Научная статья на тему 'Гармонизация правового регулирования доверительного управления активами по праву России, ЕС и праву государств СНГ как фактор обеспечения безопасности инвестиций'

Гармонизация правового регулирования доверительного управления активами по праву России, ЕС и праву государств СНГ как фактор обеспечения безопасности инвестиций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INSTITUTE OF ENTRUSTED MANAGEMENT OF PROPERTY / RIGHTS AND OBLIGATIONS OF THE PARTIES TO THE CONTRACT OF ENTRUSTED MANAGEMENT OF PROPERTY / JUSTIFICATION OF THE MERGER OF CAPITAL AND DISTRIBUTION OF ASSETS / LOSS OF INCOME / TRUST MANAGEMENT OF SECURITIES / TRUST LAW / ИНСТИТУТ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ / ОСНОВАНИЯ СЛИЯНИЯ КАПИТАЛОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АКТИВОВ / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ / ТРАСТОВОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

Важным элементом обеспечения безопасности международного движения капитала и за-щиты национальных интересов России и государств СНГ является гармонизация норм законодательства о контроле за обменом, куплей-продажей активов как долей капитала, другими сделками по движению капитала, путем размещения капитала как инвестиций и управляемых активов в доверительное управление. Такой правовой режим устанавливается не только гражданским, но и налоговым и банковским законодательством государств СНГ. Проводится сравнительно-правовой анализ правового регулирования доверительно-го управления активами по праву России, ЕС и праву государств СНГ как фактора обеспечения безопасности инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of Legal Regulation of Asset Management at the Law of Russia, the EU and the Law of the CIS Member States as a Factor of Support Security Investment

An Important element of ensuring the security of the international movement of capital and protection of national interests of Russia and CIS countries is the harmonization of the legislation on the control of the exchange, the sale of assets as shares other transactions on capital flows, by placing the capital as investments and managed assets in the Trustee. Such a legal regime is established not only civil, but also tax and banking legislation of the CIS States. Conducted a comparative legal analysis of the legal regulation of asset management according to Russian law, EU law and the CIS States as a factor of safety of investments.

Текст научной работы на тему «Гармонизация правового регулирования доверительного управления активами по праву России, ЕС и праву государств СНГ как фактор обеспечения безопасности инвестиций»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Гармонизация правового регулирования доверительного управления активами по праву России, ЕС и праву государств СНГ как фактор обеспечения безопасности инвестиций

ПЕТРОВА ТАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

Руководитель центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор

Важным элементом обеспечения безопасности международного движения капитала и защиты национальных интересов России и государств СНГ является гармонизация норм законодательства о контроле за обменом, куплей-продажей активов как долей капитала, другими сделками по движению капитала, путем размещения капитала как инвестиций и управляемых активов в доверительное управление. Такой правовой режим устанавливается не только гражданским, но и налоговым и банковским законодательством государств СНГ. Проводится сравнительно-правовой анализ правового регулирования доверительного управления активами по праву России, ЕС и праву государств СНГ как фактора обеспечения безопасности инвестиций.

Ключевые слова: институт доверительного управления имуществом, права и обязанности сторон договора доверительного управления имуществом, основания слияния капиталов и распределения активов, убытков, доходов; доверительное управление ценными бумагами; трастовое право

Harmonization of Legal Regulation of Asset Management at the Law of Russia, the EU and the Law of the CIS Member States as a Factor of Support Security Investment

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA

Head of the centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, deputy Director of Institute of problems of safety of the CIS, doctor of law sciences, Professor

Abstract: An Important element of ensuring the security of the international movement of capital and protection of national interests of Russia and CIS countries is the harmonization of the legislation on the control of the exchange, the sale of assets as shares other transactions on capital flows, by placing the capital as investments and managed assets in the Trustee. Such a legal regime is established not only civil, but also tax and banking legislation of the CIS States. Conducted a comparative legal analysis of the legal regulation of asset management according to Russian law, EU law and the CIS States as a factor of safety of investments.

Key words: Institute of entrusted management of property, rights and obligations of the parties to the contract of entrusted management of property, justification of the merger of capital and distribution of assets, loss of income; trust management of securities; trust law

96

№2 2015

Институт доверительного управления активами (имуществом) в российском праве, в праве ЕС, праве государств СНГ развивается и постепенно модифицируется как самостоятельная правовая категория и система норм не только гражданского права, но и предпринимательского, инвестиционного, корпоративного, банковского, налогового права.

