Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)'

РОЛЬ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕИНТЕГРАЦИЯ БЫВШИХ ОСУЖДЕННЫХ / СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Режапова Ирина Михайловна

В статье затрагиваются вопросы пенитенциарного образования как части более широкого спектра видов деятельности, предлагаемых лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы за рубежом. Подчеркивается тот факт, что все они направлены на достижение цели ресоциализации, реинтеграции бывших осужденных и снижения уровня рецидивной преступности. В статье сравниваются различные подходы к исполнению наказания в США и странах Северной Европы; приводятся статистические данные, доказывающие, что тюремные системы скандинавских стран проводят самую эффективную работу по реабилитации заключенных и, следовательно, по сокращению повторной преступности в своих странах. Автор делает акцент на том, что успешность этой работы связана, в том числе, и с возможностью получения заключенными образования, которое является одним из главных приоритетов и считается правом заключенного. Приводятся примеры реализации образовательных программ в таких странах, как Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция. Автор считает, что положительный опыт зарубежных стран, успешно решающих вопросы социальной адаптации осужденных, необходимо учитывать в практической деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PENITENTIARY EDUCATION IN THE SUBSEQUENT RESOCIALIZATION OF CONVICTED PERSONS (FOREIGN EXPERIENCE)

The article addresses the issues of penitentiary education as part of a wider range of activities offered to persons serving sentences of imprisonment abroad. The fact that all of them are aimed at achieving the goal of resocialization, reintegration of former convicts and reducing the level of recidivism is emphasized. The article compares different approaches to the execution of punishment in countries such as the USA and the Nordic countries; Statistics show that the prison systems in Scandinavian countries are working best to rehabilitate prisoners and thus reduce re-criminality in their countries. The success of this work is associated with the possibility of education for prisoners, which is one of the main priorities and is considered the right of the prisoner. Examples of the implementation of educational programs in such countries as Great Britain, Denmark, Norway, Finland, Sweden are given. The author believes that the positive experience of foreign countries that successfully solve issues of social adaptation of convicts should be taken into account in the practical activities of the penal system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)»

УДК 376.6

© Режапова И. М., 2021

РОЛЬ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)

В статье затрагиваются вопросы пенитенциарного образования как части более широкого спектра видов деятельности, предлагаемых лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы за рубежом. Подчеркивается тот факт, что все они направлены на достижение цели ресоциализации, реинтеграции бывших осужденных и снижения уровня рецидивной преступности. В статье сравниваются различные подходы к исполнению наказания в США и странах Северной Европы; приводятся статистические данные, доказывающие, что тюремные системы скандинавских стран проводят самую эффективную работу по реабилитации заключенных и, следовательно, по сокращению повторной преступности в своих странах. Автор делает акцент на том, что успешность этой работы связана, в том числе, и с возможностью получения заключенными образования, которое является одним из главных приоритетов и считается правом заключенного. Приводятся примеры реализации образовательных программ в таких странах, как Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция. Автор считает, что положительный опыт зарубежных стран, успешно решающих вопросы социальной адаптации осужденных, необходимо учитывать в практической деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: тюремное образование; образовательные программы; ре-социализация; реинтеграция бывших осужденных; снижение уровня рецидивной преступности.

© Rezhapova I. M., 2021

THE ROLE OF PENITENTIARY EDUCATION IN THE SUBSEQUENT RESOCIALIZATION OF CONVICTED PERSONS (FOREIGN EXPERIENCE)

The article addresses the issues ofpenitentiary education as part of a wider range of activities offered to persons serving sentences of imprisonment abroad. The fact that all of them are aimed at achieving the goal of resocialization, reintegration of former convicts and reducing the level of recidivism is emphasized. The article compares different approaches to the execution of punishment in countries such as the USA and the Nordic countries; Statistics show that the prison systems in Scandinavian countries are working best to rehabilitate prisoners and thus reduce re-criminality in their countries. The success of this work is associated with the possibility of education for prisoners, which is one of the main priorities and is considered the right of the prisoner.

Examples of the implementation of educational programs in such countries as Great Britain, Denmark, Norway, Finland, Sweden are given. The author believes that the positive experience offoreign countries that successfully solve issues of social adaptation of convicts should be taken into account in the practical activities of the penal system of the Russian Federation.

Key words: prison education; educational programs; resocialization; reintegration offormer convicts; reduction of recidivism.

Значение тюремного образования ремный персонал Великобритании ру-

в настоящее время признается многими странами [4]. Считается, что образование является частью более широкого спектра видов деятельности, предлагаемых лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, и все они направлены на достижение одной и той же комплексной цели — ресоциализации и реинтеграции бывших осужденных и снижению уровня рецидивной преступности [2, с. 57].

