Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БРОКЕРА В ОБОРОННОМ СЕКТОРЕ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БРОКЕРА В ОБОРОННОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ВОЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (НИС) / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БРОКЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корощупов В.О.

Статья дает определение термину «технологический брокер» в оборонной сфере и описывает опыт создания технологических брокеров в США и в Европейском союзе. Обсуждается советский опыт и критическое использование зарубежного опыта по передаче технологий и возможности формирования единого государственного технологического брокера в оборонном секторе России. Анализируется система технологического брокерства и механизма передачи технологий как важного элемента национальной инновационной системы (НИС) в инновационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A TECHNOLOGY BROKER IN THE DEFENSE SECTOR: FOREIGN EXPERIENCE

The article defines the term "technology broker" in the defense sector. It describes the experience of creating technology brokers in the USA and in the European Union. It also discusses the Soviet experience and еру critical application of foreign experience in technology transfer and the possibility of forming a unified state technology broker in the defense sector in Russia. Finally, it analyzes technological brokerage and mechanism of technology transfer as important elements of the national innovation system (NIS) in the innovation economy.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БРОКЕРА В ОБОРОННОМ СЕКТОРЕ»

Управление новейшими технологиями

В.О.Корощупов

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БРОКЕРА

В ОБОРОННОМ СЕКТОРЕ

Ключевые слова: военная экономика, инновации, военная составляющая национальной инновационной системы (НИС), инновационная экономика, передача технологий, коммерциализация технологий, технологический брокер.

Аннотация: Статья дает определение термину «технологический брокер» в

оборонной сфере и описывает опыт создания технологических брокеров в США и в Европейском союзе. Обсуждается советский опыт и критическое использование зарубежного опыта по передаче технологий и возможности формирования единого государственного технологического брокера в оборонном секторе России. Анализируется система технологического брокерства и механизма передачи технологий как важного элемента национальной инновационной системы (НИС) в инновационной экономике.

Keywords: military economy, innovations, the military component of the

national innovation system (NIS), innovation economy, technology transfer, technology commercialization, technology broker.

Abstract: The article defines the term "technology broker" in the defense

sector. It describes the experience of creating technology brokers in the USA and in the European Union. It also discusses the Soviet experience and еру critical application of foreign experience in technology transfer and the possibility of forming a unified state technology broker in the defense sector in Russia. Finally, it analyzes technological brokerage and mechanism of technology transfer as important elements of the national innovation system (NIS) in the innovation economy.

Учёные развитых стран давно задумывались о необходимости специальной охраны научных открытий. Впервые на международном уровне этот вопрос был поставлен на Лондонском конгрессе Международной литературной и художественной ассоциации в 1879 г. После почти столетнего обсуждения в 1978 г. страны-участницы Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) подписали Женевский договор о международной регистрации научных открытий, который так и не вступил в силу до настоящего времени. Сегодня вопросы безопасности результатов

интеллектуальной деятельности должны увязываться с политикой распространения технологий.

Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев 29 декабря 2014 г. в своем интервью заявил: «Для того, чтобы, при всей той закрытости, которую мы сегодня констатируем как факт, была возможность обмена информацией, трансферт технологий, лучших решений конструкторов, мы сегодня все работаем над задачей создания единой информационной базы НИОКР в ОПК, различных разработок создания новых продуктов, новых изделий, которые осуществляются по другим программам, не только в рамках гособоронзаказа. И перед нами стоит задача, чтобы все разработчики могли обращаться в эту закрытую базу, а она будет закрыта безусловно, потому что не все технологии подлежат раскрытию. В силу разных причин, это могут быть просто «ноу-хау», которые мы ни в коем случае не хотим отдавать в общее пользование, ну и просто не хотелось бы раскрывать наши возможности, которыми мы сегодня реально пользуемся. А профессиональные люди, народ, который работает в оборонке, должен получить доступ к этим знаниям и информации. Поэтому в 2016 г. такая система должна быть создана, над ней сегодня работают совместно Минобороны и Минпром. Поэтому задача будет решена, и мы будем иметь возможность обмена этой информации. Туда же мы подгрузим те наши знания,

и

которыми мы сможем "подпитаться" от западных технологий».1 По сути, представитель Военно-промышленной комиссии описывает подобие государственного технологического брокера.

Понятие технологического брокера сформировалось сравнительно недавно. Однако важным процессом, который предшествовал возникновению этого понятия и феномена, было формирование механизма трансфера технологий.

