Научная статья на тему 'Зарубежный опыт решения проблем «Уличных» детей'

Зарубежный опыт решения проблем «Уличных» детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
734
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«уличные» дети / безнадзорный / беспризорный / забота государства / Финляндия / Германия / социальная работа / помощь детям и молодежи / служба неотложной помощи

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акимова Лидия Викторовна

В статье представлен зарубежный опыт решения проблем «уличных детей» Финляндии и Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт решения проблем «Уличных» детей»

УДК 316.346 ББК 60.54

Л.В. Акимова, кандидат социологических наук, доцент (г. Москва)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ «УЛИЧНЫХ» ДЕТЕЙ

Статья рекомендована к печати кандидатом социологических наук, доцентом

И.А. Васильевым.

Аннотация. В статье представлен зарубежный опыт решения проблем «уличных детей» Финляндии и Германии.

Ключевые слова: «уличные» дети, безнадзорный, беспризорный, забота государства, Финляндия, Германия, социальная работа, помощь детям и молодежи, служба неотложной помощи.

В области охраны ребенка за рубежом существует обширный пакет законодательный актов. В дополнение к Конвенции ООН по защите прав ребенка, принятой 191 страной, международное сообщество разработало множество инструментов, среди который: Африканская Хартия о правах и социальном обеспечении ребенка, Всемирная Декларация о выживаемости, защите и развитии ребенка, а также Протокол к Конвенции по правам ребенка о вовлеченности детей в вооруженные конфликты.

Однако, активная работа по практическому применению всех этих инструментов во многих странах, в том числе и России, пока еще не ведется. В то время как эффективное использование этих правовых механизмов позволило бы детям полноценно развиваться, воспитывать у молодого поколения уважение к правам человека, основным свободам, культуре мира и толерантности. Несмотря на обширный опыт зарубежных стран, свидетельств нарушения прав детей и молодежи достаточно много. Сегодня во многих государствах мира дети сталкиваются с голодом, болезнями, социальным отчуждением, порождающими в свою очередь противоправное поведение и конфликт. Сегодня одна из наиболее болезненных проблем во всем мире -это категория детей, лишенных семьи, без условий проживания в результате трудных жизнен-нык обстоятельств. Уличные и работающие дети обычно живут в неприемлемых условиях и являются жертвами всех видов насилия. Многие

из них страдают различными заболеваниями, часть не ходят больше в школу (или никогда не ходили). Если даже эти дети смогут преодолеть сопутствующие их образу жизни голод, проституцию, сексуальное насилие, болезни, социальное отчуждение, притеснение полиции, нарушение закона, тюремное заключение, употребление наркотиков, опасную и низкооплачиваемую работу, рабство, они вырастут и превратятся в безграмотных и асоциальных взрослых.

«Уличные» дети, как правило, лишены радостей детства. Забота государства о них крайне недостаточна. Лишь организации социальной защиты, религиозные заведения и отдельные лица удовлетворяют их потребности для выживания: пища, крыша над головой, одежда, лечение, правовая помощь, санитарные условия, защита против насилия и всяких нарушений, чинимых именем закона. В Конвенции ООН о правах ребенка права детей рассматриваются под углом зрения выполнения трех основных задач: выживания, развития и защиты. В нашей стране права ребенка общепризнанны на всех уровнях - от бытового, до нормативно-законодательного. Однако это признание так и остается декларацией, не имеющей до настоящего момента надежд на реализацию. В России ни одно ведомство не владеет точной информацией о количестве безнадзорных детей. Их число в разных источниках колеблется от 2,5 до 5 млн. человек. Предпринимаемые государством меры по снижению остроты проблемы детской безнадзорно-

174

сти и беспризорности, принятие целевых федеральных программ хотя и привели к некоторым положительным сдвигам, но явно недостаточны, т. к. неопровержимым показателем неэффективности данных мер является то, что они не повлекли существенных изменений, и количество безнадзорных детей не уменьшилось. Опыт Финляндии и Германии по оказанию помощи уличным подросткам наиболее показателен для Европы, он может быть достаточно полезным и частично приемлемым для нашей страны.

