Научная статья на тему 'Защита человека от «цифровой» экспансии — задача национальной безопасности'

Защита человека от «цифровой» экспансии — задача национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экспансия / мир человека / человек в мире / трансгуманизм / экофилософия / цифровизация / национальная безопасность / digital expansion / human world / human in the world / transhumanism / ecophilosophy / digitalization / national security

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасов Сергей Иванович, Некрасов Андрей Сергеевич

Рассмотрены возможности воздействия на биологического человека и его эволюцию с помощью цифровых технологий, проблемы, которые могут возникнуть в результате такого воздействия, а также вопросы о том, как сохранить биологическое существование физического человека в мире, где всем формам человеческого бытия сопутствуют цифровые технологии. Делается вывод о том, что в условиях стремительной цифровизации всех сфер жизни крайне важно защищать граждан от виртуальных угроз. Поэтому необходим комплексный подход, сочетающий экофилософские размышления с мерами национальной безопасности, внедренными для обеспечения безопасности и благополучия людей в цифровую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protecting the human being from “digital” expansion is a national security objective

The author examines the possibilities of influencing biological humans and their evolution through digital technologies, the problems that may arise as a result of such influence, and the questions of how to preserve the biological existence of physical humans in a world where all forms of human existence are accompanied by digital technologies. It has been concluded that in the context of the rapid digitalization of all spheres of life, it is imperative to take measures to protect citizens from virtual threats. Therefore, a comprehensive approach is needed that combines ecophilosophical reflections with national security measures to ensure the safety and well-being of people in the digital age.

Текст научной работы на тему «Защита человека от «цифровой» экспансии — задача национальной безопасности»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 112—118. Economic and Social Research. 2023. No. 2 (38). P. 112—118. Научная статья

УДК 1:316 + 140.8:004.9

doi: 10.24151/2409-1073-2023-2-112-118

https://elibrary.ru/augqil

Защита человека от «цифровой» экспансии — задача национальной

безопасности

С. И. Некрасов1, А. С. Некрасов2

1 Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва, Россия

12 Российский государственный социальный университет, Москва, Россия 1 sinekrasov@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены возможности воздействия на биологического человека и его эволюцию с помощью цифровых технологий, проблемы, которые могут возникнуть в результате такого воздействия, а также вопросы о том, как сохранить биологическое существование физического человека в мире, где всем формам человеческого бытия сопутствуют цифровые технологии. Делается вывод о том, что в условиях стремительной цифровизации всех сфер жизни крайне важно защищать граждан от виртуальных угроз. Поэтому необходим комплексный подход, сочетающий экофилософские размышления с мерами национальной безопасности, внедренными для обеспечения безопасности и благополучия людей в цифровую эпоху.

Ключевые слова: цифровая экспансия, мир человека, человек в мире, трансгуманизм, экофилософия, цифровизация, национальная безопасность

Для цитирования: Некрасов С. И., Некрасов А. С. Защита человека от «цифровой» экспансии — задача национальной безопасности // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 112—118. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-112-118 EDN: AUGQIL.

Original article

Protecting the human being from "digital" expansion is a national security objective

S. I. Nekrasov1, A. S. Nekrasov2

1 Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow, Russia 12 Russian State Social University, Moscow, Russia

1 sinekrasov@mail.ru

© Некрасов С. И., Некрасов А. С.

Abstract. The author examines the possibilities of influencing biological humans and their evolution through digital technologies, the problems that may arise as a result of such influence, and the questions of how to preserve the biological existence of physical humans in a world where all forms of human existence are accompanied by digital technologies. It has been concluded that in the context of the rapid digitalization of all spheres of life, it is imperative to take measures to protect citizens from virtual threats. Therefore, a comprehensive approach is needed that combines ecophilosophical reflections with national security measures to ensure the safety and well-being of people in the digital age.

Keywords: digital expansion, human world, human in the world, transhumanism, ecophiloso-phy, digitalization, national security

For citation: Nekrasov S. I., Nekrasov A. S. "Protecting the Human Being from 'Digital' Expansion is a National Security Objective". Economic and Social Research 2 (38) (2023): 112—118. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-112-118 EDN: AUGQIL.