I.Технологический брокер

В отечественной литературе пока не сформировалось четкого определения термина «технологический брокер». В зарубежной литературе первым этот термин еще в конце 1980-х гг. описал профессор Калифорнийского университета Эндрю Харгадон. Он предлагал следующее определение

о

термина:2 «Технологический брокер призван охватить, с одной стороны, системные сложноструктурные, а с другой стороны, разрозненные отрасли промышленности, для того чтобы понять, как существующие технологии могут использоваться для создания прорывных инноваций на других нишах рынка».3 Или «Технологический брокеринг может научить фирмы эффективно смещать фокус с традиционных научных коллективов, занимающихся исследованиями и разработками (ИиР), которые изобретают совершенно новые продукты, на комбинирование предыдущих инноваций». С этой целью он предложил формировать следующие задачи:

- собирать хорошие идеи;

- поддерживать хорошие идеи (система управления знаниями);

- генерировать новое применение старых идей;

- подвергать проверке перспективные концепции.

Эндрю Харгадон связывал этот процесс, в первую очередь, со сбором технологий как информационной базы для рекомбинации cуществующих технологий с целью дальнейшей их коммерциализации. Примером могут служить описываемые им сюжеты эпохи рубежа XIX-XX вв., когда Томас Эдисон, Александр Белл и Генри Форд скупали патенты и совершенствовали уже существующие технологии. Например, одна из первых коммерческих электроламп Томаса Эдисона появилась в продаже в США в 1881 г., хотя «электрическая дуга» как физическое явление (один из видов электрического разряда в газе) впервые было описана в 1802 г. русским физиком Василием Петровым и английским ученым Гемфри Дэви, одним из основателей электрохимии.

Российский специалист А.Белинский,4 ссылаясь на Национальный институт стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology), одно из федеральных агентств Министерства торговли США, косвенно связывает это понятие, скорее, с процессами масштабного трансфера государственных технологий в частный сектор, а не с частной инициативой накопления доступных на рынке технологий с целью дальнейшей их коммерциализации.

По всей видимости, возникновение технологического брокеринга стало результатом комплекса факторов, развивающихся параллельно. Первые попытки его применения были осуществлены в США в гражданском секторе. Основной его задачей был сбор данных о технологиях из совершенно различных областей. Впоследствии, технологический брокер стал преследовать более широкие задачи.

Эндрю Харгадон описывает этот термин для коммерческого применения в условиях гражданского открытого рынка США. Так как данного автора больше интересует его оборонное применение, было бы интересно рассмотреть определение этого термина, данное Европейским космическим агентством. Согласно ему, в задачу технологического брокера входит оценка потребностей рынка в тех областях, где существует потенциал для применения технологий; брокер также ведет базу данных всех технологий, имеющихся на рынке, и сравнивает их с технологиями, которые требует рынок; кроме того, брокеры поддерживают процесс передачи технологий между всеми участниками рынка.

В отечественной литературе есть и другое определение этого термина,

с

предложенное Л.Панковой.5 Технологические брокеры предлагают широкий спектр услуг, в том числе по предоставлению баз данных о потенциальных партнерах и возможностях рынка наукоемких технологий, консалтингу, проведению маркетинговых исследований, а в отдельных случаях - по организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), связанных с доработкой продукции; тем самым развивается активный информационный обмен и формируются устойчивые сетевые структуры в рамках инновационной составляющей наукоемких отраслей промышленности.

На взгляд автора, более точное определение термина технологического брокера именно применительно к оборонной тематике дает Европейское космическое агентство. Технологический брокер в оборонном секторе - это

посредник между государством, промышленностью и наукой. Этот посредник владеет информацией и ведет базу данных всех технологий, ноу-хау, научных исследований, результатов интеллектуальной деятельности, организационно-управленческих методов и производственного опыта; сравнивает их с технологиями, которые требуются как со стороны государства, в лице различных ведомств, так и со стороны промышленности; соответственно, он может оценить потенциал их применения в соответствующих областях (так называемый «технологический аудит»). В роли промышленности могут выступать не только военно-промышленные предприятия-гиганты, но и бизнес-среда в целом, малые и средние предприятия (как в гражданском, так и в военном сегменте), венчурный капитал. В современном мире громадный объем накопленных знаний требует их изучения, освоения, появления новых дисциплин по исследованию применения уже существующих технологий. Технологический брокер, вместе с законодательно-правовыми нормами, является не только важным механизмом по передаче технологий и системой хранения информации, но и проводит:

- аудит имеющихся технологий в стране и в мире;

- производит их адаптацию (оценка, классификация, стандартизация, проведение дополнительных НИОКР, изучение рекомбинации технологий, освоение, исследование применения технологий и т.д.);

- занимается их распространением и коммерциализацией.

