Научная статья на тему 'Зарубежный опыт предоставления государственных услуг'

Зарубежный опыт предоставления государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7395
984
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ УСЛУГИ (ТЕЛЕСЕРВИС) / GOVERNMENT SERVICES / QUALITY AND EFFICIENCY OF GOVERNMENT SERVICE / ELECTRONIC GOVERNMENT / TELE-SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукина В. А.

На основе анализа зарубежного опыта рассматриваются современные формы предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lukina THE REVIEW OF FOREIGN EXPERIENCE IN GOVERNMENT SERVICE

Based on analysis of foreign experience, the modern forms of government service for natural and justice persons are examined.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт предоставления государственных услуг»

В.А.Лукина

зарубежный опыт ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ государственных услуг

ЛУКИНА Вера Александровна - аспирантка кафедры социологии РАГС (e-mail: vera_lukina@mail. ru).

Аннотация. На основе анализа зарубежного опыта рассматриваются современные формы предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Ключевые слова: государственные услуги, качество и эффективность государственных услуг, электронное правительство, телевизионные услуги (телесервис).

Создание эффективного и профессионального правительства является одним из приоритетных направлений реформирования государственной службы России. В Российской Федерации уже достигнуты определенные успехи в реформировании государственной службы. Вместе с тем развитие общества, изменение условий и современные требований нуждаются в оценке возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения.

Поэтому одна из главных целей в концепции административной реформы на ближайшие годы заключается в повышении качества государственных услуг. Понятие «государственные услуги» в России стало активно использоваться только в процессе проведения административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги -одна из основных форм отношений гражданина и государства, юридического лица и власти, где государство выступает как «поставщик услуг».

Концепция предусматривает разработку и утверждение стандартов государственных услуг, оказываемых органами государственной власти. Предлагается освободить их от избыточных и препятствующих развитию предпринимательства функций, модернизировать систему информационного обеспечения деятельности государственных органов, а также осуществить ряд иных мероприятий.

Как показывает зарубежный опыт, реформа государственной службы и совершенствование системы предоставления государственных услуг является частью комплексных преобразований в сфере управления в государственном секторе. Всемирный банк проанализировал причины рефор-

мирования государственного сектора в разных странах в рамках исследования международного опыта проведения административной реформы1.

Результаты этого анализа показали, что в большинстве стран к реформированию административной системы и государственной службы побуждают такие факторы, как: стремление сократить государственные расходы, повысить эффективность политических решений и их последующей реализации, повысить привлекательность и имидж государственной службы, усовершенствовать систему предоставления государственных услуг и укрепить доверие к правительству со стороны граждан и частного сектора ( см.табл. 1).

Таблица 1

Основания проведения реформ в государственном секторе

разных стран*

Основания Австралия Бразилия Канада Чили Китай Финляндия Германия Венгрия Голландия Новая Зеландия Польша Южная Корея Великобритания США

Большие расходы на содержание государственного аппарата + + + + + + + + + + + + + +

Патронаж на государственной службе + +

Неэффективная система материального стимулирования государственных служащих + +

Процветание коррупции на госслужбе и недоверие со стороны граждан и предпринимателей к государственной службе + + + +

Низкое качество предоставления услуг + + + + + + + + + + + + +

* Оценки основаны на подготовленных по каждой стране обзорах о ходе реформ.

Вопросы улучшения системы оказания государственных услуг населению занимают важное место в политике британского правительства, направленной на достижение более эффективной работы исполнительной

1 «International Public Administration Reform: Implications for Russian Federation», Nick Manning and Neil Parison. - World Bank. - 2003. - February.

власти. Первым шагом в этой области явилось принятие в 1982 г. плана «Инициативы в управлении финансами», вторым - опубликование в 1987 г. доклада «Совершенствование управления работой правительства: следующие шаги» с изложением программы развития государственной службы и мер по повышению эффективности и качества государственных услуг. В 1991 г. была разработана концепция Хартии граждан - 10-летней программы, целью которой являлось повышение стандартов и полезности государственных услуг, улучшение их организации и распределения. В 1997 г. правительство лейбористов пересмотрело данную программу, включив ее в качестве составной части в более широкую инициативу по совершенствованию работы исполнительной власти. Наконец, в марте 1999 г. опубликована Белая книга «Модернизация правительства», представляющая долговременную программу реформирования государственного управления.

