УДК 364.048.6 (73+71)
DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1.040-046
ИРИНА МИХАЙЛОВНА РЕЖАПОВА,
кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк, Российская Федерация,
е-mail: [email protected];
ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА ЗАБОРОВСКАЯ, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк, Российская Федерация,
e-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ С ЦЕЛЬЮ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ)
Для цитирования
Режапова, И. М. Зарубежный опыт работы с заключенными с целью их дальнейшей ре-социализации (на примере законодательства Соединенных Штатов Америки и Канады) / И. М. Режапова, Ю. М. Заборовская // Человек: преступление и наказание. - 2019. -Т. 27(1-4), № 1. - С. 40-46. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1.040-046.
Аннотация. Рецидивная преступность наносит ущерб обществу и государству. Лица, совершившие повторные преступления, не достигли цели исправления во время отбывания наказания в местах лишения свободы в первый раз. Для совершенствования организации профилактики преступлений необходимо, во-первых, изучать зарубежную практику и опыт борьбы с повторной преступностью, во-вторых, больше внимания уделять личности преступников, сложившейся ситуации после освобождения, их поведению и потребностям.
В статье рассматривается зарубежный опыт работы с заключенными (на примере Соединенных Штатов Америки и Канады), направленной на их социальную адаптацию и предупреждение пенитенциарной преступности. Предполагается, что изучение иностранного опыта может быть использовано при разработке и совершенствовании отечественного законодательства, что позволит снизить процент рецидивной преступности в России.
Дается подробное описание американской программы The Minnesota's Challenge Incarceration Program (CIP) («Вызов лишению свободы»). В результате ее проведения снизились показатели рецидивной преступности участников программы по
© Режапова И. М., Заборовская Ю. М., 2019
(сс1®©@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шушт Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
сравнению с участниками контрольной группы, в отношении которых профилактические меры не проводились. Рассматривается положительный опыт Канады по реинтеграции бывших осужденных в общество. На основании проведенного анализа зарубежного законодательства Соединенных Штатов Америки и Канады делаются следующие выводы:
с целью борьбы с преступностью и снижения рецидива преступлений необходимо на государственном и местном уровне принимать программы, направленные на ресоциализацию осужденных, освободившихся из мест заключения;
разработчики зарубежных программ стремятся к объединению усилий всех членов общества, реализации принципов гуманизма и системного подхода;
изучение зарубежного положительного опыта в области социальной адаптации заключенных может стимулировать поиск и разработку новых, нестандартных схем профилактики, ориентированных на российское общество, а также способствовать созданию универсальной схемы работы предупреждения рецидивной преступности.
Ключевые слова: рецидивная преступность, социальная адаптация, заключенные, программы предупреждения преступлений, ресоциализация, профилактика преступности, государственные программы реинтеграции, преступность в Соединенных Штатах Америки, преступность в Канаде, исправление осужденных.
Одной из основных целей уголовно-исполнительной политики является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы (Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р).
В настоящее время, несмотря на необходимое финансирование государством мероприятий по предупреждению рецидивной преступности, в России продолжается рост этого негативного явления. Очевидно, что проблема заключается не в нехватке финансирования, а в том, что в нынешнем виде уголовно-исполнительная система недостаточно эффективно выполняет свою основную функцию по исправлению преступников и обеспечению их подготовки к дальнейшей нормальной жизни в обществе [3].
В условиях реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации большой интерес может представлять зарубежный опыт работы с правонарушителями в плане их социальной адаптации и предупреждения рецидивной преступности [1].
Изучение иностранного опыта может привести к изменению российского законодательства в будущем, что позволит снизить процент рецидивной преступности в России за счет улучшения условий содержания, социальной работы с осужденными, получения дополнительного образования, то есть будет способствовать реализации основной цели уголовной политики - исправлению осужденных и их дальнейшей ресоциализации (возвращению в общество полноценного гражданина) [2, с. 2].
Для США, удерживающих лидирующие позиции по количеству заключенных в мире, вопрос реинтеграции бывших заключенных в общество в настоящее время особенно актуален. В некоторых штатах действуют специальные организации, помогающие бывшим заключенным найти работу, обучающие их различным полезным навыкам и обеспечивающие им всестороннюю поддержку.