Например, в Финляндии нет беспризорников, оставшихся без родителей. Одна из важнейших забот государства - безнадзорные дети, которые из-за пьянства родителей и наркотиков совершают преступления, пропускают занятия в школе и живут, где придется. Доля безнадзорных детей, заброшенных родителями, от общего количества детского населения Финляндии достигает 1%. Если гражданин Финляндии остается без работы или доходы его ниже прожиточного минимума, то государство берет на себя заботу о таком человеке, ему предоставляются пособия и социальное жилье, дети его бесплатно посещают дошкольные образовательные учреждения.

В Финляндии все дети, с ясельного возраста и до совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе. Представитель социальной службы (заметим, не воспитатель или классный руководитель) навещает ежемесячно подопечных и проводит мониторинг семей - заносит в компьютер данные возраста, образования родителей, уклада семьи и ее трудности и проблемы. Социальные работники и полиция помещают уличных детей в закрытые центры. В течение трех месяцев безнадзорные находятся в центре и не имеют права без сопровождения взрослых выходить на улицу. Решая дальнейшую судьбу ребенка, сотрудники центра при его непосредственном участии ведут переговоры с родителями и заинтересованными службами.

В зависимости от сложности ситуации и возраста ребенка его возвращают обратно в семью, либо в больницу лечиться от наркологической зависимости, либо в детский дом, либо на трудовое перевоспитание, так как детей в Финляндии не сажают. При этом многие мамы и

папы лишаются родительских прав, а ребенку находят другую семью.

Финские законы гораздо строже наших в этом отношении, но и более гибкие, умело сочетающие принципы кнута и пряника. Финские родители опасаются лишиться права опеки над ребенком не только потому, что боятся их потерять. Дети в этой стране выступают гарантом благополучия взрослых. Если в семье есть дети, государство обязательно помогает таким семьям. Размеры пособий, бесплатных социальных и медицинских благ во многом зависят от того, есть ли в семье ребенок.

Не менее показательным примером заботы государства о подрастающем поколении, четко отрегулированной детской и молодежной политики, адекватной нормативно-правовой базы, деятельности управленческих структур и общественных организаций является забота о детях и молодежи в Федеративной Республике Германии (ФРГ).

«Цель детской и молодежной политики ФРГ - поддерживать индивидуальное и социальное развитие детей и молодых людей, оказывать противодействие обездоленности, поддерживая родителей и других лиц, обладающих правами воспитания. Дети и молодые люди должны быть защищены от опасностей, им должны быть предоставлены дополнительные шансы на развитие и образование, для них должны быть созданы доброжелательные к детям и семьям условия жизни и окружающей среды» [1].

Особое значение для детской и молодежной политики имеют отчеты о положении молодежи, о помощи детям и молодежи, которые федеральное правительство представляет бундестагу и бундесрату в каждый отчетный период (§84 Закона помощи детям и молодежи - КШО) [2]. Такие отчеты содержат предложения по дальнейшему развитию помощи детям и молодежи. Они выполняют две важные функции: обращать общественное сознание к положению детства и молодежи и побуждать все общественные сферы к действиям, оказывающим им помощь.

Следует отметить, что в ФРГ понятия «дети» и «молодежь» едины. Государство посто-

янно заботится о подрастающем поколении до вступления их во взрослую жизнь. Помощь детям и молодежи понимается не как контролирующая мера, а как превентивно действующая, желанная для ищущих помощь и созданная при их участии социальная услуга.

Для того чтобы уберечь детей от негативного влияния СМИ в Германии существует Закон о распространении литературы, представляющей опасность для молодых людей (О)Б) [3]. Данный закон применим как к печатным изданиям, так и к носителям звуко- и видеозаписи, иллюстрациям и другим изображениям. Закон различает две категории рукописей, представляющих опасность для молодых людей: «издания, которые готовы нанести вред нравственности детей и молодых людей» (§ 1, абзац 10) Б) и явно наносящие большой вред нравственности молодых людей (§ 6 .0) Б) [3]. И в том, и в другом случае нанесения вреда правовые последствия связаны с подкрепляющими наказание запретами на продажу, распространение и рекламу с целью недопущения доступа к этим произведениям детей и молодых людей.

