УДК 347.63
Рудь Юлия Андреевна Донецкий национальный университет Юридический факультет ДНР, Донецк mailto:[email protected]
Rud Yulia Donetsk National University Faculty of Law DPR, Donetsk
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПУТИ ИХ
РЕШЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы защиты прав детей в целом и детей, лишенных семейного окружения, в частности. Выявлены сущность и причины социального сиротства. Проанализирована система защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России. Установлено, в каких сферах жизнедеятельности ребенка, лишенного семейного окружения, появляется наибольшее количество трудностей. Охарактеризованы и раскрыты наиболее эффективные механизмы решения проблемных вопросов, связанных с реализацией детьми своих прав. Также предложен новый способ решения существующей проблемы обеспечения прав детей, лишенных семейного окружения.
Ключевые слова: права ребенка, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социальное сиротство, социальные гарантии, право на жилье, защита прав детей.
PROBLEM ASPECTS OF PROTECTING THE RIGHTS OF ORPHANCY AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE, AND THE WAYS
OF THEIR SOLUTION Annotation: this article examines topical issues of protecting the rights of children in general and children deprived of a family environment, in particular. The essence and reasons of social orphanhood are revealed. The system of protection of the rights of orphans and children left without parental care in Russia is analyzed. It has been established in which spheres of life of a child deprived of a family environment, the greatest number of difficulties appears. The most effective mechanisms for solving problematic issues related to the exercise of their rights by children are characterized and disclosed. Also, a new way of solving the existing problem of ensuring the rights of children deprived of a family environment is proposed.
Key words: children's rights, orphans, children left without parental care, social orphanhood, social guarantees, the right to housing, protection of children's rights.
В современном мире ребенок особо нуждается в усиленной опеке со стороны общества и государства. Данное положение обусловлено психологическими, физическими, возрастными особенностями детей, вследствие которых ребенок не может самостоятельно обеспечить полноценную жизнедеятельность. Поэтому защита прав и свобод детей является первоочередной задачей демократического и правового государства. Приоритетными направлениями политики государства в отношении несовершеннолетних лиц должны быть создание и обеспечение безопасных условий для жизни и развития; формирование системы образования, системы охраны здоровья, обеспечения их качественной и продуктивной работы; защита чести и достоинства ребенка и другое.
На международном уровне защита прав детей также представляет собой
актуальный и важный вопрос. Деятельность международных органов и
организаций направлена на разработку международных стандартов и
международно-правовых документов в области защиты прав детей, которые 502
i ш
являются ориентиром для создания национального законодательства в различных странах.
Особую обеспокоенность мировое сообщество проявляет в отношении детей, лишенных родительской заботы. Такие дети представляют собой наиболее уязвимую и слабозащищенную категорию населения, они нуждаются в активных действиях со стороны государства.
Так, в Конвенции о правах ребенка 1989 года - основополагающего международного документа в области защиты прав детей, подчеркивается, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [1].
Необходимо отметить, что история возникновения сиротства как явления не имеет точных хронологических рамок. Официально на государственном уровне существование проблем сиротства в разных странах было признано после Второй мировой войны после переосмысления роли ребенка в обществе и возникновения идей и концепций о недопустимости нарушения прав детей в ходе войны. В указанный период истории активизировался нормотворческий процесс в государствах, начали появляться международные организации, направленные на защиту человека в целом, ребенка в частности, что способствовало поиску решений накопившихся проблем.
Сегодня проблема сиротства является актуальной для многих стран, поскольку количество брошенных детей неустанно растет. Глубокий кризис семьи и семейных ценностей провоцирует распространение исследуемой проблемы по всему миру. Также большую роль в формировании такой категории как дети, лишенные семейного окружения, играют внешние факторы -вооруженные конфликты, международные споры между государствами, неблагоприятная экономическая ситуация, ухудшение экологической обстановки.
В современной России проблемы сиротства и обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются одними из наиболее острых и злободневных.
Истоки данных проблем находятся в постоянном увеличении количества детей, лишенных семейного окружения.
Ламейкина Е. Ю. отмечает, что причины данного негативного явления кроются в условиях сложной экономической ситуации, сложившейся в последние годы в России. Именно они порождают стрессовые ситуации в российских семьях. Отсутствие собственного жилья и тяжелая финансовая ситуация (низкий уровень заработной платы, латентная безработица), усугубляемые неблагоприятными экономическими факторами (налоговая нагрузка, рост цен на продукты питания и тарифы жилищно-коммунальных услуг), негативным образом сказываются на нормальном существовании российских семей [8, с. 101].
