Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ДЕТСТВА, ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ЗАЩИТА ДЕТСТВА, ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE / HOUSING RIGHTS OF ORPHANS / SOCIAL ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Российская Академия Народного Хозяйства И Государственной Службы При Президенте Российской Федерации, Челябинский Филиал, Машков Сергей Сергеевич

Представленная статья посвящена актуальным вопросам защиты прав наиболее уязвимой категории граждан Российской Федерации - детей, оставшихся без попечения родителей. Современное правовое пространство обеспечивает с правовой точки зрения множество различных способов защитить права таких детей, особенно жилищные, однако не каждый несовершеннолетний знает о данном механизме правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Российская Академия Народного Хозяйства И Государственной Службы При Президенте Российской Федерации, Челябинский Филиал, Машков Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDHOOD PROTECTION, PREVENTION OF SOCIAL ORPHANHOOD. LEGAL FRAMEWORK FOR ENSURING THE HOUSING RIGHTS OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

The presented article is devoted to topical issues of protecting the rights of the most vulnerable category of citizens of the Russian Federation - children without parental care. The modern legal space provides from a legal point of view many different ways to protect the right of such children, especially housing, but not every minor is aware of this mechanism of legal regulation.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ДЕТСТВА, ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

CIVIL LAW AND CIVIL PROCEDURE

УДК 340 DOI 10.47475/2618-8236-2020-15202

ББК 64.402

Защита детства, профилактика социального сиротства Правовые основы обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

С. С. Машков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Челябинский филиал, Челябинск, Россия

Представленная статья посвящена актуальным вопросам защиты прав наиболее уязвимой категории граждан Российской Федерации — детей, оставшихся без попечения родителей. Современное правовое пространство обеспечивает с правовой точки зрения множество различных способов защитить права таких детей, особенно жилищные, однако не каждый несовершеннолетний знает о данном механизме правового регулирования.

Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, жилищные права детей-сирот, социальное сиротство1.

Введение

В современной России постепенно сложилась социальная ситуация, при которой молодые пары ориентированы на создание семьи и рождение детей, однако количество детей в детских домах все равно остается высоким. Такое терминологическое выражение, как «кризис семьи», звучит жестко, сурово, однако по-прежнему имеет место быть в современных реалиях.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на совместное проживание с родителями и воспитание ими, а также право не быть разлученным со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9 Конвенции о правах ребенка, п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ).

Актуальность исследования данного вопроса

1 Использованы материалы работы О. И. Дубининой «Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения (Академ. вестн. Ин-та пед- образования и образования взрослых РАО. 2015. № 2 (43). С. 43 — 45).

выражается в том, что вопросы о правах ребенка в Российской Федерации озвучиваются, когда что-то случается с детьми, либо нарушаются их права, либо наносится вред их здоровью, как в России, так и с российскими детьми, которые были усыновлены иностранными гражданами. К сожалению, в последнее время все чаще мы слышим о нарушениях прав ребенка в семье, в специализированных учреждениях, в иностранных семьях, усыновивших российских детей.

Методы исследования

В ходе проведенного исследования использовался метод сравнительного правоведения и обобщения. Само изложение материала носит описательный характер, что обосновано началом работы над тематикой диссертационной работы. Нормативные правовые акты и материалы судебной практики приведены в качестве иллюстрации основных выводов по работе.

Результаты

В России действует Конвенция о защите прав ребенка. В общей сложности российское законодательство соответствует положениям названной

Защита детства, профилактика социального сиротства.

Конвенции, основные права ребенка закреплены в целом ряде нормативных актов Российской Федерации. Следует признать, что многие из прав ребенка носят декларативный характер и с трудом реализуются на практике. Сложности в реализации прав детей связаны прежде всего с несогласованностью нормативной базы, а также с недостаточностью финансирования действующих в данной области программ.

Следует согласиться с мнением А. Бастрыкина о том, что «нельзя ссылаться на недостаток финансирования и кризис. Недопустима ситуация, когда ребенок боится возвращаться из школы домой или выйти во двор. Нет времени ждать выполнения программ, которые рассчитаны на десятилетия. Решать проблемы защиты детей годами — непозволительная роскошь. Нужно, чтобы уже сейчас каждый ребенок чувствовал заботу и уверенность в завтрашнем дне». Согласно данным федеральной статистики, в конце 2019 г. в государственном банке данных находилось 50,2 тыс. чел., нуждающихся в опеке1. Это уже почти на 15 % меньше, чем в прошлом отчетном периоде. Число детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 31 декабря 2018 г. — 47 242.

Современное мировое сообщество придерживается системы, при которой права ребенка защищаются единообразно, с применением индивидуального подхода к каждому (США, государства Азии, Австралия). При этом с детьми, несовершеннолетними интенсивную работу осуществляют специализированные органы социальной и педагогической поддержки, установлен комплекс правоприменительных мер, которые позволяют быстро разрешить те или иные казусы.

Основной задачей государственных органов в перечисленных выше государствах является защита прав ребенка и воспитание его прежде всего с биологическими родителями. В случаях когда такая модель реализована быть не может по объективным причинам, ребенка должны направить на воспитание в семью. Существует также правило запрета «институциализации» воспитанника. Благодаря такому правилу сокращается количество детей в микрогруппе до 12 чел. и срок содержания

1 Официальные статистические данные Следственного комитета Российской Федерации (https://sledcom.ru/ blog/bastгikin; дата обращения 10.05.2020).

до полугода. Основными причинами введения такого правила являются:

1) наличие эмоциональной привязанности ребенка к членам семьи, что невозможно осуществить в условиях детского дома, большой социальной группы;

2) необходимость налаживания связи со взрослыми членами семьи, которые пользуются авторитетом у воспитанника;

3) понижение уровня агрессии среди несовершеннолетних, воспитывающихся в нормальных социально-бытовых условиях.

