Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / зарубежный опыт / государственное регулирование / предпринимательская активность / small and medium-sized businesses / foreign experience / government regulation / entrepreneurial activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Булавина, С.А. Попова, С.О. Новосельский

В статье рассмотрены особенности актуального зарубежного опыта развития малого и среднего бизнеса в условиях турбулентности мировой экономики и нестабильности функционирования национальных систем. Авторским коллективом отмечается необходимость использования положительного зарубежного опыта применения инструментов государственного регулирования для интенсификации предпринимательской активности в России с учетом транс-формации через призму отечественного законодательства и специфики делового оборота. В работе представлены ключевые аналитические результаты развития малого и среднего бизнеса в США, Канаде и Великобритании, которые отражают краткосрочную ретроспективную оценку и эффективность мер государственного регулирования. Используемые критерии для выделения экономических субъектов в качестве предприятий МСП характеризуются присутствием национальных различий, но при этом можно говорить об отдельных элементах унификации, суть которых состоит в том, что наиболее типичными аспектами классификации в данном случае выступают предельные значения численности сотрудников, совокупного годового оборота, а также стоимости активов. Инфраструктурная поддержка во всех рассмотренных странах но-сит многоуровневый и разветвленный характер. При этом в подавляющем большинстве случаев присутствует специализированный орган, который наделен координирующими полномочиями в сегменте стимулирования развития МСП. Наличие подобного координирующего органа в значительной степени повышает эффективность мер государственной политики в рассматриваемой области. Вектор поддержки сфокусирован в первую очередь на мерах организационно-административного и финансового характера, которые заключаются в снижении бюрократических барьеров и упрощении доступа к финансовым ресурсам для прогрессивного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT

The article examines the features of current foreign experience in the development of small and medium-sized businesses in the conditions of turbulence in the global economy and the instability of the functioning of national systems. The team of authors notes the need to use positive foreign experience in the use of government regulation tools to intensify business activity in Russia, taking into account the transformation through the prism of domestic legislation and the specifics of business turnover. The paper presents key analytical results of the development of small and medium-sized businesses in the USA, Canada and the UK, which reflect a short-term retrospective assessment and the effectiveness of government regulation measures. The criteria used to identify economic entities as SMEs are characterized by the presence of national differences, but at the same time we can talk about individual elements of unification, the essence of which is that the most typical aspects of the classification in this case are the maximum values of the number of employees, total annual turnover, and also asset values. Infrastructure support in all the countries considered is multi-level and ramified. Moreover, in the vast majority of cases, there is a specialized body that is vested with coordinating powers in the segment of stimulating the development of SMEs. The presence of such a coordinating body greatly increases the effectiveness of government policy measures in the area under consideration. The vector of support is focused primarily on measures of an organizational, administrative and financial nature, which consist of reducing bureaucratic barriers and simplifying access to financial resources for progressive development.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

