Научная статья на тему 'Социальная проблема безнадзорности в Российской Федерации в контексте подхода ценностного конфликта'

Социальная проблема безнадзорности в Российской Федерации в контексте подхода ценностного конфликта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / ОСОЗНАНИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ / РЕФОРМА / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL PROBLEM / UNDERSTANDING / FINDING THE RIGHT POLICY / REFORM / CHILD NEGLECT / VALUABLE CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алимова Эльфия Фатыховна

В русле субъективистской традиции, в рамках подхода ценностного конфликта Р. Фуллера и Р. Майерса рассматривается социальная проблема безнадзорности. Социальная проблема, с точки зрения исследователей, всегда находится в динамичном состоянии и проходит следующие стадии: осознания, определения политики и реформы. Пути решения проблемы безнадзорности, эволюция социальной политики в отношении детей анализируются в контексте трех вышеназванных стадий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алимова Эльфия Фатыховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social problem of child neglect in the Russian Federation in a context of the approach of the valuable conflict

In article, in the tideway of subjectivistic tradition, within the bounds of the approach of the valuable conflict of R. Fuller and R. Myers the social problem of child neglect is considered. The social problem, from the point of view of researchers, is always in a dynamical state and passes next stages: 1) understanding the problem, 2) finding the right policy and 3) reform. Ways of the decision of a problem of child neglect, evolution of social policy concerning children are analyzed in a context of three above-named stages.

Текст научной работы на тему «Социальная проблема безнадзорности в Российской Федерации в контексте подхода ценностного конфликта»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им Н.И. «Л®баЧезск®г®. Серия Социальныенауки, 2009, № 4 (16), с. 18-24

УДК 316.354:351/354

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА БЕЗНАДЗОРНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОДХОДА ЦЕННОСТНОГО КОНФЛИКТА

© 2009 г. Э. Ф. Алимова

Казанский государственный технологический университет [email protected]

Поступила в редакцию 02.09.2009

В русле субъективистской традиции, в рамках подхода ценностного конфликта Р. Фуллера и Р. Майерса рассматривается социальная проблема безнадзорности. Социальная проблема, с точки зрения исследователей, всегда находится в динамичном состоянии и проходит следующие стадии: осознания, определения политики и реформы. Пути решения проблемы безнадзорности, эволюция социальной политики в отношении детей анализируются в контексте трех вышеназванных стадий.

Ключевые слова: социальная проблема, осознание, определение политики, реформа, безнадзорность, ценностный конфликт.

Детская безнадзорность является прямым следствием современной социально-экономической дестабилизации, снижения уровня жизни, культурного, нравственного потенциала населения. Численность детского населения России интенсивно убывает. Так, в 1989 году численность детей в возрасте до 16 лет составляла 36 млн человек, в 1997 году -32 млн человек, в 2005 году в Российской Федерации проживали 29 млн детей в возрасте до 18 лет, в 2007 году - 27 млн человек, что составляет 19% от общей численности населения. Среди данного количества детского населения 2.7% - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Каждый год в России выявляется от 100 до 130 тысяч безнадзорных детей [1].

Несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации, реальные механизмы защиты прав детей - самой бесправной части российского населения -до сих пор отсутствуют. Исследование социальной проблемы безнадзорности в основном протекает в русле объективистской традиции, когда выявляются и анализируются причины, приводящие к безнадзорности, и затем предлагаются определенные меры по исправлению ситуации.

Альтернативой объективизму в социологии социальных проблем является субъективистская традиция, в частности подход ценностного конфликта. С точки зрения подхода ценностного конфликта Р. Фуллера и Р. Майерса, «каждая социальная проблема состоит из объективного условия и субъективного определения. Социальная проблема - это то, что люди считают социальными проблемами» [2, с. 139].

Фуллер и Майерс отмечали, что объективные условия представляют собой верифицируемую (установление достоверности опытным путем) ситуацию, существование и масштабы которой могут быть определены в ходе исследования непредвзятым наблюдателем. Субъективное определение - это осознание индивидами того, что данные условия угрожают определенным значимым ценностям. Одними из первых они показали значение субъективной составляющей каждой социальной проблемы. Исследователи отметили, что важную причинную роль в определении условия как проблемы имеют ценности. Социальные проблемы, таким образом, предполагают конфликт ценностей. С точки зрения Фуллера и Майерса, все социальные проблемы имеют некоторые общие характеристики, предполагающие общий порядок развития всех социальных проблем, состоящий в определенной временной последовательности их возникновения и созревания. Каждая стадия предвосхищает последующую и содержит новые элементы, которые отличают ее от предыдущей. Социальная проблема, следовательно, всегда находится в динамичном состоянии и проходит следующие стадии: осознания, определения политики и реформы.

