Научная статья на тему 'Зарубежный опыт использования природных особенностей и национальных традиций в создании неординарных отелей'

Зарубежный опыт использования природных особенностей и национальных традиций в создании неординарных отелей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
337
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ / АТТРАКЦИОН / АРХЕТИП / ЛЕДЯНЫЕ ОТЕЛИ / ШАЛЕ / ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Скрипова Татьяна Валерьевна

Усложнение туристских потребностей, их персонификация и, как следствие, диверсификация туризма оказывают непосредственное влияние на гостиничную индустрию. На основе роли ландшафта, природных особенностей в статье определяются причины и условия возникновения неординарных отелей за рубежом. В их создании воплощены не только современные ментальные установки: тяга к здоровому образу жизни, интерес к этническому колориту других культур, жажда развлечений, возникшие в недрах «цивилизации досуга», но и традиционные архетипы сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт использования природных особенностей и национальных традиций в создании неординарных отелей»

УДК 379. 80032 (1-87)

Скрипова Татьяна Валерьевна

кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Санкт-петербургского университета сервиса и экономики tv [email protected] Skripova Tatiana Valerevna cultural studies, associate professor of Saint-Petersburg university of Service and Economics tv [email protected]

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОЗДАНИИ

НЕОРДИНАРНЫХ ОТЕЛЕЙ

FOREIGN EXPERIENCE OF THE USE OF NATURAL PECULIARITIES AND NATIONAL TRADITIONS IN CREATION OF EXTRAORDINARY HOTELS

Аннотация: Усложнение туристских потребностей, их персонификация и, как следствие, диверсификация туризма оказывают непосредственное влияние на гостиничную индустрию. На основе роли ландшафта, природных особенностей в статье определяются причины и условия возникновения неординарных отелей за рубежом. В их создании воплощены не только современные ментальные установки: тяга к здоровому образу жизни, интерес к этническому колориту других культур, жажда развлечений, возникшие в недрах «цивилизации досуга», но и традиционные архетипы сознания.

Ключевые слова: гостиничная индустрия, аттракцион, архетип, ледяные отели, шале, горнолыжный туризм.

Abstract: Complication of tourist needs, their personalisation and, as a result, the diversification of tourism, directly influence the hospitality industry. The essay deals with the reasons and the origins of extraordinary hotels abroad and the role of landscape and natural features in this process. The creation of such hotels implements not only modern mind sets such as health life, national ethnic interest, and thirst for entertainment that were born inside the entertainment civilization but is also based on traditional mind archetypes.

Key-words: hotel industry, park amusement, archetype, ice hotels, chalet, mountain tourism.

Сегодня гостиничная отрасль заняла прочное положение в зонтичной структуре туризма. В России и странах бывшего СНГ активизация развития гостиничного дела после тяжелых лет развала империи Советов пришлась на конец 90-х годов прошлого века. Новый, плановый виток связан с

федеральными целевыми программами по развитию внутреннего и въездного туризма. На этом этапе можно говорить о необходимости разнообразить гостиничную индустрию за счет новых ракурсов и концепций. Круг современных авторов, изучающих гостиничное дело, достаточно широк. Но уникальная тематика оформления, этнические мотивы, оригинальные1 конструктивные решения зарубежных отелей, обусловленные тягой современного человека к аутентичности и одновременно к призрачному миру развлечений, привычкой к расширению и новизне сервиса - исследованы недостаточно. Базой для изучения гостиничного дела за рубежом является переводное издание «Введение в гостеприимство» Дж.Р. Уокера, классификация зарубежных гостиниц рассматривается в различных учебных пособиях по туризму и гостеприимству. Дизайн самых дорогих отелей мира рассмотрен в учебных пособиях В.И. Скарамага, Ю.Ф. Волкова и пр. Основную массу статей составляют публикации в периодических и электронных научных журналах, таких как «Вестник Национальной академии туризма», или профессиональных - «Гостиничное дело», посвященные экономическим аспектам изучения опыта гостиничного бизнеса за рубежом, гостиничным цепям, консорциумам, характеристике предоставляемых услуг. Исключение составляют популярные издания («Дизайн плюс интерьер»), содержащие описание необычных отелей. Особый жанр, сочетающий рекламу и путевые заметки, представляют информационные обзоры, например, «В поисках Dolce Vita или Лучшие отели Юго-Восточной Азии» (2007). Вместе с тем гуманитарный аспект рассмотрения гостиничного сервиса за рубежом в отечественных исследованиях реализован недостаточно, что затрудняет изучение данного предмета в Вузах.

