Научная статья на тему 'Зарубежный опыт и сравнительная характеристика законодательных аспектов охраны памятников культуры в России и Германии'

Зарубежный опыт и сравнительная характеристика законодательных аспектов охраны памятников культуры в России и Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1225
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чудных Д. В., Чудных В. В., Абакумов Р. Г.

В статье рассматриваются особенности правового регулирования охраны памятников культуры в Германии и сравниваются законодательные аспекты охраны памятников культуры в России и Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт и сравнительная характеристика законодательных аспектов охраны памятников культуры в России и Германии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 339.13.017

Д.В. Чудных, студент В.В. Чудных, студент Р.Г. Абакумов, к.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности правового регулирования охраны памятников культуры в Германии и сравниваются законодательные аспекты охраны памятников культуры в России и Германии.

Ключевые слова Регулирование, памятники культуры.

Вопрос охраны памятников в Германии не является исключительной компетенцией Федерации. Охрана исторических памятников в Германии находится в ведении федеральных земель, поэтому в государстве существуют 16 различных законов об охране памятников (по количеству земель). Общие положения, касающиеся памятников истории и культуры, содержат также все основные акты, принятые на федеральном уровне.

Организация охраны памятников регулируется Земельными законами. Например, объекты, относимые к памятникам истории и культуры в городе Лейпциг, регулируются Законом о защите памятников культуры Саксонии. B соответствии с этим законом, задачей сохранения памятников является защита памятников культуры как источников и свидетельств человеческой истории и развития, а также их гармоничное сочетание с развитием градостроительства, планированием системы расселения и землепользования и охраной ландшафтов. Для выполнения этих задач по мере возможности взаимодействуют различные стороны - земля, общины, объединения общин, а также собственники и владельцы памятников. Соответствует ли объект указанным требованиям, устанавливают земельные ведомства по охране памятников и археологии. Актуальную информацию предоставляет отдел охраны памятников архитектуры управления по делам строительства.

Для постановки под охрану памятников культуры в немецких федеральных землях есть два способа: под охрану в силу закона (генеральный принцип) и правоустанавливающая регистрация в книге памятников (принцип регистрации). В Саксонии памятники защищены в соответствии с генеральным принципом, они находятся под охраной закона. Если объект соответствует нормативным характеристикам понятия «памятник», он регулируется положениями Закона об охране памятников Саксонии.

Согласно § 10 п. 3 Закона об охране памятников Саксонии (SächsDSchG), владельцам предоставляется возможность проверить принадлежность здания к памятникам культуры и обеспечить таким образом правовую безопасность. Для принятия решения о принадлежности объекта к памятнику культуры в соответствии с § 10 п. 3 Закона об охране памятников Саксонии (SächsDSchG), следует подать письменный запрос в управление строительства и охраны памятников г. Лейпциг (департамент охраны памятников).

Защитой и сохранением памятников истории и культуры в Германии занимается целая система органов. Высшим Земельным органом защиты памятников является Министр культуры земли. Подчиненными органами защиты памятников, которым передано право надзора за строительством в городах и общинах, являются общинные правления, а в районах земли - районные комитеты. Деятельность по защите памятников подчиненные органы осуществляют по распоряжению высшего Земельного органа защиты памятников.

При рассмотрении проблемы сохранения памятников культуры и архитектуры необходимо учитывать деятельность государственной организации «Städtebaulicher-Denkmalschutz», которая вплотную занимается

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

проблемой обновления городов Германии. Основными задачами организации является обновление городов и эффективное использование пустующих территорий. В особенности это касается исторической части того или иного города, где сосредоточено максимальное число памятников архитектуры, и потребность в жилых и рабочих помещениях наиболее актуальна. Одна из важнейших задач организации - обеспечить баланс между потребностями города в новых помещениях и сохранением исторического облика города.

Говоря об ответственности за нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия, важно подчеркнуть, что в России, как и в Германии, предусмотрены два вида ответственности -административная и уголовная. В Германии ответственность установлена законами каждой земли. Так, Закон о защите памятников Саксонии устанавливает административную ответственность за нарушения положений, касающихся защиты и сохранения памятников истории и культуры. Размер штрафа за перечисленные выше нарушения достигает 125 000 евро, а за некоторые виды нарушений — до 500 000 евро. Если совершены такие действия, пострадавшие памятники могут быть конфискованы. Уголовная ответственность в виде лишения свободы до двух лет предусмотрена за незаконные раскопки с целью обнаружения памятников культуры.

