Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК: ОБЗОР ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА'

ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК: ОБЗОР ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
750
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕК ЦИФРОВОЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сорочайкин Иван Андреевич

В работе представлен обзор мнений российских и белорусских исследователей по термину «цифровой человек» (homo digital). Рассматриваемый философский дискурс актуален для современной науки в силу агрессивного влияния цифровизации на все стороны жизнедеятельности и человека, и общества. Сделан вывод о необходимости продолжать философский дискурс по «цифровому человеку» (homo digital) с целью дальнейшего формирования социогуманитарной стратегии цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOMO DIGITAL: PHILOSOPHICAL REVIEW

The article presents an overview of opinions of Russian and Belarusian researchers on the term “homo digital” (digital person). The philosophical discourse is relevant for modern science because of the aggressive influence of digitalization on all aspects of life. It is concluded that it is necessary to continue philosophical discourse on “digital person” (homo digital) with the purpose of further formation of socio-humanitarian strategy of digitalization.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК: ОБЗОР ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА»

fi

Основы экономики, управления и права

2022

Economy, Governance and Law Basis № 2 (33)

Обзорная статья УДК 1

ГРНТИ: 02. Философия doi:10.51608/23058641_2022_2_43

ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК: ОБЗОР ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА

© Автор 2022 СОРОЧАЙКИН Иван Андреевич

SPIN: 3633-3318 аспирант кафедры философии и социально-гуманитарных наук

AuthorlD: 677911 Самарский государственный технический университет

ORCID: 0000-0002-3033-3813 (Россия, г. Самара, e-mail: rotfurst@gmail.com)

Аннотация. В работе представлен обзор мнений российских и белорусских исследователей по термину «цифровой человек» (homo digital). Рассматриваемый философский дискурс актуален для современной науки в силу агрессивного влияния цифровизации на все стороны жизнедеятельности и человека, и общества. Сделан вывод о необходимости продолжать философский дискурс по «цифровому человеку» (homo digital) с целью дальнейшего формирования социогуманитарной стратегии цифровизации.

Ключевые слова: философия, цифровизация, общество, homo economicus, homo digital, экономический человек, человек цифровой

Для цитирования: Сорочайкин И.А. Цифровой человек: обзор философского дискурса // Основы экономики, управления и права. 2022. № 2 (33). С. 43-46. doi: 10.51608/23058641_2022_2_43.

Review article

HOMO DIGITAL: PHILOSOPHICAL REVIEW

© The Author(s) 2022 SOROCHAIKIN Ivan Andreevich

postgraduate student of the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities

Samara State Technical University (Russia, Samara, e-mail: rotfurst@gmail.com)

Annotation. Annotation. The article presents an overview of opinions of Russian and Belarusian researchers on the term "homo digital" (digital person). The philosophical discourse is relevant for modern science because of the aggressive influence of digitalization on all aspects of life.

It is concluded that it is necessary to continue philosophical discourse on "digital person" (homo digital) with the purpose of further formation of socio-humanitarian strategy of digitalization.

Keywords: philosophy, digitalization, society, homo economicus, homo digital, economic man, digital man

For citation: Sorochaikin I. A. Homo digital: philosophical review // Economy, governance and lave basis. 2022. No. 2 (33). Pp. 43-46. (InRuss.). doi: 10.51608/23058641_2022_2_43.

В современной философии и других науках за последние десятилетия формируются понятия, характеризующие процессы трансформации человека и общества под воздействием цифровых технологий.

Проблема релевантности одного из основных понятий цифровой эпохи - «цифровой

человек» (homo digital) - приобрела повышенный интерес: рассмотрение различных точек зрения на данный термин даст возможность определить его местоположение в современной философии и соответствие степени понимания обществом как субъекта цифровой реальности.

© Сорочайкин И.А., 2022

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise ", 2022

43

В работе использованы общенаучные методы - диалектический и логический, позволившие проанализировать различные точки зрения по термину «цифровой человек» (homo digital), обнаружить противоречия и сущностные свойства. Кроме того, при написании использовались методы сравнительного анализа, индукции и дедукции, а также метод сбора, систематизации и анализа источников.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили публикации российских и белорусских исследователей, изданных в период 2016-2021 годов и размещенные в открытом доступе в БД РИНЦ.

По мнению Елькиной Е.Е. [1] «данный термин характеризует узко-специализированного человека, сформировавшегося под влиянием конвергентных технологий, киберфизиче-ских систем и искусственного интеллекта», производящего образы, а не объекты предметной среды. Основываясь на мнениях коллег [24] указывает на превалирование в характеристике человека «функций цифрового автомата», которые без «соответствующего содержательного сопровождения, отрезают его сущностную сторону», выдающее в итоге одновременно не только цифровых людей, но и «цифровых зомби», неспособных к пониманию и переживанию полноты бытия».

Таким образом, Е. Елькина приходит к выводу: «понятия «цифровой человек» и тем более «цифровая цивилизация» не отражают сущностной характеристики современного человека и общества. В качестве метафор они, скорее, символизируют возможные риски утраты человеком собственной идентичности в результате недооценки роли искусственного интеллекта и ослабления общественного контроля за развитием цифровых технологий» [1, с. 60].