В последние десятилетия XX века активно развивающейся тенденцией в гостиничном сервисе стало привлечение внимания туристов за счет неожиданного ракурса услуги. Для этого используют факты истории и культуры, технические инновации, природные явления, особенности климата и ландшафта. При этом работает барочный принцип - стремление удивить, озадачить. Уставший от повседневности человек нацелен на необычное в обычном. В странах с умеренно-континентальным и резко-континентальным климатом, где холодная зима, особенно в горах, гарантирует наличие снежного покрова, появились ледяные отели. Сам материал ассоциируется у нас не только с этническими традициями народов севера, но и с миром сказок: с «ледяной избушкой» Лисицы или замком Снежной Королевы... Мир сказки, иллюзии - стихия развлечений, захватившая современную культуру, являющаяся частью цивилизации досуга, предсказанной Ж. Дюмазедье.

Ночевка в отелях при температуре -8°С носит ярко выраженный экстремальный характер и воспринимается как «главный аттракцион» этого вида доходного туристского бизнеса. Но если первый уровень

1 Оригинальный - здесь и далее понимается как «необычный, своеобразный, незаурядный».

«запланированного» экстрима, основанный на контрастах (тепло-холодно; весело-страшно) дает возможность обрести «вкус жизни/ вкус к жизни», [3, с.13] то второй носит трансцендентальный оттенок. Начавшись в Absolut Ice Bar, аттракцион незаметно для участников превращается в инициацию. Тому, кто выдержал испытание, отель выписывает диплом о выживании. Чтобы уснуть в ледяном номере, необходимо приложить усилия. По замечаниям постояльцев, лишь 20% гостей проводит там всю ночь. В экстремальных условиях у человека активизируются физические процессы, мозг имплицирует образы коллективного бессознательного. Замок Снежной Королевы - не только мир холода, но и мир смерти и безумия, [4, с. 76] отсылающий нас к мифам о Ледяной Деве, а также к негативному аспекту архетипа матери. У Г. Юнга архетипы - «первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, в снах и бредовых фантазиях....Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта». [1, с. 110] Именно это и происходит с постояльцами ice hotel. «Многие, .с кем нам удалось поговорить, рассказывают, что в середине ночи у них начинаются видения, кошмары и панические атаки... В Ice Hotel пугают.замогильным полярным безмолвием, в центре которого покоитесь именно вы - маленький, позабытый, теплокровный винтик.. К утру у нас тоже начались галлюцинации, похожие на ... рассказ Эдгара По о заживо погребенных. Трясясь от холода и страха, мы все же дождались восьмичасового служащего с соком и обняли его как родного». [5, с. 575] Вслед за Каем, прошедшим испытание в чертогах Снежной королевы, и возродившемся в новом качестве, [8] современный человек, ночуя в ice hotel, получает шанс приобрести личностный опыт приобщения к сакральному. Мрак и холод в мифах ассоциируются со смертью, [2, с. 35] ночь - время хаоса, [6, с. 669] а значит, возможность погрузиться в прабытие [9], (или в сон, по З. Фрейду, Г. Юнгу, открывающий ворота в бессознательное). С наступлением светлого времени суток, «космос побеждает», а туристы перемещаются в теплые номера.

Строительство ice hotels насчитывает лишь два десятилетия (если не принимать во внимание опыт создания в Петербурге в 1740 г. Ледяного дома по проекту П. Еропкина). В 1990 году, на севере Швеции, на берегу реки Торн Ингве Бергквист при участии японских мастеров организовал выставку ледяных скульптур. Для них по проекту французского художника Янно Дери был построен павильон. В этом сооружении, не предназначавшемся для ночлега, прямо в выставочном зале в спальных мешках заночевали участники банкета. Спонтанный спрос дал толчок к развитию нового бизнеса. Через год в населенном пункте Юккасъярви был построен отель с 4-мя номерами и баром. Сегодня это - комплекс, насчитывающий 85 помещений, в котором одновременно могут остановиться 100 человек. Каждый год под руководством компании ICEHOTEL Art & Design Group архитекторы