Права и обязанности сторон договора доверительного управления имуществом, основания слияния, распределения активов, убытков, доходов, другие отношения в рамках доверительного управления устанавливаются различными актами законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Казахстан, Республики Белоруссии. Доверительное управление регулируется Гражданскими кодексами РФ, РБ, РК, Федеральным законом РФ «О рынке ценных бумаг» (глава 2 «Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг», ст. 5 «Деятельность по управлению ценными бумагами»; ст. 15.3. «Управляющая компания специализированного общества») и Законом Республики Казахстан и др.

Кроме того, режим доверительного управления активами установлен Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» в статьях «Банковская группа и банковский холдинг», Федеральным законом РФ «Об инвестиционных фондах» в ст. 11 «Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом» и др.

Важным элементом обеспечения безопасности международного движения капитала и защиты национальных интересов России и государств СНГ является гармонизация норм законодательства о контроле за обменом, куплей-продажей, размещением долей капитала как инвестиций и управляемых активов.Такой правовой режим устанавливается не только гражданским, но и налоговым и банковским законодательством государств СНГ. В частности, подобное устанавливают статьи Налогового кодекса Российской Фе-

дерации в главе 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица» (введена Федеральным законом РФ от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 22 НК РБ иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана встать на учет в налоговом органе независимо от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь. При этом с 2014 г. согласно подп. 2.6 ст. 66 НК РБ иностранная организация должна встать на налоговый учет до начала деятельности на территории Республики Беларусь, если имеется заключенный договор на выполнение работ (оказание услуг) в течение периода, превышающего сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК РБ (90 и 180 дней).

Международно-правовой режим доверительного управления имуществом как разновидность финансовой услуги в мировой торговле услугами регламентируется унифицированными норами и правилами ВТО 1978 г. в Приложении к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) в разделе «Финансовые услуги».

Гражданско-правовой режим доверительного управления (траста) в праве ЕС на уровне современного интеграционного права ЕС определяется Директивами ЕС в рамках проходящей в 20132015 гг. реформы корпоративного и финансового управления на едином рынке ЕС.

Институт доверительного управления имуществом в России, СНГ, ЕС оформляется как система норм об оказании финансовых услуг доверительного управления ценными бумагами, финансовыми инструментами и иными активами организации, как особый вид гражданско-правовых обязательств по оказанию организационно-управленческих услуг в предпринимательской деятельности, как форма инвестиционной деятельности коммерческих посредников по размещению ак-

97

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

тивов в целях получения прибыли, как механизм капитализации активов корпораций и создания инвестиционных фондов, как трансграничная форма управления коллективными инвестициями, как трансграничные кредитно-расчетные и валютно-платежные операции кредитных и иных финансовых организаций.

Доверительное управление имуществом связано с частными и публичными аспектами движения капитала в инвестиционной и коммерческой сферах. Поэтому, как было отмечено выше, разные отрасли права регулируют эти отношения с учетом особенностей той или иной отрасли и степени риска, которая возникает для потери инвестиций, находящихся под доверительным управлением.

В российском гражданском праве в ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществить управление этим имуществом.

В период 2011-2014 гг. в Налоговый кодекс РФ, в Налоговый кодекс Белоруссии и Казахстана было включено много новых положений об особенностях правового статуса налогоплательщиков корпоративного сектора экономики, таких как «консолидированная группа налогоплательщиков», «группа участников регионального инвестиционного проекта», «банковская группа», «участники инвестиционного товарищества» и др.

До 2014 г. отсутствие в законодательстве государств СНГ определений «иностранной компании», «контролируемой иностранной компании», «траста», иных форм осуществления коллективных инвестиций и участия в корпоративном управлении приводило к оттоку российских капиталов за рубеж из-за неясности квалификационных требований к правовому статусу российского «долевого собственника» или участника инвестиций за рубежом. Поскольку эти определения являются категориями не только гражданского, корпоративного права, но и налогового права, НК РФ разграничивает виды налогооблагаемых доходов от долевого участия организаций в капиталах как национальных, так и иностранных корпоративных образований. Глава 3.4 НК РФ «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица» была введена Федеральным законом РФ от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ.

