Научная статья на тему 'Зарубежный опыт поддержки малых форм предпринимательства в сфере общественного питания (на примере Республики Хорватия)'

Зарубежный опыт поддержки малых форм предпринимательства в сфере общественного питания (на примере Республики Хорватия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА В ХОРВАТИИ / РЕСТОРАН "ФЛЕР" / STRATEGY / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / HOSPITALITY INDUSTRY IN CROATIA / RESTAURANT "FLEUR"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Ю. А., Неверова Л. А.

Представлены выдержки из доклада Государственного Совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства» по стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. Рассмотрена организация малых форм предпринимательства в странах Европейского союза с динамично развивающейся отраслью туризма на примере Республики Хорватия. Перечислены особенности содействия и поддержки малых форм предпринимательства в сфере общественного питания. Дана оценка зарубежного опыта государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overseas experience on how to support small businesses in catering services (from the example of Croatia)

The article presents extracts taken from the report of the State Council of the Russian Federation “About strategies for development of small and medium-sized businesses” according to a plan up to 2030. Set up of small businesses in the European Union with a dynamic tourism industry from the example of the Republic of Croatia is under analyses. We observed the ways of assistance and support for small businesses in the catering sector and gave an assessment to overseas experience in terms of state regulation and support for small businesses

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт поддержки малых форм предпринимательства в сфере общественного питания (на примере Республики Хорватия)»

■ ТУРИСТИКА

УДК 383.483.13

Ю.А. КИРЕЕВА, Л.А. НЕВЕРОВА

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХОРВАТИЯ)

Представлены выдержки из доклада Государственного Совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства» по стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. Рассмотрена организация малых форм предпринимательства в странах Европейского союза с динамично развивающейся отраслью туризма на примере Республики Хорватия. Перечислены особенности содействия и поддержки малых форм предпринимательства в сфере общественного питания. Дана оценка зарубежного опыта государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: стратегия, малое и среднее предпринимательство, индустрия гостеприимства в Хорватии, ресторан «Флер».

The article presents extracts taken from the report of the State Council of the Russian Federation "About strategies for development of small and medium-sized businesses" according to a plan up to 2030. Set up of small businesses in the European Union with a dynamic tourism industry from the example of the Republic of Croatia is under analyses. We observed the ways of assistance and support for small businesses in the catering sector and gave an assessment to overseas experience in terms of state regulation and support for small businesses. Keywords: strategy, small and medium-sized business, hospitality industry in Croatia, restaurant "Fleur".

Являясь движущей силой экономиче- а значит, подвержен меньшим рискам, ского роста и инноваций, малый бизнес чем крупные предприятия. создает новые рабочие места, сокра- Правительство Российской Федера-щая тем самым безработицу, развивает ции утвердило стратегию развития ма-инфраструктуру регионов. Поэтому лого и среднего предпринимательства важной задачей государства является до 2030 г. [2] Цель стратегии - развитие определение значения и роли малого сферы малого и среднего предпринима-бизнеса в экономике страны, создание тельства как одного из факторов инно-условий для роста, продвижения и раз- вационного развития страны и улучше-вития данных форм предприниматель- ния отраслевой структуры экономики. ства на основе скоординированной на- Стратегия направлена на создание циональной политики [1]. конкурентоспособной, гибкой и адап-

При хорошей поддержке государ- тивной экономики, которая обеспечи-ством этот вид предпринимательской вает высокий уровень индивидуализа-деятельности гибок, ориентирован на ции товаров и услуг, высокую скорость новаторство, не требует много затрат, технологического обновления и ста© Киреева Ю.А., Неверова Л.А., 2018 бильную занят°с1Ъ.

Сложность в том, что малые формы предпринимательства подвержены большему риску и конкуренции, чем предприятия среднего и крупного бизнеса. Необходимо постоянно проводить маркетинговые и социологические исследования, предугадывать желания потребителей и поддерживать его новинками, популярными на рынке позициями (трендами), а также проведением регулярных маркетинговых акций.

Организация малого бизнеса позволяет проявить свои умения и навыки, реализовывать идеи и создать новые рабочие места, обновления и стабильную занятость. Повышенный интерес к организации малых форм предпринимательства широко присутствует в странах Европейского союза с динамично развивающейся отраслью туризма, например в Республике Хорватия [4, 8].

