Рынок финансовых услуг
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДОВЕРИЕ
в системе рынка финансовых услуг*
в. м. желтоносов,
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа, статистики и финансов
и. в. рындина
кафедра экономического анализа, статистики и финансов кубанский государственный университет
В настоящее время происходит становление и институциональное закрепление институтов рынка финансовых услуг. Главными особенностями этого процесса являются неравномерность и разнонаправленность его развития, что подтверждается многочисленными примерами становления субъектов, представляющих управляющую подсистему рынка финансовых услуг. так, действующий закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в большей своей части отражает регулирование обособленных между собой финансовых, кредитных, страховых и других институтов. При этом в нем отсутствует четкая трактовка понятия «финансовая услуга», выделение общности и различий в зависимости от институциональной принадлежности1. на взгляд авторов, более полным определением является принятая ВтО классификация понятия «финансовые услуги», которая включает в себя следующие виды: страхование (включая перестрахование),
*статья предоставлена информационным центром издательского дома «Финансы и кредит» при кубанском государственном университете.
1 Финансовая услуга — деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и
физических лиц. В целях настоящего Федерального закона в качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление
банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера. ФЗ № 196-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
банковские услуги; финансовый лизинг, гарантии и обязательства, торговлю драгоценными металлами и финансовыми инструментами, участие в выпусках всех видов ценных бумаг, управление финансовыми активами, предоставление, передачу финансовой информации и ее обработку, включая соответствующее программное обеспечение, консультирование, посредничество и другие «вспомогательные услуги» по всем видам финансовой деятельности.
По мнению авторов, такое содержание указанного и других законодательных актов основано на недостаточной методологической проработке не только теории финансового рынка, но и прежде всего рынка финансовых услуг. В настоящий момент по своей сути управленческая подсистема данного рынка не представлена эффективной инфраструктурой.
Проблема заключается в неотработанности механизмов предоставления качественных финансовых услуг — в полной мере не обеспечиваются качество и комплексное оказание финансовых услуг их потребителям.
Потребление финансовых услуг направлено на удовлетворение при их помощи финансовых, социальных, экономических и других интересов субъектов хозяйствования. Весь комплекс социально-экономических интересов потребителей финансовых услуг отражается в той или иной форме доходов: будь то заработная плата или отложенные средства для сбережений.
финансы и кредит
45
Сущность финансовой услуги состоит в том, что она отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово-кредитного механизма (в части его институтов) между субъектами хозяйствования и не имеет вещной формы, поскольку ее субстанцией на рынке финансовых услуг являются правоимущес-твенные отношения2.
Таким образом, можно утверждать, что в финансовой науке твердо установилось определение сущности финансовой услуги вне зависимости от принадлежности к тому или иному институту (субъектам, представляющим эти институты). Вместе с тем можно отметить, что в практике современного российского рынка финансовых услуг нет четкого подхода к определению критериев качества финансовой услуги.
Вышесказанное относится в первую очередь к такому финансовому институту, как доверительное управление (который в финансовом плане существенно отстает в своем развитии), и финансово-кредитным институтам, осуществляющим операции доверительного управления и являющимися неотъемлемой частью инфраструктуры рынка финансовых услуг.
Доверительные отношения прошли долгий исторический путь своего становления, который был увенчан не только взлетами в своем развитии, но порою просто разрушительными результатами. Достаточно вспомнить крах банковской системы в США 30-х гг. прошлого столетия, когда после сенсационных слушаний в Конгрессе, посвященных деятельности коммерческих банков в годы Великой депрессии, был принят закон Гласса-Стиголла, отделяющий банковский сектор от рынка ценных бумаг3. Одним из последствий принятия этого закона стало создание Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC). Подобная ситуация произошла и на российском финансовом рынке в 2004 г., в результате чего было создано агентство по страхованию вкладов физических лиц.
Специфика доверия как экономической категории состоит в том, что уверенность в надежности отношений и добросовестности может находиться как на высоком, так и на не очень высоком уровне.