Социальная проблема может быть выявлена только тогда, когда она осознается людьми, выражающими свою озабоченность через утверждение «что-то должно быть сделано». Очень скоро после осознания наступает время обсуждения политики, альтернативных решений. Заинтересованные группы озабочены тем, «что следует делать то и это». В центре внимания находятся специальные программы. В стадии реформы происходят административные преоб-

разования. Это стадия действия - как общественного, так и частного. Теперь акцент делается на факте, что «делается то и это». Общественное действие представлено аппаратом правительственных, законодательных, исполнительных и судебных органов. Это институционализированная фаза социальной проблемы.

Что касается безнадзорности и ее профилактики, то можно отметить безразличие государства и общественности к данной проблеме.

Государственным органом, занимавшимся положением детей в начале 90-х годов XX в., был Государственный комитет Российской Федерации по делам детей, созданный в августе 1991 года. За время своего существования до 1999 года комитет шесть раз подвергался реорганизации и реформированию. В декабре 1999 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по молодежной политике». В соответствии с указанным документом, Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике (Госкоммолодежи России) являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики [3]. В 2000 году комитет был реорганизован, а его функции были переданы в Министерство образования, осуществляющее координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении нескольких Федеральных служб и агентств, в том числе Федерального агентства по образованию, которое по настоящее время занимается «воспитанием и молодежной политикой» [4]. Передача функций комитета в Министерство образования подчеркнула вторичность проблем детей и молодежи в политике нашего государства, что существенно ослабило авторитет органов, которые должны были определять идеологию, давать ориентации на духовно-нравственные составляющие нашей культуры детей и молодежи.

В Татарстане действия по реорганизации органов, занимающихся детьми и молодежью, были не столь радикальны. Вслед за созданием федерального органа исполнительной власти в области молодежной политики, в начале 90-х годов, подобные государственные органы стали создаваться и в регионах. В 1994 году решением Верховного Совета Республики Татарстан был образован Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи. В 1994 году был организован Комитет по делам детей и молодежи администрации г. Казани, а

также соответствующие отделы и комитеты администраций районов города [5]. В 2001 году было образовано Министерство по делам молодежи и спорту в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан «Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных Министерств и Государственных Комитетов Республики Татарстан» (в результате слияния Государственного комитета РТ по делам детей и молодежи и Государственного комитета РТ по физической культуре, спорту и туризму) [6]. Деятельность Министерства направлена на создание условий для самореализации, социальной активности молодежи, формирования здорового образа жизни. Но так же, как и в России в целом, в Республике Татарстан нет специального органа, занимающегося проблемами детей, в том числе безнадзорных.

Осознание проблемы безнадзорности и поиск возможных путей профилактики нашли отражение в указе от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот указ был вызван той политической и социальной обстановкой в России, которая сложилась после распада СССР в 1991 году.

В 1992 году был принят «Закон об образовании», по которому ранее обязательное обучение в школе становится необязательным. Последняя учитывающая детей организация - школа - осталась в стороне. Разрушается единая система работы с трудными детьми. По Постановлению Правительства № 723 от 17 сентября 1992 г. контроль за детской безнадзорностью и приемники-распределители для несовершеннолетних передаются из МВД в Министерство социальной защиты, которые не обладают необходимыми ресурсами для работы с безнадзорными и беспризорными детьми. Дети «повисают» между двумя ведомствами. Согласно «Закону о милиции», реформирована работа Инспекций по делам несовершеннолетних, оперативные методы контроля исключены из ее практики. Уголовные дела по несовершеннолетним передаются в общие следственные отделы, а детские колонии в общую систему ИТУ. В это время создаются первые приюты в Москве, Петербурге, Одессе, Новосибирске, которые могут принимать по 30-50 детей.

