Научная статья на тему 'Мобильные робототехнические системы военного назначения'

Мобильные робототехнические системы военного назначения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1460
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ганин А. А., Домкин К. И., Исхаков М. Ф., Коробов А. Г., Литвинова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильные робототехнические системы военного назначения»

УДК 358.1

Ганин А.А., Домкин К.И., Исхаков М.Ф, Коробов А.Г., Литвинова Т.В.

ОАО «Научно-производственное предприятие «Рубин», Пенза, Россия

МОБИЛЬНЫЕ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Введение

Робототехнические системы (РТС) активно внедряются во многие сферы повседневной жизни. Многие развитые страны активно внедряют роботов в свои армии, от беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) до наземных интеллектуальных мобильных робототехнических систем (МРТС).

Основными целями создания МРТС военного назначения являются:

- повышение боевой эффективности и мобильности вооружения и военной техники при выполнении боевых задач в различных условиях;

- уменьшение численности личного состава, непосредственно участвующего в боевых действиях, снижение потерь и своевременная эвакуация выведенного из строя личного состава;

- выполнение технических работ в условиях, при которых невозможно или неэффективно использование личного состава вследствие физиологических ограничений [1].

В целом РТС являются многофункциональным видом вооружения и военной техники, обеспечивающим повышение эффективности применения системы вооружения.

В современных системах вооружения РТС являются перспективными в следующих направлениях:

- дополнение традиционных виды оружия, достижение поставленных целей при сокращении потерь личного состава и снижении влияния человеческого фактора на их выполнение;

-решение широкого круга задач (разведывательных, ударных, специальных) в различных условиях обстановки;

- применение в войнах и вооруженных конфликтах различной интенсивности, а также в ходе миротворческих и контртеррористических операций.

Основная часть

Несмотря на то, что попытки создать дистанционно-управляемые машины производились на протяжении всей истории [2] , первая дистанционно-управляемая машина (радиоуправляемый катер) была создана Николой Тесла лишь в 1898 году. На протяжении Первой мировой войны появилось достаточно много проектов дистанционно-управляемых машин, однако только одна из них была реализована - немецкая лодка FL-7, управляемая по проводным каналам связи. FL-7 была поставлена на производство и использовалась в качестве торпед. Позже, в рамках модернизации на FL-7 была поставлена система радиоуправления, разработанная Тесла.

В 1930х гг. первый дистанционно управляемый летательный аппарат был использован немецкой армией в качестве летающей цели для тренировки ПВО. А в СССР в это время был разработан радиоуправляемый танк «Телетанк», оснащенный пулеметом и огнеметом. В состав комплекса входила машина управления на гусеничном шасси. «Телетанки» активно использовались в русско-финской войне (1939-

1940) и на восточном фронте в начале Великой Отечественной войне в 1941 году. В том же 1941 году британцы разработали радиоуправляемую версию танка Матильда II, известную как «Черный принц», которая использовалась для обнаружения противотанковых формирований противника и выполнения прочих боевых задач [2].

В 1942 году немецкая армия использовала дистанционно управляемые машины «Голиаф» для подрывных работ. Машина представляла собой гусеничное шасси грузоподъемностью 60 кг, управляемое по проводным каналам связи. Но из-за высокой стоимости, низкой скорости передвижения, зависимости от длины кабеля управления и низкого уровеня бронезащиты данные машины не получили широкого распространения. После окончания Второй мировой войны разработки наземных дистанционно

управляемых машин были приостановлены, дальнейшее развитие получили разработки в области летательных аппаратов. При проведении операции «Афродита» были впервые использованы крылатые ракеты [3] . Эти ракеты были далеки от современных военных робототехнических систем, но стали серьезным шагом на пути их становления.

На протяжении «Холодной войны» наблюдается использование США БПЛА, первые образцы которых были разработаны в Израиле. Широкое распространение получили разведывательные БПЛА «Светлячок» (США).

До 1990 года такие БПЛА управлялись операторами или шли по предварительно заданной траектории. Некоторые из них могли достигать заданного пункта назначения и возвращаться обратно самостоятельно. Внедрение навигационной системы GPS в 1990 году (полное становление к 1994г.) поставило военных роботов на совершенно иной уровень развития [3]. Современные БПЛА могут самостоятельно менять маршруты облета в зависимости от внешней обстановки. За последние 25 лет беспилотные системы эволюционировали от полностью подконтрольных оператору к адаптивным системам с элементами искусственного интеллекта (рисунок 1).

Министерством обороны США принята новая концепция развития наземных вооружений Future Combat Systems, которая включает в себя и боевые роботы: летательные аппараты и наземные машины. Согласно этой концепции вооружения подразделяются на четыре группы:

- Manned Ground Vehicles - MGV (пилотируемые наземные машины);

- Unmanned Aircraft Systems - UAS (БПЛА);

- Unattended Ground Sensors - UGS (необитаемые наземные системы);

- Unmanned Ground Vehicles - UGV (беспилотные наземные машины).

Однако, ударная сила вооруженного формирования, оснащенная подобной боевой системой, по-прежнему приходится на машины с экипажем, а боевым РТС роботам отводится задача разведки и наблюдения, а также транспортные и вспомогательные операции типа разминирования и разграждения [4].

По массе (мобильности) и основному назначению МРТС можно разделить на 4 группы:

сверхлегкие, массой до 35 кг;

легкие, массой до 150 кг;

средние, массой до 800 кг;

тяжелые, массой свыше 800 кг.

На рисунке 2 приведена классификация МРТС военного назначения согласно выполняемым задачам.

