Библиографический список
1. Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5.
2. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации / М.П. Посталюк. - Казань: Казанский государственный университет, 2006.
3. Гришин А.В. Развитие системы государственной поддержки иновационно-ориентированной деятельности российских компаний (федеральный и региональный аспекты) // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 20.
Т.М. Антошкиева
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-
ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация. В статье проведен анализ зарубежного опыта применения механизмов государственно-частного партнерства, а также практика применения ГЧП в России. Рассмотрены основные виды ГЧП. Предложены меры, которые необходимо принять для эффективного применения ГЧП в России.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), механизмы ГЧП, рост инвестиций, сотрудничество государства и частного бизнеса.
Вопрос сотрудничества государства и частного сектора экономики на сегодняшний день представляется достаточно актуальным. Государственно-частному партнерству посвящено большое количество научных работ, а так же вопросы ГЧП активно обсуждаются в СМИ. Однако, при таком обильном потоке информации нет какого-то общего подхода к данному вопросу. Не выделен конкретный механизм осуществления государственно-частного партнерства, наиболее подходящий для реализации в России. В данной статье, на основе имеющихся источников, нами была предпринята попытка провести анализ зарубежного опыта государственно-частного партнерства, а также проанализировать опыт применения ГЧП в России.
Одним из последних этапов развития государственно-частного партнерства можно назвать 90-е годы XX в. В этот период в Великобритании получила развитие британская форма ГЧП - «частная финансовая инициатива» (private financing initiative, PFI). Содержание данного сотрудничества заключалось в том, что государство привлекало частный бизнес для строительства крупных государственных объектов. Частный инвестор брал на себя ответственность по строительству данных объектов исключительно на собственные средства. Выгода для частного инвестора состояла в получении доходов от эксплуатации (так как часто инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности), или за счет платежей из бюджета. Инфраструктура, школы, больницы и другие значимые объекты чаще всего выступают объектами частной финансовой инициативы.
В Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.
© Антошкиева Т.М., 2013
Ирландия
Рис. 1. Количество соглашений ГЧП в Европе в 2013 г. (по странам) [2]
Великобритания _/
Литва Германия
Польша _/ Ирландия Франция
Испания
Рис. 2. Общая стоимость соглашений ГЧП в различных странах в 2013 г. [2]
Государственные Общественный уетуги общего порядок и
Окружающая среда
Рис. 3. Количество соглашений ГЧП в Европе в 2013 г. (по секторам) [2]
Рис. 4. Общая стоимость соглашений ГЧП в Европе по секторам в 2013 г. [2]
По количеству соглашений ГЧП бесспорным лидером является Великобритания, на экономику которой в первой половине 2013 г. приходится 49,9 % от общего количества сделок. Доля Великобритании в общей стоимости соглашений в рамках государственно-частного партнерства составляет 37,3 %. Следующие результаты по стоимости соглашений ГЧП в общем объеме в этот период продемонстрировала Италия - 25,95 %, однако по численности сделок Италия находится позади Испании, Франции и Нидерланд. На третьей позиции Турция - стоимость соглашений в рамках ГЧП в общем объеме там составила 12,4 %. По объему и количеству подписанных контрактов рынок Великобритании превышает все
прочие рынки Европы: общая стоимость сделок там составила 3 300 000 000 евро. При 12 сделках, закрытых в первой половине 2013 года, Великобритания остается самым активным участником рынка с точки зрения количества сделок, хотя это меньше, чем количество сделок, совершенных в первом полугодии 2012 года и первом полугодии 2011 года (16 и 20 соответственно). Помимо Великобритании, только три страны закрыли более одной сделки ГЧП: Испания, Франция и Нидерланды (см. рис. 1-2).
На рисунках 3, 4 видно, что, в течение первого полугодия 2013 года, на транспортный сектор приходится более три четверти от общей рыночной стоимости. Семь сделок (шесть проектов дорог и один железнодорожный проект) достигли финансового закрытия по совокупной стоимости 6,9 млрд евро. В сфере здравоохранения, проекты по четырем больницам достигли финансового закрытия по совокупной стоимости 250 млн евро. Все сделки были закрыты в Великобритании.