За 1991-1995 годы количество подростков в стране, употребляющих спиртные напитки и доставленных в ОВД, возросло с 106219 до 269086 [7]. Число правонарушителей в возрасте 14-15 лет за эти же годы увеличилось более чем наполовину. Произошел рост преступности,

связанный с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность.

Указ 1993 года актуализировал на законодательном уровне проблему безнадзорности и ее профилактики. В нем шла речь о государственной системе профилактики, куда входят КДН, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

В указе предлагалось для координации действий министерств и ведомств Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образовать Межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних при Совете Министров -Правительстве Российской Федерации, которая была создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 646 «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних».

Функции по взаимодействию государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам осуществлялись комиссиями по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти республик. На том этапе был накоплен определенный опыт в решении проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который заключался как в увеличении количества социальных учреждений, занимающихся вопросами социализации, ресоциализации, адаптации детей, так и в апробировании и совершенствовании методик и технологий работы с безнадзорными детьми. Предлагалось создать специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в структуре органов социальной защиты населения - специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния, - в структуре органов образования. Определились рамочные условия деятельности по профилактике безнадзорности. Основной акцент был сделан на предупреждении правонарушений несовершеннолетних.

Следующая стадия - определение политики. Приходит понимание необходимости комплексной и в первую очередь правовой защиты детства как необходимого условия профилактики безнадзорности. Началом этой стадии условно можно назвать Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей)». В связи с этим Указом в российской законодательной практике впервые появился термин «государственная социальная политика по улучшению положения детей».

В Указе определена общая цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации - преодоление нарастания негативных тенденций и стабилизация положения детей, создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей. Необходимость реализации права детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

• укрепление правовой защиты детства;

• поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

• обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

• улучшение питания детей;

• обеспечение воспитания, образования и развития детей;

• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах;

• создание условий для функционирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;

• совершенствование ее нормативно-правовой базы;

• оснащение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками с девиантным поведением, необходимым оборудованием и автотранспортом;

• разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонаруше-

ний детей и подростков в современных условиях;

• кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей.

Благодаря осуществлению Национального плана действий удалось продвинуться в решении многих острых проблем, прежде всего добиться снижения младенческой смертности на 20%, смертности детей в возрасте до 5 лет, заболеваемости детей рядом опасных инфекционных заболеваний.

По оценке Министерства финансов РФ, возросла доля расходов на защиту материнства и детства в общем объеме консолидированного бюджета на здравоохранение, образование и социальную политику: в 1993 году она составила 12.5%, в 1995 - 13.4%, в 1997 - 16.7%. В то же время ЮНИСЕФ отметил, что усиливается неравенство между различными регионами, между детьми в городах и в сельской местности, в различных формах социальной защиты, доступе к образованию. На этом этапе стали появляться программы в регионах в отношении улучшения положения семьи и детей, включая «благополучные семьи», а не только «защиту аномальных, маргинальных семей, семейная политика в отношении которых зашла в тупик» [8].

Так, в Петербурге была разработана городская целевая социальная Программа «Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 1998-1999 годах». Впервые в Программе введена задача социальной поддержки здоровой семьи наряду с социальной помощью проблемной семье, а также социальной защитой детей, оказавшихся в кризисной ситуации. Такое направление программы должно стать приоритетным, поскольку актуализирует работу с нормальной семьей. В программу было введено определение здоровой семьи, данное Всемирной Организацией Здравоохранения. Её отличительными признаками являются следующие:

- наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;

- духовно-нравственное благополучие;

- медицинское благополучие;

- социально-бытовое благополучие;

- материальное благополучие;

- отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

- удовлетворенность браком, отношениями в нем, в том числе и сексуальными;

- единый подход в воспитании детей со стороны родителей, бабушек и дедушек;

- здоровый семейный образ жизни.

Стадия реформ. На этой стадии приходит понимание правосубъектности ребенка. Один из основных законов, соответствующих положениям и требованиям Конвенции, - Закон от 24 июля 1998 года № 14-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». С появлением Федерального закона содержание политики в отношении детей несколько изменилось, появился новый термин «государственная политика в интересах детей».

Основная идея принятого документа в том, что текст закона содержательно соответствует Конвенции ООН «О правах ребенка».

