УДК 343.12
Васильева Ирина Николаевна
Vasilyeva Irina
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-ЖЕРТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
PROTECTION OF CHILDREN-VICTIMS IN CRIMINAL PROCEDURE: INTERNATIONAL LEGISLATION AND FOREIGN EXPERIENCE
Раскрываются правовые и практические основы специальной социально-правовой защиты де-тей-жертв в международном законодательстве и по материалам зарубежного опыта. Выявлены современные направления защиты детей-жертв, организационные и процессуальные меры обеспечения, которые могут получить развитие в уголовно-процессуальном законодательстве России в свете развития института ювенальной юстиции
The article explains legal and practical grounds of a special social - legal protection of children - victims in international legislation in accordance with materials of foreign experience. The author reveals modern directions of children-victims protection, organizational and procedural measures of safeguarding which can be developed in the criminal - remedial legislation of Russia in the view of development of the juvenile justice institute
Ключевые слова: ювенальная юстиция, дети-жертвы, Key words: juvenile justice, children - victims, protection in защита в уголовном процессе, представители детей- criminal procedure, representatives of children - victims, жертв, социальная помощь, правовая защита, психо- social care, a legal defence, psychological aid логическая помощь
Начиная с 2000 г., в России активно развивается ювенальная юстиция. Ошибочным считать, что она ориентирована лишь на защиту и профилактику криминального поведения несовершеннолетнего, совершившего преступление. Как справедливо отмечает Ю.Е. Пудовочкин, «ювенальная юстиция включает профилактику преступлений, в том числе против детей, и социальнопсихологическую реабилитацию несовершеннолетних жертв преступлений в целях недопущения вторичной виктимизации (превращения человека в жертву)... Социально-правовая защита несовершеннолетних жертв не менее,
а может быть и более важна в системе ювенальной юстиции» [1].
На 7-й конференции Генеральных прокуроров государств - членов Совета Европы, проходившей в Москве 5-6 июня 2006 г., рабочая группа вынесла решение о необходимости «учитывать потребности потерпевших и свидетелей и необходимость ставить их на особое место в ходе уголовного судопроизводства. Особую важность представляют интересы детей и несовершеннолетних» [2]. В 2002 г. в России число несовершеннолетних потерпевших составило 94,1 тыс. чел., в 2003 г. - 91,1 тыс. чел., в 2004 г. - 113,5 тыс. чел., в 2005 г. -
175 тыс. чел. [3]. Рост преступности в отношении несовершеннолетних - это показатель незащищенности данной социальной категории.
Создавая в уголовно-процессуальном законодательстве России систему мер, направленных на обеспечение социально-правовой защиты несовершеннолетних потерпевших, изучение норм международного законодательства и зарубежного опыта является своевременным и обоснованным.
Вопросы защиты детей-жертв в уголовном процессе на международном уровне регулируются Конвенцией против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью 1985 г., Конвенцией по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (БТБ № 116) 1983 г., Рекомендацией № Р (85) 11 «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» 1985 г., Модельным УПК для государств-участников СНГ, Женевской декларацией прав ребенка 1924 г., Декларацией прав ребенка 1959 г., Конвенцией о правах ребенка 1989 г., Руководящими принципами, касающимися правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений (далее: Руководящие принципы), принятых 22 июля 2005 г. [4] и рядом других.
Статьей 39 Конвенции о правах ребенка закреплена норма о принятии необходимых мер в целях содействия физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения. [5]. Положения приведенной нормы нашли реализацию в Руководящих принципах, в соответствии с которыми защита детей-жертв является основополагающим принципом [4].
Рекомендация № Р (85) 11 Комитета Министерства Совета Европы государствам-членам «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса», принятая 28 июня 1985 г. на 387-м заседании представите-
лей Министров, закрепляет, что основной функцией уголовного правосудия должны быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего. Задачами уголовного правосудия в области защиты потерпевших является повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию и поощрение его сотрудничества. Для достижения данной цели Комитет министерства Совета Европы рекомендует уделять больше внимания в системе уголовного правосудия физическому, психологическому, материальному и социальному ущербу, нанесенному потерпевшему, то есть восстановительному правосудию.
