Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНЦЕССИОННЫХ ПРАКТИК (ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ)'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНЦЕССИОННЫХ ПРАКТИК (ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концессия / отношенческий контракт / государственная экономическая политика / concession / relationship contract / state economic policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячий Сергей Александрович

В статье рассматривается история концессионных отношений за рубежом. Автором проведена отраслевая классификация накопленного исторического опыта. Представлена эволюция концессионных отношений от первого упоминания в торговых соглашениях итальянских республик с Византийской империей в XII веке до сложнейших современных транспортных и коммунальных концессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF CONCESSION PRACTICES (HISTORICAL ANALYSIS OF CONCESSION AGREEMENTS)

The article examines the history of concession relations abroad. The author has carried out an industry classification of accumulated historical experience has been made. The evolution of concession relations from the first mention in the trade agreements of the Italian republics with the Byzantine Empire in the XII century to the most complex modern transport and utility concessions is presented

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНЦЕССИОННЫХ ПРАКТИК (ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ)»

УДК 330.3

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНЦЕССИОННЫХ ПРАКТИК (ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ)

Горячий Сергей Александрович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела, e-mail: trilon144@yandex.ru

В статье рассматривается история концессионных отношений за рубежом. Автором проведена отраслевая классификация накопленного исторического опыта. Представлена эволюция концессионных отношений от первого упоминания в торговых соглашениях итальянских республик с Византийской империей в XII веке до сложнейших современных транспортных и коммунальных концессий

Ключевые слова: концессия; отношенческий контракт; государственная экономическая политика

FOREIGN EXPERIENCE OF CONCESSION PRACTICES (HISTORICAL ANALYSIS OF CONCESSION AGREEMENTS)

Goriachii Sergey A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Economics of Customs, e-mail: trilon 144@yandex.ru

The article examines the history of concession relations abroad. The author has carried out an industry classification of accumulated historical experience has been made. The evolution of concession relations from the first mention in the trade agreements of the Italian republics with the Byzantine Empire in the XII century to the most complex modern transport and utility concessions is presented

Keywords: concession; relationship contract; state economic policy

Для цитирования: Горячий С.А. Зарубежный опыт концессионных практик (исторический анализ концессионных соглашений) // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 70-75.

В современных условиях нарастающего кризиса государство особенно активно ищет новые источники инвестиций и увеличения доходной части бюджета. Государственно-частное партнёрство в целом, и концессии, в частности, не впервые оказываются в поле зрения центров формирования государственной экономической политики. Однако эти институты весьма специфичны, а результаты их применения часто непредсказуемы. В связи с этим анализ исторических форм концессионных отношений как в России, так и за рубежом имеет огромное значение для формирования реалистичных взглядов на применение данного инструментария.

Термин концессия (происходит от латинского concession) впервые упомянут в практике организации международной торговли и появился в Италии в XII веке. Концессия означала уступку, соглашение, послабление, скидку и применялась в отношении торговых привилегий венецианских и генуэзских купцов в Константинополе [1] (и привели к полному краху византийской торговли). С тех пор концессии получили широкое распространение в хозяйственных практиках стран Западной Европы и их колониях.

Однако прежде чем перейти к анализу концессионных практик, необходимо внести некоторые уточнения в сам термин «концессия». Мировая контрактная практика вплоть до конца XIX века зачастую не разделяла понятия «концессия»

и «аренда». Даже в теории концессионного государственного капитализма Ленина эти понятия не разделены [2]. В виду этого при определении концессионного соглашения необходимо исходить из содержания договора. Так, согласно современному пониманию вопроса договор аренды (в общем виде), в отличие от концессии, не подразумевает инвестиций в улучшения арендуемого имущества. Таким образом, все соглашения, подразумевающие инвестиции по созданию новых и (или) улучшению существующих производственных фондов, в рамках объекта соглашения, следует считать концессионными. Между тем первая попытка создания правовой базы концессионных соглашений была сделана в Великобритании только 1875 г.

Первым видом концессии, имевшим широкое распространение в зарубежной хозяйственной практике, является колониальная концессия. В течение длительного периода вопросы колониальной архитектуры носили политический характер и, как следствие, имели сильный эмоциональный окрас. Исследования колониальных способов управления с позиций эффективности считались признаком дурного тона.