Эта программа установила принципы, которые должны лежать в основе деятельности государственных учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению, а также обязательства правительства в данной области. К числу таких принципов отнесены четкие стандарты услуг, открытость и полнота информации, предоставление консультаций населению и возможность выбора услуг, их полезность и эффективность и др.

Идеология этой стратегии заключается в обеспечении большей открытости государственного сектора для потребителей и преследует своей целью повышение качества и доступности государственных услуг и информации о них. В основу стратегии были положены следующие принципы:

разработка и внедрение общенациональных стандартов;

передача больших полномочий органам исполнительной власти того уровня, на котором непосредственно осуществляется предоставление услуг;

большая гибкость в предоставлении услуг с учетом специфических особенностей и потребностей потребителей;

возможность выбора для потребителя места получения и поставщика услуги, что ведет к повышению качества услуг.

Таким образом, достижение желаемых результатов в процессе реформирования государственного сектора в значительной мере определяется правильной постановкой задач и выбором соответствующих этим задачам принципов.

Независимо от страны координация процесса реформирования государственной службы и предоставления государственных услуг должна осуществляться одним уполномоченным государственным органом. Для обеспечения должного уровня координации, доступа к информации и взаи-

модействия между участниками процесса реформирования этот государственный орган должен обладать соответствующим статусом.

В США ответственность за выработку конкретных рекомендаций по повышению качества государственных услуг была возложена на Межведомственную комиссию по пересмотру деятельности государственных учреждений, созданную 3 марта 1993 г. Президентом Б.Клинтоном и возглавленную вице-президентом А. Гором. Комиссия состояла из 250 высокопоставленных государственных чиновников, представляющих федеральный и местный уровни власти, и независимых консультантов.

В Польше вопросы реформирования государственного управления координируются Правительственным Уполномоченным по реформе государственной системы при канцелярии премьер-министра. В функции данного органа входит разработка стратегических направлений реформ в сфере государственного управления и контроля их исполнения, а также проведение приватизации и координация международной помощи.

В Великобритании консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер приняли беспрецедентные меры по совершенствованию действующей системы государственного управления. Реформой были охвачены практически все аспекты, так или иначе связанные с административной системой. Учитывая важность и масштабы проводимых работ, было создано отдельное ведомство по реформе государственных услуг (Office of Public Services Reform) при аппарате премьер-министра страны. Глава этого Ведомства подчиняется премьер-министру и отчитывается перед ним.

В Малайзии реформами по повышению качества государственных услуг занимается Отдел административной модернизации и управленческого планирования (MAMPU), образованный в 1977 г. в качестве подразделения канцелярии премьер-министра. Главной задачей MAMPU является проведение административных реформ в государственном секторе в целях повышения качества государственных услуг и эффективности деятельности государственной службы.

Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует о той значимости, которую страны придавали реформе государственного сектора, и о необходимости координации данного процесса на самом высоком уровне.

При проведении реформы в сфере государственных услуг для достижения устойчивых результатов необходимо одновременно развивать соответствующие элементы инфраструктуры в поддержку системы предоставления государственных услуг. Подобная инфраструктура подразумевает создание сети организаций и учреждений, облегчающих процесс предоставления государственных услуг через проведение исследований, формирование информационных баз данных, предоставление консультаций и обучение как госслужащих, так и потребителей услуг.

Соответствующие зарубежные организации осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов:

максимальная приближенность и ориентация на нужды потребителя; профессионализм в управлении деятельностью и предоставлении услуг; устойчивость результатов; практическая польза от их деятельности.

В Канаде, например, действуют телефонизированные центры «1-800 Канада», которые предоставляют необходимую информацию населению о том, где и когда можно получить определенную услугу, а также «Центры доступа», которые оказывают услуги по консультированию начинающих предпринимателей. Эти центры располагаются в зданиях государственных учреждений по всей Канаде. Их особенность состоит в том, что помимо предоставления консультаций предпринимателям они оказывают значительное количество государственных услуг и работают по принципу «одного окна».

В Польше в 2002 г. был создан Информационный центр государственной службы. Целью его создания является расширение доступа рядовых граждан и самих госслужащих к информации о видах государственных услуг, сферах деятельности отдельных государственных органов и учреждений и т. д.

В Греции в рамках реформы административной системы разработана «Программа качества», которая предусматривает создание консультационных центров по государственным услугам, объединенных в единую информационную сеть.

