УДК 338.28
DOI: 10.33764/2618-981Х-2019-6-2-8-12
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Евгений Юрьевич Иост
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант, тел. (923)702-27-37, e-mail: [email protected]
Аэлита Владимировна Шабурова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, доцент, директор Института оптики и оптических технологий, тел. (383)344-40-58, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается ситуация сложившаяся на данный момент в Российской Федерации в области инновационного управления. Приведен государственный и корпоративный опыт управления инновационными процессами зарубежных стран, который можно использовать в повышении уровня конкурентоспособности экономики страны на мировой инновационной арене.
Ключевые слова: инновация, конкурентоспособность, развитие, управление, эффективность.
FOREIGN EXPERIENCE INNOVATIVE MANAGEMENT
Evgeniy Y. lost
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Graduate, phone: (923)702-27-37, e-mail: [email protected]
Aelita V. Shaburova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, D. Sc., Associate Professor, Director, Institute of Optics and Optical Technologies, phone: (383)344-40-58, e-mail: [email protected]
Current state of innovation management in the Russian Federation is considered in the article. The state and corporate experience of other countries' innovation management, which can be used in raising the level of the country's economy in the world, was observed.
Key words: innovation, competitiveness, development, management, efficiency.
В настоящее время, научное сообщество, называет этап развития мирового производства «эпохой инноваций». Экономический и социальный прогресс обеспечивается инновационным процессом - процессом появления новых знаний и практик. Благодаря инновациям происходят огромные изменения в экономических секторах, появляются новые отрасли, новые рабочие места [1]. Мировой рынок находится на стадии сильнейшей конкурентной борьбы в области высоких технологий [3]. В этих условиях инновационное управление является одним из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности госу-
дарственной экономики [9]. Инновационный путь развития страны является основным направлением, поднимающим уровень:
- производства;
- мировой конкурентоспособности;
- жизни населения;
- эффективности экономики;
- улучшения экологического состояния природной среды [11].
Исходя из этого, во время стремительного развития инновационной системы, особого внимания требует область инновационного управления, как на микроуровнях (на предприятиях), так и на макроуровнях (государственное управление). В данной статье рассматривается опыт инновационного управления зарубежных стран.
В лидирующих странах при государственном управлении инновационной деятельности особое внимание уделяется финансовой поддержке [11]. Например, в США действует закон о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ малых фирм. В рамках закона государственные министерства и ведомства обязаны каждый год осуществлять финансовую поддержку, из своего бюджета, фирмам на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [4, 5]. Закон «О технологических нововведениях» регламентирует стимулирование промышленных инноваций, для этого создаются специальные организации в аппарате исполнительной власти, оказывается помощь в обмене персоналом (как научным, так и техническим) между университетами, промышленностью и государственными лабораториями [2].
В США поддержкой инновационного предпринимательства занимаются НАСА, Национальный научный фонд, Администрация по делам малого бизнеса, университеты, отраслевые министерства [6]. В Японии - Народная финансовая корпорация, Корпорация финансирования мелкого бизнеса, Центр рискового предпринимательства. Также поддержку оказывают центральные и коммерческие банки совместно со страховыми фондами [7].
Силами этих организаций создается основа для государственной поддержки инновационного предпринимательства, а ее эффективность доказывается инновационными достижениями этих стран.
В Китае предприятия уделяют большое внимание творческой разработке новых товаров основываясь на технологии предприятия. Используя комплексный подход к инновационной деятельности, новая продукция, охватывает всю сферу деятельности предприятия [8].
Рассматривая сложившуюся ситуацию на данный момент в России, можно отметить, что при оказываемом давлении санкциями со стороны стран-партнеров, Россия способна направить их себе в плюс.
Например, такие ограничения, как прекращение поставок различных видов высокотехнологичной продукции, оборудования, комплектующих или различ-
ных материалов, подталкивают к активному развитию внутреннего производства аналогичных товаров.
Ранее российское производство имело трудности в развитии из-за проблемы единовременных инвестиций, так как экономически выгоднее было покупать за границей, хотя в перспективе выгоднее производить все самим [10, 12, 13]. В связи с этим возникли проблемы, заключающиеся в структуре спроса на инновации: закупка оборудования у стран-партнеров вместо разработок собственного. Российские предприятия показывают малую инновационную активность, из-за этого возникает низкая востребованность высококвалифицированного персонала, а в следствии и малое финансирование на его повышение, падает качество образования [14, 15]. Созданная в вузах инфраструктура используется крайне неэффективно.