В последние годы цифровые технологии стремительно развиваются — и сейчас проникают во все аспекты человеческой жизни, что приводит к созданию новой реальности. Таким образом, перед научным сообществом стоит серьезная задача: необходимо определить, как удастся ограничить воздействие цифровых технологий на биологического человека и его эволюцию. В связи с этим возникают вопросы о том, как сохранить биологическое существование физического человека в мире, где всем формам человеческого бытия сопутствуют цифровые технологии. Сегодня человек обитает в гибридном пространстве, сочетающем в себе как материальные, так и нематериальные сферы, состоящие из искусственных объектов. В то время как предыдущие технологии были направлены на то, чтобы сделать комфортной существующую жизнь, цифровая революция привела к антропологическому сдвигу с глубокими эволюционными последствиями для человеческой цивилизации.

Помимо физического существования есть и внутренний мир человека, состоящий из его духовного наполнения и сосредоточения на присущих этому человеку интересах, стремлениях, желаниях и ценностях, а также внешний мир, где человек во времени выстраивает отношения с другими людьми и окру-

жающим пространством, осознавая текучесть жизни и то, что его существование конечно. Единство внутреннего и внешнего миров, «мира человека» и «человека в мире», имеет решающее значение для определения антропологически целостной личности, сочетающей в себе духовное, природное, социальное и телесное начала. Однако цифрови-зация ломает эти границы и дезориентирует человека в пространстве и времени. Виртуальная реальность смешивается с социальной, что приводит к формированию социо-технических существ.

В результате цифровизации люди все чаще отрываются от своей естественной и социальной среды, и это влияет на человеческую идентичность и социальные отношения. При смешении виртуальной и социальной реальности границы между ними могут размыться, из-за чего людям будет трудно различать их. Это может привести к социальной изоляции и психологическим расстройствам, а также к проблемам, сопряженным с конфиденциальностью и безопасностью. Поэтому важно решить проблемы, связанные с цифровизацией, и создать основу для того, чтобы сбалансировать использование технологий — и сохранение человеческой идентичности и социальных отношений.

Развитие информационных и коммуникационных технологий значительно расширило сферу свободы и анонимности, что повлекло за собой сужение сферы ответственности. Это, в свою очередь, привело к угрозе психологической безопасности. В основе такой угрозы лежит способность психического и нравственного здоровья подвергаться влиянию извне, в том числе негативному. С появлением новых возможностей сотрудничества между людьми возникли и возникают и новые формы их столкновения, а также моральные проблемы, основанные на защите личной информации — и на свободном доступе к ней. Для решения этих проблем была создана компьютерная этика, создатели которой стремились и стремятся выработать линию поведения человека по отношению к технологиям и обращаются к все более технологизированному человеку (см.: [1]).

В результате цифровой революции у людей появилась (и до сих пор существует) возможность получать мгновенный доступ к любой информации, что уже привело к снижению потребности в запоминании информации. Это, в свою очередь, не способствовало и не способствует развитию личных интеллектуальных способностей, а потребность в развитии памяти уже снизилась. Переход к хранению информации на цифровых носителях или в облаке также привел к снижению прямой нагрузки на мозг, но создал и другую проблему. Теперь люди могут терять мотивацию к запоминанию новой информации, а из-за этого они больше не хотят читать, анализировать и обобщать. Этот сдвиг также повлек за собой замену обобщенных знаний фрагментарной информацией, что может привести (и приводит) к усечению мышления, к тому, что оно станет клиповым.

Последствия цифровизации существенно меняют стиль и формы человеческого взаимодействия. Формируется не только цифровой человек, но и цифровое общество. Соци-

альные сети создают иллюзию социальных отношений, но в действительности традиционное общество разрушается — и формируются дегуманизированные и дерационали-зированные социальные отношения. Это уже привело к утверждению прагматизма и утилитаризма, при которых творчество уступает место потребительству, реальная жизнь заменяется игрой, а настоящие отношения — виртуальными. Таким образом, процесс цифровизации катализирует многие проблемы; в том числе из-за него меняется поведение человека и формируется новое цифровое общество.

