Научная статья на тему 'Защита интересов ФСИН России при пересмотре судебных актов в порядке апелляции'

Защита интересов ФСИН России при пересмотре судебных актов в порядке апелляции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / APPEAL PROCEEDING / СУДЫ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ / АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ) / THE PETITION FOR APPEAL (REPRESENTATION) / АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ / ARBITRATION COURTS / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / COURTS OF THE GENERAL JURISDICTION / СУДЕБНЫЕ АКТЫ / НЕ ВСТУПИВШИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ / JUDICIAL ACTS WHICH HAVE NOT COME IN LEGAL FORCE / COURTS OF APPELLATE INSTANCE / GENERAL JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юдина Ю.В.

Апелляционное производство в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах является стадией по пересмотру судебных актов, не вступивших в законную силу. При защите интересов ФСИН России следует учитывать специфику правового регулирования порядка обращения с апелляционной жалобой (представлением). В статье обращается внимание на отдельные актуальные аспекты и особенности изменений процессуального законодательства, касающихся порядка пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of interests of FPS of Russia at appellate revision of the judicial acts

The author considers appeal proceeding in regular and arbitration courts as a stage of revision of the judicial acts which have not come into force. In case of protection of the interests of FPS it is necessary to consider specifics of the legal regulation of an order of the address to the appeal claims (representation). In the article the attention is paid to separate actual aspects and features of the changes of the procedural legislation concerning the order of the review of the judicial resolutions which have not come into force approved regular and arbitration courts.

Текст научной работы на тему «Защита интересов ФСИН России при пересмотре судебных актов в порядке апелляции»

Ю. В. ЮДИНА доцент кафедры гражданского права и процесса

Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

YU. V. YUDINA

Защита интересов ФСИН России при пересмотре судебных актов в порядке апелляции

Protection of interests of FPS of Russia at appellate revision of the judicial acts

#

Аннотация. Апелляционное производство в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах является стадией по пересмотру судебных актов, не вступивших в законную силу. При защите интересов ФСИН России следует учитывать специфику правового регулирования порядка обращения с апелляционной жалобой (представлением). В статье обращается внимание на отдельные актуальные аспекты и особенности изменений процессуального законодательства, касающихся порядка пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Ключевые слова: апелляционное производство, суды апелляционной инстанции, апелляционная жалоба (представление), арбитражные суды, суды общей юрисдикции, судебные акты, не вступившие в законную силу.

Abstract. The author considers appeal proceeding in regular and arbitration courts as a stage of revision of the judicial acts which have not come into force. In case of protection of the interests of FPS it is necessary to consider specifics of the legal regulation of an order of the address to the appeal claims (representation). In the article the attention is paid to separate actual aspects and features of the changes of the procedural legislation concerning the order of the review of the judicial resolutions which have not come into force approved regular and arbitration courts.

Key words: the appeal proceeding, courts of appellate instance, the petition for appeal (representation), arbitration courts, general jurisdiction, judicial acts which have not come in legal force, courts of the general jurisdiction.

#

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос защиты интересов ФСИН России в судах не только первой, но и второй и последующих инстанций. Следует отметить, что в рамках проводимой в стране реформы судебной власти меняется сама структура судов, а также ежегодно существенно растет число обращений в судебные органы. Так, в соответствии с Федеральным конституционном законом от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» [1] упразднен Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ), его

функции переданы Верховному Суду Российской Федерации (ВС РФ). Также в Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, одобренной решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 08.12.2014 № 124 [2], сделана попытка унификации судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, что будет учитываться при разработке нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

И наконец, еще одним нормативным актом, существенно повлиявшим на гражданское судопроизводство, стал Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), принятый 08.03.2015 [3], в соответствии с которым производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, и ряд иных дел будут исключены из ГПК РФ.

Таким образом, при обращении в суды в порядке апелляции следует учитывать последние изменения законодательства.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания [4].