Современные МРТС военного назначения могут обладать следующими функциями: • Сбор информации о состоянии окружающей среды;

• Обнаружение на местности заданных объектов (людей, техники);

• Обход заданных точек на местности;

• Автономная работа в течение длительного времени;

• Избегание ситуаций, опасных для людей и имущества, если они не являются основными функциями МРТС;

• Работы по обнаружению и уничтожению взрывчатых систем;

• Проведение саморемонта без посторонней помощи.

Дальнейшее развитие МРТС военного назначения планируется по трем основным направлениям: развитие беспилотных летательных аппаратов, развитие вспомогательных машин разведки, разминирования и разграждения, развитие автоматизированного транспорта [5] . К 2020 г. МРТС военного назначения выйдут на уровень "элементарного машинного интеллекта", что позволит создать широкую гамму вспомогательных боевых роботов, в число которых могут войти: транспортные и эвакуационные машины, инженерные машины, подвижные огневые точки, штурмовые машины, разведывательные машины и прочие. Пример машинного интеллекта можно проиллюстрировать на развитии систем шасси МРТС (рисунок 3) . Наряду с шасси, способными двигаться по заданной траектории, активно развиваются системы шасси, чувствительные к местности, способные объезжать препятствия и даже способные адаптироваться к местности, что делает их практически универсальными.

Современные МРТС военного назначения принципиально мало отличается от пилотируемых наземных систем. Состав подсистем МРТС приведен в таблице 1.

Рисунок 2 - Классификация МРТС

Шасси МРТС

чувствительн ы к местности

не чувствительны к местности

избегание

препятствий

ограничены в применении на местности

Рисунок 3 -

адаптация к местности

I

ситуационный

анализ

і

не ограничены в применении

перемещение до застревания

1

ограничены в применении на местности

Развитие систем шасси МРТС

Таблица 1 Подсистемы МРТС военного назначения

Подсистема Элементы подсистемы

Система управления Алгоритмы системы управления

Система сенсорного восприятия

Программное обеспечение

Аппаратное обеспечение

Система связи

Базы данных

Система датчиков Внешние и внутренние датчики

Система обработки информации с датчиков

Исполнительная система Шасси

Система вооружения

Система манипуляторов

Силовая установка

Система интерфейса Система тестирования

Система поддержки

Система тренажа

Система управления и отображения

Российский подход к роботизации армии существенно отличается от американского, и даже идет ему вразрез. По западной концепции, боевой робот должен помогать человеку, тогда как человек (или машина с экипажем) остается центральным элементом боевой системы. По российской концепции, вытекающей из советских разработок, боевой робот должен замещать человека на поле боя, принимая на себя функции поражения противника.

В интересах сухопутных войск РФ предусматривается создание интегрированной системы роботизированного вооружения в составе перспективной системы вооружения воинских формирований. Основными путями ее создания являются разработка комплектов дополнительного оборудования для образцов вооружения и техники с целью их безэкипажного применения, создание перспективных боевых комплексов для уничтожения живой силы и техники, унифицированных роботизированных боевых платформ и боевых отделений, отдельных систем, модулей, функционально законченных устройств автоматизации и интеллектуализации вооружения и техники, разработка облика, алгоритмов функционирования и комплекса средств для интеграции роботов разведки, целеуказания и поражения в разведывательно-ударные сети.

Основными областями применения роботизированных образцов военной техники сухопутных войск РФ являются ведение разведки, прорыв обороны противника, обеспечение обороны роботизированными огневыми точками, подавление огневого противодействия мобильными робототехническими комплексами с автоматическим оружием и противотанковыми средствами, ликвидация нештатных ситуаций с опасными в обращении боеприпасами, обезвреживание взрывоопасных предметов, проведение аварийновосстановительных работ, эвакуация с поля боя личного состава и техники под огнем, инженерная разведка, минирование и разминирование, обеспечение преодоления заграждений, доставка боеприпасов и горюче-смазочных материалов в зону огневого воздействия, патрулирование, охрана и оборона районов, мест дислокации частей, объектов, перевалов и перекрестков дорог.

Заключение

Современные МРТС военного назначения - многофункциональные, совместимые и интегрируемые в существующие и перспективные структуры ВС системы, обладающие способностью к самостоятельному выполнению задач в условиях неопределенности внешней обстановки. Они сохраняют работоспособность в условиях воздействия всевозможных внешних факторов и обеспечивают групповой информационный обмен между МРТС при выполнении задач в едином районе боевого управления в составе смешанной группы с возможностью одновременного применения и дистанционного, и автоматического, и автоматизированного управления требуемым количеством комплексов.

МРТС имеют тенденцию к расширению разведывательных возможностей, увеличению времени автономной работы, улучшению тактико-технических характеристик и ударного потенциала, унификации подсистем робототехнических комплексов, а также повышению помехозащищенности каналов управления и связи, совершенствованию систем технического зрения, решению проблем автоматического распознавания целей, анализа сцен и ситуаций, опознавания по принципу «свой-чужой».

Каждый роботизированный образец с учетом его места в боевых порядках и конкретного назначения по уровню своей применимости, подвижности, автономности, живучести и других характеристик должен быть готов к совместному использованию в составе подразделений с существующими и перспективными образцами вооружения и техники и не ограничивать при этом их боеготовности, боевых и маршевых возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Зубов // Оружие. 2012, №12, с. 8-16.

2. Qwik Connect. 2013, vol. 17. № 3, p.2-13.

3. Technology Development for Army Unmanned Ground Vehicles. National Academy Press, Washington DC, 2002, 181 p.

4. Report: Unmanned Systems Integrated Roadmap FY 2011-2036. Department of Defense, USA,

2011.

5. Report: Unmanned Ground Systems Roadmap. Department of Defense, USA, 06/2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.