Научная статья ■УДК 343.97
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-48-50 EDN: https://elibrary.ru/vmdwtc NIION: 2015-0066-4/23-754 MOSURED: 77/27-011-2023-04-953
Зарубежный опыт ресоциализации лиц, совершивших преступление при рецидиве преступлений
Анастасия Сергеевна Знобищева
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, lyjnova667687@mail.ru
Аннотация. В статье поднят вопрос реабилитации и ресоциализации лиц, совершивших преступление при рецидиве преступлений. Анализируются различные подходы к организации ресоциализации лиц, совершивших преступление при рецидиве преступлений. Выявляются более и менее эффективные системы организации ресоциализации в контексте рассмотрения России, Норвегии, Нидерландов и Латвии.
Ключевые слова: рецидив, реабилитация, ресоциализация, лицо, совершившее преступление при рецидиве преступлений
Для цитирования: Знобищева А. С. Зарубежный опыт ресоциализации лиц, совершивших преступление при рецидиве преступлений // Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 48-50. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-48-50. EDN: VMDWTC.
Original article
Foreign experience of re-socialisation of repeat offenders
Anastasiya S. Znobishcheva
Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
lyjnova667687@mail.ru
Abstract. The article raises the issue of rehabilitation and re-socialisation of persons who have committed a crime when they have repeatedly committed crimes. Different approaches to organisation of re-socialisation of repeat offenders are analysed. More and less effective systems of organization of resocialization are revealed in the context of Russia, Norway, the Netherlands and Latvia.
Keywords: recidivism, rehabilitation, resocialization, repeat offender
For citation: Znobishcheva A. S. Foreign experience of re-socialisation of repeat offenders. Bulletin of economic security. 2023;(4):48-50. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-48-50. EDN: VMDWTC.
В настоящее время в России и мире одной из фундаментальных проблем выступает проблема преступности и поиск способов борьбы с ней. По мнению ученых, преступность представляет собой сложное многомерное социальное явление, чутко реагирующее на все изменения, происходящие в обществе. Она динамична и приспособительна, постоянно мимикрирует в новые сферы общественных отношений и человеческой деятельности. [1, с. 476]. Снижение уровня преступности - одна из основных задач государства. В этой связи, государство и лице политиков и правоохранительных органов принимают решения о реализации реабилитационных программ, которые будут служить целям поддержания общественной безопасности при наиболее эффективном распределении государственных средств. При этом основной целью реабилитационных программ, созданных в пенитенциарных учреждениях, является обеспечение
© Знобищева А. С., 2023
надлежащей ресоциализации бывших осужденных обратно в общество. Реализация реабилитационных программ неотъемлемая часть уголовно-исполнительной политики, целью которой в рамках борьбы с преступностью является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы [2, с. 41].
В настоящее время, несмотря на финансирование государством мероприятий по предупреждению рецидивной преступности, в России продолжается рост этого негативного явления [3]. Доля рецидивной преступности в России на 2021 год составляет 60 %, что является высоким показателем. Подход России к снижению уровня рецидивной преступности многогранен. Он включает в себя разработанные и функционирующие программы реабилитации, а также для указанных категорий лиц предусмотрен административный надзор. Институт ад-
JURISPRUDENCE
министративного надзора выступает контролирующим органом для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, что, необходимо для успешной ресоциализации в общество. Государство также оказывает содействие в трудоустройстве, представлении проезда до места жительства [4] и др.
В разных европейских странах существует собственный подход к снижению уровня рецидивной преступности и процессу ресоциализации преступников. Более подробно остановимся на Норвегии, Нидерландах и Латвии [5].
