Научная статья на тему 'Зарубежный опыт организации служб налогового контроля'

Зарубежный опыт организации служб налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6083
868
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / TAX CONTROL / TAX CONSULTING / TAX INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин Денис Андреевич

В статье рассматривается организация налогового контроля в зарубежных странах, проанализированы методы проведения налогового контроля, отмечены общие признаки, присущие развитым налоговым системам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers tax control organizing in foreign countries, analyses methods of tax control carrying out and points out common features of developed tax systems.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт организации служб налогового контроля»

5. http://www.fci.nl/about-fci/statistics/accumulative-factoring-turnover-fci-members. (Дата обращения: 22.02. 2012).

6. http://www.ifc.org/ifcext/spiwebsite1.nsf/1ca07340e47a35cd85256efb00700cee/BF2 DE2A6539152AE852576C10080D073. (Дата обращения: 22. 02. 2012).

УДК 336.2

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

FOREIGN EXPERIENCE OF TAX CONTROL SERVICES ORGANIZING

Савин Денис Андреевич, аспирант, , fiscal @taxb ook.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса,

г. Москва

В статье рассматривается организация налогового контроля в зарубежных странах, проанализированы методы проведения налогового контроля, отмечены общие признаки, присущие развитым налоговым системам.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговое консультирование, налоговые проверки.

The article considers tax control organizing in foreign countries, analyses methods of tax control carrying out and points out common features of developed tax systems.

Key words: tax control, tax consulting, tax inspections.

В каждом государстве на различных этапах развития его истории, государственный аппарат выбирал свои специфические способы осуществления контроля, применял различные методы в зависимости от существующей формы правления, государственного устройства и политического режима и обусловливался организацией государственного управления и задачами, стоящими перед ним.

Исторически наиболее важным становится организация финансового контроля (в широком смысле), а в узком - налогового, как его важнейшей разновидности, направленной на обеспечение экономической безопасности государства, ведь, как известно, в подавляющем большинстве стран мира, формирование бюджета в основном осуществляется за счет поступления налоговых платежей, а сами налоги неразрывно связаны с возникновением государства и необходимостью изыскания им способов и средств для самофинансирования.

История развития основных мировых цивилизаций оставила достаточно сведений о налогах и процедурах их взимания. Одни налоговые конструкции сохранились практически в неизменном виде до настоящего времени, другие претерпели существенные

изменения или были упразднены под влиянием социальных, экономических, политических и других процессов. В связи с этим представляется полезным проследить становление систем налогообложения, и, как следствие, развитие контроля за ее исполнением в отдельных странах в историческом аспекте.

Во многих зарубежных странах со стабильной налоговой системой с конца прошлого века проводится реформа налоговых органов. Франция, Германия, США и другие развитые страны модернизируют свои отношения с налогоплательщиками. Помимо традиционного «кнута» (принуждения к исполнению налогового законодательства посредством различных санкций), стал широко применяться «пряник», т.е. предоставление налогоплательщику необходимых услуг. В качестве услуг предлагается консультирование по вопросам налогообложения, обучение налогоплательщиков порядку составления налоговой отчетности, предоставление прочей информации и оказание иной помощи.

Налоговое консультирование в каждой стране понимается по-своему. Например, в Дании в составе налогового органа, которым является Министерство финансов, создан департамент налоговых консультаций. Консультационные подразделения налоговых органов Великобритании оказывают услуги только собственным оперативным подразделениям, а не плательщикам налогов.

В Канаде с целью придания налогообложению характера услуг, оказываемых налоговыми органами плательщикам налогов, вместо упраздненного Министерства доходов создано Агентство таможен и сборов. В функции Агентства входит взимание налогов и сборов от имени Правительства Канады и осуществление налогового контроля, в том числе проведение проверок налогоплательщиков. В отношении крупных компаний с доходами более 250 млн. долларов, которых в Канаде насчитывается около 880, предусмотрен особый порядок проверок. Примерно 200 таких компаний заключили с Агентством соглашения, в которых оговорены условия проведения проверок - время, средства, способы разрешения разногласий и др.

Основой налогового законодательства Великобритании служат законодательные акты о подоходном налоге с населения и корпораций, о налоге на добавленную стоимость и о налоге с корпораций. При этом очередным законом о бюджете страны, принимаемым британским парламентом, обычно вносятся поправки к действующим законодательным актам. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства принадлежит специальным органам - Тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определяются парламентом.