Стремительное развитие информационных технологий способствовало как слиянию человека с техникой, так и превращению человека в биологический ресурс этих технологий, поскольку он оцифровывался не только как материальная, но и как субъективная субстанция. Далее нужно вспомнить, что «оцифрованный мир отличается от других миров: 1) гигантскими скоростями передачи информации и знаний; 2) гигантскими объемами запоминающих устройств;

3) гигантскими скоростями поиска и распознавания данных в базах данных и знаний;

4) глобальными масштабами передачи и распространения социально- и индивидуально-значимых информаций и знаний. Все это обусловливает быстрое распространение знаний, особенно научных, и их влияние на технологический и социальный прогресс» [6, с. 35].

Также можно отметить, что быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий вызвало к жизни значительные изменения в поведении человека и общества. Оцифровка человеческого поведения и трансформация общества посредством цифровизации привели к новым моральным проблемам и к необходимости вырабатывать специальную компьютерную этику. Также выявилось, что цифровизация негативно влияет на память и интеллектуальные способности. Цифровизированный

мир характеризуется быстрым распространением знаний и их влиянием на технологии и социальный прогресс, что приводит к гомогенизации цивилизационных механизмов и структур в глобальном масштабе. Понятно, что, хотя цифровизация принесла много преимуществ, она также породила серьезные проблемы, которые необходимо решить.

Развитие цифровых технологий значительно изменило современное общество. Одним из наиболее заметных изменений стало распространение цифровой зависимости. Исследования показали, что цифровая зависимость может негативно повлиять на интеллект и психическое здоровье человека. В этой статье будут рассмотрены негативные последствия цифровой зависимости для интеллекта и психического здоровья, в том числе цифровая деменция, одиночество, депрессия и суицидальные наклонности. Кроме того, будет обсуждаться влияние цифровой зависимости на образование и трансформацию человечества с помощью нано-, био-, информационных и когнитивных технологий, а также последствия применения этих технологий для постчеловеческого общества.

Цифровая деменция — одно из наиболее заметных негативных последствий цифровой зависимости. Для него характерны трудности в решении даже элементарных жизненных задач и неспособность критически мыслить. Исследования показали, что цифровая деменция вызвана чрезмерной зависимостью от цифровых устройств и отсутствием упражнений для мозга. Постоянное использование цифровых устройств для поиска информации привело к снижению когнитивных навыков, таких как память, внимание и его концентрация (см.: [8]).

Помимо цифровой деменции существуют и другие негативные последствия цифровой зависимости. К ним относятся глубокое внутреннее одиночество, клиническая депрессия и суицидальные наклонности. Исследования показали, что чрезмерное использование цифровых устройств может

привести к уменьшению социального взаимодействия в реальной жизни, а в этом случае люди чувствуют себя одинокими и изолированными. Кроме того, постоянный поток информации с цифровых устройств может вызвать чувство тревоги и депрессии, а они временами ведут к суицидальным тенденциям.

Также было обнаружено, что цифровая зависимость негативно влияет на образование. Преподаватели и лекторы сообщают о резком снижении уровня подготовки студентов, поскольку студенты все чаще полагаются на цифровые устройства для поиска даже самой базовой информации. Эта зависимость от цифровых устройств уже снизила способности обрабатывать и анализировать информацию, из-за чего пострадала общая успеваемость.

Благодаря достижениям в области нано-, био-, информационных и когнитивных технологий человечество трансформировалось. С помощью этих технологий, возможно, удастся создать оцифрованное человеческое тело, с которым человек станет бессмертным. Однако создание нового оцифрованного человеческого тела поднимет этические и моральные вопросы о том, что значит быть человеком. Страх смерти может смениться страхом утраты бессмертия, а человечество потенциально может и в этом случае потерять смысл жизни.

Потенциальное создание искусственного тела и потеря страха и смысла жизни могут оказаться опасными даже в постчеловеческом обществе. Эксперименты над телом, мозгом и человеческой психикой чреваты негативными последствиями для человечества. Погружение индивидов в виртуальные миры может привести к отрыву от реальности и к формированию внетелесного опыта. Другими словами, люди смогут существовать как виртуальные тела, отсутствующие в реальном мире, но это вызовет значительные изменения в том, как функционирует общество [6].

