Научная статья на тему 'Зарубежный опыт прямого налогообложения в финансовом обеспечении развития инновационных производств'

Зарубежный опыт прямого налогообложения в финансовом обеспечении развития инновационных производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ / ПРОИЗВОДСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРИБЫЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАУЧНЫЙ / РАЗРАБОТКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Д.В.

В статье на основе анализа опыта прямого налогообложения в обеспечении финансирования инновационных производств в странах ЕС и США обосновывается вывод, что в этих странах действует система мер для создания благоприятного инновационного климата, особое внимание уделяется заинтересованности компаний реального сектора экономики в создании инноваций. Формулируется ряд практических рекомендаций для корректировки налоговой политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт прямого налогообложения в финансовом обеспечении развития инновационных производств»

5(47) - 2011

Налоги и налогообложение

УДК 336.226.12

зарубежный опыт прямого налогообложения в финансовом обеспечении развития инновационных производств

д. в. новиков,

аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: goncharova.sofla@gmail.com Российский государственный торгово-экономический университет

В статье на основе анализа опыта прямого налогообложения в обеспечении финансирования инновационных производств в странах ЕС и США обосновывается вывод, что в этих странах действует система мер для создания благоприятного инновационного климата, особое внимание уделяется заинтересованности компаний реального сектора экономики в создании инноваций. Формулируется ряд практических рекомендаций для корректировки налоговой политики Российской Федерации.

Ключевые слова: инновационный, производство, налогообложение, прибыли, финансовый, обеспечение, научный, разработка.

В настоящее время в российской практике налогообложения инновационной деятельности реализуется комплекс мероприятий, направленных на улучшение инновационного климата в стране. Несмотря на это, инвестиционная привлекательность России пока довольно низка. Поэтому использование положительного опыта налоговых систем иностранных государств, характеризующегося высокой результативностью и эффективностью в этой сфере, будет способствовать решению означенной проблемы.

Формирование тенденции государственной поддержки инноваций. Инновационная направленность государственной политики является ключевым фактором динамичного развития экономики зару-

бежных стран. По мнению Э. Патрика и В. Г. Яшина, главная идея государственной инновационной политики высокоразвитых стран состоит в создании условий, необходимых для активизации научного и технологического вклада в экономическое развитие при помощи рыночных принципов и реструктуризации организационной структуры данной сферы [9, с. 83]. В стимулировании научной и инновационной деятельности особую роль играют методы налогового регулирования (косвенного финансирования), направленные, с одной стороны, на стимулирование развития инновационных процессов, с другой стороны — на формирование благоприятного инновационного климата в государстве.

По мнению Г. К. Болтрушевич и Т. И. Ивановой, государственная поддержка инновационной деятельности в развитых странах проводится в рамках комплексного подхода к ее стимулированию, исходя из конкретных исторических условий развития. Эти ученые выделяют два этапа в налоговом стимулировании инноваций в западных странах: 1950-1970-е и 1980-1990-е гг. [2].

На первом этапе активно происходило формирование льгот и привилегий, направленных на стимулирование частного капитала для осуществления инвестиций в расширение производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), минуя бюджетное сотрудничество

компаний с научными учреждениями, развитие малых и средних исследовательских фирм. Систему льгот составляли ускоренная амортизация и инвестиционные налоговые кредиты.

В отношении налоговых кредитов отметим, что они предоставлялись через систему государственных заказов и программ, что позволяло обеспечить приток частных инвестиций в новые технологические направления. Механизм применения инвестиционного налогового кредита состоял в том, что из суммы налогооблагаемой прибыли или налога на прибыль исключалась определенная сумма, рассчитываемая как процент к стоимости вводимого в эксплуатацию оборудования.

Что касается стимулирования НИОКР, то в США, Великобритании, Бельгии, Голландии и других странах оно осуществлялось с помощью единовременного исключения из налогооблагаемых доходов затрат на проведение этих работ или вычета этих затрат в течение ряда лет. В указанных странах определялись и направления предпринимательской деятельности, которым предоставлялись максимальные льготы, что позволяло в условиях свободного перелива капитала обеспечить приоритетное развитие отдельных отраслей.

Второй этап налогового стимулирования инновационной деятельности в зарубежных странах характеризовался системой мероприятий, направленных на совершенствование механизма государственного стимулирования инновационных процессов. Основной задачей было сокращение времени от стадии научной разработки до массового производства. Основными инструментами налогового стимулирования инновационной деятельности стали налоговые кредиты и льготные режимы налогообложения отдельных плательщиков или отдельных видов деятельности. Следует отметить, что особое внимание было уделено венчурным фирмам и компаниям, которые финансировали рисковые операции и были заняты в передовых направлениях науки и техники. Для них были установлены льготы на суммы таких инвестиций [2].