Гармонизированное право государств Европейского союза под доверительным управлением (трастом) подразумевает операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах его доверенного лица. Европейский «траст» представляет собой правовое отношение, в котором доверительный собственник обязан управлять или распоряжаться одним или более активами (трастовым фондом) в соответствии с условиями, регулирующими это правоотношение (условиями траста) в интересах выгодоприобретателя или для достижения общественно полезных целей.

Новое гармонизированное и унифицированное правовое определение дано в тексте Проекта Принципов, Определений и Модельных правил Европейского частного права (Principles, Definitions, Model Rules of European Private Law. Draft Common Frame of reference - DCFR), разработанного в 2010-2014 гг. группой ученых стран - членов ЕС и используемого в качестве модельного акта ЕС. Текст проекта отражает со-

98

№2 2015

гласованную позицию государств ЕС по гармонизации трастового права.

По праву ЕС правовые последствия траста возникают в соответствии с правилами об отношениях с третьими лицами, согласно которым «трастовый фонд» должен рассматриваться как комплекс имущества, обособленный от комплекса имущества самого доверительного собственника и иных комплексов имущества, приобретенных доверительным собственником или находящихся в его управлении. При этом кредиторы доверительного собственника не могут использовать трастовый фонд для удовлетворения требований ни в ходе исполнительного производства, ни в процессе процедур банкротства,

В европейской практике доверительное управление (траст) характеризуется как «особая форма распоряжения собственностью», определяющая права на имущество, передаваемое в «трастовое управление», права на распределение прибыли, полученной в результате этого управления, траст представляет собой отношения между учредителем траста, доверительным собственником (распорядителем) и бенефициаром.

Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности «комиссионных посреднических услуг доверительного управления активами», оказываемых коммерческими банками, обусловлено проблемами обеспечения стабильности банковских активов и их ликвидности, снижением доходности традиционных видов ссудных банковских операций, стремлением банков обеспечить повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности. Поэтому в российском банковском законодательстве и законодательстве о рынке ценных бумаг доверительное управление относится согласно нормам ГАТС/ВТО к «торговле финансовыми услугами».

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности» головная организация банковского холдинга для организации управления деятельностью участников

банковского холдинга и контроля за указанной деятельностью вправе создать управляющую компанию банковского холдинга и возложить на нее исполнение обязанностей, которые возлагаются на головную организацию банковского холдинга.

Управляющей компанией банковского холдинга признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого являются организация управления деятельностью участников банковского холдинга и контроль за указанной деятельностью.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

Объективно получается, что идентичные юридические составы доверительного управления имуществом в разных законах разных стран СНГ и российского права имеют расхождения. Так, юридические составы имущественной ответственности по договору доверительного управления согласно ст. 1022 ГК РФ «Ответственность доверительного управляющего» и ст. 5 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» различаются. В законе в отношении управляющей компании по доверительному управлению предусмотрена более существенная имущественная ответственность за убытки, возникающие не только при управлении ценными бумагами, но и при операциях с финансовыми инструментами. Гражданский кодекс РФ не регулирует конкретно финансовые инструменты, финансовые активы и

99

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

финансовые обязательства в качестве объектов доверительного управления.

По ст. 1022 ГК РФ доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом «должной заботливости об интересах выгодоприобретателя» или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду. Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» термин Гражданского кодекса РФ «заботливость» не используется, но имеет более конкретное содержание с точки зрения имущественной ответственности доверительного управляющего.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ при передаче в доверительное управление ценных бумаг (ст. 1025) может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами. Правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются в договоре доверительного управления, а особенности доверительного управления ценными

бумагами определяются Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 5).

Следует подчеркнуть, что квалифицирующие признаки юридического состава договора доверительного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» различаются по объему регулирования видов услуг доверительного управления, по особенностям регулирования доверительного управления ценными бумагами и иными активами, по формам управления присоединением и слиянием капитала, выраженного инвестиционными паями. Особый режим доверительного управления устанавливается в инвестиционном законодательстве.

Налоговый кодекс РФ относит к контролируемым иностранным компаниям и контролирующим лицам (ст. 25.13. НК РФ) отдельные категории налогоплательщиков. Контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: 1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации; 2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации; 3) контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Европейский «траст» по Модельным правилам Европейского частного права (Principles, Definitions, Model Rules of European Private Law. Draft Common Frame of reference - DCFR) имеет общие черты с российским институтом доверительного управления имуществом, однако отличается более сложным обязательственным характером, системным подходом к регулированию инвестиционных оснований рисков и убытков, высокими требованиями к имущественной ответственности траста.