Исследования, проводимые в разных странах, подтверждают, что люди, находящиеся в тюрьмах, неизменно менее образованны, чем население в целом [2, с. 57]. Не подлежит сомнению также тот факт, что существует обратная зависимость между уровнем рецидивизма и уровнем образования, где, чем выше уровень образования, тем меньше вероятность того, что человек будет повторно арестован или заключен в тюрьму [7, с. 39].

Одной из первых стран, организовавших в своих исправительных учреждениях работу, направленную на полную образовательную адаптацию, является Великобритания. Каждый заключенный в Великобритании имеет право получить образование; во всех тюрьмах разработаны образовательные программы вечерних занятий и созданы условия для получения профессионального образования. При реализации социальных программ тю-

ководствуется следующими Европейскими пенитенциарными правилами:

1. В каждом учреждении должны быть разработаны социально-образовательные программы, обеспечивающие развитие способностей заключенных. Цели программ: совершенствование перспектив, ресоциализация, развитие самоуважения, нравственное воспитание.

2. Образование должно рассматриваться как форма организации свободного времени заключенных, обладать таким же статусом, как и труд, быть составной частью программ исправления.

3. Заключенные имеют право обучаться вне тюрьмы [3, с. 38].

Еще одной страной, уделяющей значительное внимание образовательным программам для заключенных, являются США. Федеральное бюро тюрем США предлагает заключенным большой выбор программ для получения начального базового образования и профессиональных навыков, которые помогли бы им найти работу после освобождения. Все учреждения предлагают занятия по начальному базовому образованию, английскому языку как второму языку, занятия для заключенных, являющихся родителями, занятия для ведения здорового образа жизни, непрерывное образование для взрослых, услуги библиотеки и

инструкции по организации своего досуга.

В большинстве случаев заключенные, не имеющие аттестата об окончании средней школы или сертификата об общем образовании, должны участвовать в программе получения начального базового образования и посетить не менее 240 часов занятий, или посещать занятия до тех пор, пока они не получат сертификат об общем образовании (General Educational Development (GED) certificate). Не говорящие по-английски заключенные должны посещать занятия по английскому языку как второму языку [1, с. 114].

Наиболее успешно в сокращении рецидивизма зарекомендовали себя страны Северной Европы. Тюремные системы скандинавских стран, по-видимому, самые эффективные в мире по реабилитации заключенных и, следовательно, по сокращению повторной преступности в своих странах [5, с. 14].

Скандинавский подход к наказанию, их устройство тюрем и общественное восприятие целей пенитенциарной системы значительно отличаются от других стран. Например, когда Норвегия внедрила тюремную модель, используемую в Дании, Финляндии и Швеции, численность заключенных в этой стране сократилась с 200 на 100 000 человек в 1950 г. до 65 на 100 000 человек в 2004 г. [6]. Аналогичным образом, экспериментальная голландская тюрьма была создана для минимизации затрат и увеличения успеха заключенных после освобождения, где права заключенных имеют первостепенное значение, а ко-

нечная цель состоит в том, чтобы научить правонарушителей, что их выбор имеет последствия, как хорошие, так и плохие [5, с. 17]. Хотя законы и тюремная политика каждой скандинавской страны (например, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании) немного различаются, в целом пенитенциарная система Скандинавии отличается от пенитенциарных систем других стран с более высоким уровнем тюремного заключения и рецидивизма. В результате изменения уголовно-исполнительной политики скандинавские страны пришли к более благоприятным результатам реабилитации и обучения правонарушителей.

Многим людям, имеющим уже сложившееся убеждение о тюрьме и о целях наказания, было бы трудно представить себе тюремную систему, которая не опиралась бы почти исключительно на карательные меры, а скорее занималась бы правами и реабилитацией заключенных. В отличие от других стран мира, в частности, американской тюремной системы, система тюрем Северной Европы служит для реабилитации заключенных, чтобы непосредственно бороться с рецидивизмом [5, с. 18]. Например, в то время как в крупнейших европейских тюрьмах содержится в среднем около 350 заключенных, большинство скандинавских тюрем относительно невелики и вмещают не более 100 заключенных [6]. В основе философии о небольшом размере тюрем лежит идея о том, чтобы содержать несколько действующих тюрем в различных частях страны, позволяя заключенным жить в более тесной близости к своей семье и близкому окружению. Таким образом,

заключенные из североевропейских стран могут сохранить как семейные узы, так и укорененность в своем обществе, получая реабилитационные услуги в тюремных стенах.

В Северной Европе возможность получения образования также является одним из главных приоритетов и считается правом заключенного. Образование предоставляется в необходимом объеме и сотрудников обучают поощрять осужденных к дальнейшему образованию. Заключенные имеют возможность посещать школу полный рабочий день, и тюрьмы предлагают все уровни образования, включая университетские степени, которые могут быть доступны через дистанционное образование [8, с. 276].

Чтобы понять, как скандинавские страны добились таких положительных результатов в реабилитации бывших осужденных и реинтеграции их в общество, можно сравнить политику в области обучения заключенных профессии в этих странах и, например, в США.

