Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В УСЛОВИЯХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В УСЛОВИЯХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
107
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ / БЕСПИЛОТНЫЕ НАЗЕМНЫЕ МАШИНЫ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК / ВОЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА / СИСТЕМА-ИМИТАТОР / СЕНСОРЫ / СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ / ROBOTIZING MILITARY EQUIPMENT / UNMANNED GROUND VEHICLES / LOGISTIC SUPPORT OF TROOPS / MILITARY AUTOMOTIVE EQUIPMENT / SIMULATOR SYSTEM / SENSORS / CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Колтуков Андрей Анатольевич, Шестаков Виктор Александрович, Голубенко Елена Александровна

Раскрывается состояние и перспективы развития беспилотных наземных транспортных средств в армиях зарубежных стран, предназначенных для решения задач материально-технического обеспечения войск в условиях боевых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Колтуков Андрей Анатольевич, Шестаков Виктор Александрович, Голубенко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN MAKING UNMANNED GROUND TRANSPORT MEANS TO SOLVING THE PROBLEMS OF TROOPS LOGISTIC SUPPORT IN COMBAT CONDITIONS

The paper describes the condition and development prospects of unmanned ground transport means in foreign armies intended for solving the problems of logistic support of troops in combat conditions.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В УСЛОВИЯХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Зарубежный опыт создания беспилотных наземных транспортных средств для решения задач материально-технического обеспечения войск в условиях боевых действий

Полковник АЛ. КОЛТУКОВ, кандидат технических наук

Полковник в отставке В.А. ШЕСТАКОВ, кандидат технических наук

ЕЛ. ГОЛУБЕНКО

АННОТАЦИЯ

Раскрывается состояние и перспективы развития беспилотных наземных транспортных средств в армиях зарубежных стран, предназначенных для решения задач материально-технического обеспечения войск в условиях боевых действий.

ABSTRACT

The paper describes the condition and development prospects of unmanned ground transport means in foreign armies intended for solving the problems of logistic support of troops in combat conditions.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Роботизация военной техники, беспилотные наземные машины, материально-техническое обеспечение войск, военная автомобильная техника, система-имитатор, сенсоры, системы контроля.

KEYWORDS

Robotizing military equipment, unmanned ground vehicles, logistic support of troops, military automotive equipment, simulator system, sensors, control system.

ПО МНЕНИЮ военных специалистов нашей страны, на характер отечественной военно-технической политики в ближайшей и дальней перспективе решающее влияние будет оказывать стремление ведущих зарубежных стран, прежде всего США, достичь технологического превосходства над любым вероятным противником за счет создания образцов вооружения, военной и специальной техники, основанных на новых физических принципах. При этом одним из ключевых направлений развития их вооруженных сил является создание и фактическое замещение традиционных систем вооружения беспилотными (безэкипажными) наземными робототехническими комплексами, разработанными на основе новых технологий.

В настоящее время военные ведомства ведущих зарубежных государств рассматривают роботизацию военной техники как одно из магистральных направлений развития средств вооруженной борьбы, максимально исключающих пребывание личного состава в зоне досягаемости огневыми средствами противника. Все ведущие державы мира осуществляют работы по исследованию, производству и широкому применению роботизированных комплексов для достижения преимущества в вооруженном конфликте.

По взглядам зарубежных военных специалистов, одним из основных направлений применения наземных роботизированных комплексов военного назначения является материально-техническое обеспечение войск. На первом этапе развития наземных роботизированных систем наибольшее распространение получили дистанционно-управляемые машины (ДУМ), оснащенные унифицированными комплектами оборудования, устанавливаемого на штатные (серийные) образцы военной автомобильной техники. Основным назначением таких роботизированных систем являлось разминирование местности, дорог и колонных путей. Примером такой ДУМ явилась беспилотная назем-

ная машина M-ATV (США), созданная американской компанией Oshkosh Defense по технологии TerraMax UGV (Unmanned Ground Vehicle) (рис. 1). Система TerraMax UGV беспилотной наземной машины разработана в качестве модульного дополнительного комплекта, который может быть применен на любой тактической колесной машине. Удобный для использования интерфейс позволяет одному оператору уверенно контролировать несколько беспилотных машин и одновременно информировать о ситуационной осведомленности вне пределов прямой видимости. Машины, оснащенные системой TerraMax UGV, могут взаимодействовать с управляемыми машинами и функционировать в автономном режиме на местности со сложным рельефом в любое время суток при любых погодных условиях.

