Научная статья на тему 'Региональные органы исполнительной власти в системе социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений'

Региональные органы исполнительной власти в системе социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CRIMINOLOGICAL SUPPORT / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIME PREVENTION / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / REGIONAL CRIME / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / EXECUTIVE AGENCIES / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / QUOTING OF WORKPLACES / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / RELEASED FROM PRISON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова Ольга Сергеевна

Борьба с преступностью и ее рецидивными проявлениями на сегодняшний день является одной из приоритетных задач нашего государства и общества. Процесс предупредительного воздействия на преступность система, включающая в себя множество взаимосвязанных элементов, например субъектов, осуществляющих предупреждение преступлений. Их перечень установлен в федеральном законодательстве. К ним, в частности, относятся органы исполнительной власти. Региональные органы исполнительной власти являются самостоятельным субъектом предупредительной деятельности и играют важную роль в данном процессе. Одним из направлений деятельности региональных органов исполнительной власти стала помощь в социальной адаптации лицам, освобожденным из мест лишения свободы. В субъектах Российской Федерации накоплен положительный опыт в данном направлении. В связи с этим актуально рассмотрение роли и места региональных органов исполнительной власти в системе социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также положительного опыта их работы с целью его внедрения в других субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF SOCIAL ADAPTATION OF RELEASED PRISONERS

Crime fighting, and its recurring manifestations is one of the priorities of our state and society. The process of preventive impact on crime is a system that includes a set of interrelated elements e.g. the subjects that are involved in crime prevention. The list of these entities is set in the federal legislation. They include, in particular, executive bodies. Regional executive bodies are an independent subject of preventive activity and play an important role in this process. One of the areas of activity of the regional executive authorities is assistance in social adaptation to released prisoners. In the constituent entities of the Russian Federation, there is quite a positive experience in this direction. In this regard, it seems quite relevant to consider the role and place of regional executive bodies in the system of social adaptation of released prisonres, as well as the positive experience of their work, with a view to its implementation in other constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Региональные органы исполнительной власти в системе социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений»

УДК 343.848.2

ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА ЕФРЕМОВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: efremova-o.s@ya.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Реферат: борьба с преступностью и ее рецидивными проявлениями на сегодняшний день является одной из приоритетных задач нашего государства и общества. Процесс предупредительного воздействия на преступность -система, включающая в себя множество взаимосвязанных элементов, например субъектов, осуществляющих предупреждение преступлений. Их перечень установлен в федеральном законодательстве. К ним, в частности, относятся органы исполнительной власти. Региональные органы исполнительной власти являются самостоятельным субъектом предупредительной деятельности и играют важную роль в данном процессе. Одним из направлений деятельности региональных органов исполнительной власти стала помощь в социальной адаптации лицам, освобожденным из мест лишения свободы. В субъектах Российской Федерации накоплен положительный опыт в данном направлении. В связи с этим актуально рассмотрение роли и места региональных органов исполнительной власти в системе социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также положительного опыта их работы с целью его внедрения в других субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: криминологическое обеспечение, предупреждение преступлений, субъект Российской Федерации, региональная преступность, органы исполнительной власти, социальная адаптация, квотирование рабочих мест, освобожденные из мест лишения свободы.

OLGA SERGEEVNA EFREMOVA, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: efremova-o-s@ya.ru

REGIONAL EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF SOCIAL ADAPTATION OF RELEASED PRISONERS

Abstract: crime fighting, and its recurring manifestations is one of the priorities of our state and society. The process of preventive impact on crime is a system that includes a set of interrelated elements e.g. the subjects that are involved in crime prevention. The list of these entities is set in the federal legislation. They include, in particular, executive bodies. Regional executive bodies are an independent subject of preventive activity and play an important role in this process. One of the areas of activity of the regional executive authorities is assistance in social adaptation to released prisoners. In the constituent entities of the Russian Federation, there is quite a positive experience in this direction. In this regard, it seems quite relevant to consider the role and place of regional executive bodies in the system of social adaptation of released prisonres, as well as the positive experience of their work, with a view to its implementation in other constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: criminological support, crime prevention, the subject of the Russian Federation, regional crime, executive

agencies, social adaptation, quoting of workplaces, released from prison.