В 1980-х годах тюремная система в Норвегии была совершенно иной, чем сейчас: основное внимание уделялось безопасности, а уровень рецидивизма составлял 60-70 %. Десять лет спустя Норвежская исправительная служба полностью изменила тюремную систему путем проведения различных реформ, начав уделять больше внимания реабилитации, чем наказанию, и предлагая различные образовательные программы и другие мероприятия для заключенных, которые раньше большую часть времени проводили взаперти в своих камерах. В настоящее время в норвежские исправительные учреждения не переполнены, а сотрудники имеют высокую квалификацию для оказания помощи осужденным в процессе их реабилитации. Работники исправительных учреждений в Норвегии имеют социально-педагогическое образование, что является особенностью этой исправительной системы. Поскольку норвежцы твердо верят в реабилитационный подход, условия содержания в тюрьмах создаются таким образом, чтобы жизнь осужденного как в открытых, так и в закрытых тюрьмах была максимально похожа на внешний мир. Кроме того, все заключенные получают начальное и среднее образование, дополнительную подготовку по широкому спектру различных курсов и даже возможность поступления в высшие учебные заведения. Как нигде, норвежские заключенные имеют доступ к музыкальным занятиям, концертам и театру, и они обязаны проводить не менее одного часа в день на улице, где они могут участвовать в различных спортивных программах вместе с тюремными служащими. В целом, у всех заключенных есть возможность иметь работу, которую они могут потерять в качестве наказания за плохое поведение, а иногда они даже могут подать заявление о переводе в другую тюрьму, где предлагается более широкий выбор рабочих мест. Благодаря созданию режима, при котором почти все заключенные принимают участие в образовательных, трудовых и других программах, уровень повторных преступлений в Норвегии значительно снизился и составляет всего 20 %. Таким образом, можно сделать вывод, что в стране создана система, которая является эффективной благодаря своей способности сокращать численность заключенных за счет успешной реинтеграции бывших осужденных обратно в общество.
Необычная ситуация сложилась в Нидерландах-за последние 15 лет численность заключенных сократилась почти вдвое, в результате чего за последние пять лет было закрыто 29 тюремных учреждений. При
уровне заключенных в 54,4 человека на 100 000 жителей Нидерланды имеют один из самых низких уровней тюремного населения в мире. Даже после того, как Нидерланды начали сдавать места в тюрьмах в аренду другим странам, у них не хватает заключенных, чтобы заполнить оставшиеся 30 тюрем. Основными причинами такой ситуации называют как снижение уровня преступности, так и растущее использование альтернатив тюремному заключению, таких как денежные штрафы. Исследования голландского правительства о вместимости тюрем помогли политикам понять, что увеличение количества более коротких сроков заключения и альтернативных наказаний вместо неоправданно длительных сроков лишения свободы является существенным фактором сокращения численности заключенных. Поскольку не доказано, что длительные сроки лишения свободы приводят к снижению уровня преступности, введение альтернатив тюремному заключению в некоторых случаях оказалось полезным. Условия содержания в тюремных учреждениях Нидерландов считаются соответствующими рекомендуемым материальным стандартам. Для получения образования в Нидерландах используют дистанционные курсы, а единственное занятие, которое обязаны посещать заключенные - это работа. В настоящее время уровень рецидивизма в Нидерландах составляет 48 %, были разработаны новые реабилитационные программы с целью снижения вероятности повторного совершения преступления. Некоммерческая организация «Prison Саге» создала программу, которая приглашает предпринимателей в тюрьму, чтобы они могли лично встретиться с заключенными, предоставляя правонарушителям возможность поработать вне тюремных стен в дневное время, чтобы установить связи со своими будущими работодателями. Из 68 бывших заключенных, присоединившихся к проекту до освобождения, 43 успешно реинтегрировались в общество, получив стабильную работу и жилье. Поскольку одной из основных причин рецидива преступлений является безработица бывших заключенных, создание проектов, обеспечивающих возвращение заключенных на рынок труда, может быть экономически эффективным в долгосрочной перспективе, снижая вероятность рецидива преступлений.