В соответствии с ч. 3 ст. А «Декларации основных принципов правосудия жертв преступления и злоупотребления властью» относительно применения положений Декларации, независимо от возраста, следует, что ее принципы наравне должны применяться и к несовершеннолетним жертвам.
Несовершеннолетнему должен быть предоставлен доступ к правосудию, реституция, компенсация, оказываться справедливое обращение, надлежащая помощь, в том числе социальная, материальная, медицинская, психологическая, приниматься меры для сведения к минимуму неудобств при отправлении правосудия, меры по охране личной жизни, обеспечения безопасности от запугивания и мести.
При этом в Декларации отмечается, что оказание помощи должно осуществляться правительственными, добровольными, общинными и местными каналами (ст. 14 А) путем межведомственного сотрудничества. Указанные органы и организации предложено признавать участниками уголовного судопроизводства.
В целях реализации Конвенций и Деклараций руководящими принципами рекомендовано предусмотреть в национальном законодательстве в качестве цели специальной защиты несовершеннолетних потерпевших в уголовном процессе предупреждение, профилактику виктимного и криминального поведения потерпевшего, своевременно оказываемую социально-правовую помощь.
Реализация указанной цели может быть осуществлена путем внедрения межведомственного и профилактического подхода в организацию и осуществление уголовного процесса.
Специальные профилактические меры предлагается применять для отдельной категории детей-жертв, подвергающихся вторичной виктимизации. Основаниями вторичной и рецидивной виктимизации являются жестокое обращение в семье, сексуальная эксплуатация, злоупотребления при содержании в соответствующих учреждениях и торговля детьми. Межведомственный подход связан с участием в уголовном процессе представителей несовершеннолетних, а также организаций, обеспечивающих защиту жертв на основе постановлений, представлений и протоколов.
В Модельном УПК для стран СНГ [6] защита потерпевших является одним из основополагающих принципов (гл. 3). Его реализация достигается через дополнительный принцип «обеспечения прав пострадавших от преступлений, злоупотреблений властью и судебных ошибок». Часть 2 ст. 27 раскрывает три формы обеспечения прав пострадавших как гарантию их защиты в уголовном процессе: обеспечение государственной защиты (применение мер безопасности личности), оказание квалифицированной юридической и иной помощи (ст. 15 гл. 3), возмещение ущерба путем получения компенсационных выплат.
Особенностью Модельного УПК является регулирование статуса пострадавшего наравне с процессуально-правовым статусом потерпевшего. В соответствии с ч. 1 ст. 89 Модельного УПК пострадавшим считается и недееспособное или частично недееспособное лицо, в защиту интересов которого подана жалоба. Пострадавший вправе пользоваться правами, аналогично потерпевшему.
В Белоруссии наравне с УПК действует Концепция статуса жертвы преступления и предупреждения виктимизации населения от тяжких насильственных преступлений [12].
В организационном плане Концепция предусматривает создание специальных
служб Министерства юстиции республики Беларусь по оказании помощи жертвам, что свидетельствует о государственной поддержке реализации Концепции и обеспечении гарантии реализации прав жертв, а также создание специальных фондов помощи жертвам, финансируемых как из федерального бюджета, так и спонсорских финансовых средств. Под эгидой данной службы функционируют специальные центры по медицинской, психологической, правовой и социальной помощи жертвам тяжких и особо тяжких насильственных, корыстно-насильственных и имущественных преступлений.
Авторами Концепции предложено учесть международные нормы и в национальное законодательство ввести основы примирительного правосудия, в итоговую справку движения уголовного дела вносить сведения о причиненном вреде, убытках, сведения о полном или частичном возмещении вреда, возможностей оказания социальной и иной видов помощи. По примеру стран Европейского союза в целях государственной защиты и профилактики виктимизации жертв предложено усовершенствовать нормы УПК (гл. 8) в части создания в судах «безопасных комнат ожидания» для потерпевших, оснащение залов судебных заседаний необходимым оборудованием для допроса защищаемых лиц с использованием видеотехнических средств, обеспечивающих их неузнаваемость преступниками и др.
