Научная статья на тему 'Зарубежный опыт и Российская практика трастовых операций коммерческих банков'

Зарубежный опыт и Российская практика трастовых операций коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1295
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАСТ / TRUST / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / COMMERCIAL BANK / ФИНАНСЫ / FINANCES / УСЛУГИ / SERVICES / ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FINANCIAL RELATIONS / ОПЕРАЦИЯ / TRANSACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева Д.Р.

В статье рассматривается современная практика трастовых операций. Трастовые отношения являются неотъемлемой частью современных финансовых отношений. Финансовый сектор в условиях трансформационной экономики переживает смену приоритетов. Траст является одним из институтов, способствующих централизации и концентрации капитала, что даёт ему возможность наряду с аналогичными институтами опосредованно влиять на процесс производства, а значит, при правильном использовании институт траста может способствовать экономическому росту в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE OF TRUST TRANSACTIONS OF COMMERCIAL BANKS

The manuscript discusses the modern practice of trust transactions. Trust relations are the inherent part of modern financial relations. The financial sector is experiencing a change in priorities in the conditions of the transformational economy. Trust is one of the institutes that further centralization and concentration of capital which gives it an opportunity, together with similar institutes, to indirectly impact the process of production, and, therefore, through correct use, the institute of trust may encourage the economic growth in Russia.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт и Российская практика трастовых операций коммерческих банков»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

БАБАЕВА Д.Р.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ТРАСТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Аннотация. В статье рассматривается современная практика трастовых операций. Трастовые отношения являются неотъемлемой частью современных финансовых отношений. Финансовый сектор в условиях трансформационной экономики переживает смену приоритетов. Траст является одним из институтов, способствующих централизации и концентрации капитала, что даёт ему возможность наряду с аналогичными институтами опосредованно влиять на процесс производства, а значит, при правильном использовании институт траста может способствовать экономическому росту в России. Ключевые слова: траст, коммерческий банк, финансы, услуги, финансовые отношения, операция.

ВАВАЕУА D.R.

THE FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE OF TRUST TRANSACTIONS OF COMMERCIAL BANKS

Abstract. The manuscript discusses the modern practice of trust transactions. Trust relations are the inherent part of modern financial relations. The financial sector is experiencing a change in priorities in the conditions of the transformational economy. Trust is one of the institutes that further centralization and concentration of capital which gives it an opportunity, together with similar institutes, to indirectly impact the process of production, and, therefore, through correct use, the institute of trust may encourage the economic growth in Russia. Keywords: a trust, a commercial bank, finances, services, financial relations, a transaction.

Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими банками своим клиентам, и их быстрое развитие были вызваны целым рядом объективных причин.

Во-первых, это проблема банковской ликвидности и снижения доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремление банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач — повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности.

Во-вторых, растущая заинтересованность банковской клиентуры, особенно промышленных предприятий, в получении всё более широкого набора услуг от банка.

В-третьих, обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов; появление и развитие новых видов услуг, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам.

В-четвёртых, при трастовых операциях возникают большие возможности для привлечения средств, а следовательно, расширяются источники доходов.

В-пятых, трастовые операции не имеют больших издержек.

В-шестых, трастовые операции обуславливают дополнительное расширение корреспондентских отношений банка, способствуют улучшению его положения на межбанковском рынке и повышению репутации и имиджа.

Кроме того, развитие трастовых операций стало возможным в условиях накопления определённого богатства как отдельными лицами, так и различными компаниями, корпорациями и

фирмами. Вследствие этого возникает необходимость правильно и выгодно распоряжаться такими видами богатства (денежные средства, акции, облигации, предметы искусства, драгоценные металлы и др.) и передавать их в руки тех учреждений, которые могут осуществлять управление ими. Это породило развитие трастовых услуг.

Известно, что институт доверительной собственности зародился в период раннего средневековья (ХП-ХШ века) в Англии. Причины возникновения доверительной собственности сводятся к одной мысли: в определённых исторических условиях для отношений собственности стала выгодной такая конструкция, когда имущество передавалось собственником кому-либо для того, чтобы им управляли в интересах определённого третьего лица [4].

В настоящее время комплексное обслуживание клиентов постепенно внедряется российскими коммерческими банками; они оказывают пока ещё новые в России услуги (трастовые, консультационные, лизинговые, факторинговые, валютные, поручительские и прочие), стремясь удовлетворить растущие потребности клиентов. Это повышает их конкурентоспособность в привлечении кредитных ресурсов и новых клиентов. Банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их себестоимость, улучшать качество депозитного, кредитного и расчётно-кассового обслуживания клиентов, предполагая им разного рода консультации, сможет выдержать конкуренцию в современных экономических условиях. В противном случае у банка может сократиться объём кредитных ресурсов, ухудшится их структура, а значит, и ликвидность баланса.