Все учреждения и органы, входящие в уголовно-исполнительную систему России, создаются и функционируют как самостоятельные юридические лица, выступают в гражданском обороте от своего имени, ведут самостоятельную хозяйственную деятельность, а также выступают истцами и ответчиками в суде. При этом если в их деятельности возникает спор, связанный с экономической (в том числе предпринимательской) деятельностью, такие дела разрешаются арбитражными судами. Сложность в настоящий момент представляет отнесение того или иного спора к категории экономического. Поскольку отсутствует легальное определение экономического спора, то возникновение коллизий в вопросах подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами неизбежно.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, могут участвовать в различных правоотношениях, связанных с осуществлением экономической деятельности: гражданских, налоговых, административных, финансовых, публично-правовых и др. При разрешении возникающих правовых конфликтов в этих сферах арбитражный суд выносит

решения и определения, а в случае несогласия с ними данные судебные акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами.

Судебная защита интересов ФСИН России осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России и ФСИН России. Таким образом, защита интересов пенитенциарного ведомства осуществляется на основе общих процессуальных норм и специальных положений ведомственного законодательства.

При обращении в суды при защите интересов ФСИН России в порядке апелляции следует обращать внимание, помимо основных процессуальных кодексов, на следующие акты: постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» [5], постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» [6], а также Регламент организации работы по защите интересов ФСИН России при рассмотрении дел, относящихся к подведомственности и подсудности соответствующих судов общей юрисдикции и арбитражных судов в субъектах Российской Федерации, утвержденный приказом ФСИН России от 08.02.2011 № 70 [7].

При защите интересов ФСИН России следует учитывать и положения международных источников. Так, исходя из положений п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в толковании Европейского Суда, лишенное свободы лицо вправе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу [8].

Начальники учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, и территориальных органов УИС организуют работу по защите интересов ФСИН России при рассмотрении дел, относящихся к подведомственности и подсудности соответствующих судов (в частности, принимают меры по организации обжалования (пересмотра) судебных актов (постановлений), не отвечающих интересам ФСИН России (полностью или частично).

Как указывается в приказе ФСИН России от 08.02.2011 № 70, представление интересов ФСИН России в соответствующих

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

потег_7_2016.шдд 28

28

Ф

04.07.2016 14:05:19

судах обеспечивается работниками УИС на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Доверенности на представление интересов ФСИН России в соответствующих судах оформляются, как правило, работникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, и территориальных органов УИС, а в порядке исключения - наиболее подготовленным работникам учреждений, подчиненных территориальным органам. Подготовка и оформление доверенностей на представление интересов ФСИН России в соответствующих судах осуществляется правовым управлением ФСИН России на основании письменных обращений руководителей.

В случае если руководителю в установленном порядке выдана доверенность с правом передачи полномочий другому лицу (передоверия) на представление интересов ФСИН России в соответствующих судах, то работнику УИС, осуществляющему непосредственное представительство интересов ФСИН России в соответствующих судах, выдается доверенность в порядке передоверия.

Следует указать, что по возможности доверенность на представление интересов ФСИН России при апелляционном пересмотре должна быть выдана тем же сотрудникам УИС, которые представляли интересы ФСИН России в суде первой инстанции.

При обращении в суды для защиты интересов ФСИН России в порядке апелляции следует обращать внимание на то, каким судом вынесено обжалуемое решение или определение, поскольку порядок апелляционного пересмотра отличается в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Во-первых, реализация права апелляционного обжалования в целях судебной защиты интересов ФСИН России связана с обращением в суд апелляционной инстанции с соответствующей жалобой. Так, например, существенные различия имеются по форме и содержанию апелляционной жалобы. Требования к форме и содержанию апелляционной жалобы установлены ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 322 ГПК РФ. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме, а также может быть подана посредством запол-

нения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом жалоба должна быть подготовлена письменно, на русском языке, в рукописном или машинописном виде, представлять собой единый документ, который может быть доставлен непосредственно в канцелярию суда или направлен по почте.

Порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде определен постановлением Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 80 [9].

При анализе формы апелляционной жалобы следует учитывать, что Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде не предусматривает возможности направления апелляционной жалобы посредством электронной почты или факсимильной связи. Правовое значение электронных документов, поступающих по электронной почте и факсимильной связи, закреплено в п. 14.3 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях) [10]. Принятые по электронной почте и факсимильной связи сообщения распечатываются на бумажных носителях. Эти материалы, относящиеся к производству по судебным делам, не могут рассматриваться в качестве процессуальных документов, не имеют юридической силы, а носят информационный характер. В необходимых случаях отправителю предлагается прислать оригинал сообщения с подлинной подписью на бумажном носителе.