Анализ этапов становления и развития налогового стимулирования инновационной деятельности свидетельствует о широком применении форм и механизмов государственной поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах, хотя налоговое стимулирование как вид государственной поддержки применяется относительно недавно [3].

Так, первыми, в 1966 г. налоговые скидки получили японские компании. В 1981 г. аналогич-

ные меры были введены в США, а в 1980—1990 гг. такие же финансовые инструменты появились в большинстве развитых и новых индустриальных странах. К 2006 г. различные способы налогового стимулирования расходов на инновации и разработки применяли уже 20 стран, в то время как в 1995 г. их насчитывалось всего 12.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что с 1966 г. формируется общая тенденция, характерная для зарубежных стран, заключающаяся в повышении удельного веса льгот, создающих необходимые условия для формирования благоприятного инновационного климата в государствах.

На взгляд автора, одним из инструментов косвенного финансирования инновационных производств является прямое налогообложение. Поскольку прямые налоги составляют существенную нагрузку для хозяйствующих субъектов, основные меры налогового стимулирования в зарубежных странах связаны с подоходными налогами с корпораций. В этой связи следует согласиться с Н. И. Ивановой, которая представляет влияние налогов в регулировании экономических процессов, в том числе инновационных, по следующей убывающей шкале: налог на корпоративный доход, налог на личный доход, взносы на социальное страхование и косвенные налоги на потребление [7, с. 11].

Однако следует отметить, что и налогообложению природных ресурсов в развитых странах в рамках инновационной политики придается немаловажное значение. В частности, речь идет об экологических налогах и сборах. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад, основанный на исследованиях взаимосвязи инноваций и экологического налогообложения, проведенных Японией, Швецией, Испанией, Великобританией [13]. В настоящее время многие страны применяют в своих налоговых законодательствах различные экологические налоги и сборы, например на энергию, воду, воздух, за изменение климата и др.

На практике четко прослеживается взаимосвязь между налогом с прибыли корпораций и экологическими налогами и сборами. Так, основным инструментом налогового стимулирования экологической деятельности является ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения.

Увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, стимулирует предприятия обновлять природоохранное оборудование, так как оно окупается в более короткие сроки, а с другой — по-

вышенная амортизация через себестоимость продукции снижает налогооблагаемую базу налога на прибыль, повышая тем самым возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование [11, с. 111-112].

Проанализируем мероприятия налогового стимулирования при обложении прибыли корпораций в зарубежных странах в рамках взятого ими курса на развитие инновационной деятельности.

налоговое стимулирование корпораций в Китае. Эта страна в настоящее время активно применяет инвестиционно ориентированную налоговую политику, в основе которой находятся меры налогового стимулирования, направленные исключительно на производственные организации, которые выпускают товары, полуфабрикаты и инновационную продукцию, предполагающие работать в Китае не менее 10 лет.

Результативность проводимой политики выражается в том, что ныне Китай является мировым лидером по привлечению иностранных инвестиций в свою экономику. Для производственных организаций, выпускающих товары, полуфабрикаты и инновационную продукцию, предусмотрено освобождение от уплаты налога на прибыль в течение двух лет с момента получения первой прибыли, а затем в течение последующих трех лет их налогооблагаемая прибыль подлежит уменьшению на 50 % [3, с. 21-22].

Такие же правила действуют в отношении новых производств, организованных на базе действующих посредством взноса дополнительного капитала, при условии включения проекта (или цели проекта) как приоритетного в Новый промышленный каталог и размере дополнительного капитала или активов не менее 60 млн долл. США (в эквиваленте). Помимо так называемых налоговых каникул, в Китае широко применяются меры налогового стимулирования зон экономического и технологического развития в виде снижения ставки налога на прибыль до 15 %. В этом случае размер фактических инвестиций в расчет не принимается.

Иностранному инвестору может быть возвращено до 40 % сумм уплаченного налога на прибыль с реинвестированных сумм, если он проведет реинвестирование в течение пяти лет после получения данной налоговой льготы. При этом налогоплательщик вправе реинвестировать прибыль в году ее получения либо для целей аккумулирования финансовых средств создать фонд предстоящих инвестиций. Если иностранный инвестор реинвести-

ровал прибыль в экспортноориентированное либо технологически инновационное производство, он имеет право на полное возмещение сумм налога на прибыль, уплаченного ранее в отношении реинвестированных сумм.

