Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пинкевич Татьяна Валентиновна

Введение. Исследование зарубежного опыта противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты позволит идентифицировать ключевые проблемы, связанные с противодействием преступности как за рубежом, так и в России. Задачи/результаты. Представлен анализ решений, принятых на уровне международного сообщества и отдельных зарубежных стран относительно правового регулирования криптовалюты и противодействия преступлениям, совершаемым с ее использованием, дана краткая характеристика ряда положительных методов противодействия названым преступлениям, раскрываются их особенности. Выводы. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время на международном уровне нет базовых документов, которые могли бы стать основой формирования нормативных правовых актов, направленных на противодействие преступной деятельности с использованием криптовалюты. Необходима консолидация мирового сообщества для принятия единых правил как регулирования криптовалюты, так и противодействия преступлениям с ее криминальным оборотом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN COUNTERING CRIMINAL ACTIVITY USING CRYPTOCURRENCY

Introduction. The relevance of the study of foreign experience of counteraction of criminal activity with cryptocurrency will allow you to identify key issues related to the prevention of crime abroad and in Russia. Tasks/results. The article presents an analysis of decisions taken at the level of the international community and individual foreign countries regarding the legal regulation of cryptocurrency and countering crimes committed with their use, gives a brief description of a number of positive methods of countering these crimes, and reveals their features. Conclusions. The author comes to the conclusion that currently there are no basic documents at the international level that could become the basis for the formation of legal acts aimed at countering criminal activity using cryptocurrency. It is necessary to consolidate the world community in order to adopt common rules for both regulating cryptocurrency and countering crimes with its criminal turnover.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИПТОВАЛЮТЫ»

УДК 343.9.01 Т. В. Пинкевич

Академия управления МВД России

1% Ж V V V

Зарубежный опыт противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты

АННОТАЦИЯ. Введение. Исследование зарубежного опыта противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты позволит идентифицировать ключевые проблемы, связанные с противодействием преступности как за рубежом, так и в России.

Задачи/результаты. Представлен анализ решений, принятых на уровне международного сообщества и отдельных зарубежных стран относительно правового регулирования криптовалюты и противодействия преступлениям, совершаемым с ее использованием, дана краткая характеристика ряда положительных методов противодействия названым преступлениям, раскрываются их особенности.

Выводы. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время на международном уровне нет базовых документов, которые могли бы стать основой формирования нормативных правовых актов, направленных на противодействие преступной деятельности с использованием криптовалюты. Необходима консолидация мирового сообщества для принятия единых правил как регулирования криптовалюты, так и противодействия преступлениям с ее криминальным оборотом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: криптовалюта, противодействие, зарубежный опыт, правовое регулирование, преступность.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Пинкевич Т. В. Зарубежный опыт противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты // Научный портал МВД России. 2020. № 3 (51). С. 87-93.

T. V. Pinkevich

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Foreign experience in countering criminal activity using cryptocurrency

ABSTRACT. Introduction. The relevance of the study of foreign experience of counteraction of criminal activity with cryptocurrency will allow you to identify key issues related to the prevention of crime abroad and in Russia.

Tasks/results. The article presents an analysis of decisions taken at the level of the international community and individual foreign countries regarding the legal regulation of cryptocurrency and countering crimes committed with their use, gives a brief description of a number of positive methods of countering these crimes, and reveals their features.

Conclusions. The author comes to the conclusion that currently there are no basic documents at the international level that could become the basis for the formation of legal acts aimed at countering criminal activity using cryptocurrency. It is necessary to consolidate the world community in order to adopt common rules for both regulating cryptocurrency and countering crimes with its criminal turnover.

KEYWORDS: cryptocurrency, counteraction, foreign experience, legal regulation, crime.

FOR CITATION: Pinkevich T. V. Foreign experience in countering criminal activity using cryptocurrency // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 3 (51). P. 87-93 (in Russ.).

Исследование развития зарубежного законодательства в сфере противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты и рассмотрение проблем ее правового регулирования для деятельности правоохранительных органов стран мира и России имеют особое значение, поскольку масштабы распространения крипто-

валюты и рост преступлений с ее использованием очевидны. Так, например, по данным Group-IB, CipherTrace, CarbonBlack, хакеры украли в 2018 г. криптовалют на сумму от 1,1 млрд до 1,7 млрд долларов США, из которых 960 млн - у крипто-бирж и платежных систем. Количество таких случаев выросло в 3,5 раза по сравнению с 2017 г.