Это обусловливается тем, что страна богата всевозможными природными и рекреационными ресурсами и находится на передовых позициях по качеству и ассортименту оказываемых услуг.

Хорватия - страна, которая завораживает природной красотой, богатая соснами, морем. Проведенные в Хорватии за последние 10 лет реформы по поддержке предпринимательства позволили ей занять лидирующее место среди государств Балканского полуострова в международной торговле, достигнуть наибольшего прогресса в мире по индикатору получения разрешений на строительство, а также занять 40-е место в рейтинге «Ведение бизнеса - 2016» [12, 13].

Хорватия обладает большим туристским потенциалом, что не может не сказываться на развитии малых форм предпринимательства в индустрии гостеприимства.

Благодаря увеличению туристского потока и популярности гастрономического туризма увеличивается потребность в развитии предприятий питания. Кухня Хорватии разнообразна и считается одной из самых диетических [14]. Сфера общественного питания является одной из важнейших составляющих социального и экономического развития страны, способствуя удовлетворению потребностей населения в услугах по организации питания, отдыха и досуга вне дома, внося существенный вклад в развитие регионов, быстро адаптируясь к изменениям рынка [5].

Содействие и поддержка малых форм предпринимательства в сфере общественного питания поможет решить экономические, социальные и научно-технические проблемы [11].

Предпринимательство в общественном питании - это постоянное движение и развитие, ориентация на новые программы учета и контроля, технологии приготовления продукции, использование современного оборудования и методов ведения бизнеса, создание программ по поддержке финансового положения, знание своих конкурентных преимуществ и слабых сторон [6].

Здесь важно понимать взаимосвязь развития малых форм предпринимательства и развития регионов: от социального и экономического состояния региона зависит, какой будет необходимая для предприятий общественного питания инфраструктура и материально-техническая база.

Значительная часть оборота индустрии гостеприимства в Хорватии приходится на предприятия размещения и питания.

По статистическим данным за первый квартал 2016 г. можно сделать

вывод, что индустрия гостеприимства в Хорватии развивается не совсем равномерно [9].

Для открытия малых форм предпринимательства в общественном питании необходимо пройти ряд процедур и собрать документы для получения разрешения на ведение деятельности в индустрии гостеприимства. Предприятие питания может пройти добровольную сертификацию на получение категории от 1 до 5 звезд [9].

Предпринимательский потенциал Хорватии заключается в активной государственной поддержке малого бизнеса, в льготных условиях для инвесторов, в стабильности ее экономики, в поощрении конкуренции внутри страны и в продвижении на международный рынок благодаря вступлению в Европейский союз [10].

Проблемами развития малого бизнеса в индустрии гостеприимства в Хорватии являются высокие налоги и недостаточное инвестирование в неразвитые регионы страны, сложившееся мнение, что это страна для летнего отдыха.

Стратегией развития малых форм предпринимательства в Хорватии может стать привлечение инвесторов, увеличение имеющихся ресурсов, повышение квалификации работников сферы гостеприимства, развитие непопулярных районов с помощью расширения туристского предложения, создание новых рабочих мест и улучшение инфраструктуры гостиничных и ресторанных комплексов.

В процессе анализа деятельности предприятий общественного питания в Хорватии были разработаны конкретные мероприятия по развитию малого ресторанного предприятия «Флер» в г. Рогозница, способствующие повышению качества работы

и улучшению его конкурентных преимуществ на рынке общественного питания в Хорватии.

Открытие предприятия питания на маяке «Мул» является способом показать возможности расширения туристского предложения г. Рогозница, что будет способствовать развитию региона и индустрии гостеприимства в целом. Плюсами открытия предприятия питания в г. Рогозница являются: низкий уровень конкуренции, невысокий уровень инвестиций за счет пониженной арендной ставки, большая эффективность «сарафанного радио» (ре-ферального маркетинга), взаимосвязь с местным управлением. Главными минусами небольших курортных городов, как Рогозница, считаются сезонность, низкий объем рынка труда, неразвитая инфраструктура, а значит, необходимы и более высокие затраты на доставку оборудования и продукции.