Например, в январе 2006 г. председатель КНР Ху Цзиньтао на встрече с учеными Китая, представляя среднесрочный и долгосрочный планы научно-технического развития, заявил: «К 2020 г. Китай должен превратиться в государство инновационного типа. Такова цель нашей страны в области научно-технического развития на ближайшие 15 лет». По словам председателя КНР, «суть такого государства заключается в том, чтобы мощь науки и техники способствовала экономико-социальному развитию и обеспечению национальной безопасности, чтобы синтез базовых научных исследований и изучения передовых технологий существенно усиливал и позволял достичь таких научно-технических результатов, которые были бы существенны для всего мира» [12, с. 60].

Одним из способов получения современных технологий для Китая стало привлечение иностранного капитала. Налоговая ставка по подоходному налогу для китайских предприятий составляет 24 %, в то время как для предприятий с иностранным капиталом — 14 %. Это объясняется значением этих предприятий для государства в рамках выбранного инновационного пути развития экономики. Так, на долю предприятий с участием иностранного капитала приходится 3/4 суммы, затрачиваемой на приобретение новых технологий. Кроме того, такие предприятия производят свыше 50 % экспортируемых товаров, а среди высокотехнологичных товаров, которые составляют 20 % всего китайского экспорта, их доля достигает 80 % [12, с. 62].

инновационное стимулирование в США и странах ЕС. В отношении США отметим, что в 2006 г. президент Дж. Буш объявил об Американской инициативе по конкурентоспособности (American Competitiveness Initiative, ACI), тем самым определив такое приоритетное направление страны, как инновации. В обобщающем докладе «Вехи нашего инновационного будущего», подготовленного группой, состоящей из профессиональных ассоциаций, лоббистских организаций и представителей частного бизнеса, проблемы США в области инноваций и конкурентоспособности были сгруппированы по функциональным областям.

1. Образование и наука.

2. Подготовка квалифицированной рабочей силы.

3. Применение нового знания на практике [6, с. 31].

9 августа 2007 г. был принят закон, в соответствии с которым для решения проблем создания инфраструктуры инновационного развития предусматривается формирование президентского совета по инновациям и конкурентоспособности.

Большое значение в США в рамках мер стимулирования нововведений уделяется предпринимательству как базе реализации всех видов инноваций в экономике и социальной сфере. Поэтому на законодательном уровне предлагаются меры, снижающие налоговый пресс на предпринимателей и устраняющие излишнее бюрократическое бремя, в частности с помощью внедрения средств информатизации [6, с. 37].

Стимулированию инноваций в странах ЕС особая значимость была придана в 2000 г. в Лиссабоне при формулировании стратегической цели Евросоюза — «превратить к 2010 г. европейскую экономику в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире» [5, с. 58]. В странах ЕС активно стали создаваться организационные, правовые и экономические механизмы, основная задача которых заключалась в формировании благоприятных условий для инновационного развития экономики. При этом наблюдалось сокращение прямого государственного вмешательства в инновационный процесс, что соответствует тенденции снижения прямого государственного регулирования экономики зарубежных стран в целом.

Среди инструментов регулирования инновационной деятельности в странах ЕС основными являются механизмы налоговой политики, например:

— исключение из налоговой базы компаний величины затрат на НИОКР, приобретение лицензий, патентов;

— уменьшение налогооблагаемой прибыли компаний на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским организациям и другим инновационным предприятиям;

— применение налоговых каникул в отношении прибыли, получаемой от реализации инновационных проектов;

— льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, получаемых по акциям инновационных предприятий.

Кроме того, законодательством стран ЕС предприятиям связи и телекоммуникаций предоставляется право формировать из полученной прибыли специальные инновационные фонды, составляю-

щие от 16 до 50 % прибыли предприятия, которые не облагаются налогом [5, с. 64].

Анализ опыта налогообложения инновационной деятельности в странах ЕС позволяет сделать вывод, что зарубежные государства проводят активную политику создания и регулирования инноваций при помощи такого инструмента налоговой политики, как налог на прибыль корпораций. Рассмотрим данное положение на примере нескольких стран ЕС.

В Австрии с 2005 г. ставка налога на прибыль корпораций (корпоративного налога) снижена до 25 %. При этом законодательством страны предусматривается уплата в обязательном порядке так называемого минимального корпоративного налога вне зависимости от результатов деятельности налогоплательщика (для компаний с ограниченной ответственностью — 437,5 евро, акционерных обществ — 875 евро за каждый истекший квартал, или 1 750 и 3 500 евро в год соответственно).