Эту технологию компания Oshkosh Defense предложила использовать на транспортных автомобилях для решения задач материально-технического и тылового обеспечения войск в условиях боевых действий, например для конвоирования колонн автомобилей с грузом (рис. 2). Для этого на борту машины, оборудованной системой TerraMax UGV, устанавливается система-имитатор. Данная машина выполняет функцию провод-

Рис. 1. Автомобиль Oshkosh М-ATV (США), оснащенный системой TerraMax UGV для разминирования маршрута

Рис. 2. Колонна беспилотных наземных машин, оснащенных системами TerraMax UGV (США)

ника для конвоя и передает информацию о маршруте беспилотным наземным машинам, следующим сзади, обеспечивая безопасность людей и других машин.

Технология TerraMax UGV доказала возможность своего приме-

нения в конвойных операциях во время натурных испытаний в армии и была проверена практически во всех разновидностях тактической обстановки. В отличие от дистанционно-управляемых или телевизионных систем в машинах, оснащенных систе-

мами ТеггаМах 1ЮУ, используют новейшие достижения робототехники, что позволяет им получать информацию и ориентироваться в сложных внедорожных условиях полностью самостоятельно, с минимальным вмешательством оператора. Беспилотная машина, оборудованная системой ТеггаМах иСУ, автономно выполняет задачу, находясь во главе или на любой позиции в конвое, поддерживая связь с другими машинами сопровождения и установленную безопасную дистанцию между ними. Машине, оснащенной систе-

мой ТеггаМах С/СУ, можно в процессе движения передать команду, чтобы она следовала по проложенному пути в качестве ведущего транспортного средства. При этом остальные машины не используют активную прокладку маршрута, а отслеживают ведущую машину с ее датчиками, следуя на расстоянии, по возможности вне пределов прямой видимости. Это взаимодействие имеет решающее значение для обеспечения безопасности войск и противостояния самодельным взрывным устройствам (СБУ) (рис. 3).

Бссшшотнып

Рис. 3. Натурные испытания беспилотных наземных машин (первые три машины — роботы, замыкающая колонну машина — управляемая оператором)

Система ТеггаМах 1ЮУ поставляется в виде набора устройств, который может быть легко интегрирован в любую тактическую машину без ущерба для исходной грузоподъемности и других ее характеристик. Она может работать в течение длительных периодов времени, днем или ночью, в пыли и при неблагоприятных погодных условиях. По утверждению разработчиков, система ТеггаМах 1ЮУ может быстро развертываться, при этом военнослужащие могут быть обучены работе с такими машинами в течение

нескольких дней. Система ТеггаМах UGV позволяет командирам в условиях боевых действий ограничить использование водителей и тем самым обеспечить безопасность личного состава от воздействия потенциальных угроз, таких как СБУ1.

Аналогично американская компания Lockheed Martin разработала в рамках программы «Технология активной безопасности конвоя» (CAST — Convoy Active Safety Technology) систему автономной мобильности AMAS (Autonomous

Mobility Applique System), устанавливаемую на серийные автомобили американской армии2. Перед специалистами компании была поставлена задача по разработке мулътиплатформенно-го комплекта, объединяющего недорогие сенсоры и системы контроля, который мог бы устанавливаться на армейские машины, снижая нагрузку на водителя или обеспечивая полное автоматическое вождение под наблюдением. Для машины сохраняется возможность ручного управления, но добавляются сенсоры и контрольные функции, которые предупреждают водителя об опасности. Основными сенсорами здесь остаются GPS, лидар и радар плюс система управления, которая, обладая неким уровнем искусственного интеллекта, обеспечивает принятие решений.

Робототехническая система AMAS была испытана на полигоне в Форт-

Худ в январе 2014 года (рис. 4). Конвой из четырех машин (двух автомобилей Oshkosh PLS (10x10), седельного тягача М915 и машины сопровождения Humveé) пересек «ложный город», справившись со всеми типами препятствий, включая локальное дорожное движение, пешеходов и т. п. Необходимо отметить, что, за исключением машины сопровождения Humvee, все остальные машины в колонне были без водителей. В процессе испытаний была увеличена длина колонны: беспилотная машина-лидер и следовавшая за ней на скорости до 65 км/ч колонна из шести автомобилей, оборудованных системой AMAS. Все машины были средними и тяжелыми автомобилями семейства Oshkosh: один MTVR, два PLS, два тягача М915 и один транспортер тяжелой техники НЕТ.

Рис. 4. Колонна машин, оборудованных роботизированной системой AMAS (США)

Дальнейшие испытания проводились в октябре-ноябре 2017 года Научно-исследовательским опытно-конструкторским центром автобронетанковой техники армии США TARDEC*. Работоспособность системы AMAS была проверена во время расширенных войсковых испытаний-(EWE — U.S. Army Extended Warfighter Experiment) на американских полигонах в Форт Леонард Вуд, штат Миссури и Форт-Блисс, штат Техас.

