Научная статья на тему 'Зарубежный опыт реализации энергоэффективных и природоохранных проектов'

Зарубежный опыт реализации энергоэффективных и природоохранных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каштанова И.И.

В статье выполнен анализ зарубежного опыта реализации энергоэффективных проектов, на основе которых можно разработать схемы, адаптированные к российской действительности, в области стимулирования внедрения энергосберегающих, энергоэффективных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт реализации энергоэффективных и природоохранных проектов»

УДК: 620.9:346:622.355.19

И.И.КАШТАНОВА, аспирантка, spbirina@spmi.ru Санкт-Петербургский государственный горный университет

I.I.KASHTANOVA, post-graduate student, spbirina@spmi.ru Saint Petersburg State Mining University

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ И ПРИРОДООХРАННЫХ ПРОЕКТОВ

В статье выполнен анализ зарубежного опыта реализации энергоэффективных проектов, на основе которых можно разработать схемы, адаптированные к российской действительности, в области стимулирования внедрения энергосберегающих, энергоэффективных технологий.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, экологическая политика, топливно-энергетический комплекс.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN IMPLEMENTING POWER EFFICIENT AND ENVIRONMENTAL PROJECTS

In article the analysis of foreign experience of realization of power effective projects on which basis it is possible to develop schemes adapted for the Russian validity in the field of stimulation of introduction of power saving up, power effective technologies is made.

Key words: power efficiency, the power savings, the ecological policy, fuel and energy complex.

В настоящее время вопрос энергоэффективности является важным направлением в государственной экономической политике Российской Федерации и сформулирован в качестве приоритетной задачи Энергетической стратегии России.

На опыте зарубежных стран можно разработать организационно-экономические схемы реализации проектов энергосбережения, адаптированные к российской действительности.

Энергетика становится важным фактором международных отношений, а альтернативная энергетика и энергоэффективность такими аргументами, которые могут влиять на формирование базы международного сотрудничества.

В промышленно развитых странах накоплен значительный опыт государственного регулирования развития возобновляемой

энергии, энергоэффективности и ресурсосбережения. Как ожидается, это позволит странам Евросоюза к 2030 г. увеличить валовой национальный продукт на 79 % при снижении энергопотребления на 7 %. В целом европейские государства будут получать от возобновляемых источников энергии не менее трети потребляемой энергии .

В Западной Европе бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения соответствующими министерствами финансовых средств через уполномоченные государством агентства, отвечающие за реа-

* Центр устойчивого энергетического развития. Энергоэффективность, малая и возобновляемая энергетика // http://esco-ecosys.narod.ru/2009_4/art150.pdf 2007

Centre of sustainable power development. Energy efficiency, small-scale and renewable power generation, 2007 // http://esco-ecosys.narod.ru/2009_4/art150.pdf 2007

_ 181

Санкт-Петербург. 2012

лизацию государственной энергосберегающей политики.

Государство непосредственно участвует в формировании значительной, хотя и не 100 %-ой части бюджетов этих агентств, которые впоследствии распределяются по приоритетным направлениям энергосбережения .

Финансовая поддержка энергосбережения осуществляется государством также посредством выделения субсидий, грантов, предоставления потребителям льготных займов и налоговых льгот. Проанализируем зарубежный опыт в области энергосбережения в разных странах.

• Франция. За одну тонну сбереженного топлива в нефтяном эквиваленте предоставляется грант стоимостью 400 французских франков. Право ускоренной амортизации (в течение 12 мес.) распространяется на инвестиции, сделанные промышленными предприятиями и коммерческими фирмами, которые ориентированы на внедрение энергосберегающего оборудования, материалов и технологий.

• Финляндия. Инвестиционные гранты, предоставляемые правительством энергопотребителям, проводящим энергосберегающие мероприятия, покрывают до 30 % от их общих капитальных затрат. Правительство осуществляет также субсидирование до 50 % стоимости проводимых в стране энергоаудитов.

• Австрия. На реализацию энергосберегающих мероприятий из бюджета выделяется более 100 млн долларов, причем более 2/3 этой суммы идет на повышение энергоэффективности жилого сектора.

• Канада. Для стимулирования притока инвестиций в сферу энергосбережения применяются такие меры, как ускоренная амортизация энергопотребляющего оборудования, используемого в промышленности.

• Бельгия. Инвестиции в энергосберегающие технологии и оборудование, сделанные промышленными, коммерчески* Электронный журнал «Энергосервисные компании.

Экологические системы» // http://esco-ecosys. narod.ru / 2002_9/art04.htm

Energy service companies «Ecological systems», # 9,2002 // http://esco-ecosys.narod.ru/2002_9/art04.htm

182 _

ми и сельскохозяйственными предприятиями, подпадают под льготы по налого-облажению.

• Франция. Налоговый кредит (может быть отсрочка) предоставляется при проведении мероприятий по теплоизоляции жилых зданий.

• Германия (территория бывшей ГДР). Владельцы частных домов имеют право в течение 10 лет инвестировать 10 % суммы подоходного налога в мероприятия по повышению их энергетической эффективности.

Дания, Норвегия, Нидерланды, Финляндия и Швеция помимо чисто экологических соображений, стремясь повлиять на ускорение процесса энергосбережения, ввели дополнительный налог на эмиссию парниковых газов.

