ст. 156 УК РФ).
Также по уголовным делам в отношении иностранных граждан (мигрантов),
особенно нелегальных, которые становятся фигурантами хулиганства и других В
□
В
противоправных действий, в обязательном порядке проверяются обстоятельства их нахождения на территории Российской Федерации с целью дачи уголовно-
правовой оценки деятельности органов миграционного учета. В □
В силу уже принятых изменений в уголовно-процессуальном законе некоторые из статей УК РФ (ст. 125, 150, 151, 156), расследование по которым ранее входило в компетенцию МВД России, к настоящему моменту отнесены также к подследственности Следственного комитета РФ (в случаях выявления в ходе расследования дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении них). ^П Поэтому представляется целесообразным дополнить указанный перечень и ЫВ другими составами преступлений (например, ст. 213, 264 УК РФ), альтернативная подследственность которых (по аналогии со ст. 159 УК РФ) будет позволять
m
s m
ВЫЗОВАМ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Следственному комитету РФ безотлагательно реагировать на происшествия, в том числе с участием несовершеннолетних, беспрепятственно принимать по ним решения о возбуждении уголовных дел и осуществлять полноценное расследование с целью всесторонней оценки всех обстоятельств и профилактики преступлений названных категорий.
Другой важный аспект заключается в том, что в рамках проведения процессуальных проверок и расследования уголовных дел особое значение имеет работа по противодействию указанным происшествиям и преступлениям в дальнейшем, которая приобретает характер координационной, поскольку затрагивает деятельность многих государственных и контролирующих органов.
В этом вопросе используются различные формы межведомственной деятельности, которая предполагает не только внесение представлений в порядке ст. 158 УПК РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, но и направлению информации в различные инстанции.
Так, в ходе личного приема руководителем следственного управления и опроса одного из жителей г. Луги, последний пояснил, что на протяжении длительного времени наблюдает неудовлетворительное состояние одной из подъездных дорог на улице г. Кингисеппа, в том числе в зимнее время, когда на дороге образуется слой снега, что препятствует свободному передвижению людей, включая малоподвижных граждан.
По результатам личного приема граждан организовано проведение дослед-ственной проверки, в ходе которой осуществлен выезд и осмотр участка придомовой дороги вблизи одного из многоквартирных домов, в результате чего зафиксировано неудовлетворительное состояние уборки дорожного покрытия от снега, которое создает неудобство при передвижении, особенно для маломобильных граждан.
В результате принятых следственных органом мер по активизации работы органов местного самоуправления и коммунальных служб, в том числе с привлечением специализированной техники, обеспечена оперативная очистка указанной дороги от снега и наледи.
Помимо этого, по делам данной категории также широко используются полномочия, предоставленные ст. 158 УПК РФ, о внесении представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, что является немаловажным результатом расследования указанных уголовных дел.
Например, по результатам следственной работы по уголовным делам о хулиганстве и других преступлениях, совершенных мигрантами, принимаются комплексные меры профилактики (направляются информация и представления в адрес ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и администрации Ленинградской области), организуются совместные следственно-оперативные и рейдовые мероприятия в местах массового скопления иностранных граждан.
В целом в 2023 г. повышена результативность рассмотрения представлений в порядке ст. 158 УПК РФ (внесено 872 представления), по которым более чем в 60 % случаев должностные лица привлечены к ответственности (500 лиц).
Актуальность и значимость таких мероприятий с каждым днем возрастает. Они получают огласку в средствах массовой информации и, как следствие, находят
в
ЕСТНИК Сазин С. Т.
УНИВЕРСИТЕТА Защита конституционных прав человека и гражданина имени o.e. кугафина(мгюа) от преступных посягательств, совершаемых.
положительный отклик со стороны общественности, что, безусловно, вызывает доверие людей, которые наблюдают реальную и оперативную помощь в решении своих проблем и восстановлении нарушенных прав граждан, ощущают отсутствие бюрократизма при рассмотрении обращений.
Указанное обстоятельство побуждают все больший круг лиц обращаться за помощью непосредственно в следственные органы, минуя надзорные и контролирующие.
Вместе с тем проводимые по инициативе следственного управления мероприятия с участием граждан, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления с целью выработки мер по противодействию преступности по находящимся в производстве уголовным делам носят рекомендательный характер, поскольку не подкреплены полномочиями следственного органа к даче обязательных для исполнения поручений в сфере профилактики и предупреждения преступлений.
Однако формирующаяся практика следственной деятельности, имеющая взаимосвязанные общественно значимые цели и задачи в виде профилактики, выявления и расследования широкого круга преступлений, защиты и восстановления нарушенных прав граждан во многих сферах общественных правоотношений, создает благоприятную почву для выработки комплексных государственных мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов и органов государственной власти в вопросах противодействия преступности.
В этой связи следует рассмотреть вопрос о закреплении соответствующих полномочий Следственного комитета РФ, выражающихся в возможности принятия координирующих мер и издания организационных решений, обязательных для исполнения всеми правоохранительными и государственными органами власти по вопросам противодействия преступности, с учетом установленной для Следственного комитета РФ подследственности и находящихся в производстве конкретных уголовных дел.
Это, в свою очередь, даст сигнал чиновникам на местах, которые ответственны за определенные сферы, о необходимости более оперативно решать проблемы граждан.
А
В □
В
тО
□ П
Вр
МТ пВ
□ Ш
ид
ТВ
ыи □
ВЫЗОВАМ
>