Цифровизация общества существенно повлияла не только на организацию общественной жизни, но и на характер самого человека. С развитием современных технологий появляется возможность восстанавливать утраченные функции органов человека и даже улучшать качество его органов [7]. Этот технический прогресс превращает человека в субъекта (и объект) технологического производства. Однако эволюция человечества в эпоху цифровых технологий также породила концепцию трансгуманизма. Трансгуманизм направлен на преодоление биологических ограничений человеческой жизни с помощью технологий для борьбы с физическими несовершенствами, болезнями и конечным существованием при помощи последних научных достижений [4, с. 7].

Концепция трансгуманизма была впервые выдвинута Дж. Хаксли в 1927 г. По словам Дж. Кэмпбелла, последователя Дж. Хаксли, сферы интересов трансгуманистов невероятно расширились с развитием сверхмощных информационных технологий, наноме-дицины и наноимплантов [2]. Трансгуманизм теперь охватывает сферы радикального изменения основных антропологических параметров, таких как телесные, духовные и социальные. Биосоциальная диада у человека сменяется триадой биосоциотехниче-ской: теперь ее дополняют возможности современных компьютерных технологий и перспективы генной инженерии.

Современные цифровые технологии способны изменить саму суть человека. Обретя способность избавляться от болезней и изменять генетические характеристики, современный человек претендует на звание создателя нового человечества. Развитие супертехнологий ставит вопрос о том, может ли стать продуктом биологической инженерии, нейротех-нологий и генной инженерии человек как таковой — или произойдет переход к иному существу, которое станет новой ступенью эволюции (см.: [5]). Другими словами, каковы пределы собственно человеческого существа?

Следует отметить, что цифровизация общества существенно повлияла на природу человека. Хотя развитие современных технологий породило трансгуманизм, оно также подняло этические вопросы о границах человеческого существования. Необходимость критерия, по которому можно различать приемлемые и неприемлемые трансформации, стала существенной в современной антропологии, и любые улучшения человека должны быть обоснованы с учетом фундаментальных антропологических принципов.

Так, Л. Е. Моторина считает: выработка критерия, с помощью которого можно различать допустимые и недопустимые для человека трансформации, — основной вопрос современной антропологии. Любые человеческие усовершенствования должны быть обоснованы с учетом того, что фундаментальные антропологические принципы незыблемы. По ее мнению, «...антропологические константы — это определенные границы, при разрушении которых человек перестает быть человеком. Если не сохраняются постоянные параметры, определяющие сущность человека, он перестает существовать как собственно человек.» [3, с. 20].

Цифровизация всех сфер жизни и повсеместная технологизация действительности ведут к изменению мировоззренческих ори-ентаций, к возникновению новых потребностей и предпочтений, к рефлексии над биологической природой человека. Развитие технологий постепенно становится частью человеческой жизни, так как благодаря ему создается неразрывная связь между человеком и машиной. Эта трансформация бросает вызов традиционному пониманию человеческого существования и требует глубокого анализа происходящих преобразований. Экофилософская рефлексия необходима для гармонизации нелинейного взаимопроникновения цифровых технологий и человека, для обоснования пределов трансформации человека как антропологической целостности.

Защита граждан от виртуальной экспансии и обеспечение их безопасности на всех уровнях социальности — главная задача науки и общества. Существуют различные меры, которые можно предпринять для защиты граждан от виртуальной экспансии. Один из способов защиты граждан — создание службы информационной безопасности, которая может предотвращать кибератаки и защищать конфиденциальные данные. Еще один способ защитить граждан — взять под контроль все информационные ресурсы, что может помешать злоумышленникам использовать информацию в гнусных целях.

Помимо мер информационной безопасности развитие конкурентоспособных отечественных социальных сетей (в отличие от зарубежных) также может защитить граждан от виртуальной экспансии. Это ограничит иностранное вмешательство и обеспечит безопасность национальных данных. Создание виртуальных организаций, которые будут отстаивать традиционные ценности страны, — еще один способ защитить граждан от виртуальной экспансии. Такие организации могут отслеживать и регулировать онлайн-деятельность, которая может нанести ущерб национальным ценностям.

Кроме того, использование всех сфер виртуальной реальности на благо страны также может защитить граждан от виртуальной экспансии. Этого можно достичь за счет внедрения виртуальной реальности в различные сферы, такие как образование, здравоохранение и развлечения. Используя виртуальную реальность, можно создать более захватывающий и увлекательный опыт, который может помочь улучшить общество.