создают новую версию отеля, функционирующую 4-5 месяцев в году. По сравнению с горнолыжными курортами Центральной Европы, ночевка в ледяных отелях Швеции, Норвегии, Финляндии отличается возможностью наблюдать уникальную природную особенность приполярья - северное сияние. Строительство жилья из блоков плотного снега изобретено эскимосами; современные ледяные отели, повторяя очертания традиционных иглу, возводятся из снега и льда, имеют причудливое внутреннее оформление, и многие лишь отдаленно напоминают национальные жилища коренных обитателей Гренландии, Аляски, Нунавуты. Для организации и проведения свадеб строятся торжественные залы, ледяные часовни. В таких отелях, помимо ледяного бара, существует целый набор развлекательных услуг, некоторые из которых (катание на собачьих упряжках) могут быть классифицированы как знакомство с национальными традициями коренных народов севера. Как было отмечено А.Ю.Александровой, М.Б. Биржаковым и пр. исследователями, в XXI веке туризм вступает в эпоху индивидуальности, насыщение рынка, образованность туриста, доступность информации приводят к усложнению потребностей. В связи с распространением в туризме популярности «трех L» (landscape - lore - leisure), где равноправное место занимают интерес к разнообразию ландшафтов, национальным традициям, а также активный досуг, туристские услуги включают все больше интерактивных программ, знакомящих с культурой, бытом страны туризма. Н-р, в странах Скандинавии туристы учатся строить иглу. Деревеньки из Iglu Dorf Hotel возводят на горнолыжных курортах Альп, Пириней. Появление таких отелей обозначает целую эру в гостиничном сервисе, который перестал ориентироваться только на привычные стандарты и понимание комфорта. В декабре прошедшего года в Церматте (Швейцария) открылся гостиничный комплекс Iglu Dorf. Показательно, что проживание в стилизованных, отапливаемых иглу с камином стоит на 90 евро дешевле, чем в снежном иглу, где t+2oC. Горнолыжные курорты ассоциируются с экологичностью и здоровым образом жизни. Реклама ледяного жилища подчеркивает эту установку. А на территории Церматте, сохранившего вид небольшой горной деревни с устоявшимся укладом жизни, используются только экологичные виды транспорта.

Сегодня сезонные ледяные отели остаются новшеством лишь отчасти, они есть в Канаде, Швейцарии, Андорре и др. Поэтому среди ледяных гостиниц намечается градация. Некоторые имеют сразу несколько отличительных черт, связанных с месторасположением, внешним видом, продолжительностью функционирования, затратностью строительства, размерами, стоимостью ночлега. Самый первый ледяной отель, он же -самый большой (5 тыс. кв. м.), Ishotellet, в Швеции. Самый северный в мире -Alta Igloo Hotel, в Норвегии, в 20 км. от города Альта, находящегося на 70 градусе Северной широты. Самый первый в Восточной Европе - Ice Hotel Balea Lac, в Румынии, расположен на высоте 2034 метра над уровнем моря, в глубине трансильванских гор Фагарас. Единственный пока круглогодичный ледяной отель - в Чили, построен внутри ледника, неподалеку от вулкана

Чохуэнсо. Он обошелся в 15 млн. $. Несмотря на скромную обстановку, стоимость номера за ночь - самая высокая среди ледяных отелей, что объясняется малой вместимостью (4 номера). Один из самых красивых в мире (на его создание ежегодно тратится 520 тыс. $) - Ice Hotel Quebec-Canada или Hotel de Glace. Национальный колорит отелю придает музей быта и культуры эскимосов. Самый маленький (с одним двухместным номером) -Alpha Resort Tomamus Ice Hotel в Японии, на горнолыжном курорте Томаму ( открыт 01. 2011 г.).

Задача гостиничной индустрии - отвечать требованиям современного туриста - реализуется благодаря синхронному развитию отдельных видов туризма и отельной базы, рассчитанной на соответствующий тип клиента. В 30е годы XX в. с изобретением подъемников распространилась мода на горнолыжный туризм. Традиционный тип гостиницы для горнолыжников сложился в Швейцарии в начале XX века благодаря существовавшему в XVI-XVII веках виду жилья альпийских крестьян. Перевоплощение крестьянского жилья в гостиницу для горнолыжников может быть рассмотрено по ассоциации: крестьянский (в санскр. krsaka - «крестьянин, пахарь») -близкий к земле (Земля - Мать - дающая силы) - физически сильный -здоровый. В современной культуре часто здоровый = спортивный = занимающийся спортом. Горные шале служили убежищем в непогоду людям и скоту. Сегодня, сохранив значимые особенности конструкции, гостиницы в виде шале обогащены типичными для них услугами (прокат снаряжения, горячие напитки в меню - глинтвейн и пр., сауна) и имеют специфические характеристики дизайна (в оформлении: дерево как доминирующий материал; в декоре: камин, тема природы, охотничьи трофеи).