Специальный статус детей, воспитывающихся «вне семьи», установлен Федеральным законом РФ от 12.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения». В указанном нормативном акте проводится анализ мер государственной поддержки детей, нуждающихся в семейном воспитании. Этот документ позволяет создавать эффективную региональную нормативную базу для правового регулирования в области жилищных правоотношений.

Отметим, что регионы, в том числе Челябинская область, разрабатывают свои мероприятия для поддержки сирот. Они содержат все те преференции, которые указаны в федеральном законе. Однако не запрещается предоставлять пострадавшим детям и дополнительные гарантии.

Основные нормативные акты, которыми можно пользоваться при консультировании по правам детей, нуждающихся в семейном воспитании:

1) Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дата принятия — 21.12.1996 (последнее изменение от 31.12.2014);

2) Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...».

В рамках данной научной статьи рассматривается вопрос о реализации жилищных прав детей-сирот. В 2020 г. согласно требованиям закона право на получения жилья имеют:

1) лица в статусе сироты или дитя, лишенного родительской опеки;

2) достижение возраста 18 лет;

3) оформление соответствующего заявления.

Обобщение судебной практики показало, что

14

С. С. Машков

судами разрешались споры о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

— ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

— незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

— состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

— установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Кроме того, нередки случаи, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако впоследствии с такого учета были незаконно сняты. В случае установления данного факта суды также удовлетворяли требование указанных лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Приведем в качестве иллюстрации пример из практики. Мать Дороховой О. В., инвалид 2-й группы по зрению, воспитывала ребенка одна. Отец был внесен в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Из-за тяжелого материального положения в августе 1996 г. мать Дороховой обратилась в комитет по образованию и молодежной политике администрации Рязанской области с просьбой оформить дочь в государственное интернатное учреждение. На основании постановления главы администрации Рязанского района Рязанской области и путевки комитета по образованию и молодежной политике администрации Рязанской области она была направлена в Солотчинскую школу-интернат. Там девочка находилась (обучалась) на полном государственном обеспечении в период с сентября 1996 по июнь 2005 г. Таким образом, Дорохова фактически относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 2 указанного постановления за ней была закреплена жилая площадь, принадлежащая ее бабушке и дедушке в равных долях (то есть юридически жилье являлось чужой собственностью).

В отношении Дороховой не был установлен надлежащим образом социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей до 18 лет. По этой причине в возрасте до 23 лет девушка не смогла встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот и лиц из их числа. Кроме того, постановке на учет препятствовало наличие закрепленной жилой площади.

В мае 2013 г. Дорохова через местную администрацию подала заявление о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Уполномоченный орган — Министерство образования Рязанской области — во включении в список отказало, так как на момент обращения девушка была старше 23 лет. Право ребенка было защищено.

Также показательно дело Лобова А., который отстаивал свои права и защитил. Показательной является форма искового заявления по делу: «Я являюсь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Площадь закрепленного за мной жилого помещения не соответствует учетной норме обеспечения, установленной в Рязани. Другого жилого помещения у меня не имеется.

Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012 были внесены изменения в закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, не реализовавшие своего права на жилье, сохраняют его.

Защита детства, профилактика социального сиротства.

В связи с этим я обратился в установленном порядке (через администрацию Рязани) в Министерство образования Рязанской области с заявлением о включении меня в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с приложениям всех необходимых документов.

Письмом Министерства образования Рязанской области №________от___.___.___г. мне сообщено об отказе во включении в списки нуждающихся детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Как следует из приложенной к письму выписки из Приказа Министерства образования Рязанской области

от___.____.____года №____, основанием для

отказа послужило то, что предоставленные документы не подтверждают мое право на обеспечение жилым помещением.

Считаю данный приказ ответчика об отказе

Дата поступления: 12.05.2020

Дата принятия к опубликованию: 22.05.2020

во включении меня в список детей-сирот и лиц из их числа, обеспечиваемых жилыми помещениями, незаконным и необоснованным. Этим отказом созданы препятствия для реализации своего конституционного права на жилище и тем самым грубо нарушены мои права и законные интересы».

Основной вывод

Итак, в качестве промежуточного вывода можно отметить следующее. Дети, оставшиеся без попечения родителей, уязвимы, нуждаются в защите и поддержке с правовой и социальной стороны. Право каждого несовершеннолетнего на жилье прописано в нормативных актах, но зачастую имеет декларативный характер, проблему составляет право на защиту и получение квалифицированной помощи каждым из них, возможности предоставить соответствующие документы в суд.

Сведения об авторе

Машков Сергей Сергеевич — магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, Челябинск, Россия. sergei. mashkov174@mail.ru

Библиографическое описание: Машков, С. С. Защита детства, профилактика социального сиротства. Правовые основы обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. С. Машков // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 2. — С. 12—15.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 2. Pp. 12 — 15.

Childhood Protection, Prevention of Social Orphanhood.

Legal Framework for Ensuring the Housing Rights of Orphans and Children without Parental Care

S.S. Mashkov

Russian Academy of National Economy and State Services under the President of the Russian Federation, Chelyabinsk branch, Chelyabinsk, Russia. sergei.mashkov174@mail.ru

The presented article is devoted to topical issues of protecting the rights of the most vulnerable category of citizens of the Russian Federation - children without parental care. The modern legal space provides from a legal point of view many different ways to protect the right of such children, especially housing, but not every minor is aware of this mechanism of legal regulation.

Keywords: children without parental care, housing rights of orphans, social orphanhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.