и в 7 раз - по сравнению с 2016 г. 56 % крипто-краж пришлось на биржи Южной Кореи и Японии. Самые крупные кражи в 2018 г.: 532 млн долларов США у СотоИеок; 60 млн долларов у 40 млн долларов США у Со1пга11; 31 млн долларов США у ВАИитЬ1.

К сожалению, в настоящее время на международном уровне нет базовых документов, способных лечь в основу формирования нормативных правовых актов, направленных на противодействие преступной деятельности с использованием криптовалюты. Однако в январе 2019 г. Организация Объединенных Наций на своем официальном сайте опубликовала доклад, посвященный обзору мирового экономического и социального положения в 2018 г., где сделан вывод, что криптовалюты и блокчейн являются важной частью мировой финансовой системы, с помощью которой мир избавится от огромного количества бюрократических процедур и создаст инновационные бизнес-модели, способные повысить эффективность управления, а также, изучив возможность использования технологий блокчейн, станет применять их в борьбе с преступностью. При этом криптовалюта рассматривается как «новый рубеж в области цифровых финансов»2.

Международный валютный фонд (далее -МВФ), рассматривая применение в современной экономике криптовалюты как финансового актива, подчеркнул, что последния могут использоваться для отмывания денег, финансирования терроризма, уклонения от налогов и мошенничества и именно по этой причине нельзя легкомысленно относиться к правовому регулированию криптовалюты, в противном случае масштабные изменения в финансовых системах будут весьма ощутимы3.

Особое внимание распространению преступлений, совершаемых с использованием криптовалюты, в своей деятельности уделяют такие ведомства, как Интерпол и Европол. По мнению представителей Европола, существует угроза массового незаконного использования криптова-

1 См.: Сикирин В. Криптовалюты и преступность: что говорит статистика. URL : https://decenter.org/ru/kriptovalyuty-i-prestupnost-chto-govorit-statistika (дата обращения : 28.01.2020)..

2 См.: Обзор мирового экономического и социального положения, 2018 г.: передовые технологии в интересах устойчивого развития. URL : https://www.un.org/development/desa/ dpad/wp-content/uploads/sites/45/WESS2018-overview_ru.pdf (дата обращения : 31.01.2020).

3 См.: Лагард К. Усиление борьбы с отмыванием денег

и финансированием терроризма. URL : https://www.imf.org/

external/index.htm (дата обращения : 31.01.2020).

лют в преступных целях, поэтому требуется неординарный подход к раскрытию и расследованию таких преступлений, при этом особое внимание должно уделяться выявлению использования криптовалют организованными преступными сообществами. Интерпол и Европол собирают информацию, оказывают помощь в расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми, где криптовалюта в последнее время стала особенно популярной, так как преступникам помогает анонимность, обеспечиваемая криптовалютой, а также быстрота осуществления транзакций, что значительно замедляет процесс отслеживания последних и поиска подозреваемых.

К преступлениям с использованием криптовалюты можно отнести и незаконный оборот наркотиков. Примером служит деятельность Ев-ропола 2018 г. по раскрытию схемы незаконного оборота наркотиков, в которой для отмывания денежных средств в сумме более 8 млн евро через финскую биржу использовались криптовалюты и кредитные карты. Сотрудникам Европола удалось арестовать 11 человек за отмывание денежных средств и перевод их из Испании в Колумбию при помощи криптовалюты и кредитных карт, а правоохранительным органам Испании, Финляндии и США - общими усилиями осуществить арест подозреваемых. Благодаря этим мероприятиям была раскрыта преступная деятельность, в ходе которой использовалось 174 банковских счета и были задействованы 137 человек.

Представители ведомства заявили, что Евро-пол «будет продолжать координировать действия между государствами - членами ЕС и за их пределами в стремлении эффективно реагировать на эту растущую угрозу»4.

В 2017 г. сумма легализации преступных доходов европейского криминалитета с использованием криптовалюты составляла более 4 млрд криминальных фунтов стерлингов. По сообщению издания Business Insider со ссылкой на Европол, в 2018 г. эта сумма составила уже 5,5 млрд5.