Уровень лишения свободы в Латвии относительно высок - 194 человека из 100 000 находятся в заключении в существующих девяти пенитенциарных учреждениях. Несмотря на то, что в последние годы были внедрены новые модели программ ресоциализации, уровень рецидивизма не снизился; сокращение числа людей, находящихся в заключении, является результатом изменений в политике уголовного наказания, а не успеха достаточных реабилитационных программ. Ненадлежащие условия содержания, приводящие к переполненности и нарушениям прав человека, - лишь одна из проблем, существующих в латвийских местах лишения свободы. Согласно статистике 2018 года, четверть заключенных, отбывающих наказание в латвийских тюрьмах, как минимум в четвертый раз попали в тюрьму за преступления против
№ 4 / 2023
Bulletin of economic security
49
собственности. Латвийская служба иробации заявила, что каждый пятый заключенный совершает преступление в течение первого года после освобождения из-за различных проблем, препятствующих ресоциализации заключенных. Хотя в большинстве тюрем заключенным предлагают посещать программы по трудоустройству, образованию или профессиональному обучению, имея дополнительный доступ к открытым дворам и спортзалу, в некоторых тюрьмах ежедневные занятия на улице остаются единственным доступным для заключенных видом деятельности, а весь остальной день заключенные находятся взаперти в своих камерах. Возможностей для трудоустройства недостаточно - в основном заключенные шьют униформу или занимаются деревообработкой, и это привело к ситуации, когда спрос на рабочие места превышает предложение. В то время как около половины заключенных участвуют в образовательных программах, только один из четырех осужденных работает в тюрьме; несмотря на то, что предприниматели готовы расширить свой бизнес за счет увеличения возможностей работы для заключенных, тюремная инфраструктура не позволяет этого сделать. Поскольку наиболее значительную часть тюремного населения в Латвии составляют воры, грабители и осужденные за преступления, связанные с наркотиками, часто бывает так, что 30-летние осужденные, отправленные в тюрьму за совершение одного из вышеперечисленных преступлений, не имеют базовых знаний и социальных навыков; для многих заключенных тюрьма является первым местом работы. Таким образом, отсутствие трудового образования во время заключения мешает бывшим заключенным успешно вернуться на рынок труда, что приводит к высокому уровню рецидивизма.
Зарубежный опыт ресоциализации бывших заключенных важен для освоения новых способов борьбы с преступностью и понимания как те или иные программы работают в государстве, а также какие меры возможно принять в решении возникающих проблем.
Список источников
1. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции / В. В. Лунеев. М. : Норма, 1997. 525 с.
2. Режапова И. М. Зарубежный опыт работы с заключенными с целью их дальнейшей ресоциализации (на примере законодательства Соединенных Штатов
Америки и Канады) / И. М. Режапова, Ю. М. Заборов-ская // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27 (1-4), № 1. С. 40-46.
3. Решетникова А. П., Васильева Т. В. Проблемы законодательного регулирования социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 2. С. 32-35.
4. Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» // https://base.garant.ru/12144685/#friends.
5. Kruze Е., Priede J. Cost-Effectiveness of Prison System Development - Comparison of the European Countries. URL: https://www.researchgate.net/ publication/346349068_Cost-effectiveness_of_prison_ system_development_-_comparison_of_the_European_ countries (date oftreatment: 07.06.2022).
References
1. luneyev V V Crime in the 20th century. World, regional and Russian trends / V. V. Luneev. M. : Norma, 1997. 525 c.
2. Rezhapova I. M. Foreign experience of working with prisoners for their further re-socialisation (on the example of legislation of the United States of America and Canada) / I. M. Rezhapova, Y. M. Zaborovskaya // Man: Crime andpunishment. 2019. T. 27 (1-4), № 1. C. 40-46.
3. Reshetnikova A. I., Vasilieva Т. V. Problems of legislative regulation of social adaptation of persons released from places of imprisonment // Vestnik of Altai Academy of Economics andLaw. 2016. № 2. C. 32-35.
4. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of January 13, 2006 No. 2 «On approval of the Instruction on assistance in labour and domestic placement, as well as assistance to convicts released from serving punishment in penitentiary institutions of the penitentiary system» // https://base.garant.ru/12144685/#friends.
5. Kruze E., Priede J. Cost-Effectiveness of Prison System Development - Comparison of the European Countries. URL: https://www.researchgate.net/ publication/346349068_Cost-effectiveness_of_prison_ system_development_-_comparison_of_the_European_ countries (accessed: 07.06.2022).
Информация об авторе
А. С. Знобищева - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author A. S. Znobishcheva - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 03.07.2023; принята к публикации 04.09.2023.
The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 03.07.2023; accepted for publication 04.09.2023.