Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ)'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЯПОНИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никулина Арина Александровна

Рассматриваются особенности развития законодательства в сфере миграции, регулирующего правовое положение высококвалифицированных специалистов, в Японии и Великобритании. Автор анализирует проведенные за последнее десятилетие реформы в области привлечения «высококвалифицированных» мигрантов, сравнивая миграционное законодательство двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никулина Арина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN ATTRACTION OF HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS (BY THE EXAMPLE OF JAPAN AND THE GREAT BRITAIN)

The features of the development of legislation in the field of migration, which regulates the legal status of highly qualified specialists, in Japan and the UK, are considered. The author analyzes the reforms carried out over the past decade in the field of attracting «highly qualified» migrants, comparing the migration legislation of the two countries.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.9:314.7

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-180-182 NIION: 2003-0059-6/22-513 MOSURED: 77/27-003-2022-06-712

Зарубежный опыт привлечения высококвалифицированных специалистов

(на примере Японии и Великобритании)

Арина Александровна Никулина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Научный руководитель: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент Т. А. Прудникова

Аннотация. Рассматриваются особенности развития законодательства в сфере миграции, регулирующего правовое положение высококвалифицированных специалистов, в Японии и Великобритании. Автор анализирует проведенные за последнее десятилетие реформы в области привлечения «высококвалифицированных» мигрантов, сравнивая миграционное законодательство двух стран.

Ключевые слова: высококвалифицированная миграция, миграционная политика, балльная система, Япония, Великобритания

Для цитирования: Никулина А. А. Зарубежный опыт привлечения высококвалифицированных специалистов (на примере Японии и Великобритании) // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 180-182. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-180-182.

Original article

Foreign experience in attraction of highly qualified specialists (by the example of Japan and the Great Britain)

Arina A. Nikulina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, [email protected] Scientific supervisor: Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Doctor of Legal sciences, Associate Professor T. A. Prudnikova

Abstract. The features of the development of legislation in the field of migration, which regulates the legal status of highly qualified specialists, in Japan and the UK, are considered. The author analyzes the reforms carried out over the past decade in the field of attracting «highly qualified» migrants, comparing the migration legislation of the two countries. Keywords: highly skilled migration, migration policy, points system, Japan, Great Britain

For citation: Nikulina A. A. Foreign experience in attraction of highly qualified specialists (by the example of Japan and the Great Britain). Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):180-182. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-180-182.

Япония и Великобритания сделали привлечение высококвалифицированных мигрантов краеугольным камнем своей миграционной политики. Такие общие современные явления, как старение населения, колониальная история и национальные дискуссии о том, как противостоять или реагировать на глобальную миграцию, привели обе страны к проведению крупных миграционных реформ в последние годы. Миграция является отличительной политической чертой в обеих странах, где большое внимание уделяется политике привлечения и поддержке прибывающих высококвалифицированных мигрантов [1, с. 25].

Изучение специальной и юридической литературы,

© Никулина А. А., 2022

сравнивающей Японию и Великобританию, позволяет сделать вывод о том, что обе страны, как островные государства, придерживаются ограничительного подхода к миграционной политике. И Япония, и Великобритания испытывают общие проблемы с нехваткой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, но сопротивляются (или пытаются сопротивляться) высокому уровню иммиграции. Большая часть недавних обсуждений по вопросам иммиграции в Великобританию были сосредоточены на последствиях выхода Великобритании из Европейского Союза и последующего прекращения свободного передвижения рабочих в соответствии с законодательством Европейского Союза [2]. Основная цель

180

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2022

JURISPRUDENCE

правительства Великобритании с 2016 года заключается в «возвращении контроля» над иммиграционным законодательством, в том числе на границах, что делает актуальным анализ и сравнение миграционного законодательства и политики двух географически удаленных, но крупных глобальных экономических игроков.

Современные Япония и Великобритания придерживаются общего вектора в политике трудовой миграции. Являясь странами с высоким уровнем дохода, и Япония, и Великобритания сосредоточены на технологичном производстве, поэтому государства подчеркивают свою заинтересованность в научных специалистах. В результате, Япония и Великобритания являются глобальными конкурентами в привлечении высококвалифицированных специалистов из других стран.

Стоит отметить, что существующие двусторонние отношения между Японией и Великобританией играют важную роль, так, например, балльная система для отбора зарубежных специалистов была введена в Японии по аналогии с британской системой [3].

До сегодняшнего дня основные различия в миграционном законодательстве и политике между Японией и Великобританией были результатом членства Великобритании в Евросоюзе. Покинув Европейский Союз, парламент Великобритании принял Закон о координации иммиграции и социального обеспечения (выход из ЕС) 2020 года [4], который распространил действие бальной системы на всех граждан Европейской Союза.

Япония и Великобритания имеют сложную и многоуровневую нормативно-правовую базу в сфере миграции. Правовое положение мигрантов как в Японии, так и в Великобритании регулируется законами об иммиграции: для Японии — это Закон об иммиграционном контроле и признании статуса беженца, для Великобритании — Закон об иммиграции 1971 года. Министерство юстиции (Япония) и Министерство внутренних дел (Великобритания) наделены широкими полномочиями принимать подзаконные акты, а также принимать индивидуальные решения по вопросам иммиграции. Таким образом, можно сделать вывод, что структура иммиграционного законодательства является иерархической.