Декларация «Большой двадцатки» (G20) «Создание консенсуса для честного и устойчивого развития», которая стала результатом работы 13-й встречи представителей государств, вхо-

4 См.: Европол и Интерпол повысят меры по борьбе с отмыванием денег через криптовалюты. URL : https://neironix. io/ru/news/evropol_i_interpol_povisyat_meri_po_borbe_s_ otmivaniem_deneg_cherez_kriptovaluti (дата обращения : 31.01.2020).

5 См.: По данным Европола, преступники отмыли 5,5 млрд долларов с помощью криптовалют. URL : pro-dlokchain.com (дата обращения : 31.01.2020).

дящих в «Большую двадцатку», проходившей с 30 ноября по 1 декабря 2018 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина), включает вопросы регулирования рынков криптовалют в контексте «открытой и устойчивой финансовой системы», которая «важна для поддержания устойчивого роста». Вместе с тем, отмечается в документе, «мы будем регулировать криптоактивы для борьбы с отмыванием денег и противостояния финансированию терроризма в соответствии со стандартами РАТР и рассмотрим другие меры при необходимости»6. Государства - члены в20 заявили также о необходимости международной дискуссии о новой индустрии.

При этом члены в20 обратились к РАТР с предложением подготовить свои стандарты для криптовалютных рынков в странах-членах и способствовать их внедрению. РАТР в свою очередь считает, что криптовалюта несет в себе риски бесконтрольного отмывания преступных денег и финансирования терроризма, а также совершения других преступлений и поэтому требуется разработка мер по противодействию названным преступлениям и внесение необходимых изменений в национальное законодательство для снижения рисков их роста7.

Как один из методов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на международном уровне рассматривается заявление, сделанное РАТР в октябре 2018 г. о том, что к июню 2019 г. государства будут обязаны лицензировать или регулировать криптовалютные биржи и некоторые компании, такие как провайдеры криптовалютных кошельков8.

Более того, в РАТР выдвинули дополнительные требования, согласно которым странам предлагается при внедрении новых цифровых технологий обязывать финансовые учреждения, получившие лицензию, принимать меры по управлению рисками и их снижению до запуска новых продуктов, внедрения новой деловой практики или использования новых или развивающихся технологий. Эти требования распространяются в

6 Британские криптобиржи усилили меры по борьбе с отмыванием денег. URL : https://cryptobrokers.ru/britanskie-kriptobirzhi-usilili-mery-po-borbe-s-otmyvaniem-deneg/ (дата обращения : 31.01.2020).

7 См.: Виртуальные валюты. Руководство по применению риск-ориентированного подхода. 2015. Июль. URL : http:// www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Guidance-RBA-Virtual-Currencies.pdf (дата обращения : 31.01.2020).

8 См.: В январе 2020 г. вступит в силу пятая директива

ЕС по борьбе с отмыванием денег. URL : https://hashtelegraph.

com/vstupila-v-silu-pjataja-direktiva-evrosojuza-o-protivodejst-

vii-otmyvaniju-deneg/ (дата обращения : 31.01.2020).

первую очередь на платежные продукты и услуги на основе виртуальной валюты9.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что имеющаяся правовая база в сфере киберпро-странства и противодействия названным видам преступности не отвечает в полной мере современным требованиям. Необходима консолидация мирового сообщества для принятия единых правил как повседневного использования криптова-люты, так и противодействия преступлениям с ее криминальным оборотом.

Однако для того чтобы противодействовать использованию криптовалют в преступных целях, необходимо определиться с направлениями правового регулирования отношений, связанных с оборотом криптовалюты.

В настоящее время в зарубежных странах законодательное регулирование криптовалюты имеет свои особенности в зависимости политической ситуации, уровня экономического, правового и технологического развития этих стран.

Вместе с тем в первой половине 2018 г. в целях совместного расследования деятельности международных преступных групп, включая отмывание доходов и финансирование преступной деятельности с использованием криптовалют, представители финансовых разведок и налоговых органов США, Австралии, Канады, Нидерландов и Великобритании создали международный оперативный альянс J5 (Joint Chiefs of Global Tax Enforcement). В его рамках они готовы осуществлять обмен информацией и совместно выработать и протестировать новые подходы к противодействию такого рода преступлениям, их расследованию и подготовке совместных операций10.