Однако по мере удаления колониального периода во времени возникают исследования, посвя-щённые различным организационным нововведениям колониальной эпохи, рассматриваемым именно с позиции эффективности. Так, можно выделить работу Питера Друкера, исследовавшего

систему колониального управления Британской Индии и экстраполировавшего элементы её структуры на информационные организации будущего [3].

Рассмотрение колониальных концессий наиболее продуктивно начинать с торговых факторий европейских Ост-Индских компаний, развитие которых постепенно привело к грандиозному расширению их экономического влияния в Индии, завершившегося британским завоеванием. Однако в связи с этим необходимо задать резонный вопрос - зачем вообще было создавать и поддерживать фактории? Утверждение о стратегическом поведении торговых компаний с целью монополизации рынка в данном случае выглядит неуместно, просто исходя из масштабов сравнения. При рассмотрении же международной торговли в Европе того периода мы не увидим ничего подобного. Для ответа на данный вопрос необходимо понять, каковы же были экономические и политические реалии Индии в период развития морской торговли с Европой. Реальность же заключается в том, что никакой Индии как совокупности экономико-политических институтов просто не существовало. Империя Великих Моголов, формально управлявшая территорией, переживала глубокий упадок. К 1750 г. в Индии фактически царила анархия [4].

Следовательно, при рассмотрении организации торговых операций между Европой и Индией, можно выделить два типа неопределённости или риска. К первичной неопределённости можно отнести те неконтролируемые риски, которые возникали из условий межконтинентальной транспортировки грузов. Данные риски имели объективную природу и определялись технологическим уровнем эпохи. В основе вторичной неопределённости лежат специфические характеристики индийских контрагентов. В условиях упадка индийской государственности адекватный учёт поведения местных властей и экономических агентов при осуществлении торговых операций становился фактически невозможным. В результате торговые компании сталкивались с риском экспроприации посредством пиратства и неспособности местных властей обеспечить выполнение условий торговых соглашений.

В сложившихся условиях торговые компании искали новые способы защитить имущество и обеспечить бесперебойность поставок. Так, местные власти стали передавать в управление компаний земельные участки, на которых возводились фактории, включавшие в себя различные инфраструктурные объекты: складское хозяйство, административные здания, казармы и оборонительные сооружения.

В течение длительного периода издержки торговых компаний имели устойчивую тенденцию к росту. Следовательно, опираясь на теорему Смита о том, что «разделение труда ограничено размерами рынка», логичной представляется кон-

центрация торговых трансакций в руках нескольких крупных компаний. Возрастали и масштабы концессионной деятельности. Постепенно в концессию стали передаваться уже целые регионы. Практика колониальных концессий достигла апогея после Берлинской конференции 1884 г., ознаменовавшей «драку за Африку».

Сформулируем определение «колониальной концессии» как одного из видов концессионных хозяйственных практик. В общем виде колониальная концессия - это договор между компанией, представляющей некую развитую державу (а иногда и само ее правительство), и органами государственной власти развивающейся страны, который узаконивал передачу в управление первой: территорий, акваторий рек и заливов, промышленных предприятий, инфраструктурных объектов и даже трудовых ресурсов на заведомо невыгодных для концедента условиях. Следует заметить, что концедент в этом случае неконкурентоспособен ни в экономическом, ни в политическом, ни в военном вопросах, а потому формальный подход и какое-либо морализаторство тут неуместны. К тому же уровень жизни в концессионных зонах был значительно выше, чем по стране-концеденту в целом.

Колониальные концессии применялись на тех территориях, где образование полноценных колоний было ограничено наличием устойчивых форм государственности и, соответственно, необходимостью колоссальных затрат на их преодоление.

Именно концессии лежали в основе раздела Цинской империи на зоны влияния развитых стран. Так, в 1898 г. в концессию были получены территории, обеспечивающие безопасность британского Гонконга (в составе Великобритании с 1841 г., вернулся в состав Китая только в 1997 г.), а также город Вэйхай (в колониальный период -Порт-Эдвард). В 1897 г. Германия получила в концессию на 99 лет город Циндао, в составе территории «залив Цзяоджоу», а также, совместно с Австро-Венгрией, исключительное торговое право в Цзи-нань и т.д. Широкую известность получили также британские концессии в Персии, французские -в Марокко, Камбодже и Египте, а кроме того многочисленные американские и европейские соглашения в Латинской Америке [5].