Доверительное управление имуществом сулит немало выгод как клиенту, так и банку. Под «доверительным управлением» понимаются разнообразные операции, связанные с доверительными отношениями на основе поручительства и комиссии на долгосрочной основе. В основном доверительные операции такого рода заключаются в осуществлении брокерской деятельности на рынке ценных бумаг. Под доверительным управлением имущества понимается деятельность управляющего по управлению от своего лица за вознаграждение переданным ему на неопределённый срок имуществом, принадлежащим другому лицу на праве собственности, в интересах выгодоприобретателя. Учреждение доверительного управления не влечёт за собой перехода права собственности. Трастом называют совокупность экономических отношений, связанных с управлением фондов денежных средств и имущества в интересах и по поручению собственников капитала на правах доверенного лица.

Доверительные операции выполняются банком от имени и за счёт стороны (доверителя) на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон. Трастовые операции носят посреднический характер и всегда конкретны. Их суть заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определённую плату в виде банковской комиссии. Доверительные операции наглядно отражают сущность банковской деятельности вообще — её пассивно-активный характер, заключающийся в привлечении средств и их последующем размещении с целью получения прибыли.

Трастовые отношения являются неотъемлемой частью современных финансовых отношений. Финансовый сектор в условиях трансформационной экономики переживает смену приоритетов. Траст является одним из институтов, способствующих централизации и концентрации капитала, что даёт ему возможность наряду с аналогичными институтами опосредованно влиять на процесс производства, а значит, при правильном использовании институт траста может способствовать экономическому росту в России. Траст является относительно новой синтетической экономической категорией, отражающей современные неоклассические теории развития экономики, которые основаны на конкретных функциональных зависимостях. Доверительное управление как услуга финансового рынка тем актуальнее, чем выше уровень развития самого рынка.

В условиях, когда банковские вклады уже не дают сотен процентов годовых, а операции на кредитном и валютном рынках характеризуются низкой рентабельностью, спрос клиентов на услуги по доверительному управлению их средствами значительно увеличивается. В условиях снижения доходности на российском финансовом рынке актуальность услуг по доверительно-

му управлению на фондовом рынке резко увеличивается. Доверительное управление (траст) является перспективной формой отношений между хозяйствующими субъектами, направленной на повышение эффективности использования различных видов имущества.

Исследование ряда проблем, связанных с предоставлением российскими коммерческими банками услуг доверительного управления и перспектив их развития, а также проведённые обобщение и анализ экономических исследований и зарубежного опыта оказания данного вида услуг позволяют сделать определённые выводы и внести конкретные предложения, направленные на совершенствование механизма услуг доверительного управления в нашей стране. При этом можно выделить следующие группы проблем:

1) место операций доверительного управления в системе услуг коммерческого банка, государственное регулирование доверительных операций;

2) регулирование рисков и доходности доверительных операций;

3) пути развития и совершенствования услуг доверительного управления [2].

Отечественные банки, как и вся наша экономика, переживают сегодня сложные времена. В

условиях нестабильной политической и экономической ситуации происходят то взлёты в развитии банковской системы, то неожиданные падения.

Операции коммерческого банка в условиях рыночной экономики можно разделить на три основные группы:

- пассивные операции (привлечение средств);

- активные операции (размещение средств);

- комиссионно-посреднические и доверительные (или трастовые) операции.

Каждая из этих групп проводимых банками операций предполагает определённую степень вовлечения в них клиентов, а следовательно, и определённую долю предлагаемых последним услуг. На основании анализа экономических исследований в этой области сделан вывод, что услуги коммерческих банков — это банковские операции, проводимые по поручению клиента в пользу последнего за определённую плату.

Таким образом, трастовые операции относятся к группе доверительно-комиссионных операций коммерческого банка и представляют собой «чистые» банковские услуги. Сущность трастовых услуг заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для последующего управления этими средствами (от своего лица или в российской практике — от лица владельцев) с целью получения прибыли, с которой банки взимают определённую плату в виде комиссии. Основными видами траста по правовым обязанностям являются полное представительство и агентство, по видам клиентов — персональный траст и траст юридических лиц.

Регулирование рисков и доходности доверительных операций

Анализ рисков играет большую роль в формировании концепции доверительного управления коммерческого банка, классификации рисков, возникающих в процессе доверительного управления. При этом классификация включает в себя не только риски, связанные с объектом отношений доверительного управления (а именно осуществлением инвестиций), но и с субъектами этих отношений (т. е. доверительным управляющим и клиентом). Такая классификация позволяет, во-первых, всесторонне рассматривать риски, возникающие в процессе инвестирования, во-вторых, распределять риски между субъектами доверительных отношений.