2 Желтоносое В. М, Спружевникова М. К. Банковская деятельность и рынок финансовых услуг в регионе // Финансы и кредит. 2001. № 13. С. 2.
3 До 1933 г. средства клиентов банков беспрепятственно инвестировались на рынке ценных бумаг, в результате чего после падения курса акций и краха многих корпораций банки не смогли выполнить свои финансовые обязательства перед клиентами, в том числе физическими лицами.
Однако существующие и ожидаемые в перспективе результаты сотрудничества по формированию, накоплению и использованию финансовых ресурсов имеют решающее значение для начала, продолжения или окончания сотрудничества4.
На взгляд авторов, экономическое доверие — это ключ к развитию рыночного финансового посредничества; оно позволяет владельцам финансового ресурса доверять их финансовым учреждениям, а финансовым учреждениям предоставлять его (ресурс) предприятиям и институтам, не находящимся под их контролем и не являющимися их собственностью5.
Определение феномена экономического доверия представляет собой задачу выбора между двумя принципиальными позициями: если принимать в качестве исходного выделение субъекта и объекта доверия, то это различие базируется на степени уверенности субъекта относительно поведения объекта и ожидаемых результатов взаимодействия. Различают два типа экономического доверия: уверенность в объекте и результатах взаимодействия или отсутствие уверенности как следствие невозможности предсказания будущего. В данном случае ключевыми понятиями становятся риск и неопределенность6.
В функциональных системах отношения доверия выступают важной подсистемой обслуживания и бесперебойного функционирования финансового капитала и финансовых услуг (рис. 1).
Между тем принято считать, что доверие населения к финансовым институтам и их услугам в России было утрачено в период повального увлечения финансовыми пирамидами 1994 — 1995 гг., поэтому с его восстановлением связаны надежды на то, что в будущем, например, сбережения населения могут быть превращены в инвестиции, т. е. финансовый рынок начнет выполнять одну из своих основных задач.
Так, в период 1993 — 1995 гг. вложение населением денег в различные банки и акционерные общества приобретало массовый характер несмотря на отсутствие проработанной законодательной базы в финансовой сфере, многочисленные финансовые аферы и мошенничества, галопирующую инфляцию, всеобщее недоверие к государству и
4 ФБК, Департамент стратегического анализа. Москва. 2006.
5 Аналогичная точка зрения изложена в аналитическом обзоре Всемирного банка — Россия: укрепление доверия. Развитие финансового сектора в России / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь мир», 2002.
6 Богданова Е. В. http://som. fio. ru/Resources/Ber-man/2003/01/22.01.2003/bank/theoiy. htm.
Рынок финансовых услуг и его инфраструктура
1
Финансовые институты
Экономическое доверие
Финансовые услуги
Потребители финансовых услуг
рис. 1. Экономическое доверие в системе рынка финансовых услуг
его сберегательным учреждениям. После того как были приняты многочисленные правовые акты о регулировании этой сферы, в том числе о защите инвесторов и обеспечении прав акционеров и вкладчиков, стабилизировалась денежная система страны, но инвестиционная активность населения снизилась. Это дает основания предполагать, что исследование периода, когда массовая инвестиционная активность населения развернулась, будет способствовать более углубленному пониманию роли доверия для инвестиционного поведения населения7.
Чем чаще и интенсивнее такой компонент качества финансовой услуги, как экономическое доверие, взаимодействует с финансовым (ценой услуги), тем прочнее и эффективнее финансовые отношения и больше масса взаимного доверия между участниками финансовых отношений и потребителями финансовых услуг.
Доверительные отношения имеют принципиальное значение для всех объектов и субъектов финансового рынка, а не только для их отдельных категорий. Так, на современном этапе общественного развития наиболее остро стоит проблема развития финансовой инфраструктуры, обусловливающей
нормальное функционирование воспроизводственных и финансовых процессов в экономике. Одним из основных условий функционирования рыночной системы является существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимулов8.
В финансовом секторе отношения доверия выражаются через процесс доверительного управления, которое существует в двух формах: 1) прямое; 2) косвенное доверительное управление.