В Венгрии в одном из регионов был осуществлен пилотный проект, в рамках которого при участии всех государственных учреждений был создан информационный центр. Этот центр открыл гражданам доступ к информации о взаимодействии с различными государственными службами. В дальнейшем этот опыт будет распространен по всей стране.

Суммируя зарубежный опыт в данной области, можно сказать о том, что эффективность рассматриваемых институтов определяется профессионализмом в управлении их деятельностью, доступностью предлагаемых услуг и как можно более широким охватом потенциальных потребителей государственных услуг.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий позволит расширить доступ потребителей к государственным услугам и информации о них.

В Австралии в 1997г. был принят закон «Об агентствах по предоставлению услуг в Содружестве». Согласно этому закону в том же году было создано государственное учреждение «Се^геНпк». Оно предоставляет госу-

дарственные услуги от имени и в партнерстве с 25 федеральными министерствами и государственными агентствами посредством Интернет, телефонизированных центров по обслуживанию клиентов и в обычных офисах. Информация на сайте представлена на 56 языках. «Centrelink» предоставляет услуги министерства труда, министерства транспорта, министерств по делам ветеранов, здравоохранения, образования и науки, сельского хозяйства, иностранных дел и торговли, министерства коммуникаций, информационных технологий и искусств и многих других. При этом услуги могут оплачиваться путем электронных переводов, чеков и т. д. В 2002 г. этим органом были обслужены 700 000 инвалидов, 500 000 молодых людей, включая студентов, 1,1 млн безработных, 2 млн пенсионеров, 1,8 млн семей. В этом органе работают 24 000 сотрудников.

Другим примером в сфере предоставления услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в Австралии является проект «Canberra-Connect», посредством которого населению столицы предоставляются услуги всех госучреждений. В мае 2003 г. «Canberra-Connect» предоставлял 132 вида услуг в обычных офисах, 77 - через Интернет и 62 - через телефонизированные центры. Посредством веб-сайта (http://www. canberraconnect.act.gov.au) этой организации в режиме он-лайн предоставляются такие услуги, как регистрация предприятия, регистрация автомобиля, оплата за коммунальные услуги, поиск работы, услуги здравоохранения и др. По результатам деятельности проекта «Canberra-Connect» за 2001 г. сумма доходов составила 161 млн, за 2002 г. - 205 млн и за 2003 г. - около 310 млн. австралийских долларов.

Во Франции открыт раздел правительственного портала под названием «телесервисы». Он позволяет получить прямой доступ к 60-ти онлайновым государственным сервисам, обеспечиваемым национальной и локальной властями. Как заявил французский министр государственных служб Мишель Сапен, Франция входит во вторую фазу развития «электронного правительства», ознаменованная началом построения системы, которая ляжет в основу функционирования государственных служб. По планам правительства, уже к 2005 г. все государственные услуги будут представлены в Интернете. Уже сегодня, зайдя на Web-сайт www.service-public.fr, французские пользователи могут совершить такие операции, как запрос на выписку из криминального досье, оплата различных услуг, оформление заявки на материальную помощь и т. д.

В Германии разработана программа электронного правительства «BundOnline - 2005». Предоставление услуг административными органами государства будет усовершенствовано путем использования информационных технологий. В федеральном правительстве уже 170 видов услуг оказываются с использованием Интернет. Особое внимание при этом

уделяется упрощению процедур регистрации предприятий малого и среднего бизнеса.

В Венгрии в 2001 г. была начата программа «Электронное правительство». Данная программа нацелена на интеграцию стратегий и проектов по развитию информационных технологий различных секторов и государственных учреждений для обеспечения граждан услугами высокого качества. В данное время офис уполномоченного министра координирует 36 программ, которые осуществляются в 17-ти государственных учреждениях. Результатом данной программы должно стать эффективное и прозрачное управление и качественное предоставление услуг.

В Малайзии реформы по внедрению системы электронных государственных услуг (e-public services) проводятся Отделом административной модернизации и управленческого планирования (MAMPu) в составе канцелярии премьер-министра. Целью данных реформ является обеспечение эффективной внутриведомственной и межведомственной координации и предоставление упрощенного доступа предпринимателей и граждан к государственным услугам. В данное время инициированы несколько пилотных проектов по предоставлению услуг через Интернет: регистрация автомобилей, выдача водительских прав; оплата за коммунальные услуги; предоставление информации Министерства здравоохранения; осуществление государственных закупок; электронная биржа труда.