100

№2 2015

Европейское трастовое право отличается от российского и права государств СНГ следующими чертами: 1) оно выступает как кодифицированное частное право о трастах доверительного управления; 2) оно включает правовые категории, ориентированные на множественность участников корпоративных трастовых отношений, их взаимозависимость, солидарную имущественную ответственность за последствия «невыгодного или неэффективного» траста; 3) по трастовому праву ЕС лицо обладает правом на получение выгоды, если по условиям траста требуется, чтобы при определенных обстоятельствах доверительный собственник распорядился всем трастовым фондом или его частью таким образом, чтобы предоставить выгоду указанному лицу; 4) возможность получить выгоду траста допускается, но при определенных обстоятельствах, когда доверительный собственник может распорядиться всем трастовым фондом или его частью таким образом, что предоставит выгоду учредителю траста; 5) возможность выгодоприобретателя получить выгоду становится правом на получение выгоды, если доверительный собственник в соответствии с условиями траста, регулирующими указанную возможность, уведомляет выгодоприобретателя о решении предоставить ему выгоду.

По праву России, государств СНГ, ЕС доверительный собственник не вправе участвовать в принятии решения об осуществлении или о неосуществлении правомочия или усмотрения, если в результате такого решения в его пользу будет предоставлено или подтверждено право на получение выгоды или возможность получения выгоды. Доверительные собственники обязаны инвестировать трастовый фонд, они вправе инвестировать в любой форме и определять способ инвестирования, который наилучшим образом соответствует исполнению указанной обязанности.

Также по праву России, государств СНГ, ЕС доверительный собственник обязан управлять

трастовым фондом и осуществлять любое правомочие по распоряжению фондом как благоразумный управляющий чужими делами в интересах выгодоприобретателей либо для достижения общественно полезных целей в соответствии с нормами права и условиями траста. Доверительный собственник обязан действовать с таким профессионализмом, которые можно ожидать от управляющего чужими делами в разумной степени компетентного и заботливого лица, учитывая при этом, что доверительный собственник имеет право на вознаграждение.

В праве государств СНГ по сравнению с правом ЕС частично отсутствуют положения о гарантиях устойчивой прибыли доверительному собственнику, по которым доверительный собственник обязан обособить трастовый фонд от иных комплексов имущества, обеспечить сохранность трастовых активов, не инвестировать их в активы, которые особо подвержены риску незаконного присвоения, контролировать специальные меры по обеспечению их сохранности, обязательно страховать трастовые активы на случай утраты, повреждения, финансовых рисков.

Несмотря на различия, общими требованиями европейского и «евразийского» трастового права являются меры обеспечения стабильности капиталов всех участников траста. В этих целях:

• доверительный собственник обязан инвестировать трастовый фонд на выгодных для него условиях и не обязан инвестировать активы, которые обязательно должны быть переданы выгодоприобретателю или использованы им, либо необходимы для погашения трастового долга, либо когда инвестирование препятствовало бы другим доверительным собственникам в исполнении других обязанностей;

• обязанность инвестировать капитал не уполномочивает доверительного собственника распоряжаться трастовыми активами, которые согласно условиям траста должны быть сохранены доверительными собственниками или переданы в натуре выгодоприобретателю;

101

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

• доверительный собственник не вправе лично или через агента покупать трастовый актив или право трастового кредитора в отношении доверительных собственников;

• договор продажи трастового актива, заключенный в нарушение этой обязанности, может быть оспорен стороной траста или иным лицом, наделенным правом требовать исполнения трастовых обязанностей.

Литература и нормативно-правовые акты

1. Рекомендации по оформлению доверительного управления ценными бумагами на рынке финансовых услуг СНГ. http://ffin.ru/services/trust-management/ docs.php

2. Модельные правила Европейского частного права (Principles, Definitions, Model Rules of European Private Law. Draft Common Frame of reference - DCFR) 2014.

3. Directive 2014/26/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on collective management of copyright and related rights and

multi-territorial licensing of rights in musical works for online use in the internal market. http://lexdigital.ru/ 2014/109

4. Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура: монография: в 2 ч. Под ред. А.В. Шамраева. М.: Кнорус Медиа, 2014.

5. Шамраев А.В. Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках М.: Кнорус. 2013.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.