Степанюк В.К. [5] аргументируя свою позицию тем, что «в настоящее время Homo economicus утрачивает свою былую привлекательность», т.к. превратное истолкование западной культурой человеческой природы, основанное на абсолютизации экономической деятельности, отождествляемой с максимизацией прибыли и игнорированием других важных аспектов человеческой деятельности, «не может в своем развитии не прийти к негативным последствиям» приходит к заключению: несомненно «экономический» человек вошел в эпоху цифровой революции, создавшей «цифрового» человека (Digital man), однако сущ-

ность реальности, с которой взаимодействует «цифровой» человек, радикально изменилась в сторону ее виртуализации, «небытия (мнимости), так как она оторвана от Бытия и существует в знаковой (цифровой) форме в сознании человека».

Однако, исследователи, стоящие у истоков российской философии экономики обращали внимание на то, что «экономический человек (homo economicus» - это идеализированная теоретическая модель и нельзя ее просто экстраполировать в хозяйственную деятельность преследуя только узкие интересы конкретной ситуации [см., например, 6].

Авторы публикации «Человек в цифровой экономике» [7] воспринимая человека как главного в цифровой экономике, т.к. «именно он будет поддерживать и развивать цифровые процессы», резюмируют: « ... человек в цифровом мире, с одной стороны, действует как генератор потребностей, которые обслуживает цифровая экономика; с другой стороны, искусственный интеллект вытесняет человека из многих областей».

Меликян М.А. [8], проведя анализ исследовательской литературы, показывает, что за термином «цифровой человек» скрывается несколько смыслов: узкое понимание - это субъект соприкасается с различного рода цифровыми технологиями в процессе жизнедеятельности; широкое - «совершенный человек цифровой эпохи, координаты жизнебытия которого задаются законами цифровой реальности, а системообразующим становится такое свойство, как дигитальность».

По мнению М. Меликян [8] принципиальное отличие цифрового человека от аналогового заключается в том, что первый предстает как бесшумный (бесфоновый), тогда как последний «вынужден» существовать в ситуации мегафона(ов): аналоговый человек задается его неотрывностью от среды, которая и есть источник социоприродных шумов, а цифровой человек в возможности жизнедеятельности вне этих шумов, в силу чего «последний предстает как экзистенциально ограниченный человек».

В статье «От "человека информационного" к "человеку цифровому"» [9] сделан «вывод о том, что в рамках глобальной информационной среды формируется новый человек» -«человек-компьютер» с разрушающимся человеческим сознанием в трансформируемом обществе, лишённом гуманности, с характерной

fi

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

болезнью цифровой эпохи - зависимость от га-джетов и компьютерных систем.

Соловьева Л.Н. [10] обращает внимание на увеличение скорости и объемов передачи информации, разрастание коммуникационных спровоцировавших «утрату социумом ранее конституирующих его социальных и психологических связей, породив условия социального, культурного и психологического погра-ничья, поместив современного человека в ситуацию поиска нового образа мира, новой социальной реальности и новой идентичности», а так же на то, что «в ризоматичном информационном пространстве, абсолютно свободном от разного рода стандартов и стереотипов, наблюдаются девальвация традиционных человеческих ценностей, утрата общепринятых моделей поведения, разрушение традиционной идентичности и трансформация личности в личность виртуальную, вынужденную адаптироваться к обстановке новой информационной реальности и сталкивающуюся с необходимостью постоянно самоидентифицироваться в быстро меняющемся информационном потоке глобального виртуального пространства». В итоге «все это обусловливает комплекс психологических, социокультурных и экзистенциальных проблем, которые еще только предстоит осмыслить и предпринять попытки для их решения».

С.В. Тихонова и С.М. Фролова считают [3] цифровую антропологию ключевым инструментом социально-философского анализа, которая изучая особенности и последствия существования человека в цифровом мире, «исследует его медиазависимость». Учитывая невозможность индивидов отказаться от использования цифровых технологий в современных условиях ведения домохозяйства, они массово включаются в процесс отбора технологических сервисов и решений. Таким образом, авторы заключают: « ... цифровая антропология как инструмент трансдисциплинарного анализа позволяет вскрыть взаимовлияние новейших цифровых технологий и пользователей в процессе рутинизации технологий»/

Профессор Гурьянова А.В. с соавторами акцентирует внимание на радикальной переоценке системы традиционных ценностей и конструировании принципиально новой совокупности аксиологических ориентаций: «В условиях цифрового общества и культуры формируется особый человеческий тип - "цифровой человек" или "homo digital", обладающий

2022 № 2 (33)

набором принципиально новых ценностных ориентацию» [11].

По мнению А.В. Макулина: «Вычислительный поворот» в гуманитарных науках и философии - это способ быстрее отреагировать на все более возрастающий запрос от информационной цивилизации на исчисляемую поли-экранность и динамическую визуализацию философской картины мира. «Аналоговые» статические философские картины мира, создававшиеся раньше великими мастерами с помощью их собственных неповторимых интеллектуальных красок, теперь вынужденно должны быть дополнены цифровыми динамическими картинами, которые по силе передачи форм и цветов, смыслов и значений не уступают своим аналоговым предшественникам» [12, с.83].