Политика по формированию дохода коммерческого банка от проведения операций по доверительному управлению должна основываться на следующих факторах:

- концепция доверительного управления (индивидуальные услуги клиенту или управление ОФБУ);

- степень рискованности инвестиционного портфеля;

- себестоимость услуги (амортизация оборудования и технических средств, затраты на техническое обслуживание, аренду помещений, рабочую силу, операционные расходы, оплата комиссионного вознаграждения третьей стороне, расходы на рекламу и маркетинг, общебанковские накладные расходы);

- уровень комиссионного вознаграждения конкурентов.

Специфика услуг по доверительному управлению предполагает индивидуальный подход к каждому конкретному случаю в вопросах установления комиссионного вознаграждения управляющего, особенно это касается индивидуального доверительного управления. За корот-

кий период деятельности коммерческие банки доказали, что услуги по доверительному управлению могут занять достойное место в системе услуг коммерческих банков.

Однако следует отметить, что существует ряд препятствий в развитии банками данного вида услуг. Основные из них:

1) неготовность многих банков оказывать услуги доверительного управления (отсутствие внутренних процедур проведения операций, необходимых технических средств, квалифицированного персонала);

2) неготовность клиентов - это, прежде всего, выражается в недоверии потенциальных инвесторов к новым механизмам инвестирования;

3) скачкообразное развитие российской экономики и фондового рынка в частности; произошедший в сентябре этого года экономический кризис может служить этому ярким подтверждением;

4) проблемы, связанные с техникой проведения банками данных операций [2].

Исходя из перечисленных выше проблем развития услуг доверительного управления коммерческими банками, были предложены следующие приоритетные направления в области совершенствования данного вида услуг:

1) совершенствование нормативной базы проведения операций доверительного управления коммерческими банками;

2) доработка механизмов проведения операций доверительного управления, техники взаимодействия участников фондового рынка с общими фондами банковского управления коммерческих банков;

3) совершенствование организации процесса проведения операций доверительного управления внутри коммерческих банков;

4) необходимость проведения работы среди потенциальных клиентов по разъяснению принципов проведения операций доверительного управления.

Применение на практике указанных выше предложений будет способствовать скорейшему развитию трастовых операций коммерческими банками.

Совершенствование нормативной базы

В качестве основного приоритета здесь следует отметить разработку Центральным банком России более чёткой системы контроля за деятельностью доверительных управляющих — коммерческих банков. Банк России подписал договор с Ассоциацией защиты информационных прав инвесторов (АЗИПИ) о раскрытии информации о деятельности банков на финансовом рынке. Договором предусматривается обязанность банков публиковать ежедневные балансы общих фондов банковского управления. В случае недобросовестного раскрытия информации в рамках действующего законодательства ЦБ РФ будет применять санкции вплоть до отзыва банковских лицензий.

Также ещё одной необходимой мерой в этой области является установление Банком России требований по:

- ограничению деятельности управляющего при формировании инвестиционного портфеля;

- частичной ответственности коммерческого банка своими активами в случае нанесения материального ущерба клиенту в процессе оказания услуг доверительного управления.

Совершенствование механизмов проведения операций доверительного управления

Как уже отмечалось, при существующих формальных разрешениях на проведение фондами банковского управления операций с любыми ценными бумагами до конца не разработан механизм проведения инвестиций от имени ОФБУ в такие ценные бумаги, как ГКО и ОФЗ. Пока делаются попытки разработки такого механизма, рынок ГКО и ОФЗ прекратил своё существование.

Однако практически все коммерческие банки (за редким исключением, например, ОФБУ «Внешторгбанк», КБ «Российский кредит») инвестировали в данные ценные бумаги, невольно нарушая сам принцип функционирования ОФБУ, заложенный в Инструкции Банка России № 63. Говорить о том, что данный тезис устарел в связи с замораживанием рынка ГКО и ОФЗ рано, поскольку правительство разрабатывает новые механизмы обслуживания госдолга, и не исключено, что новые ценные бумаги также будут вращаться на ММВБ, а учитываться всё по

тому же принципу в Национальном депозитарном центре [3].