Процесс совершенствования предоставления государственных услуг тесно связан с использованием на практике принципа «обратной связи» с потребителем услуг.

В США в рамках общенациональной программы «Первый приоритет-клиенты» проводится мониторинг оценки качества предоставляемых услуг и изучение ожиданий потребителей. Наряду с этим проводятся регулярные опросы среди государственных служащих, которые непосредственно общаются с населением в процессе предоставления услуг, для выявления недостатков и сбора предложений для достижения уровня стандартов качества услуг, предоставляемых частным сектором.

В Австралии на веб-сайте «Canberra-Connect» представлены формы, которые могут заполнить желающие предложить пути совершенствования предоставления каждого отдельно взятого вида услуг.

Использование на практике принципа «обратной связи» с потребителем является проверенным и эффективным методом изучения современного состояния в области предоставления услуг и формирования стратегии дальнейшего совершенствования государственных услуг с учетом потребностей и ожиданий потребителей.

Характерной чертой реформирования системы предоставления государственных услуг в рассмотренных странах является длительность этого процесса.

Например, система «Хартии услуг», инициированная в Великобритании в 1991г., была рассчитана на 10 лет, но совершенствование отдельных компонентов этой системы продолжается и поныне.

Программа «Первый приоритет - клиенты», принятая в США в 1993 г., продолжается до сих пор.

С начала 80-х гг. Малайзия начала реформы в области государственных услуг. Реформы в данной сфере продолжаются и на современном этапе развития государства, а предпринимаемые в этой области меры включены в 5-летние планы развития и стратегический план «Перспек-тива-2020».

Объяснение длительных сроков проведения реформ в сфере повышения эффективности государственного сектора заключается в масштабности поставленных целей и задач, а также большом количестве вовлеченных в процесс реформы сторон. Проведение реформ предполагает комплексную трансформацию, направленную на формирование нового поколения государственных служащих, разрушение укоренившихся в обществе стереотипов и формирование положительного имиджа государственной службы, а также культивирование новых форм взаимодействия между государством и гражданами. Немаловажную роль играет и технический прогресс, который является мощным стимулом к внедрению новых подходов, механизмов и принципов в сфере управления госсектором.

Анализ зарубежного опыта позволил выявить основные подходы и принципы, используемые в мировой практике, для проведения реформы государственной службы, в том числе системы предоставления государственных услуг в России. К таковым можно отнести:

установление четких принципов проведения реформ; создание государственного органа высокого уровня, непосредственно подотчетного главе государства или правительства на который возлагается руководство реформами;

создание разветвленной сети исследовательских, консультационных, обучающих и других поддерживающих структур для обслуживания реформ;

широкое применение передовых информационно-коммуникационных технологий в процессе проведения реформ;

использование на практике принципа «обратной связи» с потребителем услуг;

длительность процесса совершенствования предоставления государственных услуг.

Список литературы

Меньшикова, Г.А. Услуга как социально-экономический феномен // Вестник Санкт-Перербургского университета (Серия 6. «Экономика»). -Вып. 1(6). - СПбУ, 1999.

Терещенко, Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права.- 2004.- № 10.

international Pablic Administration Reform: implications for Russian Federation. Manning, Nic and Parison, Neil. - World Bank, 2003. - February.

© Лукина В.А., 2010

А.Л. Коданина

связи с общественностью в органах государственной власти и управления

КОДАНИНА Анна Львовна - соискатель ученой степени кандидата политических наук кафедры журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, заместитель главного редактора газеты «Волго-Невский Проспект» (e-mail: [email protected])

Аннотация. Анализируется специфика функционирования связей с общественностью в органах государственной власти и управления на примере аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Рассматриваются важнейшие информационно-коммуникационные технологии взаимодействия власти с общественностью. Ключевые слова: связи с общественностью, информационно-коммуникационные технологии, массовые коммуникации, информационная работа, пресс-служба.

Основные направления деятельности полномочного представителя Президента РФ и его компетенция обусловлены его положением в системе вертикали исполнительной власти во главе с Президентом РФ .Они создают своеобразный территориальный уровень верховной исполнительной власти с делегированием ему определенных, хотя и значительно ограниченных, с точки зрения принятия решений, функций представительства интересов федерального центра в отдельных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.