Настоящий Федеральный закон устанавливал основные гарантии прав и законных интересов ребенка, признавал детство важным этапом жизни человека и исходил из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, удовлетворения основных социально-экономических потребностей, развития у них творчески активной, высоконравственной, физически, умственно и психически здоровой гражданской личности. В этом законе официально признавалось, что существует категория детей, находящихся в «трудной жизненной ситуации». В статье 15 «Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», подчеркнуто, что эти дети имеют право на особую заботу и защиту. В этой статье достаточно подробно изложено, как, какими путями это право должно реализоваться. Статья 8 главы 2 «Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей» носит инновационный правовой характер. Однако есть и прямая не-разрешенность ее внедрения, ибо оно зависит от принятия дополнительных законодательных актов, определяющих эти минимальные социальные стандарты. Тем не менее был установлен перечень общих «государственных минимальных социальных стандартов», который включает: бесплатное образование, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, реабилитацию и адаптацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В РФ не выполняется примерно 10-12 статей Конвенции ООН, в том числе одна из важнейших - 27-я, в которой записано: «Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка». По данным Генпрокуратуры РФ, в государстве не обеспечивалось выполнение ст. 18 Конвенции ООН, обязывающей государства оказывать родителям надлежащую помощь в выполнении ими своих обя-

занностей по воспитанию детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений. В документе отмечалось, что все меньше родителей в России имеют возможность воспользоваться услугами детских дошкольных учреждений. Численность детей в них сократилась с 9 млн в 1990 году до 4.3 млн в 2002 году. Нарушались права учащихся, записанные в Законе РФ «Об образовании», что привело к тому, что более 27 тыс. детей в возрасте от 7 до 15 лет в 2002 году по разным причинам не посещали школу, а каждое третье подростковое преступление было совершено теми, кто остался за порогом школы [9, с. 75-77].

На этой стадии получает широкое распространение программный подход, который сегодня является определяющим в профилактике безнадзорности [10].

Правительством России предпринимается ряд последовательных шагов в решении проблем профилактики. Так, на основании решения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 7.07.98 г. была утверждена «Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях» [11, с. 127-148]. В концепции подчеркивается «недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически и организационно отработанной координации между ними, что снижает результативность их совместных усилий». Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

• преодоление тенденции к росту безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечение защиты их прав;

• формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации в обществе;

• создание правовых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности.

Для решения этих задач государство обозначило ряд принципов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, среди которых можно выделить следующие:

• обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье;

• гуманизация взаимоотношений детей и общества в приобретении положительного жиз-

ненного опыта и позитивной социальной ориентации;

• координация деятельности, разделение полномочий и повышение ответственности органов власти всех уровней в решении проблем несовершеннолетних.

В концепции особо были выделены меры общей и специальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Следующим важным документом, принятым в этот период и определяющим политические цели в отношении безнадзорности, был закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

В этом законе определены основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их возникновению; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. В этом же законе, следуя логике концепции, выделяются два вида профилактики: первый - индивидуальная профилактическая работа и второй - общая профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По оценке некоторых специалистов, необходимо переходить к реализации программ опережающего развития, улучшения качественных параметров обеспечения жизнедеятельности детей. Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и курс на развитие его потенциала независимо от места жительства, уровня доходов и типа семьи. В «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (национальный план действий в интересах детей)» было отмечено, что «острота и масштаб наиболее тяжелых проблем детства в Российской Федерации снижаются недостаточно, что создает серьезную угрозу будущему страны. Младенческая, детская и материнская смертность остаются пока намного выше уровня соответствующих показателей в развитых странах. Бедность семей с детьми затрудняет многим детям доступ к базовым социальным услугам и развитию. Не прекращается рост социаль-

ного сиротства, угрозу национальной безопасности и будущему России представляют наркомания, токсикомания и алкоголизм детей и подростков. Острой социальной проблемой стали насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации детей, детская беспризорность и безнадзорность» [12]. Поэтому основной стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года является создание «необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со стратегией социально-экономического развития России на период до 2010 года». Необходимо отметить, что впервые в нормативных документах стратегическая цель государственной социальной политики в интересах детей связывается со стратегией социально-экономического развития России, а проблема безнадзорности и беспризорности признана «острой». Несмотря на такую радикальную оценку данной проблемы, в «Концепцию федеральной целевой программы «Дети России» на 20072010 годы» были включены только подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья», а подпрограмма «Профилактика безнадзорности» включена не была [13].