Позднее колониальные державы активно передавали свои колонии в концессию друг другу. Так, с 1891 по 1929 гг. португальские колониальные владения в Южной Африке были переданы в концессию трем частным британским компаниям: компании Мозамбика, компании Замбези и компании Ньяса. Причиной концессии стала нехватка рабочей силы в Южной Африке и необходимость расширения ресурсной базы местных компаний. Передача в концессию означала передачу трем частным компаниям Великобритании на возмездной основе прав на эксплуатацию природных ресурсов, рабочей силы и предприятий; частному бизнесу

Великобритании также предоставлялось полное управление регионом [6].

Реализация концессионного механизма в колониях продолжалась до середины XX века. Этический характер подобного способа организации трансакций опирался на существенные различия в способности участников защитить свои права. С развитием научно-технического прогресса и сокращением возможностей концессионера подавлять интересы концедента практика колониальных концессий постепенно сошла на нет.

Что касается вопроса об успехе данной хозяйственной практики, то если отложить в сторону вопросы морали (а это было бы разумно с точки зрения реальных условий места и времени), то колониальные концессии можно считать успешными как с точки зрения концессионера, так и с точки зрения концедента (даже несмотря на насильственный характер отношений). Концессионеры получали рынки сбыта промышленной продукции, но вместе с тем реализовывали мощные инфраструктурные проекты, создавали рабочие места. Стоит отметить, во всех регионах, находившихся в концессиях, росло население (в отличие от непосредственно колоний), увеличивалось число хозяйственных связей. Пожалуй, самым ярким примером является Гонконг, ставший крупным промышленным и финансовым центром Азии.

В отличие от колониальных концессий другой вид концессионных соглашений можно охарактеризовать как инфраструктурные концессии. Концессии, связанные со строительством и эксплуатацией промышленных и инфраструктурных объектов, впервые появились в Англии в 1660-х гг. и были связаны с желанием правительства сократить государственные расходы в дорожном строительстве, переложив их на плечи частного капитала. Позднее концессии активно применялись в строительстве сети железных дорог и каналов.

Пожалуй, самыми известными инфраструктурными проектами, реализованными на концессионной основе, является строительство Панамского канала и железнодорожного Евротоннеля под проливом Ла-Манш. Данные проекты обычно поражают своим масштабом и являются символами научно-технического прогресса и экономического роста. Однако с точки зрения интересов участников концессионного соглашения их едва ли можно считать успешными. Рассмотрим их подробнее.

История концессии на строительство Панамского канала начинается в 1878 г., когда французский инженер Люсьен Наполеон Бонапарт-Уайз заключил соответствующее соглашение с правительством Колумбии. В 1879 г. французский инженер и предприниматель Фердинанд Лессепс, возглавивший «Всеобщую компанию межокеанского канала», выкупил концессию за 10 млн франков. Проект завершился полным крахом в 1889 г. За десять лет было истрачено 1,5 млрд франков, а работы были осуществлены только на 30 %.

Многочисленные технические ошибки, низкая эффективность корпоративного управления, серьёзные просчёты в стоимости работ, а также безобразное медицинское сопровождение рабочих поставили на проекте крест. По некоторым данным из-за отсутствия противоэпидемиологических мероприятий погибло около 20 тысяч рабочих [7]. Крах компании также вскрыл развитую систему коррупции во французском правительстве, а название «Панама» стало синонимом крупного мошенничества с участием должностных лиц.

Тем не менее концессия оставалась у Франции (в руках «Компании Панамского канала», созданной вместо ликвидированной «Всеобщей компании межокеанского канала» в 1894 г.) вплоть до 1902 г., когда под политическим и экономическим давлением Франция продала концессию США за 40 млн долларов. Однако проект столкнулся с новыми трудностями. Согласно концессионному контракту, срок которого истекал в 1904 г., если канал не будет введён в эксплуатацию, все возведённые к тому моменту сооружения перейдут в собственность Колумбии.

В сложившихся условиях правительство США подготовило проект сецессии (т.е. выхода) штата Панама из состава Колумбии, который был успешно реализован 4 ноября 1903 г. Уже 18 ноября правительство Панамы заключило новое концессионное соглашение с США [7].

На строительство канала ушло десять лет и 400 млн долларов. В проекте было задействовано 70 тысяч рабочих, 5 600 из которых погибло. Первое судно прошло по каналу 15 ноября 1914 г., однако случившийся в том же месяце оползень разрушил часть сооружений. Работы продолжались вплоть до 1920 г., а на увеличение обороноспособности канала правительство США потратило десятки миллионов долларов [8].