С учетом проведенных исследований автором данного обзора было сделано такое заключение: «Для "homo digital" ключевой составляющей эффективной и безопасной жизнедеятельности становится свободное владение цифровыми и информационно-аналитическими технологиями, при помощи которых он получает объем информации, производит (в силу своей адекватности и способностей) его оценку и выстраивает модель своего социального поведения» [13].

Основная задача философии в современном меняющемся мире - «способствовать прояснению спорных вопросов о статусе человека, о сохранении его подлинно «человеческой» сущности, поставленной под вопрос необдуманным экспериментированием и неосторожным вмешательством в саму биологическую природу человека, о единстве и взаимозависимости человека и естественной среды его обитания» [14].

Необходимо продолжать философский дискурс по «цифровому человеку» (homo digital), т.к. ценность философии и других гуманитарных наук в том, что они приобщают человека и обществу к осмысленному и внимательному отношению к окружающему миру и себе подобным, к ответственным действиям, к чему неспособно мышление с искусственным интеллектом.

Библиографический список

1. Елькина, Е. Е. Автотрофный проект - ответ на вызовы и глобальные риски цифровой эпохи / Е. Е. Елькина // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. - 2020. - № 22. - С. 5770. - EDN DVPFGP.

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2022

45

2. Назарова, В. С. Природа коммуникации: от социологической конструкции к философской традиции в постановке проблемы / В. С. Назарова // Общество: философия, история, культура. - 2018. -№ 12(56). - С. 44-48. - DOI 10.24158/fik.2018.12.7. -EDN MIEBFJ.

3. Тихонова, С. В. Цифровое общество и цифровая антропология: трансдисциплинарные основания социально-эпистемологических исследований / С. В. Тихонова, С. М. Фролова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 19. -№ 3. - С. 287-290. - DOI 10.18500/1819-7671-201919-3-287-290. - EDN EHUUEH.

4. Голик, Н. В. Императив Просвещения в эпоху цифровой коммуникации / Н. В. Голик // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - 2018. - № 2. - С. 187194. - EDN YZEVLF.

5. Степанюк, В. К. Человек "экономический" и "цифровой": трансформация человеческой природы в условиях глобализации / В. К. Степанюк // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2020. - № 4(121). - С. 159163. - EDN URZVOA.

6. Сорочайкин, А. Н. Homo economicus: антропологические предпосылки и эпистемологические допущения экономических теорий : монография / А. Н. Сорочайкин ; А. Н. Сорочайкин. - Самара : Офорт, 2009. - 351 с. - ISBN 978-5-473-005479. - EDN QWWQOT.

7. Апатова, Н. В. Человек в цифровой экономике / Н. В. Апатова, И. Коваленко // Теория и практика экономики и предпринимательства : XVI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, Симферополь-Гурзуф, 18-20 апреля 2019 года / Под редакцией Н.В. Апато-вой. - Симферополь-Гурзуф: ИП Зуева Т.В., 2019. -С. 53. - EDN NBXNLU.

8. Меликян, М. А. Ноосферность и информационность человека: философско-антропологиче-ское осмысление нового человеческого качества /

М. А. Меликян // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 2(18). - С. 68-78. - EDN VMCHDZ.

9. От "человека информационного" к "человеку цифровому" / А. С. Некрасов, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова, В. В. Клепацкий // Вестник Университета Российской академии образования. -2019. - № 3. - С. 4-10. - EDN LIQTUO.

10. Соловьева, Л. Н. Цифровая идентичность как новый вид идентичности человека информационной эпохи / Л. Н. Соловьева // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 12(56). - С. 4043. - DOI 10.24158/fik.2018.12.6. - EDN YQICKL.

11. Philosophical view on human existence in the world of technic and information / A. Gu-ryanova, A. Makhovikov, V. Frolov [et al.] // The Impact of Information on Modern Humans : Conference proceedings , Nizhny Novgorod, 23-24 ноября 2017 года. - Springer Nature Switzerland AG: Springer Nature Switzerland AG, 2018. - P. 97-104. - DOI 10.1007/978-3-319-75383-6_13. - EDN XXWAZN.

12. Макулин, А. В. Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере и цифровая философия /А. В. Макулин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 2. - С. 7686. - DOI 10.17238/issn2227-6564.2016.2.76. - EDN WKVGQT.

13. Сорочайкин, И. А. Цифровая реальность: от homo economicus к homo digital / И. А. Со-рочайкин // Экономика, управление и право в современных условиях : Межвузовский сборник статей / Под общей редакцией Л.М. Сураевой. - Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021. - С. 59-62. - DOI 10.51608/23104392_2021_41_59. - EDN PPFDOE.

14. Сорочайкин, И. А. Человек в эпоху цифровой реальности / И. А. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. - 2021. - № 4(13). - С. 42-45. - DOI 10.51608/26867818 2021 4 42. - EDN PFDGMW.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 28.04.2022; одобрена после рецензирования 27.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 28.04.2022; approved after reviewing 27.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.