УДК 004.732.0569(075.8)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ДОМЕНАХ ИНТЕРНЕТ
В.Д. Ларичев,
д-р юрид. наук, профессор, главный научный сотрудник, ВНИИ МВД РФ, г. Москва
Г.Е. Шепитько,
д-р техн. наук, профессор кафедры защиты информации, Московский финансово-юридический университет МФЮА
Аннотация. В статье обсуждается возможность использования зарубежного опыта для введения регулирования сети Интернет в России.
Ключевые слова: национальный домен, регулирование услуг Интернета, правовая защита, авторское право, детская порнография.
Abstract. The possibility of using foreign experience for the introduction of regulation of the Internet in Russia is discussed.
Keywords: national domain, regulation of Internet service, legal protection, copyright, child pornography.
Многие законопослушные пользователи Интернета в России высказывают недовольство правовым беспределом в этой коммуникационной сети: авторы книг и аудио-видеопроизведений - контрафактом; бизнесмены - отсутствием гарантий защиты транзакций от мошенничества; политики - грязными методами информационной войны, обычные граждане - потоком спама; родители - незащищенностью их детей в Интернете. Фантазеры предрекают печальное будущее государств из-за последствий интернетизации [2, с. 4]. Однако представители органов государственной власти РФ с оглядкой на реакцию западной прессы не торопятся наводить порядок на этом правовом поле.
В дискуссиях вокруг Интернета специалисты сталкиваются с большим количеством демагогов, которые говорят о зоне, свободной от всякого регулирования и контроля, оперируют такими терминами как гласность, свобода слова, свобода доступа к информации, а на самом деле потакают нарушителям. Пользователи имеют право на защиту от агрессивного контента, от зло-
умышленников всех мастей, которым до сих пор уютно в этом нерегулируемом пространстве Интернет. Защищаться и быть защищенным от всей этой накипи - неотъемлемое конституционное право человека и гражданина.
Целью данной работы является демонстрация возможности регулирования национальных доменов РФ на основе зарубежного опыта.
В качестве общего подхода к регулированию отношений в сети Интернет целесообразно установить принцип: все, что запрещено или ограниченно в обычных отношениях, должно быть запрещено или ограниченно в киберпространстве.
Во Франции одно из самых точно сформулированных и жестких законодательств по отношению к контрафактному использованию объектов авторских и смежных прав в Интернете.
В 2000 г. Сенат Франции утвердил законопроект, предписывающий провайдерам сообщать сведения об авторах сайтов любому заинтересованному третьему лицу под страхом тюрьмы. Согласно закону, все авторы сайтов, размещаемых на французских серверах, должны представлять свои личные данные провайдерам до того, как сайт появится в сети. За предоставление неполных или неверных сведений о себе они будут наказаны тюремным заключением на полгода.
С 2010 г. французские власти получили право на полную прослушку трафика, а также на оповещение по электронной почте тех, кто активно скачивает из сети пиратские программы и мультимедийный контент в файлообменных сетях. Закон предусматривает, что «пираты», игнорирующие предупреждения по электронной почте, могут потерять доступ к сети сроком на год, кроме того в ряде случаев предусмотрен штраф до 300 тыс. евро или даже тюремное заключение.
Известно, что французский опыт идентификации пользователей перенимает Германия. «Закон о защите авторских прав» (Urheberrechtsgesetz) вступил в силу в 2007 г. Параграф 106 Закона об авторском праве ФРГ («Gesetz uber Urheberrecht und verwandte Schutzrechte - UrhG») предусматривает тюремное заключение сроком до трех лет или денежное наказание тому, кто без разрешения правообладателя копирует из Интернета какую-либо медиапродукцию.
В США обсуждается Международное соглашения по борьбе с контрафактной продукцией (англ. The Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA)). Указанное соглашение позволит работникам таможни досматривать ноутбуки, МР3-плееры и сотовые телефоны на предмет хранения в них файлов, связанных с нарушением закона об авторском праве.
В условиях российской действительности можно обезопасить себя от интернет-воровства интеллектуальной собственности в том случае, если вы открыли свой сайт, написали книгу, рассказ или, например, загрузили фотографию:
■ установите знак Копирайт Copyright © ;
■ для защиты своего сайта зарегистрируйте его название в виде товарного знака (товарной марки);
■ передайте на депонирование отсканированные страницы текста, изображения, внешнего вида оформления сайта или иной контент, и получите Свидетельство о регистрации прав (Роспатент, Российское авторское общество и др.);
■ заключите лицензионный договор с автором или несколькими авторами контента. Таким образом, вы автоматически становитесь правообладателем;
■ разместите на сайте пользовательское соглашение.
Особую опасность представляет бурно растущая преступность в сфере электронной коммерции [1, с. 32]. Все больше граждан пользуется интернет-банкингом, имеет электронные счета. Они хотят иметь четкую законодательную гарантию, что все их транзакции будут защищены. При этом отказ от анонимности продавцов и покупателей во многом предотвратит интернет-мошенничество.
Анонимность пользователей, которые знакомятся с (потенциально) незаконным контентом, может быть сохранена. Однако их IP-адреса должны регистрироваться, чтобы сделать возможным судебное преследование подозреваемых.
Регистрация в белорусской зоне Интернета доменных имен первого порядка позволяет контролировать деятельность предприятий электронной торговли. Кроме того, в случае возникновения претензий покупатели смогут обратиться не в виртуальный магазин, а непосредственно к его владельцам. Согласно закону, например, поставщиков интернет-услуг обязали осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, вести учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах.
В части проведения информационных войн в Интернете произошло знаковое событие: Соединенные Штаты Америки выделили в 2011 г. 25 млн долл. на помощь пользователям Интернета, на которых оказывают давление авторитарные режимы.