УДК 338.1

МА. Булавина,

кандидат юридических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

СА. Попова,

кандидат экономических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

С.О. Новосельский,

кандидат экономических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

MA. Bulavina,

PhD in Law, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

Е-mail: m.a.bulavina@yandex.ru S.A. Popova,

PhD in Economic Sciences, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

Е-mail: svetpopzhuk@yandex.ru S.O. Novoselsky,

PhD in Economic Sciences, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

Е-mail: nsvyatoslav@yandex.ru

FOREIGN EXPERIENCE IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация. В статье рассмотрены особенности актуального зарубежного опыта развития малого и среднего бизнеса в условиях турбулентности мировой экономики и нестабильности функционирования национальных систем. Авторским коллективом отмечается необходимость использования положительного зарубежного опыта применения инструментов государственного регулирования для интенсификации предпринимательской активности в России с учетом трансформации через призму отечественного законодательства и специфики делового оборота. В работе представлены ключевые аналитические результаты развития малого и среднего бизнеса в США, Канаде и Великобритании, которые отражают краткосрочную ретроспективную оценку и эффективность мер государственного регулирования. Используемые критерии для выделения экономических субъектов в качестве предприятий МСП характеризуются присутствием национальных различий, но при этом можно говорить об отдельных элементах унификации, суть которых состоит в том, что наиболее типичными аспектами классификации в данном случае выступают предельные значения численности сотрудников, совокупного годового оборота, а также стоимости активов. Инфраструктурная поддержка во всех рассмотренных странах носит многоуровневый и разветвленный характер. При этом в подавляющем большинстве случаев присутствует специализированный орган, который наделен координирующими полномочиями в сегменте стимулирования развития МСП. Наличие подобного координирующего органа в значительной степени повышает эффективность мер государственной политики в рассматриваемой области. Вектор поддержки сфокусирован в первую очередь на мерах организационно-административного и финансового характера, которые заключаются в снижении бюрократических барьеров и упрощении доступа к финансовым ресурсам для прогрессивного развития.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, зарубежный опыт, государственное регулирование, предпринимательская активность.

Abstract. The article examines the features of current foreign experience in the development of small and medium-sized businesses in the conditions of turbulence in the global economy and the instability

of the functioning of national systems. The team of authors notes the need to use positive foreign experience in the use of government regulation tools to intensify business activity in Russia, taking into account the transformation through the prism of domestic legislation and the specifics of business turnover. The paper presents key analytical results of the development of small and medium-sized businesses in the USA, Canada and the UK, which reflect a short-term retrospective assessment and the effectiveness of government regulation measures. The criteria used to identify economic entities as SMEs are characterized by the presence of national differences, but at the same time we can talk about individual elements of unification, the essence of which is that the most typical aspects of the classification in this case are the maximum values of the number of employees, total annual turnover, and also asset values. Infrastructure support in all the countries considered is multi-level and ramified. Moreover, in the vast majority of cases, there is a specialized body that is vested with coordinating powers in the segment of stimulating the development of SMEs. The presence of such a coordinating body greatly increases the effectiveness of government policy measures in the area under consideration. The vector of support is focused primarily on measures of an organizational, administrative and financial nature, which consist of reducing bureaucratic barriers and simplifying access to financial resources for progressive development.

Key words: small and medium-sized businesses, foreign experience, government regulation, entrepreneurial activity.

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) занимает важнейшее место в экономическом механизме подавляющего большинства зарубежных стран. Зарубежный опыт показывает, что для стимулирования деловой активности в предпринимательской среде применяется широкий набор инструментов, наиболее традиционными направлениями реализации которых выступают льготные кредитные программы, участие государственных и региональных структур в качестве поручителей по кредитам, страхование кредитных рисков, частичное уменьшение налоговой нагрузки по отдельным видам платежей, выделение грантов, стипендий, субсидий и частичного финансирования инвестиционных проектов малых предпринимателей, реализация образовательных и просветительских программ, упрощение лицензионного, регистрационного и патентного механизмов за счет оптимизации нормативно-правового пространства, информационная, консультационная и консалтинговая поддержка [5, с. 122]. Применение каждого инструмента обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями национального законодательства и делового поля, но общий вектор свидетельствует о постоянном росте интенсивности их использования [3, с. 25].

Механизмы регулирования и поддержки развития МСП в США являются одними их самых успешных в мировой практике,

что повышает значимость исследования данного подхода. На основе анализа американского подхода поддержки МСП необходимо отметить, что широкий перечень регулирующих полномочий в данной области сконцентрирован в функционале Администрации малого бизнеса США (US Small Business Administration, US SBA), которая выделяет гарантии под банковские кредиты субъектам малого и среднего бизнеса, выпускает кредитные облигации, организует работу информационных центров, обеспечивает финансирование программ наставничества и консалтингового обслуживания [19].

Среди основных организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности в США можно выделить следующие:

— частный предприниматель (ЧП) (Sole Proprietorships). Основатель МСП в указанной организационно-правовой форме является ее единоличным учредителем и управляющим всеми хозяйственно-экономическими процессами. В то же время владелец ЧП отвечает по его долговым обязательствам всем своим имуществом. Важным достоинством данной организационно-правовой формы является отсутствие необходимости ее регистрации (в отдельных штатах предусмотрено получение упрощенного варианта

лицензии). ЧП не признается формой юридического лица, а налогообложение доходов происходит аналогично налогообложению доходов физического лица.