Сейчас граждане Европейского Союза должны идти по пути балльной системы, чтобы мигрировать в Великобританию, но результаты данной миграционной политики пока не ясны. С 2019 по 2020 год правительство Великобритании расширило Список нехватки профессий, включив в него больше позиций для мигрантов в секторах здравоохранения и информационных технологий, чтобы отреагировать на нехватку рабочей силы, в перечисленных отраслях. Эти реформы отвечают потребностям работодателей, которые пытались найти достаточное количество работников.

Параллельно с Великобританией в 2019 году нехватка рабочей силы побудила Японию запустить новую программу под названием «специализированные квалифицированные работники [5]. Программа имеет две подкатегории: дипломированные техническим стажеры — лица с трехлетним профессиональным опытом (не высококвалифицированные специалисты); и высоко-

квалифицированные специалисты с правом привозить членов семьи и получать вид на жительство на тех же условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что обе страны успешно меняют свою миграционную политику с целью привлечения высококвалифицированных мигрантов.

Сравнение Японии и Великобритании с точки зрения миграции, несомненно, характеризуется обобщенными выводами о подходах к миграции в целом. Разумеется, между двумя странами существуют и заметные различия: если культурное и этническое разнообразие уже давно признано неотъемлемой частью облика Великобритании, то Япония только делает первые шаги на пути к этому.

Если отложить в сторону исторический и культурный контекст их соответствующих подходов к миграции, можно увидеть, что законы и политика в отношении высококвалифицированных мигрантов очень похожи. Подход Японии и Великобритании к миграции, согласно официальным заявлениям, зависит от положительного экономического эффекта и удовлетворения конкретных потребностей, которые не могут быть адекватно удовлетворены внутри стран. Обе страны приветствуют тех, у кого есть навыки и предполагают, что высококвалифицированные мигранты по своей природе представляют собой самостоятельную малую группу образованных, высокооплачиваемых и способных интегрироваться в общество граждан. Это, в свою очередь, облегчает преподнесение иммиграционного аргумента населению, которое, как считается, скептически или даже враждебно относится к любым действиям, которые могут привести к увеличению миграции.

Попытка привлечения высококвалифицированных мигрантов путем частых изменений в законодательстве и политике обнаруживает сильное сходство между Японией и Великобританией. В обоих случаях основная правовая база остается довольно стабильной, но подзаконные акты претерпевают множество изменений.

В то же время успех привлечения высококвалифицированных специалистов как для Японии, так и для Великобритании зависит от того, как обе страны поведут себя в глобальной «войне за таланты».

Отдельные результаты исследования зарубежного опыта применения селективной миграционной политики и балльной системы Японии и Великобритании, рассмотренные автором, могут быть использованы для совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере миграции.

Список источников

1. Дайсуке В., Пол Дж. К. Изучение траекторий высококвалифицированного миграционного законодательства и политики в Японии и Великобритании. Сравнительные миграционные исследования Вакисаки и Кардуэлла, 2021 г.

2. Донмез П.Э., Саттон А. Британская иммиграционная политика, деполитизация и Brexit. Сравнительная европейская политика, 2020. С. 659-688. URL: https://doi. org/10.1057/s41295-020-00204-7/

№ 6 / 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

181

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Миграционный консультативный комитет. Балльная система и пороги заработной платы для иммиграции. 2020 г. URL: assets.publishing.service.gov.uk/

4. Славен М., Босуэлл К. Зачем символизировать контроль? Незаконная миграция в Великобританию и символическое формирование политики в 1960-х гг. Журнал этнических и миграционных исследований, 2019. С. 1477-1495 гг. URL: https://doi.org/10. 1080/1369183X.2018.1459522.

5. Оиси Н. Квалифицированный или неквалифицированный? Реконфигурация политик миграции в Японии. Журнал этнических и миграционных исследований. 2020. С. 2252-2269. URL: https://doi.org/10.1080/136918 3X.2020.1731984.

References

1. Daisuke W., Paul J. C. Exploring the trajectories of highly skilled migration law and policy in Japan and the UK.

Wakisaka and Cardwell Comparative Migration Studies, 2021.

2. Donmez P. E., Sutton A. British immigration policy, depoliticisation and Brexit. Comparative European Politics, 2020. P. 659-688. Web: https://doi.org/10.1057/s41295-020-00204-7.

3. Migration Advisory Committee. A Points-Based System and Salary Thresholds for Immigration. 2020. Web: https://assets.publishing.service.gov. uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/file/873155/PBS_and_ Salary_Thresholds_Report_MAC_word_FINAL.pdf.

4. Slaven M., Boswell C. Why symbolise control? Irregular migration to the UK and symbolic policy-making in the 1960s. Journal of Ethnic and Migration Studies, 2019. P. 1477-1495. URL: https://doi.org/10. 1080/1369183X.2018.1459522.

5. Oishi N. Skilled or unskilled? The reconfiguration of migration policies in Japan. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2020. P. 2252-2269. URL: https://doi.org/10.1080/13 69183X.2020.1731984.

Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.

Предупреждение

преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Учебник Третье издание

Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. 639 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определена полицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений.

Особое внимание уделено предупреждению полицией преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних; насильственных преступлений против личности; правонарушений в сфере экономики; рецидивной, профессиональной и организованной преступности; террористической и экстремистской преступной деятельности; преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с незаконным оборотом оружия, с миграционными процессами; преступлений и правонарушений коррупционной направленности; дорожно-транспортных правонарушений и др.

Дана оценка перспективам развития ведомственной системы предупреждения преступлений и административных правонарушений, обоснованы стратегические направления предупредительной деятельности ОВД.

Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических образовательных учреждений, практических работников правоохранительных органов.

182

Вестник Московского университета МВД России

№ 6/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.