Организация JUST of Dupage в штате Иллинойс или Exodus Transitional Community, находящаяся в Нью-Йорке, являются некоммерческими организациями, созданными по инициативе бывших заключенных, цель деятельности которых состоит в оказании различной помощи лицам, только что освободившимся из мест заключения, с целью их социальной адаптации и отказа от совершения повторного преступления, в том числе оказания духовной, материальной и информационной помощи. Деятельность данных организаций основана на волонтерском движении и финансируется за счет государственных грантов, пожертвований, помощи церкви [6].
Организация JUST финансируется за счет средств правительственных грантов данного округа, частных фондов, церквей, частных лиц и имеет офисы в окружных тюрьмах. Для осуществления своей деятельности организация JUST содержит штат из четырех сотрудников и более ста волонтеров [6].
На федеральном и местном уровнях в США реализуются программы предупреждения преступлений. Одной из них, показавшей достаточно высокий процент эффективности в вопросе снижения уровня рецидивной преступности, является программа The Minnesota's Challenge Incarceration Program (CIP) («Вызов лишению свободы»), которая реализуется в США в отношении лиц, осужденных за ненасильственные преступления и преступления против собственности [4]. Основная цель этой программы -изменение отношения заключенного к своему предназначению в обществе с целью снижения рецидивной преступности и затрат на тюремное заключение. Программа рассчитана на полтора года и прохождение трех этапов. На первом этапе участников программы помещают в своеобразный военный лагерь (bootcamp), в условия полной загруженности разнообразной деятельностью в течение 16 часов в день, где они живут в соответствии со строгим расписанием. Этот график основан на сочетании постоянных физических нагрузок, строевой подготовки, посещения учебных занятий и психологической реабилитации. Мероприятия первого этапа включают в себя также работу, выполняемую вручную, развитие когнитивных навыков, отработку определенных навыков и умений, участие в программе восстановительного правосудия, терапию наркозависимости и планирование переходного периода. В зависимости от того, как заключенный справляется с нагрузками и подчиняется строгой дисциплине, он будет помещен в определенную рабочую группу. Следует отметить, что участник должен пройти медицинское обследование на предмет возможности участия в чрезмерных физических нагрузках.
Вторая и третья фазы называются «общественные этапы». На втором этапе участники выходят из исправительного учреждения, но продолжают находиться под постоянным усиленным наблюдением - intensive supervised release (ISR). Участникам программы оказывается всесторонняя поддержка в поиске работы. На этой стадии осужденный должен ежедневно поддерживать контакт лицом к лицу со своим куратором, иметь полную рабочую занятость, соблюдать комендантский час, проходить внеплановую проверку на употребление наркотиков и алкоголя, выполнять общественно значимые работы и в то же время продолжать участвовать в программе.
Окончательный этап - третья фаза. На этом этапе осужденный находится также под усиленным наблюдением и выполняет свою работу в режиме полной занятости. Он продолжает трудиться на благо общества и участвовать в программе. Если участник прошел третий этап, считается, что он закончил участие в программе The Minnesota's Challenge Incarceration Program (CIP). До конца своего срока теперь уже бывшие заключенные находятся на свободе под наблюдением. Те осужденные, которым не удалось
пройти все три этапа программы, направляются снова в исправительное учреждение с увеличенным сроком.
Немаловажным моментом является тот факт, что участие в программе имеет ограничения. Не могут участвовать в программе следующие лица:
- осужденные за преднамеренное убийство, убийство по неосторожности, сексуальные преступления, разбой, похищения людей, ограбления, поджог и любые другие преступления, повлекшие смерть или причинение тяжких телесных повреждений;
- осужденные за побег из исправительного учреждения за последние пять лет;
- не получившие приговор суда;
- некоторые другие категории.
К участию в программе допускаются лица:
- у которых не более 60 месяцев и не менее 13 месяцев до освобождения;
- отбывающие срок только за одно преступление и не имеющие других приговоров;
- отбывающие срок за очередное преступление, но отбывшие срок за это преступление ко времени начала второго этапа программы;
- в настоящее время не ожидающие приговора суда.
Если все требования соблюдены, осужденный подает заявление на участие в программе через своего куратора.
По итогам участия в программе The Minnesota's Challenge Incarceration Program в 2006 г. было проведено исследование и озвучена оценка результатов. Разработчиками программы (Duweand Kerschner) были проведены сравнения уровня рецидива преступлений, совершенных участниками программы The Minnesota's Challenge Incarceration Program (CIP), с уровнем рецидива контрольной группы. Изучались участники программы с октября 1992 по июнь 2002 года независимо от того, завершили ли они все три этапа или нет.