— партнерские компании (Partnerships). Регистрация данной организационно-правовой формы МСП происходит на основе учредительного договора. Осуществление деятельности МСП в виде Партнерских компаний может происходить в ограниченной и неограниченной форме. Ключевое отличие ограниченной и неограниченной форм Партнерских компаний состоит в следующем: при неограниченной ответственности все бизнесмены-основатели полностью отвечают по долговым обязательствам компании — они являются генеральными партнерами, а при ограниченной ответственности бизнесмены несут личную ответственность лишь в рамках указанной в учредительном договоре суммы. Важным достоинством данной организационно-правовой формы ведения МСП выступает отсутствие ограничений относительно численности основателей.

— корпорации (Corporations). Учредителями корпорации выступают акционеры, которые несут ограниченную ответственность по ее обязательствам. Осуществление

деятельности корпораций в США происходит в двух формах C и S. Важной особенностью корпораций С выступает двойное налогообложение прибыли: необходимо отдавать деньги как с доходов самой фирмы, так и с дивидендов, распределенных между акционерами. Ведение бизнеса в форме корпорации S лишено такой проблемы: налогообложению подлежат доходы только ее акционеров;

— общества с ограниченной ответственностью (Limited Liability Companies). Данная организационно-правовая форма ведения МСП сочетает в себе особенности и ключевые черты Corporations и Partnerships. Актуальным достоинством Limited Liability Companies выступает отсутствие ограничений к числу управленцев, которыми могут быть как юридические, так и физические лица. Степень ответственности управленцев определяется положениями учредительного договора. Налогообложению подлежат только участники Limited Liability Companies, а сама компания не облагается налоговым бременем.

В рамках работы выделим ключевые закономерности развития малого и среднего бизнеса в США, для чего на рис. 1 отразим динамику доли данных предприятия в ВВП страны.

61 60 59 58 57 56

55 —548 54 53 52

1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

•М Доля малого и среднего бизнеса в ВВП США, % Абсолютный прирост, %

Рис. 1. Динамика доли малого и среднего бизнеса в ВВП США [14; 15]

На основе информации, представленной на рисунке, можно сделать вывод о том, что динамика доли субъектов МСП в совокупной величине ВВП США постоянно увеличивается. Рост данного показателя обусловлен присутствием положительных темпов развития американского малого и среднего бизнеса. Так, в 2022 году по сравнению с 2018 годом удельный вес вклада субъектов малого и среднего бизнеса в национальный ВВП страны увеличился на 5%. Темпы роста данного показателя на протяжении всего рассмотренного периода носят достаточно устойчивый характер, максимальная величина прироста отмечается в 2018 году по сравнению с 2017 годом в размере 1,5%, а в 2022 году по сравнению с 2020 годом

прирост составил 0,5%. Кроме того, необходимо обратить внимание на достаточно высокое значение доли малого и среднего бизнеса в ВВП США, которое обусловлено не только существенными темпами развития данного сегмента национальной экономики, но и расширенными пределами отнесения предприятий к рассматриваемой категории субъектов. Емкость критериев выделения субъектов малого и среднего бизнеса в США значительно насыщает данную группу, увеличивает ее численность и приводит к формированию существенной величины генерируемого ВВП. На рис. 2 представим долю занятых в сегменте малого и среднего бизнеса США в общей их численности.

51 50 49 48 47 46 45

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Доля занятых в сегменте малого и среднего бизнеса США, % Абсолютный прирост, %

Рис. 2. Доля занятых в сегменте малого и среднего бизнеса США в общей их численности [14; 15]

На основе представленной информации необходимо отметить значительную роль предприятий МСП на рынке труда США. Доля занятых на американских предприятиях МСП в общей численности трудящегося населения страны составляет более 50%. При этом в динамике происходит неуклонный рост данного показателя и в 2022 году по сравнению с 2018 годом его значение увеличилось на 3,2%. Данный факт обусловлен поступательными темпами развития субъектов МСП, а также увеличением численности рабочих мест на них. Оперируя представленными показателями, можно обосновать актуальность государственной политики поддержки МСП в США, которой уделяется самое

пристальное внимание. Американский МСП занимает важное место в показателях системы национальных счетов и в стабильном функционировании рынка труда.