Планами МО США (Интегрированная Дорожная карта развития беспилотных систем на период 2013— 2038 гг.) предусматривается разработка и внедрение в войска к концу этого срока более 170 типов наземных роботизированных систем3. Программой «Army Brigade Combat Team Modernization» («Модернизация боевых бригадных групп») предусматривается достижение к 2020 году оснащение наземными робототехническими

Военные ведомства ведущих зарубежных государств рассматривают роботизацию военной техники как одно из магистральных направлений развития средств вооруженной

борьбыу максимально исключающих пребывание личного состава в зоне досягаемости огневыми средствами противника. Все ведущие державы мира осуществляют работы по исследованию, производству и широкому применению роботизированных комплексов для достижения преимущества в вооруженном конфликте.

комплексами различного назначения не менее 30 % от общего количества боевой техники. По другой оценке, доля беспилотных образцов военной техники к 2030 году может составлять до 70 % от числа экипажных боевых машин и 30 % —от общего состава боевых машин. Ожидается, что выполнение программ разработки приведет к существенному повышению боевых возможностей вооруженных сил при одновременном сокращении численности военнослужащих и техники. По оценкам американских военных, боевые возможности бригад нового типа возрастут в 2—2,5 раза4.

В большинстве зарубежных стран также развернуты программы работ по созданию беспилотных наземных транспортных средств для решения боевых и обеспечивающих задач. Так, в Великобритании компанией MIRA создан унифицированный комплект оборудования МАСЕ (Mira Autonomous Control Equipment — оборудование автономного управления компании MIRA), который может быть интегрирован фактически в любую наземную платформу для получения необходимого уровня ее автономности (дистанционный, полуавтономный

и автономный режимы) в зависимости от потребностей заказчика. Комплект MACE можно установить на различные машины. В настоящее время одним из решений MACE, реализованным на практике, является система «Project Panama», которая работает в качестве беспилотного наземного комплекса проверки и расчистки маршрутов движения в Афганистане. Система находится на вооружении с 2011 года. Она используется для обнаружения фугасов направленного действия и базируется на автомобиле повышенной проходимости Snatch Land Rover SN2 (рис. 5). Робототехнический комплекс используется в дистанционном и автономном режимах на дальностях до 20 км с целью обеспечения макси-

Рис. 5. Беспилотный наземный комплекс на базе автомобиля Snatch Land Rover SN2 (Великобритания)

мальной безопасности личного состава. В середине 2014 года британская армия объявила о том, что система Panama останется на вооружении до 2030 года, а компания MIRA гарантирует дальнейшее развитие своей технологической платформы MACE.

Швейцарская компания Ruag Defence также работает над комплектом, который позволит трансформировать традиционные транспортные средства в машины с контролируемой автономностью. Комплект получил название VERO (Vehicle Robotics) и был показан на выставке Eurosatory 2014 на борту легкого бронированного автомобиля GDELS Eagle 4 в режиме дистанционного управления (рис. б)5.

Рис. 6. Робототехнический комплект VERO на борту автомобиля GDELS Eagle 4 (Швейцария)

Аналогичные работы по созданию беспилотных наземных транспортных средств ведутся в Израиле (робототехнический комплект компании С-Мш), Германии (дистанционно-управляемая роботизированная машина TROBOT), Китае (роботизированная машина СТБиМР) и другие.

Таким образом, для решения задач материально-технического и тылового обеспечения войск в условиях боевых действий, например для конвоирования колонн автомобилей с грузом, за рубежом наибольшее распространение получили проекты по созданию беспилотных наземных машин, оснащенных унифицированными комплектами оборудования, устанавливаемого на штатные (серийные) образцы ВАТ. Анализ зарубежных программ разработки беспилотных наземных машин показывает, что этому пути за рубежом отдается в настоящее время наибольшее предпочтение, и экономические соображения являются на сегодняшний день главными в разрешении вопроса, на какой базе целесообразно создавать беспилотные машины. Основной целью принятия их на вооружение остается обеспечение безопасности военнослужащих, снижение потерь среди личного состава при ведении боевых действий, особенно в таких потенциально опасных районах, как Афганистан.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Unmanned Ground Vehicle Technology TERRAMAX // Oshkosh Defense, LLC. 2014.

2 Веб-сайт: www.lockheedmartin.com

* Пробег автономной системы управления LockheedMartin на расширенных армейских испытаниях превысил 100 ООО км //Army Guide Monthly. 2017. № 12 (159).

3 Unmanned Systems Integrated Roadmap FY2013-2038 // Office of the Assistant Secretary of the Army for

Acquisition, Logistics and Technology Army Pentagon.

4 Jlonoma A.B., Николаев A.B. Наземные робототехнические комплексы военного и специального назначения. СПб.: ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, 2015.

5 Алексеев А. Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн // Военное обозрение. 2015. 19—26 января. URL: http: // topwar.ru (дата обращения: 10.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.