Защита человека от виртуальной экспансии — одна из главных проблем национальной безопасности. В условиях стремительной цифровизации всех сфер жизни крайне необходимо принимать меры по защите граждан от виртуальных угроз. Поэтому необходим комплексный подход, сочетающий отвлеченные экофилософские размышления

с практическими мерами национальной безопасности, которые помогут обеспечить безопасность и благополучие людей в цифровую эпоху.

Список литературы и источников

1. Баева Л. В. Теория экзистенциалов М. Хай-деггера и М. Босса и анализ существования человека в условиях электронной культуры // Вопросы философии. 2019. № 4. С. 24-33. https://doi.org/10.31857/S004287440004789-2

2. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / пер. О. Ю. Чекчурина. СПб.: Питер, 2019. 544 с.

3. Моторина Л. Е. Методологический потенциал фундаментальных антропологических констант // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2016. № 1 (27). С. 19—28. EDN: XWVTEP.

4. Невинная И. Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять: От избыточной информационной нагрузки спасает цифровой детокс // Российская газета: Неделя: федеральный вып. 2019. № 103 (7861): 15 мая. С. 7.

5. Осипов Ю. М. Мир и Россия под ударными переменами: настоящими и грядущими // Философия хозяйства. 2020. № 1 (127). С. 26—31. EDN: VBCGKV.

6. Ракитов А. И. Человек в оцифрованном мире // Философские науки. 2016. № 6. С. 32—46. EDN: WKELMZ.

7. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции / пер. с англ.: М. Б. Левин. М.: АСТ: ЛЮКС, 2004. 349 с. (Philosophy).

8. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 2014. 288 с. (Что мешает нам быть умнее?).

References

1. Baeva L. "The Existentials Theory of M. Heidegger and M. Boss and the Analysis of Human Existence in the Conditions of Electronic Culture". Voprosy

filosofii 4 (2019): 24-33. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S004287440004789-2

2. Campbell Joseph. The Hero with a Thousand Faces. 3rd ed. Novato, CA: New World Library, 2008. 432 p. Collected works of Joseph Campbell.

3. Motorina L. E. "Methodical Potential of the Fundamental Anthropological Constants". Chelovek: obraz i sushchnost'. Gumanitarnyye aspekty = Human Being: Image and Essence. Humanitarian Aspects 1 (27) (2016): 19—28. (In Russian). EDN: XWVTEP.

4. Nevinnaya I. "The Threat of Digital Addiction and How to Withstand It: A Digital Detox Saves You from Excessive Information Load". Rossiy-skaya gazeta. Nedelya 15 May 2019, fed. ed.: 7. (In Russian).

5. Osipov Yu. M. "The World and Russia under Present and Future Shocking Changes: Modern and Future". Filosofiya khozyaystva = Philosophy of Economy 1 (127) (2020): 26—31. (In Russian). EDN: VBCGKV.

6. Rakitov Anatoly. "A Man in the Digital World". Filosofskiye nauki = Russian Journal ofPhilosophical Sciences 6 (2016): 32—46. (In Russian). EDN: WKELMZ.

7. Fukuyama Francis. Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2002. xiii, 256 p.

8. Spitzer Manfred. Digitale Demenz. Wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen. München: Droemer Knaur, 2012. 368 S. (In German).

Информация об авторах

Некрасов Сергей Иванович — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук, Московский государственный технический университет гражданской авиации (Россия, 125993, Москва, Кронштадтский бульвар, д. 20); профессор кафедры комплекса гуманитарных наук, Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1).

Некрасов Андрей Сергеевич — доктор философских наук, Российский государственный социальный университет (Россия, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1).

Information about the authors

Sergey I. Nekrasov — Dr. Sci. (Philos.), Prof., Professor at the Department of Humanitarian and Social and Political Sciences, Moscow State Technical University of Civil Aviation (Russia, 125993, Moscow, Kronshtadtsky Boulevard, 20); Professor at the Department of the Complex of Humanities, Russian State Social University (Russia, 129226, Moscow, Wilhelm Peek St., 4, bld. 1).

Andrey S. Nekrasov — Dr. Sci. (Philos.), Russian State Social University (Russia, 129226, Moscow, Wilhelm Peek St., 4, bld. 1).

Статья поступила в редакцию 31.03.2023. The article was submitted 31.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.