При обращении в суды общей юрисдикции возможность использования интернет-ресурсов пока не предусмотрена.

Также необходимо учитывать, что при обращении в суды общей юрисдикции жалоба и приложенные к ней документы подаются с копиями по числу лиц, участвующих в деле, а при обращении в арбитражные суды к жалобе прилагается документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий жалобы и прилагаемых к ней документов.

Право принесения апелляционного представления принадлежит и прокурору, участвующему в деле, вне зависимости от того, присутствовал ли сам прокурор на заседании

суда первой инстанции. В судебной практике отмечается, что к учреждениям и органам УИС предъявляется значительное число исков органами прокуратуры [11].

Так, например, калужским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были предъявлены к ФБУ ИК-4 УФСИН России по Калужской области исковые требования в защиту неопределенного круга лиц о понуждении к выполнению требований уголовно-исполнительного законодательства в части оборудования в учреждении помещений для проведения длительных свиданий и обеспечения их надлежащим инвентарем. Позиция ответчика состояла в том, что прокурор не имел права подавать иск в защиту неопределенного круга лиц, так как количество лиц, отбывающих наказание в колонии, и родственников, которые могут получить с ними свидание, можно определить. Нарушение прав осужденных на длительное свидание стало возможным по объективным причинам -в связи с отсутствием финансовых средств. Руководством учреждения предпринимались все усилия для обеспечения осужденных дополнительными местами для длительных свиданий. Суд пришел к выводу, что недостаточное финансирование не может служить основанием для длительного нарушения законных прав осужденных и их родственников на получение свиданий. Доводы ответчика, что прокурор не имел права подавать в суд иск, признаны несостоятельными. Решением суда от 08.06.2009 иск был удовлетворен в полном объеме, учреждению предписано в срок до 01.01.2011 устранить нарушения.

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Костромской области о понуждении обеспечения пожарной безопасности. Судом признано, что отсутствие пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью осужденных вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем требования прокурора были удовлетворены судебным решением от 14.05.2009.

Во-вторых, апелляционными инстанциями в системе судов общей юрисдикции являются районный суд, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, апелляционная инстанция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда городов федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации: Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по делам военнослужащих и Апелляционная коллегия.

С 01.08.2013 к числу апелляционных инстанций прибавилась еще одна - апелляционная инстанция Московского городского суда, в которую подаются апелляционные жалобы на решения данного суда по гражданским делам, связанным с защитой исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со ст. 1441 ГПК РФ.

В систему арбитражных судов входят специализированные арбитражные апелляционные суды. В силу п. 1 ст. 331 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [12] арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Перечень апелляционных судов, регион их действия (судебный округ) определен п. 2 ст. 331 указанного ФКЗ. Всего на территории Российской Федерации действует двадцать арбитражных апелляционных судов [12].

Обжаловать в апелляционном порядке возможно решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, и определение суда первой инстанции. Возможность обжалования судебного приказа в силу специфики производства в порядке апелляции не предусмотрена. Судебный приказ может быть обжалован в суд кассационной инстанции в порядке, срок и по основаниям, предусмотренным главой 41 ГПК РФ.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

потег_7_2016.т(1(1 30

30

Ф

04.07.2016 14:05:19

Российское процессуальное законодательство не содержит существующих в других национальных системах права ограничений на апелляционное обжалование решений суда первой инстанции в зависимости от размера рассмотренного требования, его характера или иных факторов [13]. Право на апелляционное обжалование, таким образом, установлено законодателем в максимально широком объеме. Следовательно, любое решение суда первой инстанции, затрагивающее интересы ФСИН России, согласно ГПК РФ может быть обжаловано и пересмотрено в апелляционном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 321 ГПК РФ апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, за исключением тех положений закона, которые устанавливают иные сроки (например, ч. 3 ст. 261 ГПК РФ). Лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, копии решения суда высылаются не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. В судебной практике отмечается, что лица, участвующие в деле, могут испытывать трудности с получением решения в полном объеме, а соответственно, и с определением точного периода для подачи апелляционной жалобы. Для предотвращения пропуска срока возможно рекомендовать представителям ФСИН России в отдельных случаях использовать практику подачи так называемых кратких апелляционных жалоб сразу после оглашения резолютивной части решения, не содержащих подробных мотивов его обжалования [14]. Суды, как правило, оставляют такие жалобы без движения до устранения недостатков, то есть до представления мотивированной жалобы. Можно предположить, что до разрешения проблем, связанных с получением лицами, участвующими в деле, полных текстов судебных решений, такая практика будет сохраняться [15].