Резюмируя результаты данной концессии, едва ли её можно признать успешной. Первый концессионер потерпел банкротство, а концедент и вовсе потерял существенную часть территории. Канал находился под юрисдикцией США до 31 декабря 1999 г., после чего был передан Панаме, и поскольку он рассматривался более как военный объект, его реальная экономическая выгода для концессионера едва ли была существенна.

Интересно проследить реализацию проекта железнодорожного Евротоннеля под проливом Ла-Манш, соединившего территории Франции и Великобритании. Идея прокладки тоннеля вовсе не была новой, а различные проекты предлагались на протяжении двух столетий (в 1802, 1875, 1882, 1922, 1955 и 1973 гг.) [9]. И только в 1984 г. проект получил реальную возможность быть реализованным. В течение двух лет шло рассмотрение различных проектов тоннеля. Наконец 20 января 1986 г. правительства Великобритании и Франции одобрили один из четырёх проектов. Концессию получила совместная компания «Eurotunnel Group»,

смета проекта составила 2,6 млрд фунтов стерлингов. Главным подрядчиком проекта стал англофранцузский консорциум «TransManche Link», включавший в себя десять строительных компаний и пять инвестиционных банков. Итоговый первоначальный капитал составил 206 млн фунтов стерлингов, что было явно недостаточно для реализации проекта. «Eurotunnel Group» провела дополнительную эмиссию акций на 770 млн фунтов, ещё 5 млрд фунтов было получено в виде банковских кредитов [9].

Строительные работы продолжались с 1987 по 1994 гг. (что на два года больше планового срока сдачи в эксплуатацию). Тоннель был торжественно открыт 6 мая 1994 г.

Евротоннель считается признанным чудом инженерной мысли и одним из важных символов единой Европы. Однако можно ли считать данный проект коммерчески успешным? И ответ вполне однозначный - нет. Уже в 1995 г. компания едва избежала банкротства, в 1998 г. концеденты вынуждены были пойти на крупную реструктуризацию кредитов. Первую прибыль концессионер получил только в 2007 г., при этом она явилась результатом очередной реструктуризации долгов. По ряду оценок срок окупаемости проекта может превысить 1 000 лет [10].

Третий вид концессионных практик, имевший широкое распространение еще с XVIII века, можно охарактеризовать как коммунальные концессии. Первой концессией в коммунальной сфере является проект братьев Перье, получивших в 1782 г. исключительные права на водоснабжение Парижа. Уже в XIX веке концессии широко распространились в Италии, Испании, Бельгии, Германии и США [11].

Концессии в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют широкое распространение и в настоящее время. Их можно классифицировать в соответствии с целями концессионной политики государства, выделив несколько групп.

Первая группа представлена концессионными соглашениями, целью которых является привлечение крупных инвестиций для модернизации инженерных сетей. Такие концессии свойственны, прежде всего, развивающимся странам. Так, одна из самых удачных концессий в водоснабжении и канализации реализована в Буэнос-Айресе. Договор был подписан в декабре 1992 г. До заключения договора отрасли ЖКХ находились в ведении Министерства экономики и общественных работ Аргентины. В период с 1987 по 1991 гг. среднегодовой прирост инвестиций составлял около 11 млн долларов, что не прокрывало выбытия основных фондов. По условиям объявленного международного тендера концессия должна была достаться тому, кто предложил бы наибольшее снижение тарифов. В итоге тендер выиграл консорциум Aguas Argentinas (AA), возглавляемый французской компанией Lyonnaise des Eaux-Dumez, предложивший сократить тарифы на 26,9 %.

В последующие шесть лет концессионер ежегодно вкладывал в строительство и модернизацию более 200 млн долларов (в постоянных ценах 1996 г.). Производительность труда была удвоена. Концессия по снабжению водой охватывала территорию, на которой проживало 70 % населения города, по канализации - 58 % [12]. В короткие сроки были построены новые линии, подключены новые потребители. Качественно возросли показатели эффективности. Потребители получили существенное снижение тарифов и расширение самой сети водоснабжения и канализации.

Аналогичный проект был реализован в 1999 г. в городе Монтериа (Колумбия) с численностью населения примерно 300 тыс. человек. Водоснабжение и канализация города были переданы в концессию на 20 лет испанскому консорциуму FCC, частично принадлежащему французскому конгломерату Vivendi - крупнейшему в мире оператору в сфере ЖКХ. Консорциум получил концессию в результате международного тендера, предложив тариф на свои услуги на 18 % ниже конкурентов [12].