В январе 2020 г. вступила в силу Пятая директива Евросоюза о противодействии отмыванию денег, которая выработала новые правила и ужесточила требования к кр и пто валютным платформам, согласно которым криптовалютные биржи, провайдеры криптокошельков и поставщиков услуг по хранению данных обязаны зарегистрироваться у местного регулятора, представлять отчеты о подозрительной деятельности и осуществлять правовой аудит клиента. Такое решение позволит в будущем повысить доверие к криптовалютному рынку со стороны традиционных финансовых ин-

9 См.: Виртуальные валюты. Руководство по применению риск-ориентированного подхода. 2015. Июль. URL : http:// www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Guidance-RBA-Virtual-Currencies.pdf (дата обращения : 31.01.2020).

10 См.: В январе 2020 г. вступит в силу пятая директива ЕС по борьбе с отмыванием денег. URL : https://hashtelegraph. com/vstupila-v-silu-pjataja-direktiva-evrosojuza-o-protivodejst-vii-otmyvaniju-deneg/ (дата обращения : 31.01.2020).

ститутов и привлечь институциональных инвесторов к стремительно развивающемуся рынку11.

И все же, несмотря на то что правовой статус криптовалюты не определен, она как разновидность виртуальной цифровой валюты приобрела высокую популярность в ряде таких стран, как Великобритания, Япония, Швейцария, Швеция, Германия, стала не только полноценным платежным средством, но и инвестиционным активом.

Так, считается, что Великобритания в настоящий момент является одной из благоприятных для использования системы распределительного реестра (блокчейна) стран в части отсутствия правовых барьеров и поддержки стартапам, которые связаны с виртуальной валютой (криптова-лютой).

Рабочей группой при правительстве Великобритании опубликован масштабный доклад, обозначены приоритетные направления правового регулирования технологий блокчейна и оборота криптовалюты. Ключевыми из них являются разработка правил ICO в Британии и утверждение запретов в целях профилактики использования криптовалюты в преступной деятельности. На законодательном уровне правовой статус криптовалюты пока еще не определен. Каких-либо специальных запретов и регламентов оборота криптовалюты законодательство Великобритании не содержит. Правовые барьеры оборота специально не направлены на ограничение оборота криптовалюты, а являются общими применительно к противодействию преступной деятельности, в которой виртуальная валюта может использоваться.

Германия - одна из первых европейский стран, которая занялась регулированием крипто-валютных отношений на нормативном уровне.

Несмотря на то что в 2013 г. Министерство финансов Германии, отвечающее за законодательство в области криптовалют, издало постановление о признании биткоина официальным средством расчетов, криптовалюта не может быть квалифицирована как иностранная валюта или безналичные деньги. С учетом изменений, внесенных в указанный нормативный акт 2017 г., биткоин квалифицируется как финансовый инструмент и имеет статус частных денег, что позволяет использовать виртуальную валюту лишь в расчетах между частными лицами. В гражданском обороте она может участвовать как средство

платежа в операциях между частными лицами, конвертироваться в фиатные валюты и выступать в качестве товара при совершении гражданско-правовых сделок.

Как видим, ограничений и запретов распоряжения криптовалютой между частными лицами нет, однако предпринимательская деятельность с ее использованием подлежит лицензированию. Контроль над указанной деятельностью осуществляется Федеральным управлением финансового надзора Германии (БаПп).

Если с момента приобретения криптовалюты до ее реализации не прошло 12 месяцев, то начисляется налог с продажи. В остальных случаях полученный доход в результате роста капитализации криптовалюты налогообложению не подлежит.

Уголовное законодательство Германии не содержит специальных норм об ответственности за посягательства в сфере оборота криптовалюты. В то же время правоохранительная система этой страны уделяет существенное внимание охране прав инвесторов, в том числе в криптовалютной сфере.

В Швеции криптовалюта признана в качестве валюты и может быть не только предметом сделок по передаче имущества в собственность, взаймы, в залог, но и быть расчетным средством. Ее оборот между частными лицами осуществляется в свободной форме. В отношении криптовалюты не применяется налог на добавленную стоимость и доход на приобретение криптовалюты в личных целях. В то же время применяется налог с дохода на прирост капитала.