Зарубежный опыт в области защиты де-тей-жертв также ориентирован на принятие мер специальной социально-правовой и государственной защиты.
На заседании круглого стола в рамках проведения конференции в период с 22 по 24 марта 2007 г. в Москве Юлией Меткалф, Татьяной Кукен из Великобритании представлен доклад о деятельности организации «Victim Suppôt» (Великобритания)^], специализирующейся на помощи жертвам и являющейся частью криминального суда. В нее входят адвокаты, юрисконсульты, волонтеры. Ее представители оказывают психологическую поддержку
сразу с того момента, когда жертва насилия обращается к ним. Потерпевшим разъясняются их права, оказывается общая психологическая и моральная поддержка. Сотрудники службы подбирают различного вида персонал, который представляет разные слои общества, классы, национальности, вероисповедание, чтобы оказать наиболее эффективную помощь.
Принимая за основу деятельности координационный подход, в службе «Victim Suppôt» действует центр жертв домашнего насилия. В нем работают представители шести различных ведомств, включая юрисконсультов, специалистов по вопросам наркотиков, алкоголя, полицейские и переводчики. В данном центре оказывается помощь жертвам, благодаря поддержке других ведомств.
В дополнение к перечисленным мерам особенностью защиты несовершеннолетних жертв являются участие волонтеров-добровольцев. Перед тем, как ребенок идет в суд для того, чтобы дать свидетельские показания, сотрудниками службы назначается доброволец, который оказывает ребенку поддержку в течение всего уголовного процесса.
Учитывая психофизиологические особенности детей, к добровольцам принимаются требования относительно наличия терапевтических и психотерапевтических навыков. Наблюдая случаи, когда родители вмешиваются в ход судебного процесса и запрещают детям давать показания в суде, добровольцы сориентированы на предоставление полной информации для ребенка о том, что происходит в уголовном процессе с учетом принципа уважения интересов детей, учета их психофизиологического состояния, при одновременной работе с родителями.
Основной задачей волонтера является постоянное сопровождение несовершеннолетнего. В связи с чем он может неоднократно контактировать в интересах своего подопечного с полицией и прокурором, может прийти в суд вместе с потерпевшим, показать ему, где будет проходить судебное разбирательство и
где он будет давать свидетельские показания. Он направляет ребенка в специальную комнату, где тот может дать судебные показания, которые будут транслироваться посредством телевизионной связи в зал судебных заседаний. Часто это может быть комната, которая находится далеко от зала суда.
В США специальная социально-правовая защита жертв также связана с деятельностью государственных и негосударственных структур. В полицейских участках многих штатов созданы специальные отделы по работе с жертвами. Как правило, их сотрудники - женщины с большим опытом работы и навыками психологов. Они встречаются с потерпевшими сразу же, как только становится известно о преступлении, и могут квалифицированно оказывать потерпевшим необходимую эмоциональную поддержку, давать консультации по правовым вопросам, оказывать другую необходимую помощь. В связи с этим, сотрудников полиции учат сочувствию, чуткости при ведении опроса людей, находящихся в состоянии стресса, уважительному и внимательному отношению к жертвам.
Действующая в Германии организация «Белого кольца» [8] преследует целью не только оказание помощи жертвам, но и публичное выступление в интересах жертв, в частности, это предоставление жертве адвоката, возможность поддержки обвинения в частном порядке при рассмотрении дел несовершеннолетних. Одновременно с этим, одним из значимых условий работы организации является достижение соглашения между преступником и его жертвой. Самое важное здесь - профилактика и правовое воспитание. В деятельности данной организации действует система примирения при школах. Проблема оказания помощи жертвам умышленных преступлений решается путем оказания моральной и финансовой помощи. На первом месте стоит оказание моральной помощи пострадавшим и их близким, которая оказывается словом и делом, при контактах с официальными органами и сопровождением их на судебных заседаниях. Матери-
альная поддержка выражена в выдаче чеков на бесплатные консультации у адвоката по своему выбору, медицинского и психологического персонала. Организация не сама предлагает лечение или правовую помощь. Она и ее сотрудники являются посредниками между судебными и следственными органами с общественными сотрудниками (волонтерами),
службами и органами, занимающимися вопросами защиты детей - жертв преступных посягательств.