Для вновь созданных компаний размер минимального корпоративного налога в течение первого года работы снижен до 273 евро за квартал, или 1 092 евро в год. В случае получения компанией убытка уплата минимального корпоративного налога переносится на будущее, до получения прибыли.

Что касается амортизационных отчислений, то австрийская налоговая практика содержит только линейный метод списания стоимости активов на расходы. Тем не менее налогоплательщик вправе самостоятельно устанавливать норму амортизации (исключение составляют промышленные и производственные здания, для которых годовая норма амортизации определена в 2 — 3 %, и автомобили — 12,5 %). Кроме того, допускается начисление амортизации по такому нематериальному активу, как деловая репутация фирмы (в течение 15 лет). Установлены правила для уценки стоимости природных ресурсов вследствие их истощения, что отсутствует в российской налоговой практике.

В отношении вычета отдельных видов расходов при определении налоговой базы существуют следующие правила:

— расходы на обучение сотрудников принимаются в размере, не превышающем 20 % от суммы понесенных расходов;

— стоимость деловых обедов относится на рас -ходы в размере 50 % от фактических затрат;

— любые расходы на НИОКР принимаются в полном объеме. При наличии убытка у компании предусмотрено субсидирование расходов на НИОКР за счет бюджетных средств (либо в виде

налогового кредита) в размере 8 % от сумм понесенных расходов.

Данная тенденция наблюдается и в других европейских странах [3, с. 16].

В Нидерландах среди мер налогового стимулирования развития экономики следует выделить:

— стимулирование малого бизнеса, предполагающее регрессию налоговых вычетов при увеличении сумм осуществленных инвестиций, т. е. чем меньше размер инвестиций в капитал и активы малого предприятия, тем больше размер вычета из налоговой базы: при сумме инвестиций 2—33 тыс. евро размер вычета составляет 25 %; 254—286 тыс. евро — 3 %; свыше 286 тыс. евро вычет не предоставляется;

— стимулирование инвестиций в энергосберегающие и энергоэффективные активы — возможность единовременного списания в момент ввода в эксплуатацию до 55 % суммы расходов на приобретение активов. Размер расходов ограничен: от 2 тыс. до 106 млн евро в год;

— стимулирование инвестиций в природоохранные мероприятия и активы — возможность единовременного списания расходов на приобретение этих активов в размере 40, 30 или 15 % в зависимости от вида природоохранных активов и мероприятий;

— стимулирование инвестиций в производство кинофильмов, ориентированных на аудиторию страны, — отнесение на расходы суммы в размере 25 тыс. евро, но не более 47 % от облагаемого дохода в налоговом периоде;

— стимулирование новых технологий — уменьшение налоговых баз по единому социальному налогу и подоходному налогу в пределах 8 млн евро в год на одного работника, занятого научно-исследовательскими разработками. Программа НИОКР должна быть согласована с министерством экономики Нидерландов;

— стимулирование инвестиций на улучшение условий труда работников — единовременное принятие к вычету расходов, понесенных на подобные цели, в полном объеме;

— стимулирование организационных и подготовительных мероприятий по открытию новых компаний или бизнеса — полное списание понесенных затрат в течение первого года работы компании [3. с. 18—19].

В Новой Зеландии правительство разработало новые условия для применения налогового кредита как средства привлечения инвестиций частного сектора на исследования и разработки. Данный налоговый кредит распространяется на товарищества,

компании и трасты, минимальный расход которых в год составляет 20 тыс. долл. на исследования и разработки. При этом они должны нести связанные с этим финансовые и технические риски [8].

В налоговой составляющей инновационной политики современной Германии важнейшую роль играют налоговые льготы. При этом повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является преобладающей тенденцией.

Особенность как в целом западной, так и немецкой, в частности, системы налогообложения состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Налоговые льготы по налогу на прибыль предприятий в форме налоговых освобождений и скидок, стимулирующие инновационную деятельность в стране, представлены в табл. 1.

Используя налоговые и рыночные механизмы стимулирования инновационной деятельности, Германия в течение многих лет является страной-лидером по экспорту новейших технологий и оборудования.

Анализируя международный опыт и российскую практику налогового стимулирования инновационной деятельности, А. С. Кизимов отмечает, что понятие «инновационная деятельность» более широкое, чем понятие «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» и включает в себя:

— НИОКР;

— патенты (как результат НИОКР);

— обучение кадров;

— использование компьютерных программ;

— создание предприятий и условий их финансирования на начальном этапе [4, с. 33].