Под прямой формой понимается доверительное управление как профессиональный вид деятельности на финансовом рынке, а под косвенной — управление привлеченным финансовым ресурсом через страховой, банковский сектор, негосударственный пенсионный фонд и т. д.
Прямое доверительное управление можно охарактеризовать как финансовую услугу, суть которой состоит в том, что вы, доверяя свои средства банку или другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, получаете возможность иметь большую выгоду от «игры» доверительного управляющего на фондовом рынке, нежели просто положите деньги под проценты (табл. 1).
Не вдаваясь в юридические подробности, доверительное управление можно описать, сравнивая его с основными конкурентами за средства инвесторов— банковским депозитом и брокерским счетом. Размещая средства в банке, инвестор передает свои деньги в собственность банка, получая взамен долговое обязательство. В этом случае и управление деньгами, и право на финансовый результат (после уплаты процентов) переходит банку. Открывая счет у брокера, инвестор не только остается собствен-
Таблица 1
виды доверительного управления
Доверительное управление
для физических лиц для юридических лиц
Передача имущества в наследство Управление имуществом, имущественными правами, портфелем
Управление имуществом по договору Управление средствами пенсионных фондов
Опека или попечительство над имуществом Управление благотворительными и прочими специальными фондами
Сертификат долевого участия (ОФБУ, ПИФ) Управление инвестиционными компаниями и фондами
Источник: составлено авторами.
7 Кузина О. Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении // Социологический журнал. — 1999. № 1-2.
8 Федько В. П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С. 36.
ником имущества (акций, облигаций и т. д.), но и сам управляет инвестициями, отдавая приказы брокеру.
Преимуществом доверительного управления перед брокерским счетом, который также позволяет получать прибыль без каких-либо установленных заранее ограничений, является возможность коллективных инвестиций, что особенно важно для частных инвесторов, чьи издержки по диверсификации небольшого портфеля могут быть астрономическими.
Традиционно эти отношения представлены трастовыми (фидуциарными) операциями, посредством которых коммерческие банки в специфической форме выполняют функцию накопления денежных капиталов и их мобилизацию в производство. Использование трастовых операций позволяет маскировать сращивание банковского капитала с нефинансовым капиталом, поскольку банки вкладывают доверенные им капиталы в акции и облигации крупных корпораций и компаний. Банкам данные операции (преимущественно с ценными бумагами) позволяют установить контроль над корпорациями, так как получение в доверительное управление ценных бумаг означает передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг, за исключением права получения дохода по ним. но в то же время владение акциями одной компании через траст связано не только со стремлением к контролю, но и большим риском для банка.
В отечественной литературе трастовыми операциями (доверительным управлением) называют операции коммерческих банков и специальных финансовых институтов, направленные на управление имуществом и осуществление других услуг по поручению клиента9. Существует и другое определение трастовых операций в качестве банковской услуги для клиентов, стремящихся распорядиться своими свободными средствами с наибольшей выгодой, т. е. отношения между банком и клиентом, при которых банк принимает на себя обязательства по распоряжению собственностью в пользу доверителя или третьего лица10.
на примере управления ценными бумагами, инвестиционными ресурсами авторами предлагается ряд принципов, которые наиболее характеризуют систему экономического доверительного управления:
9 Основы банковской деятельности (банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К. Р. — М.: Издательский дом «Инфра-М», 2001. - С. 352.
10 Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. — М.: Экономиста, 2003. — С. 440.
• состав инвестиционного портфеля подбирается так, чтобы учесть все цели и пожелания инвестора — необходимое соотношение риска и доходности по инвестиционному портфелю, планируемый срок доверительного управления, требуемый уровень ликвидности активов в доверительном управлении;
• информационная прозрачность и конфиденциальность. Клиенту предоставляется регулярная отчетность о текущем состоянии его инвестиционного портфеля в доверительном управлении, а также выдается информация о доверительном управлении его активами по запросу. Банк должен соблюдать все требования о конфиденциальности этой информации, предусмотренные законодательством и выдвигаемые клиентом;
• высокое качество управления, оперативность принятия решений. Высокое качество управления достигается имеющимся доступом к широкому спектру финансовых инструментов, использованием самой полной информации о ситуации на рынке ценных бумаг и профессионализмом портфельных управляющих, а наличие современных торговых систем позволяет оперативнее реагировать на все изменения конъюнктуры рынка.