В целом, закон обязывает собственников использовать памятники культуры таким образом, чтобы обеспечить наиболее длительное их сохранение. В соответствии с § 12 п. 1 Закона об охране памятников Саксонии (SächsDSchG), возведение, изменение или ликвидация строительных или садовых и ландшафтных сооружений в окружении памятника культуры требуют получения разрешения. Разрешение требуется также, если планируется разрушение или устранение памятника культуры, существенное изменение его облика, перестройка, ремонт или внутреннее вторжение, снабжение всякого рода надписями, удаление памятника от места его расположения.

В Германии для владельцев памятников архитектуры предусмотрены льготы - расходы на содержание и ремонт таких зданий вычитаются из налогов, государство возмещает до 30 % ежегодного земельного налога.

В Германии защитой исторических объектов занимается Национальный комитет по охране памятников культуры (Nationalkomitee für Denkmalschutz). Это своего рода связующее звено между региональными ведомствами, специализированными организациями, ассоциациями и частными гражданскими инициативами.

Рассмотренные законодательные аспекты в области охраны памятников культуры России и Германии имеют как схожие черты, так и различия (см. табл.).

Таблица

Сравнительная характеристика законодательных аспектов в области охраны памятников культуры России и Германии

Характеристика РФ ФРГ

Государственный орган по защите исторических объектов Единый федеральный орган не создан, сохранение объектов культурного наследия осуществляется в рамках деятельности Министерства Культуры РФ Национальный комитет по охране памятников культуры (Nationalkomitee für Denkmalschutz)

Единый реестр памятников культуры Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) База данных национального культурного достояния (Datenbank national wertvolles Kulturgut)

Ответственность за нарушение законодательства Уголовная, административная Уголовная, административная

Льготы для владельцев памятников культуры Предусмотрены Предусмотрены

На основе изучения зарубежного опыта по охране культурного наследия на примере Германии можно сделать вывод, что к процессу охраны памятников в Германии активно приобщается общественность, частные компании и заинтересованные инвесторы. Зарубежный опыт, основанный на сотрудничестве с инновационными и креативными проектами, дает возможность предположить, что компромиссные решения возможны после проведения консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Национальный комитет по охране памятников культуры Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .dnk.de/Wir_ber_uns/n2220

2. Абакумов Р.Г., Унежева В.А., Страхова А.С. Анализ системных проблем жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода и применение зарубежного опыта развития инновационной деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016№ 6. С. 226-234.

3. Абакумов Р.Г., Наумов А.Е., Маликова Е.В. Методические рекомендации по экономическому воспроизводству жилого фонда на основе реконструкции домов первого периода индустриального домостроения//

Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 5. С. 179-183.

© Чудных Д.В.,Чудных В.В., Абакумов Р.Г., 2017

УДК 342.56

М.А. Гордейко

магистрант 2 курса кафедры «Теории и истории права и государства» по направлению «Судебная власть» Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация Научный руководитель: А.Р. Швандерова к.соц.н., заведующая кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»

Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ФРГ

Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии - 51, Италии - 101, Швеции - 100) Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети, в то время как в других европейских странах примерно одна треть.

Еще более важны не количественные, а качественные характеристики западногерманской юстиции. Желающие извлечь из ее истории уроки, полезные для развития демократических институтов, в том числе институтов правосудия, должны отдавать себе отчет в том, что именно суды являлись здесь важнейшим средством сдерживания демократических процессов и движений.

Один из самых больших знатоков западногерманской юстиции, сам долгое время занимавший посты в судебной системе ФРГ, Е. Вассерман, характеризуя западногерманское правосудие, писал:

«В случае сомнения судья склоняется скорее к поддержанию существующего, чем к его изменению».

Судебная власть - это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действуют еще 5 ветвей правосудия: общая (возглавляет Федеральная судебная палата), административная (Федеральный административный суд), трудовая (Федеральный суд по трудовым делам), финансовая (Федеральный финансовый суд) и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.