Основным направлением налогового стимулирования инновационной деятельности в зарубежных странах является поддержка развития НИОКР. Так, в странах ЕС действуют так называемые рамочные программы, составляющие основу наднационального управления НИОКР. В частности, о важности и значении, придаваемых этим работам, можно судить по шестой рамочной программе ЕС, в которой приоритетными сферами научных исследований и разработок стали информационные технологии и биотехнологии (на них выделялось 33,1 % средств из бюджета ЕС, предназначенных на финансирование НИОКР) [6, с. 66].

оценочно-индикативный аппарат для налогового стимулирования. В мировой практике для оценки степени привлекательности налогового субсиди-

Таблица 1

Система налоговых льгот по налогу на прибыль в Германии

Налоговые освобождения Налоговые скидки

Налоговые каникулы в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов Инвестиционные скидки с величины налога на прибыль, рассчитываемые как процентная доля от стоимости внедряемого инновационного оборудования

Применение пониженных ставок при обложении прибыли для небольших инновационно активных предприятий Скидки с величины налога на прибыль в размере расходов на НИОКР

Льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций Отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях

Льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности Создание за счет средств фонда прибыли инновационных фондов специального назначения, не облагаемых налогом

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям

Ускоренная амортизация. В первый год может быть списано до 40 % расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР

Вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций

Источник: [9, с. 86].

рования в разных странах и сравнения по этому показателю, в частности в рамках применения налоговых стимулов для НИОКР, используют так называемый В-Мех. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

В-Швх = (1 - НСп ЧПСпреф) / (1 - Нф, где В-Мвх—дисконтированный доход организации до уплаты налогов, необходимый для покрытия первоначальных инновационных расходов и уплаты налога на прибыль организации; НСп — ставка налога на прибыль организаций;

ПСпреф — приведенная стоимость амортизации и налоговых преференций для инновационной деятельности.

Данный индекс позволяет определить удельный вес собственных финансовых ресурсов организации в единице расходов на инновации. Производным от него является показатель налоговых субсидий на инновационную деятельность Пн, показывающий степень участия государства в инновациях при предоставлении хозяйствующим субъектам налоговых преференций. Этот показатель рассчитывается по формуле: Пн с = 1 — В-Мвх. Чем выше значение показателя налоговых субсидий, тем больше стимулов государство предоставляет для инновационной деятельности [4, с. 33].

Результаты расчета B-index, проведенного европейскими экспертами для стран ЕС за период 2006—2007 гг., приведены в табл. 2.

На основании данных В-Мех считается, что с 2000 г. в США условия для инноваций и НИОКР становятся менее благоприятными, чем, например, в Канаде, Великобритании и Австралии, где фактическое налоговое стимулирование вдвое больше.

По данным табл. 2 можно сделать вывод, что Испания, Португалия и Чехия создают малому и среднему бизнесу, а также крупным компаниям наиболее благоприятные условия налогообложения в отношении инноваций и разработок. Значение В-Мех = 0,609 для Испании свидетельствует о том, что собственные затраты компании на инновации и разработки без учета налоговых субсидий составляют только 60,9 % общих затрат, то есть 39,1 % затрат компаниям компенсируется за счет средств государства. Таким образом, чем ниже значение этого индекса, тем большая часть налоговых субсидий на инновации и разработки предоставляется государством.

На основании различий по показателям, представленным в табл. 2, можно сделать вывод, что в таких странах, как Нидерланды, Польша и Великобритания, используются разные системы налогового субсидирования инноваций и разработок для малого и среднего бизнеса и крупных компаний.

7х"

69

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значение B-mdex для стран Ес

страна Малый и средний бизнес Крупные компании страна Малый и средний бизнес Крупные компании

Испания 0,609 0,609 Ирландия 0,951 0,951

Португалия 0,715 0,715 Польша 0,978 0,990

Чехия 0,729 0,729 Финляндия 1,008 1,008

Франция 0,811 0,811 Словакия 1,008 1,008

Венгрия 0,838 0,838 Швейцария 1,010 1,010

Дания 0,839 0,839 Греция 1,011 1,011

Великобритания 0,894 0,904 Люксембург 1,014 1,014

Бельгия 0,911 0,911 Швеция 1,015 1,015

Австрия 0,912 0,912 Италия 1,023 1,023

Нидерланды 0,761 0,934 Германия 1,030 1,030

Источник: [7, с. 49].

инструментарий налогового стимулирования

ниоКр. В мировой экономической практике основными налоговыми стимулами исследований и разработок по налогу на прибыль являются следующие налоговые льготы.