В случае, если воспитание, служащее благу ребенка и подростка, требует особой помощи, не имеющейся в семье, то родители имеют право на то, чтобы им со стороны Ведомства по делам молодежи в процессе воспитания была оказана поддержка. К «амбулаторным», то есть поддерживающим формам оказания помощи, наряду с консультацией по вопросам воспитания, относится социально-педагогическая помощь семье. Она оказывается помощником, который многократно в течение недели посещает семьи и имеет контакт с членами семьи [3]. Социальная работа с различными группами молодежи отличается своей интенсивностью и частотой. Дети, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав, живут в других семьях, взявших их на воспитание, в группах под сопровождением, в небольших приютах, дневных группах или детских домах. Центральное значение в этой связи имеет понятие «единство оказания помощи детям и молодежи» [2].

Права родителей всегда рассматриваются выше, чем права социальных работников. Госу-

дарство может вмешаться лишь тогда, когда судом доказано, что родители злоупотребляют своим правом на воспитание и что благополучие их детей находится под угрозой (§1 абзац 2 КОШ) [2]. Социальные работники облагаются правом неразглашения. Кроме того, на основании Закона о помощи детям и молодежи дети и молодые люди могут обращаться в Ведомство по делам молодежи для консультации без уведомления в этом родителей (§ 8, 3 КОШ) [2]. О взятии «под присмотр» уличных детей Законом помощи детям и молодежи указывается (§ 42 КОШ) в том случае, когда дети и молодые люди сами обращаются в службу неотложной помощи или когда полиция находит детей и подростков в местах, опасных для жизни несовершеннолетних и доставляет их в службы неотложной помощи [2]. Во время нахождения в службе неотложной помощи вплоть до определения дальнейшей судьбы ребенка Ведомство по делам молодежи берет на себя временно право опеки такого ребенка. Если благополучию ребенка в семье грозит опасность, то социальные работники обращаются в семейный суд.

Кроме того в ФРГ существует так называемая уличная социальная работа - «81гее1^огк»и мобильная работа с молодежью. Она направлена на молодых людей, которых нельзя охватить имеющимися видами помощи, несмотря на то, что они могут находиться в кризисной ситуации.

Уличная и мобильная работа с молодежью имеют свои законные основания в кодексе социального права (например, кодекс социального права УШ - Закон о социальной помощи детям и несовершеннолетним, как специальная часть закона о социальной помощи). Берлинский «Закон об исполнении помощи детям и молодежи (АО КОШ, часть 3, § 11, § 12, § 13)» гласит: «Социальная работа с молодежью на местах особенно обращена к брошенным, агрессивным, равнодушным, стоящим на пороге к наркомании или совершившим наказуемое деяние [2]. Предложенные мероприятия необходимо организовывать непосредственно в жизненной среде подопечных. Они включают в себя: индивидуальную консультацию, групповые и проектные работы, а также работы в отдельных районах. Местное

управление по делам молодежи должно заботиться о том, чтобы при острой необходимости эти мероприятия могли быть проведены незамедлительно» [4].

Уличная и мобильная работа с молодежью является прерогативой независимых организаций заботы о несовершеннолетних и благотворительных организаций, равно как и государственной социальной помощи и государственный организаций помощи несовершеннолетним. Специалисты не ограничиваются лишь обработкой проблем, вытекающих из жизни на улице. Они помогают детям и подросткам справиться с трудностями, которые привели их к такой жизни, принимая во внимание, что для своих подо-печнык «улица» является нормальной и законной жизненной средой, привлекательной и полной риска.

Кроме уличной и мобильной социальной работы в ФРГ существует также детская кризисная служба. Это государственное учреждение в Берлине, которое финансируется и контролируется отделом городского Сената по делам школы, молодежи и спорта. Кризисная служба работает круглосуточно, сюда может обратиться или быть доставлен (полицией, работниками государственных служб, занимающихся делами молодежи, воспитателями детских садов, учителями, знакомыми или родителями) любой ребенок, нуждающийся в помощи и поддержке от 0 до 14 лет. С детьми социальные работники, психологи и воспитатели проводят консультирование. Цель кризисной службы заключается в решении проблем детей с помощью понимания, теплого отношения и заботы. Работа в кризисной службе требует прочной кооперации и точной информированности всех, кто занят этой работой. В связи с этим проводятся различные мероприятия, ведутся записи в групповых журналах, обсуждения и ежедневные информационные обзоры среди всех сотрудников отделов данного учреждения: консультационной службы, службы обслуживания в группах, социально-педагогической дневной службы, психологов и медицинских сестер [6].