Для того чтобы доверительное управление приводило к позитивному эффекту, следует гарантировать безопасность финансовых ресурсов для его потенциальных участников. Применение информационных технологий на рынке финансовых услуг позволяет значительно расширить перечень услуг, привлечь новых клиентов и усилить конкурентоспособность.
Анализ уровня развития рынка финансовых услуг и практики его регулирования позволяет сделать вывод о наличии трех этапов эволюционного развития в постсоветский период (табл. 2). на протяжении всех этих этапов на российском финансовом рынке отсутствовал единообразный подход к трактовке экономического содержания и структуры институтов доверительного управления как комплексного объекта аккумулирования сбережений.
До марта 2004 г. регулирование финансового рынка в России структурировалось по его секторам, которые были закреплены за органами государственного управления (ФКЦБ, Минфин, Минтруд, МАП и т. д.). Сфера их компетенции предопределялась деятельностью тех или иных исторически подведомственных им финансовых институтов.
Таблица 2
этапы развития рынка финансовых услуг в постсоветский период
этап особенности организации и развития системы рынка финансовых услуг
1991 — 1996 Отсутствие четкого подхода к трактовке экономического содержания рынка финансовых услуг, развитие структуры которого оказалось стихийным процессом
1996 — 2004 Введение различных законодательных актов, позволивших упорядочить деятельность субъектов и объектов рынка: ФЗ «О рынке ценных бумаг», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.
2004 — настоящее время Нарастание потребности в реформировании финансового рынка и, как следствие, рынка финансовых услуг. Создание мегарегулятора — Федеральной службы по финансовым рынкам
При этом регулирование в первую очередь концентрировалось на предъявлении требований к финансовым институтам, а затем уже к финансовым инструментам, которыми они оперируют11. Существующая практика работы российских институтов доверительного управления показывает, что в сложившихся условиях не обеспечивается базовый принцип существования таких институтов — принцип системного доверия инвесторов.
Отечественный финансовый рынок складывается в условиях трансформации экономических отношений, а механизм его функционирования определяет потенциальные возможности воздействия на экономику и напрямую влияет на развитие доверительных отношений, поэтому становление самостоятельной инфраструктуры финансового рынка и повышение доверия к ней со стороны участников рынка — главная задача управления финансовой системой страны. Актуально создание соответствующих финансовых институтов, которое происходит слишком неравномерно и скачкообразно и характеризуется либо их полным отсутствием, либо наоборот — лавинообразным, а не постепенным ростом, что приводит к неисполнению институтами своих обязательств и, как следствие, к снижению доверия к ним. Помимо этого, финансовая инфраструктура должна быть, с одной стороны, обособлена в рамках национальных финансовых образований, а с другой стороны — интегрироваться в мировую финансовую систему.
В процессе происходящих с начала 90-х годов прошлого века преобразований в России сформировался финансовый рынок, эффективность работы которого напрямую зависит от уровня развития (качественного и количественного) всех его элементов, в том числе и инфраструктурных. В современных условиях не вызывает сомнений то, что финансовый рынок носит системный характер,
11 ЛансковП. Мега- и саморегулирование финансового рынка / Рынок ценных бумаг. — 2007. — № 9.
представляя собой, с одной стороны, совокупность экономических отношений, возникающих между его участниками по поводу обращения финансовых ресурсов и инструментов, а с другой стороны, является специфическим способом организации и взаимодействия элементов системы финансового рынка (финансовых институтов, инфраструктуры, финансовых услуг).
