Научная статья на тему 'Финансовое сопровождение целевых программ энергосбережения и формирование энергоэффективной экономики регионов России'

Финансовое сопровождение целевых программ энергосбережения и формирование энергоэффективной экономики регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчаев П. А.

В статье проводится анализ финансового сопровождения целевых программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в регионах и городах России. Уделяется внимание комплексному характеру реализуемых мероприятий по построению энергоэффективной экономики в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое сопровождение целевых программ энергосбережения и формирование энергоэффективной экономики регионов России»

УДК 336:621

ФИНАНСОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ

ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ

П. А. ЛЕВЧАЕВ, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск E-mail: levchaevpa@yandex. ru

В статье проводится анализ финансового сопровождения целевых программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в регионах и городах России. Уделяется внимание комплексному характеру реализуемых мероприятий по построению энергоэффективной экономики в стране.

Ключевые слова: финансирование, конкуренция, энергосбережение, энергоэффективность, экономика, регион.

Международная конкуренция и борьба за потребителя вынуждает товаропроизводителей всеми силами поддерживать конкурентоспособный уровень производимой продукции. Критерий «цена-качество» во многом определяется возможностью влиять на уровень себестоимости конкурентоспособной и востребованной продукции. Сетевой характер современной мировой экономики, а также уровень развития коллективных достижений, заложенных в производимую продукцию, позволяют достаточно легко удовлетворить практически все существующие (а также перспективные) запросы среднего потребителя за доступную минимальную цену. Однако в гонке за удовлетворением растущих потребностей человеческого общества всегда актуальным является проблема энергоэффективности. Она касается как мировых лидеров производства и

известных брэндов, так и товаропроизводителей, определяющих тенденции местных и региональных рынков.

Современный экономический уклад, возможно как никогда прежде, полностью зависит от энергообеспеченности, и чтобы произвести и реализовать продукт в современной высокоинтеллектуальной (умной, информационной) экономике, требуются лидирующие позиции как по производству энергии, так и по ее эффективному использованию. Энергия, будучи одним из основных видов ресурсов, обеспечивает бесперебойность процессов производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других секторах национальной экономики. Динамичное развитие этих секторов, а также повсеместное распространение бытовых приборов и электроники зачастую приводят к возникновению энергетических проблем в периоды пикового потребления энергии. Поэтому одна из аксиом успешного присутствия на рынке заключается в том, что экономическая система (микро-, мезо-, макро- или мегауровня), базирующаяся на наилучших показателях энергоэффективности, при прочих равных условиях более конкурентоспособна в настоящем, а также потенциально конкурентоспособна в будущем, ибо может при пониженном уровне себестоимости производимой продукции надеяться на

установление минимально комфортной цены для потребителя. Значимость этого вопроса возрастает при увеличивающихся масштабах производства, а также для производителей, находящихся на высших уровнях технологической пирамиды разделения труда. Следует напомнить также, что один из важнейших универсальных законов развития заключается в том, что любая система стремится достичь результата за счет минимальных затрат энергии.

Принято считать, что мировая политика энергосбережения и энергоэффективности берет свое начало после нефтяного кризиса 1973 г.1. Согласно известному Киотскому протоколу, подписавшие его страны сокращают вредные выбросы парниковых газов или же вводят торговлю квотами на них. Приоритетным в практике энергосбережения является транспорт (исходя из влияния этого сектора на уровень выбросов парниковых газов), а также состояние зданий (поскольку, по оценкам экспертов, на долю зданий может прийтись 1/4 возможного сокращения выбросов СО2 в период до 2050 г.). В зарубежной практике важнейшим направлением энергосбережения последних лет является сокращение энергопотребления светотехнической продукцией (Австралия, страны Евросоюза рассматривают вопрос о запрещении ламп накаливания). В Плане действий в области энергоэффективности от 2006 г. Европейская комиссия признала, что только низкозатратная экономия составляет порядка 20 %, а когда речь заходит о технологиях, то потенциал экономии значительно возрастает. Так, при реализации сценария ускоренного развития технологий энергоэффективность (касательно зданий в промышленности и транспорта) позволит сократить энергопотребление к 2050 г. на 17—33 %. В Дании, согласно целям правительства, к 2020 г. половина всего объема электроэнергии будет вырабатываться на ветряных энергостанциях, а к 2050 г. весь спрос на энергию должен обеспечиваться из возобновляемых источников энергии (ветряная энергия, биомасса). Предполагается существенное сокращение использования ископаемого топлива, например газовые турбины ТЭЦ должны лишь поддерживать снабжение электроэнергией в непродолжительный безветренный период. За проектированием «умных» и интегрированных энергетических систем

1 Обеспечение энергоэффективности. Развитие энергетической политики, задачи и возможности / Секретариат энергетической хартии, при участии ЕБРР и Euroheat & Power. 2007r.