Было доказано, что рецидив уголовных преступлений снизился на 32 %. Срок до повторного ареста и возвращения в исправительное учреждение за совершение нового преступления был сокращен на 35 %. Участники программы CIP совершали меньше преступлений против личности по сравнению с участниками контрольной группы.
Кроме того, благодаря участию в программе CIP и условно-досрочному освобождению расходы на содержание одного заключенного были снижены на 4600 долларов ежегодно. С 1993 по 2002 год благодаря программе государство сэкономило 18,1 млн долларов [4].
В настоящее время Департамент исправительных учреждений Миннесоты разрабатывает новые формы работы, способствующие изменению криминального поведения заключенных и сокращению рецидивной преступности. К одной из таких форм работы относятся «Основные практики исправления» (Core Correctional Practices) [7], на разработку которых Департамент получил федеральный грант и которые, как они считают, позволят вести диалог с американскими законодателями и политиками по вопросу подготовки заключенных к возвращению в общество.
Эти практики основаны на сочетании методов, которые сотрудники исправительных учреждений могут использовать для эффективного взаимодействия с осужденными и управления их поведением, в частности методы моделирования антикриминального поведения, эффективного неодобрения поведения и использования своего авторитета, владения техникой беседы, направленной на повышение мотивации, техники решения проблем и др.
Департамент исправительных учреждений Миннесоты постоянно сотрудничает с научно-исследовательским институтом Цинциннати, который помогает в теоретической
разработке этих практик [7]. Целью этого проекта Департамент считает обучение свыше 500 сотрудников исправительных учреждений Миннесоты возможности использовать «Основные практики исправления» в своей работе.
Одной из причин высокого уровня рецидивной преступности в США аналитики называют низкие шансы найти работу после освобождения. Кандидата на работу отклоняют, как только обнаруживают пункт о наличии судимости. Однако этот пункт в анкете не уточняет тип совершенного преступления и его степень тяжести. Некоторые активисты тюремных реформ в США призывают потенциальных работодателей исключить этот пункт из анкеты для лучшей адаптации в обществе освобожденных из мест лишения свободы и снижения рецидива преступления в стране. «Должна быть создана такая система, при которой бывшие заключенные, обладающие высокой профессиональной квалификацией, не будут автоматически терять возможность найти работу» [8].
Американские сенаторы К. Букер и Р. Пол призывают к принятию в США так называемого Закона об искуплении вины с широкой двусторонней поддержкой (the REDEEM Actwith Broad Bipartisan Support) [8]. Главным положением этого законопроекта должно стать создание механизма, позволяющего «запечатывать», то есть скрывать информацию о совершенных лицом преступлениях [8].
Это позволило бы устранить барьеры, которые препятствуют квалифицированным людям получить стабильную работу, чтобы поддерживать себя, свои семьи и с помощью своих умений и энергии вносить вклад в развитие общества и экономики страны, а также помогло бы «миллионам американцев с криминальным прошлым найти работу и стать полезными, законопослушными членами общества» [8]. Подобная мера способствовала бы более успешной адаптации освобожденных из исправительных учреждений в условиях свободы.
Кроме того, указанный законопроект предполагает запретить содержание в тюрьме лиц, совершивших ненасильственные преступления; не допускать рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами, судами для взрослых; не допускать разглашения информации о совершении ненасильственных преступлений лицами моложе 15 лет; постоянно работать над созданием всесторонних программ для возвращения бывших осужденных в общество. Политики также лоббируют принятие закона - Акта о милосердии - о запрете на содержание подростков в одиночном заключении в федеральных тюрьмах [8].
Представители Сената предлагают вкладывать федеральные средства только в те программы, которые действительно эффективны. Некоторые компании, исправительные учреждения, власти штатов подключились к инициативе, предлагая программы, способствующие адаптации бывших заключенных к жизни в обществе. Так, социально ориентированные сотрудники технологических компаний из Кремниевой долины запустили программу под названием «Код 7370» в ближайшей тюрьме Сан-Квентин, где осужденные имеют возможность получить образование и стать специалистами в области программирования после освобождения. В округе Монтгомери (штат Мериленд) открылся профессионально ориентированный и обучающий центр в тюрьме.
В Федеральном исправительном учреждении Эль Рено в Оклахоме изолированным от общества предоставляется возможность получения высшего образования уровня колледжа и обучения какой-либо специальности [8].