В отличие от Германии, в нашей стране социальная работа и профессия социального работника недостаточно востребована и развита,

а в высших учебных заведениях только в 2005 учебном году началась подготовка специалистов для работы с молодежью. Работа с детьми и молодежью проводится, как правило, педагогами, окончившими педагогический факультет или специализировавшихся на дополнительны« курсах, либо социальными педагогами. В сложившейся ситуации страна нуждается в этих специалистах.

Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации нет единой законодательной базы основы федерального уровня по работе с детьми и молодежью, какая имеется в Германии в виде Закона о помощи детям и молодежи. Каждая область или регион РФ имеют полную автономию на разработку и принятие закона. После отмены пионерской и комсомольской организаций предпринимается попытка построить новую сеть как государственных, так и независимых молодежных организаций. Большая доля работы, которая проводится среди молодежи, осуществляется в клубах для детей и молодежи. Разница по отношению к Германии заключается в том, что задачи государственной молодежной политики в России в основном реализуются государственными учреждениями, а не со стороны «свободных носителей», как в Германии. В Берлине, например, бывшие Дворцы пионеров Тельмановской детской организации остались в ведении ведомств по делам молодежи. В Москве Дворцы творчества детей и школьников стали почти общеобразовательными, войдя в систему дополнительного образования. Однако в них проводится работа с благополучными детьми, а не безнадзорными и беспризорными.

Таким образом, в ФРГ много заботы и внимания уделяется детям и молодежи. Подрастающее поколение чувствует поддержку не только со стороны государства, но и со стороны отдельных граждан. В федеральном законодательстве существует единый Закон помощи детям и молодежи, Закон о распространении литературы, представляющей опасность для молодых людей и целый ряд законов о правовой защите детей и молодежи. Круглосуточно работает детская кризисная служба, где детям и семьям оказывается квалифицированная помощь специалистов в решении

сложных проблем. На высоком уровне осуществляется уличная социальная работа и мобильная работа с молодежью. Ведомства по делам молодежи ФРГ ведут широкую профилактическую работу, считая ее основной мерой предупреждения «кризисных ситуаций».

Изучение мирового опыта позволяет утверждать о целесообразности использования наиболее приемлемых для России форм и методов борьбы с уличными детьми за рубежом для решения аналогичных проблем в нашем обществе. Среди них: принятие единого закона помощи детям и молодежи, как, например, в Германии; ведение социальными службами непрерывного учета всех детей с ясельного возраста и до совершеннолетия, проведение систематического мониторинга семей (уклад семьи, ее трудности и проблемы, образование родителей и т. п.), как, например, в Финляндии.

УДК 37.012 ББК 72

Примечания:

1. Детская и молодежная политика. Помощь детям и молодежи. Молодежная работа в Федеративной Республике Германии. - Бонн, - 1994.

2. Закон о помощи детям и молодежи в федеральном законодательстве Германии. От 26 июня 1990 года (ЮШ).

3. Закон о распространении литературы, представляющей собой опасность для молодых людей. От 9 июня 1983 года. Германия.

4. Закон о социальной помощи детям и несовершеннолетним, как специальная часть закона о социальной помощи. Берлинский «Закон об исполнении помощи детям и молодежи».

5. Конвенция о правах ребенка.

6. Риттбергер Л., Тайнц Т., О. Терещенко и др. Помощь молодежи в России и в Германии. Берлин. - 2002.

Е.П. Белозерцев,

Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, профессор ВГПУ, член союза писателей России

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДЕТЕКТИВ ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ К МОНОГРАФИИ

ОЛЕГА НИКОЛАЕВИЧА СМОЛИНА

... у той части образовательного сообщества, которое не утратило способность к гражданскому действию, нет иного выхода, кроме как напомнить самим себе и своему народу старый лозунг европейских «шестидесятников»: будь реалистом - требуй невозможного! Или девиз герценовского «Колокола»: зову живык!

О.Н. Смолин

В конце Года Учителя вышла в свет монография О Н. Смолина «Образование. Политика. Закон. Федеральное законодательство как фактор образовательной политики в современной России» [1].

В монографии осуществляется успешная попытка на основе комплексной картины эволюции отечественного политического процесса предста-

178

вить теоретическую модель образовательной политики и ее законодательного обеспечения.

Хронологические рамки исследования в основном охватывают постсоветскую историю России от начала работы Верховного Совета РСФСР в 1990 году до окончания срока полномочий Государственной Думы четвертого созыва в декабре 2007 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.