(предполагающих комплексное согласованное использование ветряной, солнечной, геотермальной и других видов энергии, биогаза) будущее.

Впервые о переводе России на энергосберегающий режим развития заявил в 2009 г. Д. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ, однако попытки повысить энергоэффективность производства предпринимались и ранее. В России в 1996 г. был принят Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» 2, разграничивающий ответственность между федеральными и региональными уровнями власти и давший начало формированию законодательной базы субъектов Федерации. Российское правительство реализует программу, направленную на демонстрацию эффективных с точки зрения энергопотребления проектов в российских регионах. Ожидается, что опыт проектов, реализованных в пилотных городах, будет распространен и в других регионах, что приведет к повышению энергоэффективности экономики. Несмотря на перманентный характер исследований в сфере энергоэффективности, все еще остаются вопросы, требующие проработки. Так, если первоначально говорили об экономии энергии (энергосбережении), то позднее стали использовать термин «энергоэффективность», подразумевающий не только ликвидацию лишних трат энергии, но и повышение эффективности использования энергии во всех энергетических процессах без ухудшения качества результата. Однако в настоящее время об-щепризнаным является факт того, что повышение энергоэффективности выступает наименее затратным и наиболее быстрым экологичным способом удовлетворения потребностей в энергии, поскольку, по оценкам экспертов-экологов, энергосбережение оказывается в 4—5 раз экономически более выгодным, чем выработка того же количества энергии.

На величину региональных тарифов на электрическую и тепловую энергию существенно влияет процентное соотношение между различными источниками производства энергии (тепловые электростанции, гидроэлектростанции, атомные электростанции, нетрадиционные источники энергии), и чем выше доля дешевых источников энергии, тем соответственно и ниже тариф. Другим важным фактором, определяющим энергоэффективность мероприятий на региональном уровне, а затем учитываемом в тарифе, является протяженность и

2 Документ утратил силу.

обслуживание электрических сетей. Однако любая из статей затрат на производство тепловой энергии может быть оптимизирована. Так, для снижения затрат на топливо используется модернизация или установка современного оборудования, работающего на более дешевом и экономичном его варианте. В ряде случаев целесообразна модернизация существующего оборудования, направленная на снижение удельного расхода топлива на единицу произведенной энергии. Для снижения затрат по выбросам осуществляется замена отдельных деталей оборудования или его замена на инновационные варианты. В целях минимизации затрат на текущий и капитальный ремонты используется реконструкция (модернизация) либо строительство новых инженерных систем и инфраструктуры. К снижению затрат на оборудование приводит либо его замена, либо осуществление автоматизации производственных процессов (способствует снижению количества персонала). Но в любом случае, помимо основных общих факторов, влияющих на энергоэффективность региональной экономики (природно-климатические, технологические, организационно-экономические), выделяют такие их финансовые составляющие, как наличие финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов, благоприятный финансовый климат, институциональная составляющая (готовая для реализации финансовых решений в сфере энергетики).

В российской практике основными видами финансового обеспечения мероприятий по повышению энергоэффективности экономических субъектов выступают следующие3:

1) самофинансирование — реализуется за счет средств субъекта, осуществляющего внедрение проектов энергосбережения;

2) бюджетное финансирование — осуществляется за счет средств:

а) субсидии субъектам РФ на реализацию программ повышения энергоэффективности;

б) субсидии ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», региональных и местных бюджетов в рамках адресных программ капитального ремонта на реализацию энергосберегающих мероприятий;

3 Проект ПРООН/ГЭФ 00074315. Энергоэффективность

зданий на Северо-Западе России. Механизмы финансирования проектов по энергоэффективности зданий. URL: http://undp-eeb. ru/index. php?option=com_content&view=artide&id=30 %3A201 2-01-20-20-04-45&catid=4&Itemid=37&lang=ru.

в) целевое финансирование мероприятий по реализации региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности из средств региональных и местных бюджетов;

г) налоговые кредиты (постановление Правительства РФ от 12.07.2011 №№ 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита»);

3) кредитование — предполагает использование ресурсов российских коммерческих банков и международных финансовых организаций и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов в области повышения энергоэффективности зданий. Возможны также реализация энергосервисных контрактов, лизинг оборудования, механизм государственно-частного партнерства;

4) использование привлеченных средств — осуществляется по линии грантов в рамках российских и международных программ повышения энергоэффективности зданий, а также совместного финансирования проектов с зарубежными фондами и с международными организациями.