__

По итогам 2016 г. каждое второе преступление (56,7 %) совершено лицами, ранее совершавшими преступления. В связи с этим в сфере предупреждения региональной преступности необходимо уделять особое внимание проблеме ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

На сегодняшний день в целом действует система социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в которую входят органы региональной исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере занятости, социальной защиты населения, охраны здоровья граждан, образования и молодежной политики, физической культуры и спорта, а также подведомственные им организации, участвующие в проведении мероприятий по социальной адаптации указанных лиц в силу полномочий, закрепленных в федеральном законодательстве [2, с. 27; 3, с. 126].

© Ефремова О. С., 2017 © Efremova O. S., 2017

Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 93-229

Органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции: а) вырабатывают региональную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию; б) осуществляют нормативное правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений; в) создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях; г) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений; д) формируют и представляют в уполномоченные органы официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений; е) осуществляют профилактику правонарушений в предусмотренных формах профилактического воздействия в соответствии с действующим законодательством; ж) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Существенная роль в предупреждении преступлений в субъекте РФ отведена высшему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Основы функционирования высшего органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере предупреждения преступлений установлены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в законодательстве субъектов РФ. Основными функциями высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений являются выработка государственной политики в области предупреждения правонарушений и преступлений и контроль над ее реализацией.

Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации также утверждает целевые программы по предупреждению правонарушений и преступлений и обеспечивает взаимодействие субъектов предупреждения правонарушений и преступлений, а также координацию их деятельности.

Основное взаимодействие высшего органа исполнительной власти в субъекте РФ, а также иных исполнительных органов осуществляется с органами МВД России, а также другими субъектами профилактики правонарушений по различным направлениям. Координирует деятельность исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации межведомственная комиссия по профилактике правонарушений. Являясь коллегиальным органом, комиссия осуществляет взаимодействие исполнительных органов государ-

ственной власти субъектов Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями независимо от ведомственной принадлежности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также принимают непосредственное участие в социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, их трудоустройстве, обеспечении жилой площадью, оказании им социальной, медицинской и иной помощи.

Например, в Самарской области имеется опыт работы отдела организации социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы, который был образован за счет средств областного бюджета при департаменте социальной защиты населения распоряжением губернатора области. На него возложены основные задачи по работе с освобожденными: осуществление мероприятий по их адаптации на свободе; координация деятельности учреждений и ведомств, общественных объединений и благотворительных организаций, участвующих в реализации мероприятий по социальной адаптации.

В ряде субъектов Российской Федерации действуют специально созданные общественные советы при министерстве региональной безопасности и контроля. В частности, в Рязанской области принято постановление министерства региональной безопасности и контроля от 1 ноября 2012 г. № 3 «Об общественном совете при министерстве региональной безопасности и контроля Рязанской области».

Общественный совет является консультативно-совещательным органом, созданным в целях осуществления общественного контроля за деятельностью министерства региональной безопасности и контроля Рязанской области.

Немаловажную роль в предупреждении преступлений в регионах играют органы социальной защиты населения. Оказание социальной помощи гражданам уполномоченными органами в субъекте Российской Федерации базируется на положениях Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В социальной защите особо нуждаются лица, освобожденные из мест лишения свободы, которые на основании Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» относятся к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой (ст. 5). В случае невозможности трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, они ставятся на учет в качестве безработных, им начисляется и выплачивается установленное законодательством пособие.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты законы о квотировании рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Однако данные законы не предусматривают норм, устанавливающих ответственность юридических и должностных лиц в случае отказа работодателя от выделения рабочих мест в счет квоты. В связи с этим считаем необходимым дополнить законы субъектов Российской Федерации о квотировании рабочих мест нормой об ответственности юридических и должностных лиц в случае отказа работодателя от выделения рабочих мест.

Отсутствие эффективных мер ответственности негативно отражается на результатах трудовой занятости лиц, в отношении которых организациями установлена квота по трудоустройству (при выявлении нарушений выполнения квоты органами службы занятости населения в прокуратуру направляется только предписание) [1, с. 48; 4, с. 149].

Несомненным остается тот факт, что оказанием постпенитенциарной помощи и адаптацией обязаны заниматься органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, а также органы местного самоуправления и муниципальные органы, но они отстраняются от данной деятельности, не выполняя возложенных на них обязанностей [5, с. 79].

В Рязанской области на семь тысяч лиц, нуждающихся в трудоустройстве, имеется около десяти тысяч рабочих мест. При более глубоком анализе проблемы были установлено две основные причины данного явления:

а) вакансии не соответствуют специальностям (профессиям) нуждающихся в трудоустройстве;

б) вакантные рабочие места и места проживания лиц, освобожденных из исправительных учреждений, распределяются неравномерно.