Вопросам развития МСП уделяется существенное внимание и в Канаде. Более того, Канада на Североамериканском континенте старается составить конкуренцию в области стимулирования МСП США. В то время как в США в отдельных сегментах происходит ужесточение налогового законодательства, в Канаде наоборот адаптируются инструменты его либерализации. Для решения вопросов развития МСП в Канаде учреждены и функционируют один федеральный и три региональных государственных органа. На федеральном

уровне реализация механизмов поддержки МСП входит в компетенцию Федеральной инициативы экономического развития ^еёЫог) [11]. На региональном уровне функционируют три агентства по развитию МСП: Агентство возможностей атлантической Канады [7], Агентство экономического развития для региона Квебек [9], Канадское агентство проникновения в новые сферы западной экономики. Стратегическая цель данных государственных структур заключается в создании максимально благоприятных условий для прогрессивного развития МСП. Важная роль в финансовой поддержке МСП в Канаде принадлежит Банку ББС [8], который предлагает широкий спектр кредитно-финансовых инструментов для данной группы субъектов национальной экономической системы. Банк ББС генерирует кредитные программы как для микропред-

приятий, так и для среднего бизнеса, деятельность которого сфокусирована на экспортных операциях.

Повышенная роль МСП в социально-экономической системе Канады обусловлена достаточно широкой численностью предприятий, входящих в данную группу. В Канаде основной критерий отнесения предприятий к категории субъектов МСП завязан на численности сотрудников. Таким образом, к категории предприятий МСП в Канаде относятся экономические субъекты с численностью сотрудников до 500 человек [12]. Для отдельных отраслей экономики Канады устанавливается дополнительный критерий, который связан с предельной суммой годового дохода, которая в свою очередь не должна превышать 50 млн канадских долларов. На рис. 3 представлена динамика основных показателей развития МСП в Канаде.

-84,3

58,5

59,1

-84,7-V

у

59,5

-85,2-

^

V

У-\ —

VN

_

59,9

85,5

У

>ч л:

Л

60,2

-85,7—

-85,1

60,5

-86,3-

Г^Ч

У

60,9

2016 2017 2018 2019 2020 2021 Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Канады, %

2022

КУч] Доля занятых в секторе малого и среднего бизнеса Канады, %

Рис. 3. Динамика основных показателей развития МСП в Канаде [13]

На основе представленной на рисунке информации можно сделать вывод о наличии положительных тенденций развития МСП в Канаде. В первую очередь обращает на себя внимание значительная роль МСП в формировании национального ВВП страны. Данный показатель на протяжении рассмотренного временного периода колеблется примерно возле значения в 60%, а в 2022 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 2,4%. Аналогичная динамика имеет место и при оценке доли занятых в секторах МСП Канады. За период

2018-2022 годов удельный вес занятого населения в рамках функционирования предприятий МСП в общей численности работающих в социально-экономической системе Канады увеличился с 84,3 до 86,3%, то есть в общей совокупности прирост составил 2%. Анализ основных показателей развития МСП Канады позволяет сделать вывод, во-первых, о его существенной роли в функционировании национальной социально-экономической системы, а, во-вторых, о присутствии положительных темпов роста, которые яв-

ляются результатом грамотной государственной политики.

В Великобритании развитию МСП придается особой значение, так как данный сегмент имеет колоссальное влияние на функционирование национальной экономической системы. В Великобритании используются свои критерии отнесения предприятий к субъектам МСП, которые задекларированы в Законе «О компаниях». На основе положений данного нормативно-правового акта можно сделать вывод о том, что для Великобритании характерно использование двух из трех представленных ниже критериев для отнесения предприятий к категории субъектов МСП:

— общая численность сотрудников предприятия должна быть меньше 250 человек;

— годовой оборот должен быть меньше 25 млн фунтов стерлингов;

— совокупная оценочная стоимость активов должна быть меньше 12,5 млн фунтов стерлингов.