Уголовное законодательство не содержит специальных норм, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение имущественных отношений, связанных с оборотом криптовалюты.

Соединенные Штаты Америки, безусловно, являются страной, где криптовалюта получила широкое распространение. Деятельность, связанную с криптовалютами, осуществляет ряд ведомств, которые регулируют криптовалюты12, в том числе и Министерство финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями (ПпСБЫ). В то же время правовое регулирование оборота криптовалютных операций не позволяет единообразно определить ее статус. Несмотря на существование федерального финансового законодательства, в каждом штате оборот криптовалюты в

11 См.: Вступила в силу Пятая директива Евросоюза о противодействии отмыванию денег. URL : https://hashtelegraph. com/ssha-vozglavili-mezhdunarodnyj-aljans-cilovikov-po-borbe-s-otmyvaniem-deneg/ (дата обращения : 01.02.2020).

12 См.: В США появился отдел киберфинансовых преступлений. URL : http://sciencepop.ru/ (дата обращения : 01.02.2020).

разные периоды регулировался по-разному. Поэтому можно говорить о правовом регулировании оборота криптовалюты в отдельных штатах. Так, например, законодательство штата Вашингтон рассматривает оборот виртуальной валюты как денежный перевод, из чего можно сделать вывод, что в этом штате криптовалюта может быть использована в качестве средства платежа. Вместе с тем в законодательстве США отсутствуют нормы, которые бы квалифицировали криптовалюту как денежные средства или иностранную валюту.

Но есть и интересный для правоприменителей момент - при конфискации криптовалюты в рамках уголовных дел о продаже наркотиков Правительство США продает криптовалюту, а денежные средства от ее продажи переводит на счет Конфискационного фонда Казначейства США13.

До недавнего времени оборот криптовалю-ты, в соответствии с федеральным законодательством США, облагался налогом только в случае продажи криптовалюты. С 1 января 2018 г. в ст. 1031(а) п. 1 !ЯС-раздела Налогового кодекса США внесены изменения, согласно которым любые сделки с криптовалютой подлежат обязательному налогообложению. Причем в этот перечень включены не только сделки по продаже биткоина и других криптовалют, но и договоры мены одних криптовалют на другие. При этом в отдельных штатах, например в Калифорнии, налоговая служба может запрашивать информацию с площадок, где совершаются сделки с криптовалютой.

Уголовная ответственность за преступления в области оборота криптовалюты не установлена.

В Швейцарии, Финляндии и на Мальте создана правовая база, позволяющая владеть и пользоваться криптовалютой как финансовым активом, и владельцам криптовалютного бизнеса созданы максимально комфортные условия, что позволило привлечь значительные инвестиции. Более того, в Финляндии, например, подготовлен и принят закон, регламентирующий контроль за деятельностью поставщиков кр и пто валютных услуг, в том числе криптовалютных бирж, провайдеров криптокошельков и эмитентов цифровых валют.

Похожая ситуация складывается в Канаде, Мексике, Австрии, Болгарии и Франции. Во Франции, например, страховым компаниям разрешено предлагать клиентам страховые продукты на базе цифровых активов (Закон «О плане действий для роста и трансформации предприятий»).

13 См.: Правительство США продает биткоины, конфискованные в рамках уголовного дела о продаже наркотиков. URL : http://www.fmcrypto.ru/2017/12/16/правительство-сша-продает-биткоины-к/ (дата обращения : 01.02.2020).

Премьер-министр Мальты Джозеф Мускат уже сообщил об успехах либерализации крип-товалюты. Мальта получила практически мгновенный эффект от принятия регулирующих цифровые активы законов, что особенно важно для бедных государств, лишенных традиционных источников доходов в виде полезных ископаемых. На примере интеграции блокчейн-технологий в госуправление Мальта показала, как этот процесс может снизить коррупционные риски и эффективно управлять различными сферами, начиная от здравоохранения и заканчивая утилизацией отходов. Однако пока нет информации о том, изменилась ли криминогенная ситуация в этой сфере.