Одной из стран, где принцип адаптации бывших осужденных к жизни в обществе реализуется на практике, является Канада. Исправительной службой Канады разра-
ботана целая система мер и программ для возвращения правонарушителей в общество и снижения уровня рецидивной преступности. Стратегия Исправительной службы Канады включает в себя следующие элементы: как только приговор вынесен, процесс всесторонней оценки уровня риска, представляемого нарушителем, и его потребностей определяет уровень безопасности учреждения, в которое он должен быть помещен. Эта оценка используется, чтобы определить факторы, побудившие правонарушителя совершить преступление, риск, который он представляет, и его потребности в условиях исправительного учреждения. Чтобы получить наиболее точную оценку правонарушителя, Исправительная служба Канады использует информацию от полиции, суда, членов семьи правонарушителя, его работодателей, психологов и иногда даже жертвы преступления [9].
На основании собранной и проанализированной информации Исправительная служба разрабатывает индивидуальный план по исправлению правонарушителя с участием в программах и посещением мероприятий по реабилитации. Целью этих программ является изменение отношения к жизни и преодоление проблем, приведших к тюремному заключению. Так, если лицо имело проблемы с наркотиками, его план по исправлению будет разработан таким образом, чтобы избавиться от наркотической зависимости. Если проблемой являлась склонность к насилию, предполагается исправление психологических особенностей и замена насильственного поведения положительными реакциями. Участие в этих программах для правонарушителя является обязательным, поскольку, как показали исследования, они помогают вернуть освобожденных из мест лишения свободы в общество в качестве законопослушных и полезных граждан. Такой план по исправлению регулярно пересматривается, чтобы оценить успехи и, если необходимо, рекомендовать какие-то изменения.
Таким образом, главным направлением работы Исправительной службы Канады является реинтеграция. Высокоразвитый, хорошо структурированный процесс условно-досрочного освобождения был разработан, чтобы осуществить переход осужденного от исправительной среды к нормальной жизни в обществе [9].
В целом рассмотренные формы и методы зарубежного опыта работы с заключенными с целью их ресоциализации и реинтеграции в общество позволяют сделать вывод о том, что разработчики данных программ стремятся к объединению усилий всех членов общества, к реализации принципов гуманизма и системного подхода.
Изучение зарубежного положительного опыта в области социальной адаптации заключенных может стимулировать поиск и разработку новых, нестандартных схем профилактики рецидивной преступности, ориентированных на российское общество.
В настоящее время в Российской Федерации пока не принят федеральный закон «О социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и контроле над ними», необходимость в котором назрела уже давно [3].
Библиографический список
1. Воробьев Ю. А. Национальные особенности процесса ресоциализации осужденных в уголовно-исполнительной системе Германии на современном этапе // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26(1-4), № 3. С. 285-289.
2. Гачава М. Л. Гуманизация отбывания наказаний как основное условие обеспечения правового положения осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 5. С. 2-4.
3. Решетникова А. И., Васильева Т. В. Проблемы законодательного регулирования социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 2. С. 32-35.
4. An Outcome Evaluation of the Challenge Incarceration Program - October 2006 (Minnesota DOC Study) 2017, viewed 11 November 2018, https://mn.gov/doc/assets/Challenge%20 Incarceration%20Program-Aug2017_tcm1089-308975.pdf.
5. 'Cory Booker, Rand Paul push to overhaul criminal justice system' n. d., New Jersey Politics, viewed 11 November 2018, https://www.nj.com/politics/index.ssf/2015/03/booker_and_ paul_re-introduce_legislation_to_overha.html.
6. Just of Do Page n. d., viewed 11 November 2018, http://www.justofdupage.org/financial.html.
7. Minnesota Department of Corrections 2017, viewed 11 November 2018, https://content. govdelivery.com/accounts/MNCORR/bulletins/16cfd41.
8. Nicholson, L 2015, 'Prison reforms attempt to tackle high recidivism rate, get former convicts hired', Russia Today, viewed 11 November 2018. URL : https://www.rt.com/usa/312504-pris-on-reforms-recidivism-hiring.
9. 'Reintegration of Ex-Convicts into Canadian Society' 2017, Schoolworkhelper, viewed 11 November 2018, https://schoolworkhelper.net/reintegration-of-ex-convicts-into-canadian-society.