Уникальным торговым предложением ресторана «Флер» является оказание потребителям услуг на территории маяка, оригинальное меню, высокое качество продукции, талантливый повар и команда, которая готова все время обучаться, первоклассное обслуживание, доступные цены, продуманная система лояльности, неповторимый интерьер, уютная обстановка и приятная атмосфера.

Только благодаря четко разработанной и правильно поданной концепции можно создать востребованное и любимое гостями предприятие питания. Для открытия малого ресторанного предприятия «Флёр» и эффективной организации его деятельности необходимо:

• четко понимать концепцию ресторана;

• определить тип обслуживания и режим работы предприятия;

• разделить помещение на зоны;

• определить ассортиментный перечень блюд с указанием оптимальной торговой наценки и выходов;

• подобрать технологическое оборудование кухни и бара, а также выбрать поставщиков оборудования;

• расставить мебель и инвентарь в зале, баре и офисе;

• выбрать посуду, стекло, форму персонала, столовое белье;

• провести расстановку посадочных мест с учетом зонирования зала;

• составить штатное расписание предприятия;

• выбрать управленческую структуру, подобрать программное обеспечение.

Поэтапное определение всех этих пунктов в сумме даст понимание необходимых инвестиций, позволит просчитать вероятные постоянные затраты, поможет создать бизнес-план, цель которого - определить схему движения денежных средств, план инвестиций, их окупаемость, рентабельность проекта в целом.

В современных условиях важнейшим фактором функционирования малого бизнеса становится организация всесторонней, стабильной поддержки государства и создание инвестиционного климата: совершенствование законодательства, льготных программ, формирование открытости и необходимой инфраструктуры [7].

Создано много программ поддержки малого бизнеса на региональном

уровне и уровне Европейского союза, целью которых является улучшение качества услуг малых форм предпринимательства во всех регионах страны [3].

До 2020 г. в Хорватии планируется расширение фонда индустрии гостеприимства, улучшение отельной базы, что, вероятнее всего, положительно скажется на увеличении спроса услуг предприятий общественного питания.

После изучения зарубежного опыта государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства становится понятным, что эффективное развитие этой сферы предпринимательства является одним из важных направлений в развитии экономики стран. По оценкам экспертов, более 50% всех рабочих мест в развивающихся странах приходится на предприятия малого и среднего бизнеса.

Стратегией развития малых форм предпринимательства в Хорватии может стать привлечение инвесторов, увеличение имеющихся ресурсов, повышение квалификации работников сферы гостеприимства, развитие непопулярных районов с помощью расширения туристского предложения, создание новых рабочих мест и улучшение инфраструктуры гостиничных и ресторанных комплексов.

Реализация вышеприведенных мероприятий по развитию малого бизнеса в Хорватии может служить образцом для изучения и выработки рекомендаций для российской практики.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Доклад к заседанию Государственного Совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 12.01.2016).

3. Рекомендации Европейской комиссии от 6 мая 2003 г. для определения микропредприятий, малых и средних предприятий (опубликовано под номером К (2003) 1422) // Официальный бюллетень Европейского союза.

4. Горфинкель В.Я. Малый бизнес: учеб. пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. М.: КНОРУС, 2009.

5. Елканова Д.И., Осипов Д.А., Романов В.В. и др. Основы индустрии гостеприимства: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2010.

6. Кондрашин А.В. Ресторанный бизнес в малых городах. Секреты успешного открытия и эффективного управления. М.: Информационная группа «Ресторанные ведомости», 2015.

7. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности:учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.

8. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития //Молодой ученый. 2012. № 4.

9. Туристический информационный портал. URL: http://www.tourister.ru/ (дата обращения: 09.11.2018).

10. Европейская экономическая палата (EEIG).URL: http://www.eeig-region.ru (дата обращения: 09.11.2018).

11. Ресторанный консалтинг. URL: http://www.restcon.ru (дата обращения: 09.11.2018).

12. Официальный вестник Республики Хорватия. URL: https://www.nn.hr (дата обращения: 09.11.2018).

13. Министерство туризма Республики Хорватия. URL: http://www.mint.hr (дата обращения: 09.11.2018).

14. Маяки Хорватии. URL: http://www.lighthouses-croatia.com/ (дата обращения: 09.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.