В 2013 году в ст. 193 ГПК РФ были внесены изменения, касающиеся объявления резолютивной части решения, принятого мировым судьей. Во-первых, в соответствии с ч. 3 ст. 199 ГПК РФ мировой судья может не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу. Во-вторых, мировой судья при объявлении резолютивной части решения суда разъясняет право лиц, участвующих в деле,

их представителей подать заявление о составлении мотивированного решения суда. Если такое заявление будет подано, то мировой судья обязан его составить. В этом случае мировой судья разъясняет, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда. В-третьих, заявление о составлении мотивированного решения суда лица, участвующие в деле, их представители могут подать в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если эти лица присутствовали в судебном заседании, или в течение 15 дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если вышеуказанные участники процесса не присутствовали в судебном заседании. В-четвертых, составление мотивировочного решения суда может быть отложено на срок не более пяти дней со дня окончания разбирательства дела. А в случае если речь идет о составлении мотивированного решения мировым судьей, то оно должно быть составлено в течение пяти дней со дня поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда (ч. 5 ст. 199 ГПК РФ).

Апелляционная жалоба может быть подана представителями ФСИН России как на решение суда, не вступившее в законную силу, в полном объеме, так и на часть решения. Как показывает судебная практика, это, как правило, резолютивная и мотивировочная части.

Поскольку на сегодняшний день отсутствует какой-либо учет результативности обращений в суды для пересмотра судебных актов, не вступивших в законную силу, и презюми-руется, что каждое решение суда с участием ФСИН России должно быть пересмотрено, необходимо создать единый электронный банк данных судебных решений по делам с участием ФСИН России, поданных апелляционных жалоб и постановлений, принятых при рассмотрении дела судами апелляционной инстанции. Наличие такого банка позволит оценить качество подаваемых жалоб, основания их удовлетворения или отказа в удовлетворении, разработать практические рекомендации по отдельным категориям дел. ^

1. О Верховном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Гос. Думы Федер. Собрания Рос. Федерации от 08.12.2014 № 124) (документ опубликован не был). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 05.04.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

5. О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции : пост. Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации от 28.05.2009 № 36. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 19.06.2012 № 13. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

7. Регламент организации работы по защите интересов ФСИН России при рассмотрении дел, относящихся к подведомственности и подсудности соответствующих судов общей юрисдикции и арбитражных судов в субъектах Российской Федерации : утв. приказом ФСИН России от 08.02.2011 № 70 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11. С. 68-70.

8. О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней : пост. Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 27.06.2013 № 21. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

9. Порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде :

утв. пост. Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации от 08.11.2013 № 80. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации : приказ Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации от 25.03.2004 № 27. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

11. [О направлении обзорных материалов по защите интересов уголовно-исполнительной системы в судах общей юрисдикции и арбитражных судах] : письмо ФСИН России от 20.08.2009 № 10/13-578 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 11. С. 38-48.

12. Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

13. Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы : монография. М. : Проспект, 2010. С. 542.

14. Жилин Г. А. Подготовка гражданских дел к рассмотрению в суде кассационной инстанции : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург. 1991. С. 19-20 ; Гаврилов Э. П. Срок подачи кассационной жалобы на судебное решение // Российская юстиция. 2000. № 10. С. 16 ; Борисова Е. А. Обжалование не вступивших в законную силу судебных решений в гражданском процессе // Российская юстиция. 2003. № 9. С. 29 ; Смердов С. Д. Кем пропущен срок обжалования? // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 10. С. 13 ; Железнова Н. Д. Подготовка гражданских дел к рассмотрению в суде кассационной инстанции // Российская юстиция. 2004. № 5. С. 20 ; Приходько И. А. Доступность правосудия в гражданском и арбитражном процессе: основные проблемы. СПб., 2005. С. 593 ; Терехова Л. А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. М., 2007.

15. Филатова М. А. Перспективы применения нового апелляционного производства в гражданском процессе (комментарий к главе 39 ГПК РФ) // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 2.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.