В рамках правительственных структур Служба малого бизнеса подчиняется непосредственно Министерству торговли и промышленности Великобритании [10], что позволяет координировать меры под-

держки МСП с общей стратегией развития национальной экономики. В последующем Служба малого бизнеса была преобразована в «Директорат предпринимательства» [16], который также сконцентрировал свои усилия на развития МСП. Директорат предпринимательства входит в состав созданного Министерства предпринимательства, промышленности и управленческих реформ. Директорат предпринимательства в Великобритании обладает максимально широкими полномочиями в области стимулирования развития МСП, общий вектор которых можно свести к следующим направлениям:

— формирование и усовершенствование государственной политики в сфере МСП;

— поддержка интересов МСП в правительстве;

— сокращение, сведение к минимуму бюрократических барьеров;

— координирование работы уполномоченных органов по поддержке малого предпринимательства;

— анализ эффективности программ поддержки МСП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 4 представлена структура органов поддержки и развития субъектов МСП в Великобритании.

Рис. 4. Структура органов поддержки и развития субъектов МСП в Великобритании

Важным элементом организационно-экономического механизма содействия развития МСП в Великобритании является Small Business Commissioner (выступает в качестве аналога уполномоченного по за-

щите прав предпринимателей). Ключевая роль в разработке мероприятий в области поддержки и развития МСП в Великобритании принадлежит Министерству торговли и промышленности Великобритании,

которое обосновывает основные стратегические направления деятельности государства в рассматриваемом секторе. Решение тактических задач в области стимулирования и поддержки МСП в Великобритании находится в компетенции Директората предпринимательства. Главным достоинством организационно-экономического механизма поддержки МСП в Великобритании выступает значительный уровень его централизации, который позволяет максимально коррелировать стратегические цели и решение тактических задач. Организационно-экономический механизм поддержки МСП в Великобритании не ограничивается только лишь Директоратом предпринимательства, в его структуре присутствует также и совещательно-консультационный орган в виде Совета малого бизнеса. Роль Совета малого бизнеса заключается в координации усилий Службы малого бизнеса и самих представителей делового сообщества. Кроме того, к числу основных функций Совета малого бизнеса можно отнести:

— оценку эффективности государственной политики в области стимулирования и поддержки МСП;

— выделение текущих и стратегических проблемных вопросов в области функционирования субъектов МСП и доведение их в резолютивной форме до Министерства торговли и промышленности Великобритании;

— представление и защита интересов МСП в государственных органах по всей стране, в том числе на региональном и местном уровне;

— оказание консультационной поддержки субъектам МСП в экономической, административной и правовой сферах.

Среди основных организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности в Великобритании можно выделить следующие:

— индивидуальный предприниматель (Sole Trader). Данная форма организации МСП в Великобритании носит самый простой характер, ее ключевой особенностью выступает то обстоятельство, что право соб-

ственности и управление хозяйственно-экономическими процессами принадлежит одному человеку. При этом важно отметить, что личная собственность в данном случае не отделяется от коммерческой, то есть по долговым обязательствам Sole Trader предприниматель несет ответственность всем своим имуществом. К деятельности Sole Trader применяется минимальный набор регулирующих требований, а в налоговой системе данная форма МСП регистрируется в виде самозанятых;

— некорпоративная ассоциация (Unincorporated Association). Указанная организационно-правовая форма МСП строится на подписании учредительного договора несколькими участниками с целью ведения совместной предпринимательской деятельности. Высшим органом управления ассоциации является управляющий комитет. Все члены управляющего комитета также несут личную неограниченную ответственность, исключения должны специально оговариваться в уставе. По сути некорпоративная ассоциация представляет собой расширенную форму индивидуального предпринимательства;