Несмотря на то, что профессиональные программы в США направлены на развитие практических навыков правонарушителей, с тем, чтобы помочь им стать активными и полезными членами общества, эти программы постоянно страдают от бюджетных сокращений и других ограничений [5]. К этим ограничениям относится, например, требование наличия у заключенного диплома о среднем образовании. Таким образом из участия в программе исключается значительная часть правонарушителей. Также профессиональные программы в американских тюрьмах зачастую оказыва-

ются неэффективными из-за незначительной поддержки в поиске бывшими осужденными работы после освобождения из тюрьмы [5].

В отличие от США, успех скандинавской модели зависит от способности страны обеспечить потенциальных работодателей. Например, достаточно эффективную политику взаимодействия пенитенциарных учреждений с сообществом внедрила Дания. В этой стране функционирование тюремной модели поддерживается в рамках общества [8, с. 277], например, в обеспечении правонарушителей после освобождения рабочими местами в государственном секторе. Тем не менее, профессиональные программы оказывают поддержку только тем лицам, которые продемонстрировали способность заниматься приносящей доход деятельностью, сохраняя при этом социально приемлемое поведение.

В Финляндии положительно заре-комендавшие себя заключенные направляются в так называемые «трудовые лагеря», где им выплачивается нормальная заработная плата за выполненную работу. В свою очередь, эти доходы используются ими для оплаты собственных расходов, включая аренду жилья, коммунальные услуги, питание и налоги. Кроме того, эти лица могут откладывать деньги и обеспечивать свои семьи, или в некоторых случаях направлять финансовую компенсацию семьям своих жертв [8, с. 275]. Например, тюрьма Бастой, которая является образцовой открытой тюрьмой в Норвегии, пытается воспитывать чувство ответственности среди заключенных путем предоставления возможностей трудоустройства на ос-

нове документированных поведенче- профессиональным практическим

ских моделей и развития доверитель- навыкам бывшие осужденные более

ных отношений между заключенным и вероятно вернутся к нормальной жиз-

администрацией тюрьмы [8, с. 279]. ни в обществе, смогут стать его ак-

Как видно из всего вышесказанно- тивными и полезными членами, а,

го, образование, полученное заклю- следовательно, снизится уровень ре-

ченными в стенах исправительного цидивной преступности.

учреждения, имеет значимость, выхо- В заключение следует отметить,

дящую далеко за рамки утилитарного что опыт зарубежных стран, добив-

применения. Образование может не шихся положительных результатов

только помочь заключенному полу- при решении вопросов социальной

чить квалификацию, чтобы быть кон- адаптации осужденных, необходимо

курентоспособным на рынке труда, но учитывать в практической деятельно-

и может стать надежной базой для сти уголовно-исполнительной систе-

дальнейшего совершенствования. Бла- мы Российской Федерации. годаря образованию и полученным

Литература

1. Заборовская, Ю. М. Получение образования и профессии лицами, осужденными к лишению свободы, как мера профилактики рецидивной преступности / Заборовская Ю. М., Режапова И. М., Забродин А. В., Рекова В. С. // Развитие науки и образования. — Чебоксары, 2018. — С. 105-116.

2. Режапова, И. М. Образование для заключенных за рубежом // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2020. — № 1 (9). — С. 56-63.

3. Шапарь, М. А. Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных в пенитенциарный период // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2017. — № 1 (35). — С. 37-40.

4. Annet Bakker on the main challenges for education in prisons // epa-le.ec.europa.eu. — URL: https://epale.ec.europa.eu/en/blog/education-adult-education-prison-education (дата обращения: 19.02.2021).

5. Incarceration within American and Nordic Prisons: Comparison of National and International Policies // The International Journal of Research and Practice on Student Engagement — URL: http://www.dropoutprevention.org/engage-backup/incarceration-within-american-and-nordic-prisons/ (дата обращения: 19.02.2021).

6. Kenis, P., Kruyen, P. M., Baaijens, J., & Barneveld, P. (2010). The prison of the future? An evaluation of an innovative prison design in the Netherlands. Prison Journal, 90 (3), 313-330. doi:10.1177/0032885510373506.

7. Petersilia, J. (1999). Parole and prisoner reentry in the United States. In M. Tonry & J. Petersilia (Eds.), Prisons (pp. 479-529). Chicago, IL: University of Chicago Press.

8. Pratt, J. (2008). Scandinavian exceptionalism in an era of penal excess. British Journal of Criminology, 48(3), 275-292. doi:101093/bjc/azm073.

Сведения об авторе

Ирина Михайловна Режапова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат филологических наук. E-mail: rezhira4@mail.ru

Information about the author

Irina M. Rezhapova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanitarian, Social and Economics and Natural Sciences, candidate of philological sciences. E-mail: rezhira4@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.