Если технологический брокер в оборонной сфере будет единым и государственным, естественным шагом было бы наделить этого системообразующего посредника полномочиями передачи технологий из военного сектора в гражданский и наоборот. Этого можно достичь только при соответствующей нормативно-правовой базе, которая способствовала бы трансферу. Одним из примеров может служить выдача изобретателю, команде изобретателей и организации (внутри которой было создано изобретение) патента, на основе которого изобретатель, команда и организация будут получать роялти от дальнейшей коммерциализации технологии технологическим брокером в виде передачи соответствующей лицензии предприятию на право использовать это изобретение в своей продукции или при оказании услуг. Соответственно, должен быть проработан административно-правовой механизм в отношении технологического трансфера. В задачу единого государственного технологического брокера может также входить сбор и обмен данными между другими частными, корпоративными и промышленными технологическими брокерами или национальной и/или международной сетью технологических брокеров.

II. Технологический брокер в Европейском союзе

Создание технологического брокера в оборонном секторе на уровне Европейского союза произошло сравнительно недавно. Процесс идет постепенно, следуя своей логике.

Общеевропейская стратегия развития оборонных научных исследований отражена во всех стратегических документах Европейского Союза и является

основой для развития кооперационных мер. Один из первых шагов в сторону развития механизма сотрудничества страны-участницы видели в лучшем понимании территориального распределения европейских научно-исследовательских лабораторий. Они также ставили целью создание надежного источника сбора и хранения информации о компетенциях в сфере оборонных научных исследований. В апреле 2008 г. при поддержке Германии и Франции была предпринята попытка создать Европейский центр оборонных исследований (European Defense Research Centers). Исходя из общих интересов государства-члены Евросоюза согласились поддержать проект, который отражал бы общую картину наличия различных ноу-хау по оборонным технологиям и решили развивать данную базу данных. Реализацию этой инициативы было решено возложить на научный отдел Европейского оборонного агентства.6 В апреле 2009 г. был запущен Интернет-портал, и в сентябре 2009 г. все страны-участницы были приглашены заполнять соответствующую базу данных.

База данных Европейского центра оборонных технологий рассматривается как простой инструмент для сбора информации о наличии тех или иных знаний и навыков в сфере оборонных исследований и, как следствие, попытка организовать сотрудничество между, во-первых, оборонными научными организациями, а потом уже и остальными научно-исследовательскими учреждениями. Такой европейский центр может также оказаться полезным механизмом для Европейского оборонного агентства в случаях, когда может понадобиться экспертная оценка по научным исследованиям. Изначально, основной целью создания центра было отразить в его базе данных все оборонные научно-исследовательские учреждения. Позже была рассмотрена возможность включить в базу данных научные коллективы, работающие как предприятия малого и среднего бизнеса. Другие отделы Европейского оборонного агентства вместе с некоторыми странами-участницами предложили добавить в базу данных информацию об испытательных центрах и полигонах. В 2010 г. Польша провела анализ недостатков веб-сайта, в результате чего было внесено определенное количество изменений. А в 2011 г. общеевропейский Интернет-портал начал свою работу официально.

Общеевропейский центр оборонных исследований, по сути, является попыткой создать единого наднационального технологического брокера Европейского Союза в оборонном секторе. Коротко задачи европейского технологического брокера можно представить следующим образом:

- предоставляет географическое отображение имеющихся в распоряжении научных институтов по оборонным исследованиям и идентифицирует их область интересов и владение технологиями, где данные, в свою очередь, классифицируются на основе двух программ: «Систематика технологий Европейского оборонного агентства»7 и «Развитие перспективных

о

оборонных технологий»;8

- содействует идентификации экспертов и баз знаний в различных сферах и областях, где возможна кооперация и предполагается инновация;

- функционирует как надежная поисковая система для организации внутреннего и внешнего партнерства и/или выступает в качестве эксперта для стран-членов ЕС и Европейского оборонного агентства в целом.

Такой информационный Интернет-портал также дает возможность формировать бизнес-предложения и их публичное размещение на ту или иную технологию.

Резюмируя, можно сказать, база данных Европейского центра по оборонным исследованиям призвана обеспечить взаимодействие и кооперацию в области передачи технологий между правительствами стран-членов ЕС, промышленностью, исследовательскими учреждениями и Европейским оборонным агентством.