Во Франции потерпевшему также гарантируется материальная компенсация, независимо от результатов расследования, компенсация за юридическую помощь, а также оказание им психологической и социологической помощи [9;159].
Таким образом, согласно нормам международного законодательства и зарубежного опыта, защита детей-жертв в уголовном процессе представляет собой систему оказываемых на основе межведомственного сотрудничества мер организационно-правового и процессуального характера. Наравне с государственной защитой (обеспечения мер безопасности) за рубежом активно внедряются меры восстановительного правосудия. Они связаны не только с восстановлением имущественных прав, но и моральных страданий, а также обеспечением надлежащей квалифицированной социально-правовой помощи за счет участия представителей и специалистов в области защиты детей-жертв. Такая форма защиты носит негосударственный характер, но в полном объеме обеспечивается при активной помощи государственных структур.
1. Ювенальная юстиция - профилактика подростковой преступности // http // www. t - sluz-henie. ru / nod / 308
2. Программа сотрудничества в целях создания правового государства. 7-я Конференция Генеральных прокуроров государств-членов Совета Европы (CPGE). // http: // www.coe.int / prosecutors/.
3. Российский статистический ежегодник.
Цель защиты - профилактика виктимного и криминального поведения несовершеннолетних. Реализация цели достигается посредством решения таких задач, как совершенствования уголовно-процессуального законодательства и практики применения в аспекте:
1) оказания своевременной психологической, правовой, физической, финансовой и иной видов помощи;
2) координации деятельности государственных и негосударственных органов, служб, учреждений, активное привлечение общественных организаций;
3) сопровождения несовершеннолетних добровольцами на всех стадиях уголовного процесса;
4) обеспечения безопасности потерпевшего путем применения специализированных мер;
5) совершенствования процессуально-правового статуса потерпевшего в аспекте специальной социально-правовой защиты;
6) совершенствование процессуальных и организационных процедур.
Представленные цель, задачи и технологии защиты детей-жертв, рекомендуемые международным законодательством и используемые в зарубежной практике с учетом национальных особенностей, могут быть применимы как в действующем уголовном процессе России, так и в системе ювенальной юстиции. Концептуальным является внедрение в уголовный процесс России междисциплинарного принципа и принципа оказания квалифицированной социально-правовой помощи.
_______________________________Литература
2006. Стат. сб. // Росстат. - М., 2006. - С. 298.
4. Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений. Руководство оОн от 22 июля 2005 г. (Д) //
http: //www.businesspravo.ru /Docum /DocumShow_DocumID_108913.html.
5. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г. [Принята Генеральной ассамблеей ООН резолю-
цией 44/25. Ратифицирована 26.01.1990 г.] // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. - М., 1993. - С. 242-257.
6. Модельный УПК для стран СНГ // http: // www.hro.org / docs / rlex / upkmod / index.htm
7. Концепция статуса жертвы преступления в Республике Беларусь и предупреждения виктимизации населения от тяжких насильственных преступлений // Юстиция Беларуси, № 3 2002; УПК Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З (По состоянию на 2 августа 2006 года) // http: // pravo.levonevsky.org / kodeksby / upk /
Коротко об авторе____________________________________
Васильева И.Н., ст. преподаватель кафедры административного права и таможенного дела международноправового факультета юридического института, Читинский государственный университет (ЧитГУ) [email protected]
Научные интересы: ювенальная юстиция
str08.htm.
8. Стенограмма конференции «Солидарность. Действие. Право». Ч. 1, Ч. 3. Круглый стол «Социальные аспекты защиты прав потерпевших и свидетелей. Защита прав детей - жертв преступности». // http: // www.soprotivlenye.ru / international / docs / index.html
9. Меньших, А.А. О возмещении ущерба жертвам преступлений во Франции [Текст] / А.А. Меньших //Журнал российского права. - 1999. - № 9. - С. 159.
_____________________________________Briefly about author
Vasilyeva I., Lecturer of Administrative Law and Customs Law Department, International Legal School of Law Institute, Chita State University (ChSU)
Scientific interests: juvenile justice