УДК 338.222
Марков А.Г. студент РАНХиГС Уральский институт управления - филиал Россия
Россия, г. Екатеринбург Сверчков М.Н. студент РАНХиГС Уральский институт управления - филиал Россия
Россия, г. Екатеринбург ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В статье рассматривается зарубежный опыт налогового стимулирования развития малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются различные инструменты, которые используются в развитых странах для стимулирования предпринимательской активности.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, малое и среднее предпринимательство.
The article analyzes the international experience of tax incentives for the development of small and medium-sized businesses. Different tools are used in developed countries to stimulate entrepreneurial activity.
Keywords: tax incentives, small and medium enterprises. Предпринимательство - важный и необходимый институт рыночной экономики. Оно способствует формированию среднего как класса, как необходимого элемента социальной структуры. Однако МСП не лишено ряда характерных слабых сторон: сильная зависимость от внешней среды, нестабильность, особенно неустойчивость к финансовым изменениям, ограниченность ресурсов и сложность сбыта продукции. Таким образом, на лицо противоречие между значимостью малого и среднего предпринимательства как важного института социальной и экономической сферы жизнедеятельности и уязвимостью этого сектора экономики. Это противоречие может быть смягчено путем поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства и муниципалитетов. В этой связи особое значение приобретает изучение зарубежного опыта развития малого и среднего предпринимательства.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП развитых стран очень велика. Например, в США доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 52 %, в общей численности экономически активного населения -50,6 %, что выводит США в число бесспорных лидеров по развитию малого и среднего предпринимательства [6, с. 554].
Стоит начать с критериев отнесения предприятиям как к малым в зарубежных странах. В России малым бизнесом считается организация ограниченная численностью работников (до 100 чел.) и оборотом средств (до 800 млн. руб.).
В Великобритании малое предпринимательство по численности составляет до 49 сотрудников, а объем годового оборота 5,3 млн. долларов. В США иные критерии: в зависимости от вида деятельности численность предприятия может составлять 100, 500, 750, 1000, 1500 сотрудников, объем годового дохода также зависит от вида деятельности и может варьироваться от 0,75 до 20 млн. долларов.
В Японии численность малых предприятий в сфере услуг ограничивается 100 сотрудниками, в розничной торговле численность сотрудников не должна превышать 50 человек, в оптовой торговле не более 100 человек, а объем уставного капитала должен быть не более 2844 тыс. долларов, ограничения по средствам также зависят от вида деятельности.
В Индии численность сотрудников для малого бизнеса не ограничена, но стоимость активной части основных фондов должна быть не более 22 тыс. (мелкие) и 55 тыс. долларов (малые) [2].
Рассматривая мировой опыт поддержки малого и среднего предпринимательства, прежде всего, следует отметить такую особенность поддержки МСП за рубежом как дифференцирование налоговых ставок для разных видов бизнеса. В большинстве стран снижение ставок налога на прибыль распространяется как на малое, так и на среднее предпринимательство. Обычно эта мера открыто не подкрепляется налоговой льготой, а используется как элемент налоговой политики. Так, в США на федеральном уровне для мелких и средних предприятий используются пониженные ставки (соответственно 15 и 25%). В Великобритании при основной ставке в 35% установлена специальная пониженная ставка корпоративного налога на малое предпринимательство в 25%. В Италии в отдельных регионах с апреля 1986 года созданные фирмы освобождаются от корпоративного и местного налога на 10 лет. В Бельгии стимулирования малых венчурных фирм, создающих высокие технологии, поддерживается освобождением от налога также на 10 лет. Во Франции с октября 1988 года вновь созданные фирмы в первые два года полностью освобождаются от корпоративного налога, а в последующие три года они платят 75%, 50% и 25% от его величины [4, с. 85].
Кроме этого, в развитых странах принята прогрессивная шкала налогообложения. При чем в некоторых странах разницы выплачиваемого налога малым бизнесом и крупными предприятиями весьма существенна. Например, в Канаде 43 % и 22 % соответственно [3, с. 134].
В США, кроме пониженных налоговых ставок для малого бизнеса, для субъектов данного бизнеса существует возможность приобретения лицензии на определенный вид деятельности по сниженной стоимости и она заменяет местные налоги и сборы. Но, при всех льготах, предоставляемых Соединенными Штатами малому бизнесу, все предприятия обязаны вести полную бухгалтерскую отчетность. Упрощенная бухгалтерская отчетность предусмотрена в Великобритании, Франции, Германии.
Во Франции существуют скидки и освобождения от уплаты налогов в социальные фоны, а также льготные кредиты, если малый бизнес хочет начать свою деятельность в экономически слабых районах [1]. Кроме того, субъектам малого бизнеса предоставляются на бесплатной основе консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, юридическим вопросам.
Исследование принципов налогообложения малого бизнеса в разных странах, которое поводилось глобальной сетью Р1С , показало, что специальные налоговые режимы, кроме нашей страны применяются также в Мексике и Бразилии [5]. Кроме всего этого, за рубежом распространена такая практика как инвестиционный налоговый кредит, которая представлена и в нашей стране.
Подводя итог можно выделить следующие основные налоговые стимулы для малого бизнеса в зарубежных странах:
- более низкие процентные ставки в сравнении с более крупными предприятиями;
- освобождение/снижение выплат в страховые, социальные фонды;
- упрощенный порядок бухгалтерского учета;
- инвестиционные налоговые кредиты;
- налоговые льготы для только что созданных предприятий;
Развитие мер поддержки и стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса за рубежом началось существенно раньше, чем в России, что выражается в более развитой системе стимулирования предпринимательства за рубежом. Мировой опыт стимулирования малого и среднего предпринимательства отличается дифференцированием налоговых ставок в зависимости от дохода, упрощенным налоговым администрированием, а также наличием льгот на выплаты в социальные фонды и при получении кредитов для тех предпринимателей, которые ведут свою деятельность в экономически неблагоприятных районах страны. Кроме того субъектам малого бизнеса предоставляются консультации по налогообложению и бухгалтерскому учету, предусмотрены программы по повышению квалификации.
Использованные источники:
1.Белкина Ю.С. Анализ налогообложения малого бизнеса в России и зарубежных странах [Электронный ресурс] URL:http://sibac.info/studconf/econom/xxvi/39868 (дата обращения 17.01.2017)
2.Васильев А.А. Зарубежный опыт малого предпринимательства [Электронный ресурс] URL: www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/07_2011/12.pdf (дата обращения 17.01.2017)
3.Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. 2012. № 1.
4.Морозов В.А. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2002. № 8.
5.Налогообложение малого бизнеса в условиях глобального рынка. Москва и мегаполисы мира [Электронный ресурс] URL:www.pwc.ru/ru/private-companies (дата обращения 17.01.2017)
6.Тлисов А.Б. Корпоративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. 2014. № 2.
УДК 338.222
Васильева Е.И.
Уральский институт управления - филиал Россия
Россия, г. Екатеринбург Марков А.Г. студент РАНХиГС Уральский институт управления - филиал Россия
Россия, г. Екатеринбург СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАГНИТОГОРСКЕ В статье рассмотрены направления совершенствования развития малого и среднего предпринимательства в Магнитогорске. Приводятся данные о состоянии развития малого и среднего предпринимательства, выявляются основные проблемы, препятствующие развитию данного типа бизнеса.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, проблемы малого и среднего предпринимательства.
The article discusses ways of improving the development of small and medium-sized businesses in Magnitogorsk. The data on the state of development of small and medium-sized enterprises, identifies the main problems hindering the development of this type of business.