Китай (КНР) является одним из лидеров инновационно-технологического и финансового развития. Благодаря относительно невысокой цене на электроэнергию и компьютерную технику, а также дешевой и высокодисциплинированной рабочей силе Китай представляется наиболее привлекательной площадкой для размещения май-нинговых ферм. Именно поэтому там размещено наибольшее количество майнинг-пулов. Кроме этого, Китай является государством с высокой степенью участия в регулировании своей экономики.

В связи с этим КНР оказывает прямое правовое воздействие на общественные отношения, связанные с оборотом виртуальной валюты (криптовалюты). Появление криптовалюты в Китае, как и в других странах мира, не имело никакой правовой реакции со стороны государства до тех пор, пока использование виртуальной валюты не стало явлением.

Причиной первой законодательной реакции Китая на криптовалютные отношения стал существенный скачок курса биткоина в 2013 г., когда его рост составил 5 400 % в течение года, что могло существенно пошатнуть кредитно-финансовую систему Китая, поскольку такая волатиль-ность криптовалюты привлекла большое количество спекулянтов, активы которых из фондовых и валютных рынков стали перетекать в рынки виртуальные.

В результате был опубликован документ, запрещающий проводить операции на фондовом рынке, а также страховые операции с использованием биткоина. Кроме этого, банкам и иным кредитным учреждениям было запрещено использование биткоинов в качестве платежа по любым сделкам, осуществляемым в банковской системе, а также хранение, кредитование, фондирование, принятие в траст биткоина.

В данном документе было также указано на

отсутствие какого-либо правового статуса битко-ина как валюты или денежной единицы, что препятствует его использованию в качестве средства платежа.

Правительство Китая усмотрело также в развитии оборота криптовалюты и обстоятельства, способствующие совершению таких преступлений, как отмывание преступных доходов, сбыт наркотических средств, взяточничество. Затем ситуация стала меняться. В 2016 г. Китай сообщил о намерении создать собственную криптовалюту, которая будет распространяться посредством многоуровневого и многосетевого маркетинга.

В итоге в КНР в 2017 г. вступили в силу изменения в Общие принципы гражданского права Китайской Народной Республики, согласно которым криптовалюта получила правовой статус объекта гражданских прав.

С 2017 г. на уровне государства к криптобир-жам стали предъявляться определенные требования, и биржевой оборот криптовалюты с момента введения в действие вышеупомянутого нормативного правового акта стал строго контролироваться финансовыми институтами Китая.

Несмотря на жесткий контроль и ограничения со стороны государства в отношении оборота криптовалюты, ее правовой статус в Китае все же определен. Виртуальная валюта является имуществом, но налог на это имущество не начисляется. В то же время реализаторы (отчуждатели) криптовалюты обязаны платить налог на прибыль, подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прирост капитала в зависимости от правого статуса субъекта и предусмотренной для такого субъекта системы налогообложения.

Япония, как и множество стран, прошла путь от отсутствия какого-либо регулирования оборота криптовалюты до понимания необходимости государственно-правового обеспечения этого процесса. В настоящий момент подход данного государства к использованию криптовалюты является весьма либеральным в отличие от других государств, чем привлекает значительное количество инвесторов. Так, например, с ужесточением правил биржевой криптоторговли в Китае многие пользователи вывели свои инвестиции в аналогичные платформы Японии. И здесь в настоящий момент гораздо легче получить лицензию для занятия криптоторговлей, к тому же Япония обозначила более удобный статус для криптовалюты. Ее правовое регулирование заключается в следующем.

В соответствии с законодательством Японии 2017 г. виртуальная валюта признается как товаром, так и законным способом оплаты. Таким об-

разом, данное государство интегрировало крип-товалюту в систему банковских расчетов между физическими лицами и организациями. В то же время криптовалюта не является денежной единицей Японии, а имеет статус приравненной к фи-атной валюте. Вышеуказанный статус позволяет криптовалюте выступать предметом множества гражданско-правовых сделок. Она может не только покупаться и продаваться, но и использоваться в качестве займа, быть расчетным средством, применяться в качестве задатка и неустойки, быть предметом конвертации, иметь курс обмена и т. д.