Такая двойственность обусловлена самой природой понятия системы, которая определяется как совокупность элементов, взаимосвязанных между собой, и как совокупность отношений этих элементов. Причем второе определение дается именно с позиции механизма функционирования системы, что невозможно без качественно отлаженной инфраструктуры. Данный механизм при помощи элементов системы обеспечивает кругооборот финансового ресурса, его максимально рациональную структуру и использование, формирует спрос и предложение на ресурс, а также вырабатывает наиболее эффективные инструменты перемещения его (ресурса) в пространстве.
В качестве инфраструктуры финансового рынка авторами предлагается понимать существование организованных взаимосвязанных систем, которые обслуживают потоки ресурсов, информации и услуг финансового характера, перемещающихся в пределах данных систем под воздействием таких рыночных стимулов, как взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями.
Как и любой системе, финансовой также присущи элементы, позволяющие условно выделить в ее составе инфраструктурную составляющую, которая делится в свою очередь на операционную, информационную и регулирующую составные части. Дальнейшая дифференциация инфраструктуры приводит к выделению различных составных элементов, сгруппированных по их видам (табл. 3).
Формирование финансового рынка является одним из главных элементов построения цивилизованной экономики рыночного типа. Вместе с тем
Таблица 3
инфраструктура финансового рынка
классификация по функциональной составляющей виды инфраструктуры элементы инфраструктуры
Операционная техническая инфраструктура автоматизированные системы торговли; программное обеспечение; средства связи и т. д.
торговая инфраструктура биржевые площадки; торговые системы; процентные ставки; валютные курсы и курсы драгметаллов; финансовые инструменты
посредническая управляющие компании; коммерческие банки; страховые компании; инвестиционные фонды; пенсионные фонды; дилеры и брокеры; медиаторы; коллекторские агентства; финансовые консультанты
депозитарно-регистрационная депозитарии; реестродержатели; расчетно-клиринговые системы
Информационная объективная базы данных; аналитические обзоры; биржевые и внебиржевые сводки
субъективная специализированные средства массовой информации; аналитические агентства; оценщики и PR-менеджеры; рейтинговые агенства и системы; консалтинговые фирмы; мнения и слухи; интервью и высказывания участников рынка
Регулирующая правовая законы и нормативные акты; системы защиты прав инвесторов; инструкции и методики
контрольная лицензирование участников рынка; нормативы; условия выпуска и регистрации ценных бумаг; аудит; налоговые проверки; контроль со стороны собственника; МСФО
научно-этическая профессиональная этика и язык; системы профессионального образования, повышения квалификации и обслуживания; деятельность саморегулируемых организаций
Источник: составлено авторами
постоянное формирование и развитие финансового рынка требует создания адекватной инфраструктуры. Неравномерность развития отдельных инфраструктурных составляющих, отсутствие системного единства между ними ставят перед финансовой наукой актуальнейшую проблему выявления законо-
мерности развития рынка финансовых услуг на базе надлежащего инфраструктурного обеспечения.
Развитость финансовой инфраструктуры в регионах во многом определяется доходами населения, которые являются одним из главных источников для создания финансовыми институ-
тами своей филиальной базы. При этом нужно понимать, что в современных российских условиях часто наблюдается несоответствие формальных показателей благосостояния населения и реальной ситуации. Более того, несоответствие и его динамика сильно различаются от региона к региону. Следовательно, при анализе сравнительной привлекательности регионов целесообразно использовать дополнительные данные, характеризующие уровень жизни и доходов населения. Например, показатели обеспеченности автомобилями, компьютерами, сотовыми телефонами и т. п. Названные показатели также косвенно характеризуют уровень делового оборота, развития малого бизнеса и др.
В таблице 4 авторами охарактеризованы основные проблемы, связанные с развитием финансовой инфраструктуры и оказанием на ее базе услуг финансового характера.