Совершенствование организации процесса проведения операций доверительного управления внутри коммерческих банков

Данный блок проблемы следует разбить на ряд составляющих:

1. Совершенствование процедур проведения операций по доверительному управлению. Здесь можно предложить систему поэтапного внедрения услуг доверительного управления в комплекс услуг коммерческого банка, а именно:

- разработка концепции проведения операций по доверительному управлению, включающей в себя анализ рынка услуг, анализ перспективной позиции банка на данном рынке, анализ потенциальной клиентуры, предполагаемых доходов и расходов банка по данным операциям, выбор вариантов предложения услуг — индивидуальное управление или управление через ОФБУ;

- принятие решения о создании инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций доверительного управления; здесь можно предложить варианты создания отдельного управления в структуре коммерческого банка, группы внутри, например, управления ценных бумаг, или вообще образование отдельного юридического лица (компании), в функции которого входит исключительно оказание услуг доверительного управления;

- регистрация деятельности по доверительному управлению в Банке России, получение соответствующей лицензии; одновременно коммерческий банк должен разработать процедуры по проведению данных операций, при этом очень важно, чтобы эти процедуры были разработаны не только с целью формального получения лицензии, но и могли реально использоваться в работе рядовыми сотрудниками банка в процессе проведения операций.

Одним из основных направлений деятельности по привлечению клиентуры является разработка информационных материалов, содержащих сведения о деятельности доверительного управляющего. Существует множество способов передачи данной информации потенциальным клиентам, начиная от рассылки рекламных писем и заканчивая размещением рекламы данного вида услуг на сайте банка. Однако хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что целью любого операционного процесса является, прежде всего, обслуживание клиентов. Интересы клиента должны для каждого банка ставиться во главу угла.

Именно поэтому задачей организации операционного процесса должна быть минимизация издержек банка на проведение операций при максимально гибкой системе обслуживания клиентов (унификация документации, требуемой для совершения операций; гибкость предоставления отчётов; персональный подход к клиенту при установлении ставок комиссионного вознаграждения).

2. Для обеспечения вышеизложенных требований к организации операционного процесса банку необходимо использовать соответствующие технические средства. В первую очередь, это относится к программному обеспечению, используемому банком при проведении данных операций. На сегодняшний день существует множество программных продуктов, разрабатываемых специализированными фирмами, для обслуживания того или иного вида операций. Несмотря на это, многие банки предпочитают проводить разработку программного обеспечения своими силами, что, естественно, дешевле.

3. Ещё одним важным вопросом в совершенствовании банками процесса проведения операций по доверительному управлению является проблема наличия квалифицированного персонала. Учитывая специфический характер данных услуг, а также ещё недостаточное их распространение в банковском бизнесе, можно сказать, что для коммерческих банков сегодня одной из основных задач должно быть привлечение квалифицированного персонала, способного организовать процесс оказания услуг доверительного управления (благо, рынок труда на данном этапе позволяет банкам привлечь таких специалистов). Банки уже сегодня должны задуматься над этой проблемой, поскольку после улучшения экономической ситуации перед ними встанет задача развития и совершенствования новых направлений деятельности, в частности, услуг доверительного управления, и тогда резко может возрасти спрос на высококвалифицированные кадры.

Рассмотренные проблемы совершенствования услуг доверительного управления коммерческим банком должны решаться в комплексе. Поскольку при наличии даже самых совершен-

ных технических средств банк будет не в состоянии оказывать данный вид услуг, не имея в штате квалифицированных работников. И наоборот, талантливые исполнители никогда не смогут быстро и чётко выполнить сложную операцию (например, по оценке текущей рыночной стоимости портфеля) без наличия соответствующего программного обеспечения. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- развитие услуг доверительного управления является перспективным для банков, поскольку данный вид услуг в большинстве случаев более доходен для клиентов по сравнению с другими способами размещения свободных активов, а также даёт возможность коммерческому банку получать дополнительную прибыль;

- проведение банками операций по доверительному управлению даст возможность им конкурировать с другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг (например, паевыми инвестиционными фондами и брокерскими компаниями);

- именно банки должны в будущем вызвать у потенциальных клиентов наибольший интерес в качестве доверительных управляющих.

Литература

1. Букато В. И., Головин Ю. В., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 368 с.

2. Генкин А. С. Эффективный траст: опыт Западной Европы и российская практика. — М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2013. — 220 с.

3. Назарова Н. П. Траст: правовые основы и практика реализации в США и России // Банковское дело, 2014. — № 5.

4. Elibrary.ru: научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — М.: Интра-Плюс, 2013. — Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. — Загл. с экрана.

References:

1. Bukatyi V. I., Golovin, Y., Lvov, Y. I. Banks and banking in Russia. — M.: Finance and statistics, 2013. — 368 p

2. Genkin A. S. Effective trust: Western European experience and Russian practice. — M.: Publishing house "ALPINA ", 2013. — 220 S.

3. Nazarova N. P. trust: the legal framework and implementation practice in USA and Russia // Banking, 2014. — No. 5.

4. Elibrary.ru: scientific electronic library [Electronic resource]. — M.: Intra-Plus, 2013. — Access mode: http://www.elibrary.ru free. — The ingestion. screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.