При подготовке осужденных к освобождению данные особенности регионов не всегда учитываются. Во время посещений исправительных учреждений уполномоченными представителями субъекта РФ выяснилось, что характер производства в данных учреждениях и специальностей, по которым ведется подготовка осужденных в профессиональных училищах, нередко далеки от их востре-

бованности в будущих местах проживания осужденных после освобождения от отбывания наказания.

Представляется, что на законодательном и ином нормативном правовом уровне можно определить в качестве цели посещения исправительных учреждений уполномоченным субъекта Федерации (главы правительства субъекта Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления, депутаты, члены общественных наблюдательных комиссий) решение вопросов подготовки осужденных к освобождению с учетом возможностей трудоустройства в избираемом месте жительства.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации играют значимую роль в предупреждении преступлений на уровне регионов, обладая достаточно широкими полномочиями в данной области.

В целях повышения роли и эффективности участия органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, мы предлагаем: а) принять в большинстве субъектов РФ региональные законы о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполни-тельной системы, а также законы о квотировании рабочих мест, о мерах экономического стимулирования работодателей, трудоустраивающих граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и обеспечить контроль их исполнения. Создать и реализовать самостоятельные государственные программы (подпрограммы) социальной адаптации осужденных в большинстве регионов России; б) обеспечить на уровне отдельных нормативных правовых актов и соглашений взаимодействие территориальных органов МВД России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими субъектами профилактику правонарушений по различным направлениям, а также расширить полномочия межведомственных комиссий по профилактике правонарушений в субъектах РФ.

Список литературы

1. Денисов А. Д. О необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы ресоциализации осужденных // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 48-50.

2. Ефремова О. С. О роли органов исполнительной власти субъектов РФ в предупреждении преступлений и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Вестн. Кузбас. ин-та. 2016. № 1. С. 24-30.

3. Минина И. Н. Анализ проблем социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2. С. 126-131.

4. Сторожук М. И. Постпенитенциарная адаптация в нормах уголовно-исполнительного права. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний. Рязань, 2015.

5. Уткин В. А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность // Уголовная юстиция. 2014. № 1. С. 75-80.

References

1. Denisov A. D. O neobhodimosti sovershenstvovanija zakonodatel'stva, reglamentirujushhego voprosy reso-cializacii osuzhdennyh [On the necessity of improving the legislation, regulating the issues of re-socialization of prisoners]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, pp. 48-50.

2. Efremova O. S. O roli organov ispolnitel'noj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii v preduprezhdenii prestuplenij i social'noj adaptacii lic, osvobozhdennyh iz mest lishenija svobody [On the role of the executive bodies of the subjects of the Russian Federation in the prevention of crimes and social adaptation of persons released from prison]. Vestnik Kuzbasskogo institute - Bulletin of the Kuzbass Institute, 2016, no. 1, pp. 24-30.

3. Minina I. N. Analiz problem social'noj reabilitacii grazhdan, osvobodivshihsja iz mest lishenija svobody [Analysis of problems of social rehabilitation of people released from places of imprisonment]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2015, no. 2, pp. 126-131.

4. Storozhuk M. I. Postpenitenciarnaja adaptacija v normah ugolovno-ispolnitel'nogo prava. Aktual'nye prob-lemy ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ispolnenija nakazanij [Post-penitentiary adaptation in the norms of the criminal-executive law. Actual problems of the criminally-executive law and execution of punishments]. Ryazan, 2015.

5. Utkin V. A. Resocializacija osvobozhdennyh ot nakazanija: istorija i sovremennost' [Resocialization of those who have been released from punishment: history and modernity]. Ugolovnaja justicija - Criminal Justice, 2014, no. 1, pp. 75-80.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ефремова Ольга Сергеевна - преподаватель ка- Efremova Olga S. - lecturer of the philosophy

федры философии и истории Академии ФСИН Рос- and history department Academy of the FPS of Rus-

сии, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: efre- sia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: efre-

mova-o.s@ya.ru. mova-o-s@ya.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Ефремова, О. С. Региональные органы исполнительной власти в системе социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений / О. С. Ефремова // Уголовно-исполнительное право. -2017. - Т. 25(1-4), № 2. - С. 198-201.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Efremova O. S. Regional'nye organy ispolnitel'noj vlasti v sisteme social'noj adaptacii lic, osvobozhdennyh iz ispravitel'nyh uchrezhdenij [Regional executive authorities in the system of social adaptation of released prisoners]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 198-201.

Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 93-229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.