На развитие инфраструктуры финансовой сферы в регионах России также сильно влияет отраслевая структура хозяйства. В современных условиях при высоких ценах на энергоносители финансовое развитие наиболее благоприятно в регионах с высокодоходной экспортной, как правило, сырьевой специализацией (нефтегазовый комплекс, черная и цветная металлургия и др.). Экономические особенности региона вообще тесно связаны с социальными: в частности, размер доходов населения обычно зависит от отраслевой структуры занятости и т. п. Важной частью клиентуры финансовых институтов, предоставляющей «живые» деньги, являются крупные учреждения сферы услуг. Прежде всего это касается предприятий розничной и оптовой торговли, негосударственных инвестиционных фондов, аккумулирующих значительные финансовые средства, компаний, занимающихся внешнеторговыми операциями и т. п.
Безусловно, необходимо отметить все возрастающую роль в формировании эффективного финансового пространства новых сегментов инфраструктуры финансового рынка, таких как коллекторские фирмы, аутсорсинговые компании и агентства по улаживанию взаимных претензий финансового и иного характера (медиаторы). Данные сегменты можно обозначить как производные финансовые элементы, поставляющие услуги для самих производителей финансовых услуг — банков, страховых и инвестиционных
а ц
и
бли
абТ
у р
т с
а р
ф
н и
«
о в о с н а н
и ф
я и н е л в о н а т с
ы
^
е
л
ю
о р
п е ы н н е
г
е р
в
о
и
с
е р
х
ы.
вр
о д
нс и
ав н ст
и ьс ф ль
е т и
учи р
о п и й и
нти
а р
ах а
ас ри
гр с
ое ри т и в з
а р
=
е и н
е д,
е в, ве ов
РР о
1 в
да на ра
н в е з ео р в ко в
2 £ тс ео еву но т с
утс
ису р
е
е
х ел ыд в о с
с
д
о
нх ас н и
ий ф ый
йн
ё £ те ол
и по
1 е
о б п а
к а
р
е в
о д
ро уг
й
-и и ф
ни д ми
ем ри с о п
д
и вед в
оы нт б нь
ге сь аг
х ы в о
е р
с
и т с о н п
в к
иь т ть кс
е
тие
и в
з
т и т с н и и м ы в о с н а
нф
ва тн
о с н а н
и ф
б ы
е н ив ви
т ти тст кт ут ек
фх т ф ых О э в
ац & £
ис п н в
иц ми
дн а з е а
к
н
ей
н
е же
и н
с а,
к н
ы р
в о к и н т са ад
ш и
др
и в о с
лс о цес
сса про
в в
и од в, х,
о ах
рк ев ь ав рт
N
е ио
в £
е ля жф
ли б ел х
вы Ун
ас х
н и
е
и ие
ын
§ *
ли ал н
вс
о в и ч й о
т
£
и и ч и
л
и н
о
о г е ч е
ате
таь
за
ен р
в
и р
п
£ I
с с
& я
ас чн
аа со я
ид
в к и л ь н е
ва ок
£ я
й
ро -и
5
I
и
к
рт о ет
, ч
I 8 р ни
ад ден
ка ед ив кв
е и н
аы
дм озд ем
о те с с и
та с а
^ 3
ок бн
аы рр
з р
а л
е д
у
н
о р
о т с
ю
рс ге ч
ыч
м ти
ек
сте ак
сист пра
ё * нй ао
зда но
оз н оС ва
т й м и ач то сб иа л р
иа в ци й
ец о
и ф
и
н н а в
о р
и р
г
е
нте
и
до
ен р вн
п и
, т в кт
ее
ри ф ер ф
тэ
е
ля ви ан ра пв у о б
ие
ое бы ан р ь
м ль
о т
ы ор
оп фо
с я
бе а о п
вт
ло ю
а ля
он явл
ио ъя
с дъ
ес ед ер
ф пр
о п рм
е § §
че и о ти н нт
оа кр
э га
Ч Я и я
1) о и о о Я
о
онтро
но
ан к
но
о к еа
ек
е л с и ч
м о т
в в,
о
кто дук
о р
п х ы в о с н а н