1. Списание текущих расходов, связанных с исследованиями и разработками. Практически во всех развитых странах компаниям предоставляется право списывать текущие расходы, связанные с исследованиями и разработками, в полной мере. Также во многих странах предусматривается перенос убытков на будущий или прошедший учетный период. Например, во Франции компании могут отнести текущие убытки на результаты деятельности либо за прошедшие три года, либо на пять лет вперед.

2. Дополнительная налоговая скидка (вычет из налога на прибыль) позволяет фирмам снижать налогооблагаемую базу в большем размере, чем расходами, связанными с исследованиями и разработками. Однако в ряде стран существуют лимиты на максимальную сумму расходов, связанных с исследованиями и разработками, или размера ежегодного вычета. Дополнительная налоговая скидка применяется в Великобритании, Бельгии, Дании и других странах.

3. Налоговый исследовательский кредит. Посредством этого механизма фирмы могут вычитать из суммы налога на прибыль часть затрат на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита. Выделяют три способа применения этого вычета:

— полнообъемный налоговый кредит, когда налоговый кредит берется в полном объеме в базовом году;

— приростной налоговый кредит. В данном случае налоговый кредит рассчитывается как при-

рост расходов, связанных с исследованиями и разработками, по отношению к базовому уровню расходов;

— смешанная форма, когда к полнообъемному кредиту добавляется приростной налоговый кредит.

4. Специальные режимы амортизации основных фондов, связанных с исследованиями и разработками. Эта мера призвана стимулировать приобретение капитальных активов, необходимых для исследований и разработок. В странах ЕС и США применяют два варианта специальных режимов амортизации основных фондов, связанных с исследованиями и разработками:

— свободная амортизация — отсутствие установленного метода списания;

— ускоренная амортизация, которая позволяет списывать относительно большие суммы в первые годы службы, чем в последующие, или сокращает сроки списания по сравнению с экономическим сроком, т. е. сроком их фактического использования.

5. Инвестиционный налоговый кредит. Данная мера близка по экономическому смыслу к предыдущей и позволяет списывать значительную часть стоимости оборудования в первые годы его эксплуатации. Способствует распространению и развитию инноваций, так как при его применении поощряется замена устаревшего оборудования на более новое и ориентированное на информационные технологии.

6. Льготы в налогообложении прибыли в связи с иностранными источниками дохода компании. В рамках данной меры большое значение имеют взаимные соглашения о налоговом регулировании, позволяющие избежать двойного налогообложения дохода компании, получающей доход от источников в других странах.

7. Специальное применение налога на материальную выгоду от продажи акций (НМВПА) в связи с проведением исследований и разработок [7, с. 20-31].

Практическое применение инструментов налогового стимулирования исследований и разработок в рамках применения налога на прибыль в некоторых зарубежных странах представлено в табл. 3.

Следует заметить, что данные табл. 3 косвенно свидетельствуют о том, что зарубежные страны эффективно влияют на процессы накопления и потребления капитала, структуру материального производства, его территориальное размещение.

Анализ зарубежного опыта прямого налогообложения в обеспечении финансирования инновационных производств выявляет, во-первых, наличие идеи, во-вторых, стратегии инновационной поли-

Таблица 3

налоговое регулирование исследовательских работ посредством налога на прибыль корпораций в зарубежных странах

страна льготы по налогу на прибыль корпораций Меры общего характера в рамках налога на прибыль, которые могут поощрять инновации и разработки

налоговый исследовательский кредит (ниК) спец. режим амортизации льгота по уменьшению налогооблагаемой прибыли (нп) иные льготы

Австралия В 2009 г. объявлено о введении в 2010-2011 гг. НИК вместо льготы по уменьшению налога на прибыль. Планируется 45 %-ный НИК малым фирмам (с оборотом меньше 20 млн долл.) и 40 %-ный НИК фирмам, находящимся в иностранной собственности Смешанный объемно-приростной вариант вычета из налогооблагаемой базы (впервые 1985 г.):вычет в размере 125 % всего объема расходов на НИОКР в текущем году и вычет в размере 175 % от прироста расходов на НИОКР по отношению к базовым средним расходам на НИОКР за предшествующие три года (с 2001г.). В 2009г. объявлено о замене этой льготы на НИК