К поощряющим мерам налоговой политики относится снижение налоговых ставок или налоговый кредит. В ряде стран, например, для снижения ставки налога на прибыль, фиксированная сумма инвестиций в энергосберегающие проекты вычитается из налогооблагаемой базы, также определенная часть инвестиционных затрат вычитается непосредственно из подоходного налога.

В структуре государственной финансовой поддержки энергосбережения стран -участников Международного энергетического агентства около 60 % приходится на гранты. На долю налоговых льгот в этих странах приходится до 20 % от общего объема государственного экономического стимулирования энергосбережения. Налоговые стимулы привлекают, как правило, крупные и в меньшей степени средние компании как средство снизить налоговые платежи. Одним из новых механизмов стимулирования повышения энергетической эффективности в экономике промышленно развитых стран стали в последние годы различного рода соглашения между правительством и частным бизнесом, а также с региональными и местными органами управления.

Считается, что такие соглашения позволяют более гибко добиться дополнительных результатов в повышении энергоэффективности при более низких государственных

затратах и без ущерба для конкурентоспособности национальной промышленности, причем в тех областях, где плохо работают обычные методы государственного регулирования - налоги, стандарты, обязательное лицензирование и пр.

В основном в связи с выполнением обязательств этих стран по снижению выбросов парниковых газов в рамках Конвенции ООН по глобальному климату в число секторов экономики, в которых используются такие соглашения, входят электроэнергетика, перерабатывающая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт.

В электроэнергетике добровольные соглашения практикуются в 15 странах, как в виде формальных соглашений с правительством, так и в виде соглашений между компаниями и направлены на повышение эффективности использования топлива и энергии. Например, в Канаде одна из крупнейших производителей электрической энергии компания «Ontario Hydro» в целях снижения выбросов парниковых газов обязалась расширить производство электроэнергии на основе возобновляемых источников.

В Дании с 1986 г. правительство заключило ряд соглашений с энергоснабжаю-щими организациями и ведущими политическими партиями по расширению использования энергии ветра, развитию малых ТЭЦ, замещению угля и нефти природным газом и биомассой.

В Германии Ассоциация немецких энер-госнабжающих компаний, контролирующая около 86 % производства электроэнергии, заявила о готовности реализации широкомасштабных программ по энергосбережению.

На промышленный сектор приходится более 60 % добровольных соглашений, которые осуществляются компаниями в 22 странах, в первую очередь в энергоемких отраслях, и включают улучшение энергоэффективности технологических процессов и оборудования, расширение комбинированного производства тепловой и электрической энергии, проведение энергетических аудитов и др. Формы, в которых реализуются добровольные действия в промышленности, весьма разнообразны - от долгосроч-

ных соглашений правительства с отраслевыми ассоциациями (Нидерланды, Финляндия) до программ и разовых кампаний на уровне корпораций.

В числе стимулов, предоставляемых правительством для участия промышленных компаний в добровольных действиях, следующие: финансовая поддержка в форме субсидий и налоговых и инвестиционных льгот, информационная и техническая поддержка при проведении энергоаудитов и мониторинга.

В жилищно-бытовом секторе и сфере услуг реализуется более 100 программ в 11 странах. Эти мероприятия направлены в основном на повышения эффективности электробытовой аппаратуры, систем отопления и освещения, а также на перевод с угля на природный газ.

В Германии, Японии и Швейцарии заключены добровольные соглашения с компаниями-производителями и импортерами автомобилей по повышению качества производимых, а также ввозимых машин. В Канаде с 1978 г. действует программа по общему повышению эффективности автомобильного парка.

Примечательно, что в ряде стран стимулы превышают инвестиции. Например, в Австралии налоговая льгота составляет 150 % инвестиций, в Бельгии - 110 %. В большинстве же стран (Канада, США, Япония, Франция, Италия и др.) предусматривается 100-процентное исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инновации .

Опыт ведущих индустриальных стран показывает, что ресурсосбережение невозможно без государственной поддержки, причем со стороны как законодательной, так и исполнительной ветвей власти.

Ключевую роль в снижении энергоемкости российской экономики должны сыграть меры стимулирующего характера, которые сделают проекты по энергосбережению инвестиционно привлекательными

* Центр устойчивого энергетического развития. Энергоэффективность, малая и возобновляемая энергетика // http://esco-ecosys.narod.ru/2009_4/art150.pdf 2007

Centre of sustainable power development. Energy efficiency, small-scale and renewable power generation, 2007 // http://esco-ecosys.narod.ru/2009_4/art150.pdf 2007

_ 183

Санкт-Петербург. 2012

(предоставление льгот предприятиям, внедряющим энергосберегающие технологии, упрощение доступа к финансовым ресурсам для реализации проектов по энергосбережению, развитие рынка энергосервисных услуг, государственная поддержка возобновляемой энергетики, популяризация энергосбережения).

Анализ зарубежного опыта, в частности инструментов принуждения и стимулирования, позволил установить, что экономической платформой эффективного государственного регулирования является модель, формирующая рыночную среду посредст-

вом которой обновление энергетического оборудования выгодно и доходы от экономии энергии и повышения производительности новых технологий превышают издержки на эксплуатацию старого оборудования за 3-5 лет.

Достигаемый потенциал энергосбережения, существующие барьеры проектного финансирования, последствия применения механизмов принуждения, желательный объем и формы государственной поддержки и другие критерии должны оцениваться на этапе разработки нормативных актов в затрагиваемой сфере правоотношений.

Научный руководитель д-р экон. наук, профессор А.Е.Череповицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.