Функция организации налоговой службы возложена на два правительственных департамента, подчиненных казначейству.

Управление внутренних доходов (УВД) контролирует взимание налогов и сборов с юридических и физических лиц:

- подоходного налога;

- налога с корпораций;

- налога на прибыль;

- налогообложения нефти;

- налога с наследства;

- национальных вкладов страхования;

- пошлин и акцизов.

Кроме этого, под контролем УВД находится оплата рабочих и детских налоговых кредитов.

Управление пошлин и акцизов (УПА) ведает системой косвенного налогообложения.

В США взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами по вопросам исполнения налоговых обязательств строятся на основе применения сбалансированной системы сдержек и противовесов.

Налоговые органы США оказывают большой спектр налоговых услуг, направленных на добровольное исполнение налоговых обязательств: консультирование и просвещение налогоплательщиков посредством Са11-центров, тесная работа с ассоциациями, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д.

Порядок применения мер ответственности в отношении недобросовестных налогоплательщиков отличается определенной жесткостью. Меры ответственности не зависят от размера причиненного ущерба государству, а определяются характером нарушения. Процедуры применения мер ответственности упрощены. К примеру, за неуплату налогов к такому неплательщику могут быть применены меры взыскания в виде административного ареста. Неуплата налогов как основной признак несостоятельности такого лица для банков является основанием для отказа в предоставлении кредита.

В структуре налоговой службы США имеется подразделение по криминальным расследованиям, приравненное к правоохранительным органам, которому доступна вся информация при расследовании налоговых преступлений, а также по делам, связанным с

наркотиками, проституцией и отмыванием денег. Это обеспечивает мобильность и результативность работы с пресечением от уклонения от налоговых обязательств, а также соблюдение в полной мере сохранности налоговой тайны.

Налоговые органы обладают широкими правами. В частности, по представленным декларациям в случае нахождения ошибок при проведении камерального контроля инспектор вправе самостоятельно произвести доначисление налогов и информировать о сумме налоговых обязательств налогоплательщика. В случае непредставления налогоплательщиком декларации, но поступления сведений из других источников по полученным таким налогоплательщиком доходам, инспектор вправе произвести начисление налогов. В случае уклонения от уплаты налогов налоговые органы имеют право наложить взыскание на имущество и при этом самостоятельно произвести оценку и реализовать имущество.

Наиболее распространенным методом выбора налоговых деклараций для дальнейшей проверки является метод «отличительного параметра». Суть его заключается в математическом методе, используемом налоговой службой США. Метод позволяет классифицировать налоговые декларации по степени вероятности возникновения несовпадений или ошибок.

Применяя этот метод, сотрудники налоговых органов делят декларации на группы. К примеру, декларации физических лиц подразделяются на группы в зависимости от общей величины дохода, указанного в декларации, в то время как специальная формула задает параметры классификации налоговых деклараций. Указанные параметры суммируются в целях получения определенного количественного показателя -«отличительного параметра». В результате вероятность проведения проверки декларации увеличивается с ростом значения показателя. Для того чтобы исключить возможные сбои в программе, окончательное решение о проверке принимается в процессе ручного отбора деклараций.

Камеральные проверки проводятся в США налоговыми аудиторами. В инициативном письме, направляемом налогоплательщику, содержится просьба о встрече с налоговым аудитором в офисе налоговой службы. Как правило, в письме указывается, какие конкретно документы должен представить налогоплательщик налоговому аудитору [1].

Выездные налоговые проверки предназначены для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц и проводятся в месте осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки

предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.

Изучение опыта, накопленного зарубежными странами, позволяет отметить ряд общих признаков, присущих развитым налоговым системам:

- наличие налогового законодательства, обеспечивающего баланс интересов государства и субъектов предпринимательства;

- стандартная, законодательно закрепленная, процедура налогового контроля;

- информирование предпринимателей по вопросам налогового законодательства, консультирование или оказание иной помощи, так называемое «сервисное обслуживание» налогоплательщиков;

- эффективная система отбора налогоплательщиков для углубленного налогового контроля с выходом на предприятие, позволяющая целесообразно использовать ограниченные кадровые ресурсы налоговых органов и получать максимально возможные результаты;

- применение разнообразных форм и методов налогового контроля, в том числе широкое использование компьютерных программ для своевременного выявления нарушителей налогового законодательства и предпроверочного анализа налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Зарубежный опыт государственного налогового контроля широко изучался законодателями нашей страны, специалистами Минфина РФ и Федеральной налоговой службой с целью его использования в законотворчестве и практического применения.