Наряду с традиционно ценными: качеством обслуживания и комфортом, в гостиничном сервисе на рубеже XX-XXI вв. привлекательным стало необычное эстетическое оформление в совокупности, с экологичностью материала, возможностью наблюдать скрытые или трудно доступные природные феномены. Спектр оригинальных зарубежных отелей достаточно широк и помимо заявленных природных и национальных особенностей в гостиничной индустрии активно используются и культурно-историческое наследие (н-р, Chateaux & Hotels Collections в Европе), и современные технологии, и эксклюзивные дизайнерские проекты. DasParkhotel, созданный из бетонной трубы (парк г. Оттенсхайм, Австрия) -результат стремления к экономичности, тенденция минимализма, порожденная современной западной цивилизацией, связанная с традицией немецкой школы Bauhaus. Наряду с использованием доступных по цене промышленных материалов и инновационных технологий, подкрепляемым жизненной необходимостью (трехзвездочные отели-капсулы в Японии), существует тенденция, порожденная искусством постмодерна, сочетающая вызов, эксклюзивность, претензию и роскошь (отель-кочевник «Everjand»). В России гостиничная отрасль находится еще на той ступени развития, которая не позволяет инвестировать средства в слишком рискованные проекты (подводные отели), но уже готова к использованию многопланового

зарубежного опыта. В 2010 году в горнолыжном комплексе «Малиновка» (Архангельская область) в рамках Международного фестиваля ледовой скульптуры был реализован некоммерческий проект «Русский снег», включавший создание первого в РФ Snow-hotel. Круглогодичный ледяной отель предполагается открыть в туристическом комплексе «Царство вечной мерзлоты» (Якутия), расположенном в штреке ледника. Ведутся разговоры о создании ice hotel в Петербурге. Отели в памятниках архитектуры и истории - также новая страница в гостиничном бизнесе России, имеет ряд примеров разной степени успешности в городе на Неве. [7] Но опыт создания необычных отелей в РФ по-прежнему реализован достаточно слабо, что делает особенно актуальным его изучение.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. Т. 1./ Гл. ред. С.А. Токарев М.: Сов. энциклопедия, 1980. - 671 с.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. Т. 3. - М.: Индрик, 1994. - 840 с.

3. Дробышева Е.Э. Экзистенциальные параметры сервисного общества: «вкус к жизни». // Культура и сервис: Культурный туризм и экскурсионная деятельность. Сборник материалов IV Межрегиональной научно-практической конференции. 28 сентября 2012 г. / Сост. Васильев М.И., Мышьякова Н.М. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. - С. 13-19.

4. Конева А.В. Человек, мыслящий культуру («Снежная Королева» Г.Х. Андерсена).// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.74-77

5. Лучшие отели мира : [рассказы журналистов-путешественников / сост. В. Башкирова, В. Завьялова]. - Москва : Эксмо : Коммерсантъ, 2008. -590 с.

6. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М. : Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

7. Скрипова Т.В. Историко-культурное прошлое Санкт-Петербурга и его позиционирование предприятиями гостеприимства // Туризм и гостиничный бизнес. Стратегия взаимодействия университетов и работодателей. Материалы международного форума. Часть 1. Ноябрь 2627, 2009 г. Санкт-Петербург - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. - С. 138-142

8. Штерн А. «Снежная королева» и проблемы инициации // Бронзовый век. Сказка и инициация. - 1999. - № 23 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23snej.htm (4.02.2013)

9. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. - СПб.: «Алетейя», 1998. -

258 с.

Literatura:

1. Averincev S.S. Archetypes // Myths of the World: An Encyclopedia: In 2 vols 1. / Ch. Ed. SA Tokarev, Sov. Encyclopedia, 1980. - 671 p.

2. Afanasyev A.N. Poetic views on the nature of the Slavs. In 3 vols 3. - M.: Indrik, 1994. - 840 p.

3. Drobysheva E.E. Existential parameter in the service of society, "the taste of life." // Culture and services: Cultural tourism and sightseeing activities. Collection of materials IV Interregional Scientific and Practical Conference. September 28, 2012 / Comp. Mikhail Vasiliev, arsenic, NM - St.: Izd GUSE Petersburg, 2012. - Р. 13-19.

4. Koneva A.V. A person who thinks culture ("Snow Queen " Hans Christian Andersen). // Virtual space culture. Proceedings of the Conference on 11-13 April 2000 St. Petersburg. St. Petersburg Philosophical Society, 2000. P.74-77

5. The best hotels in the world: [stories journalists travel / comp. Valeria Bashkirov, Victoria Zavyalova]. - Moscow: Eksmo: Kommersant, 2008. - 590 p.

6. Mythological dictionary / Ed. E.M. Meletinsky. - Sov. Encyclopedia, 1991. - 736p.

7. Skrypova T.V. Historical and cultural past of St. Petersburg and its positioning of hospitality enterprises // Tourism and Hotel Management. Communications strategy of universities and employers. Proceedings of the International Forum. Part 1. November 26-27, 2009, Petersburg - Petersburg.: Izd SPbGUSE, 2009. - Р. 138-142..

8. Stern A. "The Snow Queen " and the problems of initiation // Bronze Age. Fairy tale and initiation. - 1999. - № 23 [electronic resource] URL: http://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23snej.htm (4.02.2013)

9. Eliade M. The myth of the eternal return. - St. Petersburg. "Aletheia", 1998. - 258 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.