Итак, можно выделить основные этапы и цели государственной политики в отношении детей в пореформенный период.

На этапе до 1995 года происходил процесс осознания и констатации факта безнадзорности. Политика государства была ориентирована на увеличение количества социальных учреждений, занимающихся вопросами социализации, ресоциализации, адаптации детей, а также на апробирование методик и технологий работы с детьми.

Этап 1995-1998 годов. На этом этапе содержание политики определялось «улучшением положения детей» и заключалось в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, в создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

На этапе 1998-2002 годов содержание политики в отношении детей несколько изменилось, появился новый термин «государственная

политика в интересах детей», пришло понимание правосубъектности ребенка, прав и законных интересов ребенка, детство было признано важным этапом жизни человека.

Этап (период) после 2002 года. На этом этапе стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики.

Проведенный анализ показывает, что происходит эволюция социальной политики в отношении детей, переход от количественных показателей к качественным, к «политике в интересах детей с реальным обеспечением основных гарантий прав ребенка». Приходит понимание того, что, обеспечив «нормальных» детей из благополучных семей основными гарантиями прав, что по сути представляет собой первичную профилактику безнадзорности, можно уменьшить количество детей, переходящих в категорию «детей, находящихся в социально опасном положении».

Список литературы

1. Положение детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2008 г. М., 2008. С. 6-7, 9496.

2. Фуллер Р., Майерс Р. История социальной проблемы // Контексты современности - II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Казань, 2001. С. 139.

3. Об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по молодежной политике. Постановление Правительства РФ № 1350 от 6 декабря 1999 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс.

4. О внесении изменений и дополнений в положение о Министерстве образования Российской Федерации. Постановление Правительства РФ № 774 от 12 октября 2000 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс; Положение о Федеральном агентстве по образованию. Постановление Правительства Российской Федерации № 288 от 17 июня 2004 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс.

5. О государственном комитете РТ по делам детей и молодежи. Постановление № 405 от 22 августа 1994 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс.

6. Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных Министерств и Государственных Комитетов Республики Татарстан. Постановление № 764 от 11 мая 2001 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс.

7. Положение детей в Российской федерации. Государственный доклад 1995 г. М., 1996. С. 9-10, 111-114.

8. Семейная социальная политика государства. Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей // Международная программа «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию». Вып.1.: Сб статей / Под ред. Е.А. Вороновой, В.Е. Смирновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 52.

9. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защитой детства: Социально-правовые проблемы. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. 224 с.

10. О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации. Постановление № 906 от 27 июля 1996 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс; О Президентской программе «Дети России» на 1998-2000 г. Указ № 29 от 15 января 1998 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс; О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 20012002 г. Постановление № 625 от 25 августа 2000 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс; О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2003-2006 г. Постановление № 732 от 3 октября 2002 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс; Основные направления государственной социальной политики по улучшению

положения детей в Российской Федерации до 2010 года (национальный план действий в интересах детей) // Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 3 (196); О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010. Постановление № 172 от 21 марта 2007 г. // Информационно-правовая система Консультант-Плюс.

11. Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях // Семья в России. 1998. № 3-4. С. 127-148.

12. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (национальный план действий в интересах детей). Утверждены решением Межведомственной Комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 26 декабря 2002 года // Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 3 (196).

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 г. № 79 «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы» // Российская газета. 02.02.2007. № 22. С. 18.

SOCIAL PROBLEM OF CHILD NEGLECT IN THE RUSSIAN FEDERATION IN A CONTEXT OF THE APPROACH OF THE VALUABLE CONFLICT

E.F. Alimova

In article, in the tideway of subjectivistic tradition, within the bounds of the approach of the valuable conflict of R. Fuller and R. Myers the social problem of child neglect is considered. The social problem, from the point of view of researchers, is always in a dynamical state and passes next stages: 1) understanding the problem, 2) finding the right policy and 3) reform. Ways of the decision of a problem of child neglect, evolution of social policy concerning children are analyzed in a context of three above-named stages.

Keywords: social problem, understanding, finding the right policy, reform, child neglect, valuable conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.