В России полномочия налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок были серьезно ограничены (в частности, ограничена возможность истребования документов у налогоплательщика при проведении камеральных налоговых проверок; запрещено повторное истребование ранее представленных в ходе налоговых проверок документов и др.).

У налоговых администраций ряда стран - участниц ОЭСР имеются значительные полномочия, позволяющие им проводить камеральные налоговые проверки эффективно. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при

проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций (органов статистики, монопольных перевозчиков и пр.), обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Швеции, Норвегии при проведении камеральных проверок любых деклараций у налогоплательщика можно истребовать первичные документы (в Российской Федерации -только в случае, если сумма вычетов по декларации по НДС превысила сумму исчисленного налога). В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок.

В США, Великобритании, Германии, Канаде налоговые органы могут проводить оперативно-розыскную деятельность.

Наличие в российском законодательстве подобных мер контроля позволит снизить объем получаемых от налогоплательщиков документов в бумажном виде, уменьшить число мошеннических схем и в конечном итоге приведет к своевременному поступлению платежей в бюджетную систему и повышению эффективности налогового администрирования. Необходимо соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, необходимо снижать давление на добросовестных налогоплательщиков, с другой - не допускать сознательного уклонения от уплаты налогов. Поэтому сегодня налоговые органы выходят на проверки к налогоплательщикам только в том случае, если в их действиях просматриваются признаки схем уклонения от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь проверками охвачен только один налогоплательщик из 100. В странах ОЭСР этот показатель составляет 3%.

При снижении количества выездных налоговых проверок выросла их эффективность. Это результат серьезной аналитической работы, которая предшествует выездным проверкам. Если раньше результативными были только 60% проверок, то сейчас нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются более чем в 99% выездных налоговых проверок.

Литература

1. Берестовой С.В. Налоговые проверки в Соединенных Штатах Америки // Российский налоговый курьер. 2004. № 13, 14.

2. Брызгалин А. Налоговые проверки: виды, процедуры, ограничения:

Электронный учебник, 2011.

3. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/Umrikhin AV/. (Дата

обращения: 15.01.2012).

УДК. 338

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ТУРИСТОВ FOREIGN PRACTICE OF TOURISTS’ INTERESTS INSURANCE PROTECTION

Фейзрахманова Наиля Мансуровна, старший преподаватель кафедры финансов

и статистики, e-mail: f_naila@mail.ru,

Российский университет кооперации, г. Москва

В данной статье рассматривается зарубежная практика страховой защиты интересов туристов. Подробно представлены программы страхования туристов ведущих мировых страховых компаний, а также предложены направления использования зарубежной практики в деятельности национальных страховых компаний.

Ключевые слова: страховой рынок зарубежных стран, страховая защита, интересы туристов.

The article considers foreign practice of tourists ’ interests insurance protection. Tourists ’ insurance programs of the world leading insurance companies are described in detail. Directions for the use of foreign experience in national insurance companies’ activity are suggested.

Key words: insurance risk of foreign countries, insurance protection, tourists ’ interests.

По данным Международной туристической организации (World Tourism Organization UNWTO), число международных туристских прибытий по всему миру возросло на 5,7% за первые два месяца 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Спрос остается сильным как в развитых, так и в развивающихся странах, несмотря на экономические трудности во многих странах Европы и Северной Америки. Первые результаты 2012 года показывают, что международный туризм продолжает демонстрировать устойчивый рост, невзирая на сложные экономические условия. В Европе рост составил 5%, такие результаты оказались выше ожиданий и обусловлены ростом туристского прибытия в Центральную и Восточную Европу. Следует отметить, что в первые месяцы 2012 года рост был положительным во всех регионах, за исключением Ближнего Востока (-1%). Африка является самым быстрорастущим регионом (более чем на 7%) в международных туристских прибытиях. Америка также сообщила о значительном росте (+6%), что обусловлено устойчивым спросом на туристические поездки в Южную Америку (+8%) и Центральную Америку (+7%). За первые два месяца текущего года было зарегистрировано 131 млн. международных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.