Согласно государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 г.» предусматривается выделение 9,5 млрд руб., из которых порядка 7 % приходятся на средства бюджетов РФ и субъектов, а 73 % — на внебюджетные источники. Среди основных мер стимулирования и повышения энергоэффективности выделяют следующие:

- субсидии из федерального бюджета на софи-нансирование программ и предоставление предприятиям госгарантий по кредитам на реализацию соответствующих проектов в рамках долгосрочных целевых соглашений (при этом предполагается, что государственное участие будет не только избирательным и направленным на реализацию долгоокупаемых мероприятий, но и подготавливающим условия для запуска региональных программ и стимулирующим условия для активизации бизнеса в этом сегменте);

- введение системы целевых индикаторов энергоэффективности в различных секторах экономики;

- поддержка НИОКР по энергоэффективности.

Оперативное управление программой возложено на ФГУП «Российское энергетическое агентство». Кроме того, в целях распространения передового опыта финансирования проектов энер-

гоэффективности, а также популяризации решений по энергосбережению Российское энергетическое агентство Минэнерго России, Министерство энергетики РФ и Всемирный банк осуществляют с 2012 г. Программу целевого финансирования проектов энергоэффективности в России.

По данным Российского информационного агентства «ФедералПресс», во многих российских городах и регионах уже осуществляются комплексные проекты по повышению энергоэффективности: «Энергоэффективный квартал», «Умный учет» (проекты предполагают стимулирование энергоэффективного потребления электроэнергии со стороны потребителя) 4. В Москве программа по энергоэффективности осуществляется с 2008 г. с перспективой до 2020 г. (на финансирование мероприятий привлечено более 117 млрд руб., из которых более 99 млрд руб. — из внебюджетных источников). Характерно, что особое внимание уделено системам кондиционирования воздуха, поскольку потребление электроэнергии ими достигает 70 % от всей величины, потребляемой зданием. В Санкт-Петербурге финансирование аналогичных мероприятий энергосбережения также превысило сумму 100 млрд руб. и особое внимание здесь уделяют экономии в бюджетной сфере, а также пропаганде снижения энергопотребления среди граждан. В Екатеринбурге действует городская программа на период с 2012 по 2014 г., а в перспективе, до 2020 г., будет действовать российско-германский проект «Екатеринбург — энергоэффективный город». В рамках муниципальной программы осваивается 10,85 млрд руб., а в планах — 122 млрд руб. (проект «Энергоэффективный город»). В Нижнем Новгороде осуществляется областная целевая программа по повышению энергоэффективности на 2010—2014 гг. с объемом финансовых средств 38 млрд руб. В Перми действует программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Перми на период 2011—2015 гг.» с объемом финансирования 9,6 млрд руб. В Тюмени воплощается городская программа «Энергоэффективный город» (7,4 млрд руб.).

Набирающем популярность практически во всех регионах страны стало проектирование и создание так называемых «умных» или энергоэффективных домов. Энергоэффективный — это дом, у которого существенно снижено (относительно

4 Энергоэффективность российских городов. URL: http://old. fedpress. ru/federal/polit/analit/id_267327.html.

среднего уровня) потребление энергии без потери качества проживания в нем. В подобных проектах применяются технологии возобновляемых источников энергии, позволяющие существенно снизить потребление энергоресурсов. Основными проектными решениями таких домов являются:

- отопление за счет геотермальных вод;

- использование солнечного коллектора;

- применение утепленных стен и стекол с термоэмиссионным покрытием;

- применение энергосберегающей рекуперативной системы вентиляции и автоматического управления освещением;

- наличие системы учета энергии.

В Республике Мордовия строительство такого дома осуществляется в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, а финансирование самой программы осуществляется с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ5. Обеспечение программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников, а объем финансовых ресурсов программы составляет 6 614,5 млн руб. При этом 0,6 % поступает из федерального бюджета, 6,4 % — из республиканского, 0,2 — из местных бюджетов и 92,8 % формируется из внебюджетных источников.