Пик концессионной формы привлечения инвестиций в отрасли коммунального хозяйства развивающихся стран пришёлся на конец 1990-х - начало 2000-х гг.

В сентябре 1999 г. компания Aguas del Tunari, консорциум во главе с International Water Limited (IWL), заключил концессионное соглашение в отношении систем водоснабжения и канализации города Кочабамба (Боливия) сроком на 40 лет.

В ноябре 2000 г. Suez-Lyonnaise Des Eaux (впоследствии переименована в Ondeo) получила концессию на управление системами водоснабжения и канализации города Тимишоара (Румыния) сроком на 25 лет при финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития.

В ноябре 2001 г. RWE's Thames Water выиграла 30-летнюю концессию на управление системами водоснабжения Essam в Южном Чили. Победителем тендера признавалась компания, предложившая наибольшую единовременную выплату в пользу государства. В тендере принимали участие 12 компаний. RWE's Thames Water одержала победу, предложив 171 млн долларов США.

В этот период концессии широко распространились также в Чехии, Венгрии и Польше, где было заключено около двух десятков соответствующих соглашений.

Однако на фоне крупных успехов в процессе модернизации отрасли следует отметить и существенные риски коррупции и потери контроля над собственностью со стороны государства. Критика Боливийской концессии была связана с личными связями концессионера с высшим чиновничеством (компания Aguas del Tunari была единственным участником, который смог принять участие в тендере, а проект в целом завершился крахом). В Румынии заключённое соглашение было настолько сложным, что государство рисковало

утратить контроль над стратегической отраслью. В Чили с заключением соглашения национальный рынок коммунальных услуг фактически превратился в олигополию, а государство сильно сократило инструментарий контроля [13].

Вторая группа концессионных соглашений связана непосредственно с управлением жилищно-коммунальным хозяйством и поддержанием его надлежащего технического состояния. Подобные концессии присущи, в основном, развитым странам и, прежде всего, странам Западной Европы. Крупнейшим опытом концессионных отношений государства и бизнеса в коммунальном хозяйстве обладают, бесспорно, Франция и Испания.

Франция прошла длинный путь по формированию концессионной модели рынка коммунальных услуг. Особенно широко концессионные соглашения представлены в системах водоснабжения и водоотведения. Например, в Ницце компания Générale des Eaux управляет инженерными сетями города с 1864 г., регулярно продляя сроки концессионного соглашения. Однако в 1990-е гг. власти Франции значительно изменили концессионное законодательство, что было связано с новой концепцией противодействия коррупции. В 1993 г. был принят закон Сапина (Sapin Law), допускающий продление старых концессий и заключение новых только посредством победы в тендере. В 1995 г. Закон Сапина был интегрирован в закон Барнье (Barnier Law), который, в частности, ограничил максимальный срок концессионного соглашения 20 годами. Изменения в правовом поле должны были внести элементы конкуренции и ослабить монополию на рынке. Как ожидалось, следующая корректировка французской модели государственно-частного партнерства в сфере коммунальных услуг - не раньше 2020 г., когда истекут сроки соответствующих концессионных соглашений.

Не менее богатый опыт имеет Испания. В 1902 г. власти Валенсии передали в концессию системы водоснабжения и водоотведения города компании Aguas de Valencia (AVSA). Срок договора был рассчитан на 99 лет. Компания благополучно управляла вверенной ей собственностью в течение всего срока договора. И лишь в середине 90-х гг. XX века власти города начали подготовку нового тендера. В этот момент AVSA (теперь часть международной группы Саур-Bouygues) по совету Pricewaterhouse и Arthur Andersen потребовала компенсацию в размере 54 млн евро за произведённые инвестиции в случае поражения в тендере. Данное требование было внесено в условия проведения тендера. В итоге компания оказалась единственным участником торгов и успешно продлила концессионное соглашение ещё на 50 лет.

Ещё один вид концессионных практик связан с разведкой и добычей полезных ископаемых (назовём их сырьевые концессии). Казалось бы, очевидно, что данные концессии имеют широкую

историческую практику, однако на самом деле это не так. В течение длительного времени права на разведку и добычу полезных ископаемых были связаны либо с непосредственным владением землёй, либо были частью колониальных концессий. Самостоятельное значение данный контракт приобрёл лишь с крахом колониальной системы после Второй мировой войны. Следует также заметить, что в основе проектов по разведке и добыче полезных ископаемых чаще всего лежат соглашения о разделе продукции, нежели концессионные соглашения.