Бельгия Научно-ис-следовательские материалы: три года, линейный режим. Патенты: в зависимости от срока действия (5-30 лет), линейный режим. Освобождение от налога 20 % инвестиций в НИ-0КР+10,5 %-ный вычет всех инвестированных сумм в НИОКР из НП (18,5 %, если инвестиции в исследования по энергосбережению или новые продукты или инновационные технологии). Вычет из НП исследовательских фирм: 13,5 % инновационного капитала (в течение 10 лет после учреждения или начальные 2-3 года после учреждения) Освобождение от налога на 10 лет науч-но-исследо-вательской деятельности, только что начавшейся в зоне структурной безработицы (10-200 занятых) Освобождение от налога на материальную выгоду от продажи акций (НМВПА). Компании, образованные за счет частных инвестиционных (венчурных) фондов, освобождаются от налогов на начисленные проценты. Дивиденды, выплачиваемые этими компаниями, облагаются налогом по ставке от 15 до 20 %, кроме иностранных инвесторов

великобритания Налоговый кредит отменен в середине 1990-х гг. из-за злоупотреблений Ускоренная амортизация 30 % активов, относящихся к исследовательским работам (метод снижающегося остатка) Убытки могут быть отнесены к прошедшему году (в пределах установленного максимума) или к будущему периоду. Дополнительная амортизация 20 % стоимости приобретенных или произведенных новых движимых активов разрешена в год приобретения и в последующие четыре года для малых и средних компаний (в пределах установленного максимума)

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 71

Окончание табл. 3

страна льготы по налогу на прибыль корпораций Меры общего характера в рамках налога на прибыль, которые могут поощрять инновации и разработки

налоговый исследовательский кредит (ниК) спец. режим амортизации льгота по уменьшению налогооблагаемой прибыли (нп) иные льготы

Для убыточных малых и средних предприятий выплачиваемый НИК позволяет соответствующим компаниям уменьшить их расходы на исследовательские работы на 24 %. Они получают от министерства финансов платеж наличными в размере 24 ф. ст. на каждые 100 ф. ст. израсходованных на соответствующие исследовательские работы Свободная амортизация активов (включая здания), относящихся к исследовательским работам 1.Освобождение от налога научно-исследовательских ассоциаций. 2. Ослабление налоговых выплат научно-исследовательских ассоциаций. 3. Ослабление налоговых обязательств за исследовательские работы, оплачиваемые университетам, колледжам и подобным исследовательским организациям. Для малых и средних компаний размер вычета увеличен до 175 % за выполненные ИР (после 1 августа 2008 г.); для крупных предприятий — до 130 % (с 1 апреля 2008 г.) Вычеты капитала из налога на прибыль в размере потребления или амортизации капитальных активов. Различным типам активов соответствуют разные размеры вычета. По машинам и оборудованию крупные компании получают 20 %-ный вычет, в то время как малые и средние компании получают 40 % (только в первый год). Последние также получают выгоду от использования предоставленных им льгот, стимулирующих рост Интернет-торговли, позволяющих им списывать до 100 % расходов на приобретение нового компьютерного оборудования в год его покупки. Убытки можно отнести на предшествующий год, вычитая их из прибыли за более ранний учетный период

сша Приростной вариант НИК трех видов: 1. Обычный — из налога на прибыль вычитается 20 % среднегодовых расходов на исследовательские работы (ИР) при условии роста доли ИР в сумме продаж к базовому размеру за установленный период (для начинающих компаний иные условия). 2. Альтернативный приростной НИК — максимальный размер вычета 3,75 % расходов на ИР по отношению к сниженному базовому уровню. 3. Альтернативный упрощенный НИК — вычет в размере 14 % от суммы расходов на ИР, которая превышает 50 % среднегодовых расходов на ИР за три предшествующих года Ускоренная амортизация Ускоренная амортизация 20 000 долл. в первый год и 24 000 долл. в следующий за инвестициями год. Налоговый кредит по налогам, уплачиваемым иностранным государствам. Доходы из иностранных источников подлежат облегченному налогообложению

Источник: [7, с. 141].

тики. Это является остро необходимым в настоящее время и для России.

Зарубежная практика также свидетельствует о том, что из многочисленных механизмов стимулирования инновационной деятельности, таких как создание инновационной инфраструктуры, международного сотрудничества в области инноваций, государственного финансирования инновационной деятельности, предпочтение отдается инструментам налогового регулирования, в частности снижению и применению преференций по налогу на прибыль корпораций.

Анализ налогового стимулирования инновационной деятельности в странах ЕС и США приводит к выводу, что в этих странах действует система мер комплексного воздействия при создании благоприятного инновационного климата. Кроме того, особое значение уделяется заинтересованности компаний реального сектора экономики в инновациях. В данном контексте интересным представляется и реализация главного принципа западной, в частности немецкой, системы налогообложения, заключающегося в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам.

Таким образом, по итогам исследования зарубежного опыта прямого налогообложения в финансовом обеспечении инновационных производств можно предложить следующие практические рекомендации для корректировки налоговой политики Российской Федерации.