Особую опасность представляет «астротерфинг» - создание искусственного общественного мнения. Анонимность Интернета дает компаниям и правительствам блестящие возможности для астротерфинга - фальшивых массовых кампаний, создающих впечатление, будто масса народу требует определенного политического курса, либо выступает против него.
Концепция проекта, разработанного Европейской комиссией, предусматривает не только блокирование контента, запрещенного законом и угрожающего национальной безопасности, но также будет производиться полное блокирование содержания, которое считается спорным или нежелательным [4, с. 1].
В модельном законе СНГ указано, что Национальный регистратор принимает такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальном сегменте Интернета, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих национальное законодательство или публичный порядок других государств либо используемых администратором домена для осуществления деятельности, запрещенной национальным законодательством стран СНГ. В частности, статья 13 гласит: Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в противоправных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 12 месяцев и предоставлять сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов [6, с. 4].
Представляется разумным требование ряда должностных лиц Министерства печати РФ приравнять сайты Интернета к средствам массовой информации [5, с. 40], например, при более 1000 посещений их в сутки.
Кроме того, посетители пунктов коллективного пользования Интернетом будут, вероятно, предъявлять паспорт. На такой шаг пошли в Франции и Германии. Потому что соображения безопасности оказались важнее некоторых неудобств для посетителей.
По оценкам компании «Япёех», уже сегодня 60-70% писем электронной почты представляют собой спам. Получение спама приводит пользователей российского Интернета к убыткам, превышающим 200 млн долл. в год. Только частные Интернет-пользователи России ежегодно платят совокупный «налог на спам» порядка 120 млн долл.
Группа депутатов от «Единой России» внесла на рассмотрение нижней палаты парламента новую редакцию закона о рекламе, в которой предлагала предусмотреть материальную ответственность в виде
штрафа за рассылку спама без согласия получателя (в США по свежепринятому антиспамерскому законодательству спамеров штрафуют на миллионы и даже на миллиарды долларов). Поправка была отправлена на доработку после рассмотрения экспертами.
Необходимо регламентировать механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя путем введения обязательной защиты от спама в поисковых системах, национальных доменах и сайтах, а не перекладывать эту проблему только на пользователей.
Решения Европейского совета 2000/375ЛНА от 29 мая 2000 г. и 2004/68ЛНА от 22 декабря 2003 г. направлены на противодействие сексуальной эксплуатации детей и детской порнографии в Интернете. Оба предназначены для развития сотрудничества между государствами-участниками, кроме того, во втором документе описано минимально необходимое национальное законодательство по данному вопросу. Среди прочего, здесь указывается, что ответственность за безопасный доступ детей к Интернету несет непосредственно глава учебного заведения.
Государства - члены Евросоюза возлагают на себя обязательства удалять любую детскую порнографию, размещенную на их соответствующих территориях, а также сотрудничать с другими государствами, в которых такой контент размещается, на международном уровне.
Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Госдума и Совет Федерации РФ приняли еще в конце 2010 г. В июле 2012-го Совет Федерации на заседании верхней палаты парламента одобрил новый Федеральный закон, известный как «черный список сайтов». Теоретически он направлен на ограничение доступа подрастающего поколения к материалам, пропагандирующим наркоманию, педофилию и суициды, а также к другой информации, отрицательно влияющей на их здоровье и развитие. Предполагается создать «черный список», куда попадут сайты с детской порнографией, с пропагандой употребления, изготовления, сбыта наркотических средств и экстремистскими материалами. Решение о включении сайта в единую базу интернет-угроз будет принимать Роскомнадзор. «Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в части ограничения доступа к противоправной информации в Интернете вступил в силу 1 ноября 2012 г. Он предусматривает возможность блокировки сайтов по 1Р-адресам.
Практический интерес для пользователей представляет «Контентная фильтрация» - технология, обеспечивающая отсеивание порнографии, вирусов и спама. Одно из основных средств такой фильтрации - файр-
волы. Фильтрацией занимаются многие коммерческие компании в России и за рубежом - например, некоторые поисковые системы работают с включенными по умолчанию так называемыми «семейными фильтрами» (при желании их можно отключить).
Примером услуги по защите клиентов подключенных к сети «Демос-Интернет» и для использующих каналы доступа в Интернет от других провайдеров является в России «Чистый. Веб» [7, с. 1].
Для защиты российских пользователей от угроз в Интернете может быть предложена многоуровневая контентная фильтрация:
■ первый уровень (внешний периметр Интернета) - международные и отечественные поисковые системы;
■ домены первого уровня (РФ и RU) с использованием web-архивов для защиты авторских прав;
■ домены второго уровня и ниже (сайты ведомств, организаций, предприятий);
■ рабочие места пользователей.
Таким образом, в части регулирования национальных доменов мы отстаем от развитых стран по причине отсутствия должного правового обеспечения. Необходима, в первую очередь, воля государственной власти для преодоления этого отставания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ларичев В.Д., Шепитько Г.Е., Яковлев А.Я. и др. Преступления, совершаемые с использованием электронных платежных документов // Законодательство и экономика. 2002, № 1.
2. Давидов М.И. Интернет и мир завтра, послезавтра. - Самара, 2009.
3. «Пиратство» в Германии. [Электронный ресурс] URL: http://faq. germany.ru/ Computers.db/items/53.html
4. «Чистый Интернет» — угроза свободе Интернета? [Электронный ресурс] URL: http://itogi-2012.ru/?p=3325
5. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / В.Н. Монахов. - М., 2003.
6. Модельный Закон «Об основах регулирования Интернета». [Электронный ресурс] URL: http://www.russianlaw.net/law/general/ t73/?print=news_view.tpl
7. Сетевая и информационная безопасность. [Электронный ресурс] URL: http://security.demos.ru/