Во время инновационного бума в лидирующих странах, Российская экономика держалась только на ее ресурсах, хотя могла развиваться в разных направлениях [15]. Исходя из узкой диверсификации, в современной России возникли проблемы с низким уровнем конкурентоспособности экономики в таких областях как квалификация управленческого персонала; уровень маркетинга. Количество сфер с реальным применением интеллектуального потенциала крайне мало. Огромное влияние оказывает слабая система защиты интеллектуальной собственности, медленное и сложное восприятие инноваций, неразвитая информационная инфраструктура в сфере инвестирования научной деятельности, несовершенная налоговая политика.
Геополитическая ситуация, в которой оказалась Россия, подталкивает страну активизировать отечественные инновационные процессы. Сочетание всех этих факторов позволяет утверждать, что современное время благоприятствует инновационному развитию российской экономики. Таким образом, назрела необходимость скорректировать государственную политику в сфере инноваций, в частности:
1. Увеличить эффективность модели государственного управления развитием инноваций в направлении повышения конкурентоспособности на мировом.
2. Уделить внимание управлению инновационными процессами с использованием творческого, научного и предпринимательского потенциала.
3. Направить усилия на изменение:
- роли государства в управлении инновациями;
- повышения внутреннего и внешнего спроса на инновации;
- политики в сфере заказа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- повышения эффективности привлечения долгосрочных инвестиций в реализацию инновационных проектов;
- образования территорий налогового стимулирования инновационного развития отдельных территорий;
- повышения уровня человеческого потенциала.
В современных реалиях для становления России в ряд ориентированных на инновации стран мало. Несмотря на то что, в некоторых регионах страны созданы организации по поддержке инновационной деятельности, они неэффективно используются. Также существует проблема низкой активности к инновационным внедрениям со стороны топ-менеджмента организации. Для достижения цели инновационной державы, нужно не только присматриваться к опыту зарубежных коллег, который имел эффективный результат, но и предлагать свои нововведения в сфере государственного управления, управления инновациями на предприятиях и развития творческого потенциала населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Климова Н. В., Ларина Н. В. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе. - Пенза : Фундаментальные исследования, 2014. -1442-1446 с.
2. Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной деятельностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18859/ (дата обращения 23.03.2019).
3. Зарубежный опыт инновационной экономики: принципы и приоритеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-innovatsionnoy-ekonomiki-printsipy-i-prioritety (дата обращения 23.03.2019).
4. Инновационная система США: треугольник успеха [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://integral-russia.ru/2017/07/31/innovatsionnaya-sistema-ssha-treugolnik-uspeha/ (дата обращения 23.03.2019).
5. Национальная инновационная система США: характеристики, особенности, пути развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/natsionalnaya-innovatsionnaya-sistema-ssha-harakteristiki-osobennosti-puti-razvitiya (дата обращения 25.03.2019).
6. Зарубежный опыт построения инновационной инфраструктуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://foykes.com/zarubezhnyj-opyt-postroeniya-innovatsionnoj-infrastruktury-na-primere-ssha/ (дата обращения 25.03.2019).
7. Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6007567/page:18/ (дата обращения 25.03.2019).
8. Инновации в Китае [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studref. com/454360/ekonomika/innovatsii_kitae (дата обращения 25.03.2019).
9. Государственное регулирование инновационной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyera.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-innovacionnoy-deyatelnosti_7846.htm (дата обращения 26.03.2019).
10. Государственное регулирование инновационной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/3547/789/lecture/30332 (дата обращения 26.03.2019).
11. Современные формы и способы стимулирования и финансирования инноваций: Российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eesa-journal.com/2017/04/06/sovremennye-formy-i-sposoby-stimulirovaniya-i-finansirovaniya-innovacij-rossijskij-i-zarubezhnyj-opyt/ (дата обращения 26.03.2019).
12. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econom-lib.ru/6-8.php (дата обращения 26.03.2019).
13. Возможности государства по стимулированию инновационной деятельности: зарубежный опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/73129.php (дата обращения 26.03.2019).
14. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/ 116229/PM2017_95_99.pdf?sequence=-1&isAllowed=y (дата обращения 26.03.2019).
15. Зарубежный опыт управления инновационной деятельностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bzbook.ru/Innovaczionnyj-menedzhment-uchebnoe-posobie. 64.html (дата обращения 26.03.2019).
© Е. Ю. Иост, А. В. Шабурова, 2019