Сделки с виртуальной валютой (криптовалю-той) между частными лицам не запрещены и могут совершаться без ограничений. В то же время к деятельности организаторов торгов, несмотря на достаточно либеральный подход к заключению самих сделок, предъявляются определенные требования. Так, предусмотрена обязательная регистрация любых криптоплощадок в Агентстве финансовых услуг Японии (FSA) и последующая ему подотчетность. Криптобиржа должна иметь резервный фонд в сумме, эквивалентной не менее чем 100 тыс. долларам США, систематически проводить аудит в налоговых органах. Соискателями лицензии могут стать только компании-резиденты Японии. Чтобы запустить процесс получения лицензии криптобирже необходимо заплатить государственную пошлину в сумме, эквивалентной 300 тыс. долларам США.

В Японии до 2017 г. виртуальная валюта облагалась налогом на добавленную стоимость (НДС). С момента введения соответствующего законодательства этот налог отменен. В то же время налог на доход, полученный от продажи или прироста капитализации криптовалюты, в Японии существует.

Оборотоспособность виртуальной валюты (криптовалюты) в Японии специальным образом не охраняется.

Южная Корея отличается строгим подходом к криптоиндустрии. Она запретила во второй половине 2017 г. проведение ICO. В 2018 г. при активном участии Министерства экономики и финансов проведена комплексная проверка местных биткоин-бирж. В ходе проверки 14 бирж были признаны несостоятельными в связи с низким уровнем кибербезопасности.

Подводя итог, следует отметить, что правовой статус криптовалюты не определен не только в России, но и в большинстве государств мира, и хотя криптовалюта там не признана законным платежным средством, она является биржевым

активом, может быть использована в качестве платежного средства, средства обмена, мены и дарения.

В большинстве государств предпринимаются меры по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием криптовалюты или в отношении нее. К сожалению, в настоящее время на международном уровне нет базовых документов, которые можно было бы положить в основу формирования нормативных правовых актов, направленных на противодействие преступной деятельности с использованием криптовалюты. Имеющаяся правовая база в сфере киберпро-странства и противодействия киберпреступно-сти14 [1; 2] в полной мере не отвечает современным требованиям. Необходима консолидация всего мирового сообщества для принятия единых правил как повседневного использования крипто-валюты, так и противодействия преступлениям с ее криминальным оборотом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волеводз А. Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. - М. : Юрлитинформ, 2001. - 496 с.

2. Желудков М. А. Особенности реализации в России международного опыта по защите от корыстных преступлений, совершаемых в кибер-

14 См.: Electronic Communications Privacy Act of 1986, EC PA. URL : http://dorothy.as.arizona.edu/ LAW/ref5.html (reference date : 01.02.2020); Site of the Council of Europe. URL : https:// search.coe.int (reference date : 05.01.2020); State Cybersecurity Strategies. URL : https:// www.securitylab.ru (reference date : 01.02.2020); The National Strategy to Secure Cyberspace. URL : http://www.whitehouse.gov/pcipb/ (reference date : 15.01.2020); Информационный ресурс «ChinaSpace». URL : http://www.chinaspace.ru (дата обращения : 26.01.2020); Кибербезопасность и управление Интернетом: документы и материалы для российских регуляторов и экспертов / отв. ред. М. Б. Касенова ; сост. О. В. Демидов и М. Б. Касенова. М. : Статут, 2013.

пространстве // Вестник экономической безопасности. 2016. № 5. С. 191-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Volevodz A. G. Protivodejstvie komp'yuternym prestupleniyam: pravovye osnovy mezhdunarodnogo sotrudnichestva (Counteraction to computer crimes: legal bases of international cooperation), Moscow : Yurlitinform, 2001, p. 496.

2. Zheludkov M. A. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti (Bulletin of Economic Security), 2016, No. 5, pp. 191-195.

Рукопись поступила в редакцию 27.02.2020, принята к публикации 14.09.2020.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Татьяна Валентиновна Пинкевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовной политики федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8)

E-mail: [email protected]

Тел.: 8 (499) 150-10-34

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana V. Pinkevich, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Professor at the Department of the Criminal Policy, Federal State Public Educational Establishment of Higher Education «Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (Moscow, Z. and A. Kosmodemyanskikh str., d. 8, 25171, Russian Federation)

E-mail: [email protected]

Tel.: 8 (499) 150-10-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.