во-первых, в Российской Федерации объектом стимулирования должна являться не только научная и инновационная деятельность, но и деятельность предприятий реального сектора, использующих результаты НИОКР в хозяйственной деятельности. При этом необходимо разработать стратегию развития реального сектора, предусмотрев этапы его технологической модернизации.

во-вторых, используя опыт зарубежных стран, следует дифференцировать налоговые льготы вплоть до полного освобождения, исходя из налоговой нагрузки на предприятия. Уровень льгот необходимо определять в свете приоритетности проводимых исследований и разработок для национальной экономики.

в-третьих, одной из целей российской инновационной политики должно стать нахождение оптимального соотношения между бюджетным финансированием науки и обеспечением финансирования научно-технического прогресса частными компаниями. Можно воспользоваться опытом

Германии, в которой «каждый евро, инвестируемый государством в развитие науки и инновационных технологий, стимулирует привлечение от 1,5 до 2 евро частных инвестиций» [9, с. 84].

Объективно следует отметить, что первые положительные результаты по привлечению частных инвестиций, например в нанотехнологии, в России уже имеются. Так, на открытии форума RUSNANOTECH-2010 было отмечено, что Россия удерживает 4-е место в мире по привлечению частных инвестиций в нанопроекты (на первом — США, на втором — Япония, на третьем — Германия). По итогам 2009 г. частные компании вложили в нанотехнологии 17 млрд долл., государство — 130 млрд долл. [14].

в-четвертых, следует разработать и внести поправки в российское налоговое законодательство, регулирующее порядок налогообложения инновационной деятельности с учетом опыта развитых стран. Так, в действующем режиме налогообложения прибыли российских организаций практически не реализуется механизм инвестиционного налогового кредита.

в-пятых, в связи с актуальностью проблемы торговых войн в России необходимо более жесткое регулирование вопросов защиты национальных исследований и разработок, учитывая как рыночные, так и нерыночные средства экономического соперничества на мировых рынках.

Важность данной проблемы подчеркивается воззрениями военных стратегов Китая на современные средства ведения войны. К примеру, они выделяют три основные группы современных средств ведения войны: Military, Trans-military и Non-military. Последняя группа невоенных методов означает использование прежде всего финансовых операций, торговли, воздействие через ресурсы, дестабилизацию экономики, санкции, информационные и идеологические меры. Исходя из этой классификации, китайские эксперты считают, что США побеждают в плане военных средств, а Китай успешно осваивает две другие группы методов, основанные на торговле, инвестициях и экспорте [1. с. 51].

В заключение согласимся со позицией Луи Пастера (1822—1895), который говорил, что «путь к цивилизации и гармоничному будущему страны один — в союзе между наукой и государством». Следование этой философии позволит России стать одной из стран-лидеров, экспортирующих результаты научных разработок и исследований.

Список литературы

1. Бобылов Ю. А. Торговые войны в условиях мирового финансового кризиса // Менеджмент и бизнес-администрирование. — № 1. — 2009 г.

2. Болтрушевич Г. К, Иванова Т. И. Налоговое регулирование как инструмент стимулирования инновационной деятельности в республике Беларусь // Актуальные вопросы экономики и управления: сб. м-лов межд. науч. -практ. конф. (20—25 декабря 2008 г.). Димитровград: ДИТУД, 2008. 178 с.

3. Грибкова Н. Б. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах и возможность его использования в России // Налоговая политика и практика. 2005. № 7.

4. Кизимов А С. Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансы. 2008. № 7.

5. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты // Проблемы теории и практики управления, 2007. № 10.

6. Кочетков Г. Б. Проблема инноваций в экономике США // США - Канада. 2009. № 4.

7. Налоговое стимулирование инновационных процессов / отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009.

8. Налоговые стимулы для инноваций в Новой Зеландии // URL: http://www. baldwins. com/ tax-incentives-for-innovation-in-new-zealand.

9. Патрик Э, Яшин В. Г. Современные тенденции развития инновационной деятельности в Германии // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 1.

10. Правовые и организационные механизмы стимулирования инноваций: зарубежный опыт // URL: http://www. tomskforum. ru.

11. Семенова О. В. Налогообложение природных ресурсов в развитых странах // Налоговый вестник. 2010. № 4.

12. УДи. Китай: движение к государству инновационного типа // Человек и труд. 2009. № 7.

13. URL: http://www.charteredaccountants.ie/ General/News-and-Events/News1/2010.

14. URL: http://www.rusnanoforum.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.