— товарищество (Partnership). Основой товарищества выступает соглашение нескольких партнеров относительно особенностей и направлений ведения совместного бизнеса. Partnership не является формой отдельного юридического лица, а риски и ответственность ведения хозяйственно-экономической деятельности разделяются между партнерами. Partnership осуществляет ведение учета доходов и расходов и отсылает налоговую декларацию в налоговую службу страны. Партнеры Partnership также каждый в отдельности отсылают налоговую декларацию и уплачивают налоги на доход пропорционально полученной прибыли;

— коммандитное товарищество (Limited Partnership). Учредителями

данной организационно-правовой формы МСП выступают две группы лиц: простые и коммандитные партнеры. Коммандитные партнеры не принимают участие в управлении хозяйственно-экономическими процессами, а уровень их ответственности по долгам Limited Partnership ограничивается суммой внесенных инвестиций в уставный капитал. Простые партнеры осуществляют управление всеми хозяйственно-экономическими процессами и несут риск ответственности в масштабе всего своего имущества. При организации МСП в форме Limited Partnership необходимо пройти комплекс регистрационных процедур;

— компания с ограниченной ответственностью (Limited Company). Данная организационно-правовая форма является наиболее популярной среди МСП в Великобритании и позволяет создать полноправное самостоятельное юридическое лицо. К числу учредительных документов Limited Company относятся устав и меморандум. При ведении МСП в форме Limited Company личные финансы отделены от корпоративных, то есть долговые обязательства могут быть предъявлены только в объеме активов компании;

— товарищество с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, сокр. LLP). Ведение МСП в указанной организационно-правовой форме требует создания полноправного юридического лица. Учредители Limited Liability Partnership несут ответственность по долговым обязательствам в размере вложенных средств, а также в размере личных гарантий, которые они предоставили при привлечении внешних источников финансирования. Порядок формирования уставного капитала и распределения прибыли отражается в учредительном документе. Подача налоговой декларации осуществляется как Limited Liability Partnership в целом, так и

каждым его членом в отдельности. При этом каждый участник Limited Liability Partnership должен быть зарегистрирован в статусе самозанятого, а уплата подоходного налога происходит с учетом полученной доли прибыли.

Анализ представленной информации (рис. 5) позволяет сделать вывод о том, что динамика основных показателей, отражающих развитие МСП в Великобритании, характеризуется положительными темпами роста. По итогам проведенных расчетов можно отметить, что за период 20182022 годов в Великобритании происходит рост доли МСП в ВВП страны на 2,8% и увеличение доли занятых в секторе МСП на 2,6%. Наличие выявленной положи -тельной динамики ключевых индикаторов позволяет говорить об относительной эффективности используемых в стране мер государственного регулирования и поддержки МСП. Кроме того, на основе оценки абсолютных значений представленных показателей необходимо отметить высокую роль МСП в экономике Великобритании.

Таким образом, по итогам выполненных исследований можно отметить, что малое и среднее предпринимательство занимает важное место в социально-экономической системе всех рассмотренных стран. Проведение аналитической диагностики показало, что практически по всех рассмотренных странах доля МСП в формировании совокупного объема валового внутреннего продукта превышает 50%, а в дополнении к сделанному выводу, необходимо также отметить значительную роль предпринимательства в развитии рынка труда, которая определяется большим удельным весом занятых на предприятиях рассмотренного типа. К числу основных положительных эффектов, которые могут быть получены в результате использования зарубежного опыта необходимо отнести увеличение целевого характера финансирования развития МСП, а также повышение ответственности государственного аппарата за результат, повышение уровня инновационной активности в среде МСП, рост венчурного финансирования, что расширит спрос на него со стороны

субъектов МСП, расширение финансового потенциала развития МСП за счет роста доступности кредитных ресурсов, интенсификацию бизнес-процессов в системе МСП, трансляцию однозначного и комплексного информационно-образовательного контента для субъектов МСП, повышение адресности и целевого характера инструментов стимулирования МСП, углубление адаптации представителей местного население в деловую среду государства, расширение административных, экономических и правовых компетенций, увеличение доступности кредитных ресурсов и рост деловой активности МСП, обеспечение предпри-

ятий МСП квалифицированных кадрами в достаточном количестве и снижение напряженности на рынке труда РФ, повышение эффективности использования программных инструментов с учетом региональной экономической специфики развития, рост инновационной активности субъектов МСП за счет интеграции в коммерческие процессы результатов научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, стимулирование развития МСП в экономически депрессивных регионах, увеличение доступности финансовых ресурсов для предприятий, участвующих в высокотехнологичных производствах.