и ф
х ы н ч и л з
а р
е и н
е же
и
в
д
о р
с
о д
в,
о т
тет
и у
н н
а £
е р и
, е § я
т я, и ия
з
он
Кто
п
е ив д и
и уж
в л ос тб
и о
I е & §
х с
уо и ю
о Ч ю о
2
5
св ро
сй
ре ср б
тх
кн
ае
1С
о
я1 =
н
е
иде
в е и в т сутст
тсу
О
аа ка ка
ни
ын
рт р с
ва
ы хв
вк
в, с
ое кф
ио нр
чп
оч е
тн с
и ля х д
Я 2 н
ор
д о
е ф иен
э в
е о ие л
ва тн
са
^ *
сх
ко
е го
се
£ В
г
о ль
§ °
со б
но ан нж ио ф м й к
о к
а д
о х ы в а к
вй
° «
нн ане
е
цы
ор р»
п й»
ие ты
ны ар
в кр
от ро и «
ла му на
ма ти р
то Ст
а
в о к и
тни
с ае
£ £ у у
ла тру
сс § §
чи
н
с е
е ч а
ьш ка
лй
б
й I
т « —р
ь
р т е с ио тн иб ве
£ & ро т п ео аг ве
е ур
ту
кт у
тру
с
а кр
ын нф р и р й
ео ме н
зн аае
дв
ла бк
а
Нф
ои * Й хо
ен с тн в ет
а к о т
и р
п
ре й р
ео
в о с
ан ва
ни ф
латы п рт
аа зд н а т с е ы
н
д
о аро
н
.г
к о н
ы р
й ы в о с н а н
и ф
а н
ур
Й 2 ^ 3
° О
ет ерс
в ал
аг
Й £
об с я
а ия & «
кт ед е ве
с в о
и
5 I «в
а
ак пе т
о р
ч я
м м,
аа рс ос
те ст це
ео
я &
с
са р
п
н а н
и ф
й ий
в о с н а
ь л а
ин ци ен ф
оте и
2 ^ ает ости
«£ в
е ен ят н в и о ст р
* 1 § а, с р
теп
че ур а
утн
е и н
оу вд
сж о е е м но и чв
оч о
Й § тт са ом
нф
уд тру
а з о
что
сс уо
, н х, чн
аи ел ли
де уб
еу
в т оя го об ^ к с и ян са
55 ~
а в
ы кр
ск
а
ор
ке к в
,о д
е и н
е ше
ы в о п т
т с ь
ель ате
д
о н
§ ё а
I ^
си ас ц
ра ма ьм нр ео пф те н
ст и
ая ия
бт а л
и
а
в и ой ри
на х н ы
вв то сн
ед е
ри
е о в о
- Я Я а е а
ва д н
те ст в
е в
н
а
ры ва
ро ту удо
£ I
а
ат фр
тн си
ез ла
3 I
м о
& 8 К Н
з ь
зя ии н н , е ир зд яе вн с в иь мн
ам е
вп те ст д с
ея сре ая
с б ть лаб
сс о, нй
сь
ет бе с
об но ая бн
§ я
ты
о б
а р
ы ур
ту
кт у
тру ес
а р
зф из нф
компаний и т. д. О наличии такой производности говорит также и тот факт, что оказываемая этими элементами рынка услуга отталкивается от произведенной и поставленной ранее на рынок услуги. Например, коммерческий банк выдал кредит (оказана услуга), заемщик не отдает долг и не платит проценты (отказывается платить за услугу). Банк обращается в специализированное агентство, которое будет заниматься проблемами взыскания (оказывать услугу банку) за процент от суммы долга, а банк тем самым снижает свои риски и издержки, которые бы он получил, осуществляя непрофильный вид деятельности — розыск заемщика, обращение в суд и т. д.
Также следует отметить, что финансовая инфраструктура как неотъемлемое условие оказания качественной финансовой услуги сложилась на базе финансово-кредитных механизмов современного рынка, обеспечивающих финансовыми ресурсами и инструментами реальный сектор экономики. Таким образом, инфраструктура рынка играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития финансового сектора России, выборе направлений его развития и темпов преобразований, а также служит непременным атрибутом формирования доверия к рынку со стороны владельцев финансового ресурса.