Курбанова З. А. также подчеркивает, что одним из негативных последствий экономического кризиса в России, стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения при живых родителях.
Для обозначения последней категории детей в научный оборот было введено понятие «социальное сиротство», которое определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными. Также сюда относятся дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление или удочерение [7, с. 87].
Сегодня в России существует особая система защиты прав детей,
лишенных родительской заботы. Данная государственная система сочетает в
себе комплекс международных и национальных правовых норм, а также систему
государственных органов, призванных обеспечить соблюдение и исполнение
прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 504
ш
В первую очередь, стоит отметить, что главный правовой акт в Российской Федерации, который определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ. Одной из основных заслуг указанного правового документа является законодательное закрепление понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».
К первой категории относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель.
Вторую категорию составляют дети, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); объявлением их умершими; установлением судом факта утраты лицом попечения родителей. Также к данной категории относятся дети, чьи родители отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; находятся в местах содержания под стражей. Дети, оставшиеся без попечения - это дети, чьи родители уклоняются от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов; отказались взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги. В случаях, когда единственный родитель или оба родителя неизвестны, дети также попадают в указанную категорию [3].
Существующая нормативно-правовая база является правовой основой для деятельности государственных органов и должностных лиц, которые работают в направлении улучшения жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К указанным субъектам следует отнести органы опеки и попечительства, правоохранительные органы, суды и другие.
По мнению Сыбанкулова Е. М. важную роль в данной системе играют органы прокуратуры, которые посредством прокурорского надзора
505
$
осуществляют охрану и защиту прав детей в целом, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в частности. Прокурорский надзор, как надведомственный государственный контроль за реализацией законности в стране, позволяет своевременно выявлять нарушения прав детей, привлекать к ответственности нарушителей и восстанавливать нарушенные права [9, с. 350].
Помимо работы органов прокуратуры, огромное значение в процессе обеспечения прав детей имеет Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Следует отметить, что в России также эффективно действуют уполномоченные по правам ребенка в разных субъектах федерации, которые направляют свою работу на несовершеннолетних граждан, непосредственно проживающих на определенной территории. Это позволяет омбудсменам более точно понимать характер и масштаб проблем, а также своевременно реагировать на экстренные ситуации.
Кроме масштабной нормативно-правовой базы, деятельности государственных структур, существует комплекс специальных гарантий, призванных улучшить и облегчить жизнь ребенка, лишенного семейного окружения. К ним относятся гарантии на труд, образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение.
Тем не менее, не смотря на наличие описанной системы защиты прав детей, оставшихся без родительской заботы, трудности в ходе реализации детьми своих прав - неотъемлемый атрибут жизни каждого несовершеннолетнего лица, лишенного семейного окружения.
Чаще всего проблемы возникают в ходе реализации ребенком-сиротой или ребенком, который остался без попечения родителей, права на жилье.
Как отмечают Шитова И. А., Морозов Л. В. ключевым аспектом данного вопроса служит невыполнение государственных программ в области обеспечения жильем. Авторы подчеркивают, что главной причиной существования жилищной проблемы служит отсутствие качественного управления жилищным фондом [10, с. 124].
Князева А. С. также говорит о том, что особые трудности у детей появляются в процессе получении жилья. Согласно предписаниям российского законодательства, жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которым исполнилось 18 лет, должно предоставляться по адресу их предыдущего места жительства и вне очереди.
В реальности ситуация складывается следующим образом. Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставят в льготную очередь. Остро становится вопрос о том, где жить ребенку в период ожидания своей очереди, поскольку сроки предоставления жилья растягиваются на много лет.
Один из вариантов решения данной проблемы, предложенный автором, -это строительство специальных домов по типу общежития, в которых будут жить сироты, не получившие свою квартиру сразу и ставшие в льготную очередь [5, с. 272].
Кроме вышеуказанной проблемы, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с огромным количеством психологических, социальных, финансовых трудностей: проблемы с жильем, поиск работы, организация быта, взаимодействие с другими людьми, организация свободного времени, получение медицинской помощи, создание собственной семьи.
Данные вопросы возникают после выпуска из определенного учреждения, где проходила их жизнь. Причинами указанных трудностей являются недостаточность трудового воспитания; отсутствие навыков самостоятельного проживания; попадание в асоциальную среду; правовая некомпетентность; нежелание работодателей брать на работу сирот. Для их устранения, по мнению сотрудников детских домов, целесообразно: создание службы постинтернатного сопровождения выпускников; развитие положительного отношения в обществе к детям-сиротам; их трудоустройство [4, с. 147].