Примечательны также следующие проекты ГЧП, которые достигли финансового закрытия в первой половине 2013 года:
- университет Хартфордшир (Великобритания) производит размещение проекта, который включает в себя строительство и управление более чем 3000 номеров, а также связанных с ними социальных пространств и объектов инфраструктуры;
- проект «Познань отходов» (Польша), касается строительства и эксплуатации энергии от отходов мощностью 210 000 тонн в год. Проект рассчитан на 25 лет и направлен на объединение структурных фондов ЕС с ГЧП;
- проект автострады BreBeMi в Италии является самым крупным. Сделка состоялась на европейском рынке ГЧП в первой половине 2013 года. Общая стоимость проекта составляет 2,3 млрд. евро. Проект включает в себя строительство 62 км автомагистрали между городами Брешиа и Милан;
- проект автодороги Гебзе - Измир. Дорога свяжет Стамбул и Измир, третий по величине город в Турции. Это крупнейший инфраструктурный проект в истории страны, финансирующийся на основе проектного финансирования.
Необходимость в ГЧП возникает прежде всего в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность: объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры, памятники истории и архитектуры и т.п.), так называемые публичные службы (public services) - ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение [4].
Проанализировать российский опыт применения ГЧП в полной мере не представляется возможным, так как общей статистики проектов государственно-частного партнерства в стране не ведется. В качестве успешного примера взаимодействия государства и частного сектора можно привести инвестиционный проект «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Стоимость данного проекта превышает 37 миллиардов рублей, а территория охвата — более двух миллионов человек. Сроки реализации - 2004-2021 годы. ОАО «ПО Водоканал» г. Ростова-на-Дону, входящий в группу компаний ОАО «Евразийский», выступает инвестором проекта [3].
Для более эффективной реализации проектов на основе государственно-частного партнерства нами предложены следующие меры:
- необходимо формирование общей политики и стратегии развития государственно-частного партнерства в стране;
- формирование благоприятной институциональной среды развития ГЧП;
- создание единого государственного органа, регулирующего вопросы, связанные с государственно-частным партнерством;
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере ГЧП;
- предоставление широкого спектра гарантий государством частному сектору;
- тщательная проработка проектов.
Использование позитивного опыта государственно-частного партнерства в России приведет к росту инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. Мы можем предположить, что в России наиболее интенсивное развитие ГЧП получит в ЖКХ и инфраструктурной сфере, так как именно эти сферы являются проблемными и требуют дополнительного финансирования. Однако, необходимо акцентировать внимание и на инновационной сфере, и привлекать частных инвесторов к сотрудничеству в финансировании научных проектов и разработок, так как на сегодняшний день инновационный сектор является наиболее динамично развивающимся во всем мире.
Библиографический список
1. Кузнецов И.В. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства (США, Европа, Канада) // Экономические науки. - 2012. - № 8. - С. 196-204.
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eib.org/
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vodokanal.md.ru/press-center/news/11401.html
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// arkon-group.ru
В.Г. Бржезинский
ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИИ
Аннотация. Ситуация, в которой оказалась сегодня экономика России, демонстрирует парадоксальную невосприимчивость промышленной политики к инновациям, предпринимаемой для выхода из структурного кризиса, связанного с освоением новой технологической волны. Без внимания остается связь между цикличностью и промышленной политикой в целом. Создание и осмысление темпоральной инновационной карты развития промышленной политики является принципиально важным для нашей страны, именно такой путь способен решить данные проблемы.
Ключевые слова: промышленная политика, инновации, циклы, трансдисциплинар-ность, темпоральность.
Высокие темпы научно-технического прогресса в настоящее время создали такую ситуацию, что управление развитием промышленной политики есть, по существу, вопрос управления инновациями. Между тем анализ положения в управлении инновационными процессами в мире на широком массиве фактических данных не проводился вплоть до начала 80-х годов [2, c. 231].
За последние два десятилетия высокоразвитые в промышленном отношении страны стали уделять намного больше внимания к пониманию инновационных процессов. Для того
© Бржезинский В.Г., 2013