Механизм реализации программы энергоэффективности республики представляет собой комплекс мер организационного и финансово-экономического характера, обеспечивающий эффективную реализацию энергосберегающей политики, а также соблюдение интересов всех сторон. Он включает следующие основные элементы:

- обеспечение энергосбережения посредством реализации системы энергосберегающих программ и мероприятий;

- стимулирование энергосберегающей деятельности;

- финансово-кредитные инструменты, предусматривающие рациональное использование бюджетных средств;

- бюджетное финансирование энергосберегающих мероприятий в социальной сфере только при наличии разработанного проекта;

- обеспечение контроля за целевым использованием средств;

5 Федеральный портал Protown. RU. URL: http://www. pro-town. ru/russia/obl/articles/article 325.html.

финансы и кредит

17

- формирование инфраструктуры поддержки энергосберегающей деятельности.

Конкурсная основа и последующий регулярный мониторинг результатов реализуемой программы позволяют обеспечить высокую степень эффективности предполагаемых к финансированию проектов. Реализация программы обеспечит снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Мордовия за 2011 — 2015 гг. на 26 % (к 2010 г.). В энергетике предполагается достичь снижения потерь в электрических сетях до уровня в 12 %, а в тепловых сетях — до уровня в 17 %. Комплексный характер реализуемых в регионе программ подчеркивает и тот факт, что в республике формируется кластер энергоэффективной светотехники, а предприятия электротехнической отрасли не только представлены в большинстве сегментов светотехнического рынка России, но и во многих из них занимают лидирующие позиции.

Финансирование энергоэффективных технологий рассматривается как ключевое решение в условиях растущих цен на энергоресурсы, поскольку именно высокий уровень энергозатрат компаний является побудительным мотивом инвестирования в энергоэффективные технологии. Данная потребность обусловила развитие различных видов финансовых инструментов, предлагаемых банками для компаний. Подобные схемы позволяют компенсировать расходы компаний по инвестированию в новое оборудование с помощью экономии энергозатрат. Например, лизинг, энергосервисный контракт и другие специализированные услуги становятся все более востребованными, поскольку стимулируют предприятия к осуществлению модернизации оборудования без отвлечения из оборота существенной величины дефицитного капитала.

Если такая форма косвенного долгосрочного финансирования, как лизинг, уже достаточно давно известна отечественной экономике, то энергосервис — это относительно новый механизм (хотя и заимствованный отечественной экономикой из зарубежной практики) решения проблем энергоэффективности. Под энергосервисным контрактом понимается договор на внедрение энергосберегающих технологий, предполагающий выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии-заказчике с привлечением компанией кредитных ресурсов. Таким образом, энергосервисный контракт предполагает сочетание комплекса различных договоров,

а именно: подряда, оказания услуг, финансовой аренды, поручения и пр. Показательно, что оплата финансовых средств производится после внедрения проекта и за счет сэкономленных от энергосберегающих технологий средств (от 6 мес. до 5 лет).

Ключевыми финансовыми выгодами для предприятия заказчика являются экономия средств (не требуется их отвлечение из оборота), оплата планируемых мероприятий за счет будущих накоплений, сокращение затрат на ремонт неэффективного оборудования, профессиональное управление реализуемым проектом и последующее инжиниринговое сопровождение.

Среди наработанных вариантов снижения энергоемкости экономики развитых стран известны различные формы прямого и косвенного воздействия, например, применение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих меры по повышению энергоэффективности производства, стимулирование экономии энергии конечными потребителями и контроль за энергопотреблением в общественных зданиях, а также активизация разработок в сфере возобновляемых источников энергии.

Таким образом, в унисон международной практике в России полным ходом осуществляются мероприятия по переходу экономики на энергосберегающие технологии. Это касается как бюджетной сферы, так и всех секторов экономики, конечных потребителей услуг. Введение приборов учета потребляемой энергии, логистические схемы оптимизации процессов энергосбережения территорий и производств, различные финансово-кредитные методы активизации внедрения энергоэффективных проектов, построение «умных» домов, перевод городского транспорта на электропитание — вот неполный перечень реализуемых в настоящее время программ. Однако перед страной по-прежнему стоят амбициозные задачи по улучшению эффективности, начиная от производства и распределения энергии и заканчивая ее потреблением. Таково требование времени, ибо в современной мировой конкурентной борьбе стандарты максимизации прибыли во многом базируются на рачительном и энергоэффективном производстве.

Список литературы

1. Левчаев П. А. Финансовое обеспечение и анализ хода реализации программ энергосбережения в регионе // Финансы и кредит. 2012. № 20 (500). С. 2—7.

2. Чалдаева Л. А. Инновационное развитие российской экономики: стимулы и факторы роста // Финансы и кредит. 2010. № 45(429). С. 2—6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.