Для того, чтобы побороть все вышеперечисленные проблемы, в первую очередь необходимо разработать план действий, направленный на минимизацию ситуаций, при которых дети остаются без родительской заботы и внимания.
Безусловно, в определенных случаях (смерть родителей, признание безвестно отсутствующим и другие) это сделать невозможно.
Однако российская практика демонстрирует, что чаще всего дети попадают в детские дома и интернатные учреждения в связи с нежеланием родителей выполнять свои обязанности или аморальным образом жизни родителей. По мнению многих научных деятелей, исследующих проблемы социального сиротства, а также сотрудников, работающих непосредственной с детьми, подобные ситуации необходимо искоренять из российской реальности.
Так, Крамчанинова Н. В. подчеркивает, что необходимо сокращать количество детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернативных учреждениях. Данный автор также говорит о необходимости сокращения количества подростков, которые изымаются из семей. Для этого следует оказывать им и их родителям разноплановую поддержку в трудных жизненных ситуациях [6, с. 85].
Также крайне важно проводить информационную работу - оповещать будущих матерей о системе социальных гарантий, предусмотренных законодательством. Поскольку часто причинами отказа от выполнения своих обязанностей по уходу за ребенком становятся невозможность его содержать, отсутствие материальной поддержки со стороны родственников или биологического отца ребенка и другие финансовые трудности.
Кроме этого, для улучшения жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо увеличивать финансирование, привлекать к работе с детьми квалифицированные кадры, активизировать информационное просвещение, развивать работу с приемными семьями.
Также в связи с распространенной практикой отказа родителей от
обязанностей по воспитанию и обеспечению прав своих детей (путем уклонения
от своих обязанностей либо отказом взять ребенка из определенного
учреждения), целесообразным предполагается внедрение системы штрафов для
таких родителей. А именно, предлагается возможным ввести положение о
юридической ответственности родителей, отказывающихся от выполнения 508
своих обязанностей с последующим наложением штрафа. Данные денежные средства могут стать дополнительным ресурсом для увеличения финансирования интернатных учреждений.
Указанная штрафная система также будет выполнять превентивную функцию, то есть будет предотвращать ущемление прав детей и способствовать сокращению случаев, когда ребенок оказывается ненужным своим родителям.
Правовой основой для предложенного новшества могут служить нормы Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющие право ребенка жить и воспитываться в семье, а также обязанности родителей воспитывать своих детей, защищать их права и интересы [2].
Социальной установкой данного новшества служит тезис о том, что родители являются взрослыми и вменяемыми людьми, которые несут ответственность за свои действия и их последствия.
Таким образом, защита прав детей является приоритетным направлением государственной политики демократических стран. Особое внимание государства должны уделять заботе о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, поскольку они представляют собой наименее защищенную категорию населения.
В ходе реализации такими детьми своих прав часто возникают проблемные ситуации. Их решение зависит от четкости и конкретности положений нормативно-правовых актов, детализирующих вопросы, связанные с детьми, а также от слаженных и своевременных действий государственных органов.
Для устранения проблемных вопросов государству необходимо вносить соответствующие коррективы в законодательство и принимать меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации в стране, которая непосредственно связана с улучшением положения детей. Также крайне важными и актуальными являются вопросы создания благоприятных условий для развития и семейного воспитания детей, поскольку от них зависит будущее страны.
Список литературы:
I-
509
1. Конвенция о правах детей: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] / Веб-сайт ООН. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv /conventions/childcon. -Дата обращения: 12.10.2020.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 06.02.2020) // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 1, 1996. Ст. 16.
3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 52, 1996. Ст. 5880.
4. Виногорова Н. А. Региональные аспекты социальной защиты детей-сирот // Социологические исследования. - 2015. - № 2 (370). - С. 146-148.
5. Князева А. С. Социально-правовые механизмы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2012. - № 4. - С. 271-274.
6. Крамчанинова Н. В. Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2020. -Том 12. - № 1. - С. 82-89.
7. Курбанова З. А. Социальная проблема сиротства глазами студентов // Logos et Praxis. - 2014. - № 5. - С. 87-90.
8. Ламейкина Е. Ю. Новые формы устройства детей, оставшихся без попечения. Судебная практика // Государственная служба и кадры. - 2019. - № 3. - С. 101-106.
9. Сыбанкулов Е. М. Прокурорский надзор в системе современной государственной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 6. - С. 348351.
10. Шитова И. А., Морозов Л. В. Проблемы охраны и защиты имущественных прав детей-сирот в РФ // Инновационная наука. - 2016. - № 113. - С. 123-125.