54

52,9

"53,3"

49,3 — * » • —

ч

49,5

50,2

_50,8.

-54,5-

S

—V

_54,8_

N N \ ■

51,3

—51,7

55,2

52,1

-55

ч\

\ V

I

ч\ \\

s V

s

I

5

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Великобритании, % Доля занятых в секторе малого и среднего бизнеса Великобритании, %

Рис. 5. Основные показатели развития МСП в Великобритании [17; 18]

Список литературы

1. Железняков С.С. Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне / С.С. Железняков, Е.Ю. Подосин-ников, С.О. Новосельский // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2016. — № 7 (17). — С. 96-106.

2. Жиляков Д.И. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий/ Д.И. Жиляков // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2022. — № 1. — С. 164-171.

3. Новосельский С.О. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью / С.О. Новосельский, И.Н. Щедрина, В.А. Кри-улин // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2016. — № 7-2 (19). — С. 23-28.

4. Новосельский С.О. Методы оценки эффективности рекламных кампаний организаций / С.О. Новосельский, Ю.С. Мозговая // Политика, экономика и инновации. — 2015. — № 2 (2). — С. 13.

5. Новосельский С.О. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в РФ: международный аспект / С.О. Новосельский, О.В. Пшеничникова, М.В. Макин, В.И. Садыко-ва // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2016. — № 8-2 (21). — С. 120-124.

6. Шатохин М.В. Оценка факторных составляющих инвестиций в АПК Курской области / М.В. Шатохин, С.Н. Волобуев, С.О. Новосельский // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 6. — С. 35-38.

7. Atlantic Canada Opportunities Agency [Электронный ресурс] // URL: https://www.canada.

ca/en/atlantic-canada-opportunities.html (дата обращения 25.10.2023).

8. Business Development Bank of Canada [Электронный ресурс] // URL: https://www.bdc.ca/ en (дата обращения 25.10.2023).

9. Canada Economic Development for Quebec Regions [Электронный ресурс] // URL: https:// ced.canada.ca/ (дата обращения 25.10.2023).

10. Department of Trade and Industry [Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.uk/ government/organisations/department-of-trade-and-industry (дата обращения 25.10.2023).

11. Federal economic development initiative in Northern Ontario Canada [Электронный ресурс] // URL: https://fednor.ised-isde.canada.ca/site/ fednor/en (дата обращения 25.10.2023).

12. Industry Canada calculations using data from Statistics Canada Small Business Statistics [Электронный ресурс] // URL: https://www. ic.gc.ca/eic/site/061.nsf/eng/h_03126.html (дата обращения 25.10.2023).

13. Number of small and medium-sized enterprises in the United Kingdom in 2022, by sector [Электронный ресурс] // URL: https://www.statista. com/statistics/291210/sme-small-and-medium-enterprises-united-kingdom-uk-by-sector/ (дата обращения 25.10.2023).

14. Small Business Statistics & Trends 2022 [Электронный ресурс] // URL: https://www.lawn-starter.com/blog/statistics/small-business-statistics/ (дата обращения 25.10.2023).

15. Small Business [Электронный ресурс] // URL: https://www.bea.gov/data/special-topics/ small-business (дата обращения 25.10.2023).

16. The Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform [Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.uk/government/ organisations/department-for-business-enterprise-and-regulatory-reform (дата обращения 25.10.2023).

17. The Small Business Commissioner [Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.uk/ govern ment/organisations/small-business-commissioner (дата обращения 25.10.2023).

18. The Ultimate List of Small Business Statistics for 2022 [Электронный ресурс] // URL: https:// findstack.com/small-business-statistics/ (дата обращения 25.10.2023).

19. The US Small Business Administration [Электронный ресурс] // URL: https://www.sba.gov/ (дата обращения 25.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.