Тем не менее, пожалуй, самым успешным примером сырьевых концессий являются норвежские концессии на разведку и добычу нефти. Отличительной особенностью данных концессий является доминирующее положение концедента в лице Государственного нефтяного управления. Нефтяные концессии имеют двухступенчатую систему. Концессия изначально выдаётся на 10 лет - «инициативный период» или период разведки, после чего продлевается на 30 лет - период эксплуатации месторождения. За деятельностью концессионеров также следят крупные норвежские нефтяные компании, такие как StatoilHydro (71 % акций принадлежит государству) [9]. Наиболее важным критерием успеха в такой системе является непоколебимый авторитет и прозрачность деятельности правительства Норвегии.

Полной противоположностью норвежского опыта являются нефтяные концессии в Нигерии. Доходы государства от добычи нефти весьма далеки от потенциально возможных. Концессионные соглашения имеют выраженный крен в пользу защиты интересов концессионеров, крупных нефтяных компаний, таких как Royal Dutch Shell или British Petroleum. Помимо низких отчислений в пользу бюджета нефтяники весьма слабо заботятся об экологии и технической безопасности производства. Среднегодовое количество утечек нефти превышает 550 розливов, что в 55 раз выше аналогичных европейских показателей [14].

В заключение следует отметить ряд особенностей проанализированной практики концессионных соглашений в зарубежных странах:

- наибольшее распространение концессионные практики имели в торговой сфере, инфраструктурных проектах и коммунальном хозяйстве;

- интересы концессионера и концедента редко бывали и бывают сбалансированы;

- попытки оценить успешность той или иной практики зачастую дают довольно противоречивые результаты.

Зарубежный опыт концессионных практик показывает, что концессионные соглашения - один из достаточно перспективных видов государственно-частного партнерства и может быть в большей степени востребован в России, чем это происходит в настоящее время, несмотря на то, что Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных

соглашениях» принят еще в 2005 г. [15]. Вместе с тем, если расширение применения концессии не будет сопровождаться институциональными реформами, существуют серьёзные риски роста оппортунистического поведения сторон, коррупции и утраты контроля над стратегическими предприятиями и отраслями.

Библиографический список:

1. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Русское слово, 1996. 959 с. С. 351.

2. Ленин В.И. О концессиях и о развитии капитализма // ППС в 55 т. Т. 32. С. 346.

3. Друкер П. Рождение новой организации // Управление знаниями. М: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 9-26.

4. Сили Дж.Р., Крэмб Дж.А. Британская империя. М: Изд-во Агоритм-книга, Эксмо, 2004. С. 213-232.

5. Wiltshire T. Old Hong Kong. Central, Hong Kong: Text Form Asia books Ltd. 1987.

6. Португальская колониальная империя // Советская историческая энциклопедия. URL: http://enc-dic. com/enc_sie/Portugalskaja-kolonialnaja-imperija-19590. html (дата обращения: 15.02.2023).

7. Панамский канал // Большая советская энциклопедия, 1-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1939. Т. 44, С. 50-57.

8. Гальский Д. Великие авантюры. История создания Суэцкого и Панамского каналов. M.: Прогресс, 1986. С. 287-288.

9. Бик С.И., Радзиевский А.С. Концессии, изменившие мир. Иллюстрированное популярное издание. M.: Изд-во «Коттон лейбл», 2014. С. 107-112.

10. Ленски И. 160 км в час под водой // Ыосковский железнодорожник. 2013 № 38. URL: http://www.gudok. ru/zdr/175/?ID=987014&archive=31322 (дата обращения: 15.02.2023).

11. Auriol E., Picard P. A theory of BOT Concession Contracts. URL: http://www.worldbank.org/ (дата обращения: 15.02.2023).

12. Свистунов Н. Концессии - инструмент активизации международных инвестиционных проектов в России // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 3. С. 78.

13. Emanuele Lobina, David Hall Problems with private water concessions: a review of experience // Public Services International Research Unit, 2003. URL: http:// www.psiru.org (дата обращения: 15.02.2023).

14. Котельникова Т. Amnesty International выступила против нефтяного колониализма в Нигерии. URL: http://teknoblog.ru/2015/03/19/35459 (дата обращения: 15.02.2023).

15. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_54572/ (дата обращения: 15.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.