III. Технологический брокер в США

В течение многих лет правительство США признавало необходимость расширения работы по передаче технологий с целью обеспечения как можно более широкого использования своих технологических достижений. Это нашло отражение в ряде законодательных мер, включая создание Национального научного Фонда США (National Science Foundation) в 1950 г., Центра оборонной научно-технической информации (Defense Technical Information Center/DTIC) в 1951 г., и Национальной службы технической информации (National Technical Information Service) в 1970 г.

Центр оборонной научно-технической информации - это самая первая система хранения научно-исследовательской информации и инженерно-конструкторских решений для Министерства обороны (МО) США. Ряд услуг Центра оборонной научно-технической информации доступны сотрудникам минобороны, оборонным подрядчикам, сотрудникам федерального правительства и государственным подрядчикам и отдельным научным институтам. Широкая общественность может получить доступ к несекретным данным - в ее распоряжении неограниченное количество информации, включая большое количество полнотекстовых загружаемых документов, доступных на публичном веб-сайте "DTIC online" (<http://www.dtic.mil>).

Центр оборонной научно-технической информации начинает свою историю в июне 1945 г., когда был создан Военно-авиационный центр исследований документов (Air Documents Research Center/ADRC). Первой его задачей был сбор немецких документов. Собранные документы были разделены на три категории: документы, которые могли бы помочь в войне на Тихоокеанском театре военных действий, документы, которые могли вызвать немедленный интерес для разведок США или британских сил и документы, представляющие интерес для будущих научных исследований. В 1945 г. Военно-авиационный центр исследований документов (Air Documents Research Center/ADRC) был переведен из Лондона на военную базу Райт Филд (Wright Field) близ города Дейтон, штат Огайо, уже в качестве Военно-авиационного отдела документации (Air Documents Division/ADD). Штаб Военно-авиационного отдела документации каталогизировал трофейные документы и перевел небольшое количество научно-исследовательских отчетов в высоко-

приоритетных областях. В 1948 г. министры ВМС и ВВС США переименовали Военно-авиационный отдел документации в Главный военно-авиационный офис документации (Central Air Documents Office/CADO) передав ему коллекцию трофейных документов, а также расширив его задачи, включив в них сбор, обработку и распространение информации для использования ее в военно-технических целях. Начиная с 1948 г. организация превратилась в основной информационный ресурс в области технологий, конструкторско-инженерных решений, бизнеса и научных исследований, финансируемых государством для всех имеющих отношение к министерству обороны.

К 1968 г. некоторые члены Конгресса США пришли к мнению, что технологии, которые были изобретены в результате государственных научных исследований или исследований сделанных при государственной поддержке, можно было бы использовать эффективнее в решении национальных проблем. Закон о сотрудничестве правительств разных уровней (The Intergovernmental Cooperation Act) 1968 г. поощрял межведомственное сотрудничество и сотрудничество с уполномоченными федеральными органами для предоставления соответствующих услуг органам власти штатов и местным органам власти. Значительные организационные мероприятия по использованию лабораторий федерального значения и их технологий в решении нарастающих социальных проблем и содействии развитию американской промышленности начались в начале 1970-х гг. Тогда зародилось мнение, что американская промышленность начала терять свою конкурентоспособность на мировых рынках, а США перестали восприниматься как ведущая нация в разработке новейших технологий и технологических продуктов.

Федеральный совет по науке и технологиям (The Federal Council for Science and Technology/FCST) выпустил документ, озаглавленный «Политика расширенного межведомственного сотрудничества по использованию федеральных лабораторий» (Policy for Expanded Interagency Cooperation in Use of Federal Laboratories), который был утвержден в январе 1972 г.

Другие инициативы в этом направление в те годы включали публикацию отчета Главного бюджетно-контрольного управления (General Accounting Office/GAO), подчеркивающего необходимость использования оборонных технологий для удовлетворения гражданских нужд, программу грантов, спонсируемых Национальным научным Фондом (National Science Foundation/NSF) и НАСА в целях передачи аэрокосмических технологий муниципальным органам власти, и создание научно-исследовательской программы, направленной на удовлетворение нужд страны в рамках Национального научного Фонда.

Одним из основных результатов работы на федеральном уровне по продвижению и координации обменом технологиями между правительственными органа разного уровня и между ними с частным сектором является Консорциум федеральных лабораторий по трансферу технологий (Federal Laboratory Consortium for Technology Transfer/FLC). Консорциум изначально был создан под эгидой Министерства обороны в 1971 г. для усовершенствования механизма обмена технологиями среди оборонных

лабораторий. Тогда он назывался Консорциум Министерства обороны по трансферу технологий9 (Department of Defense Consortium for technology transfer). В 1974 г. консорциум был расширен до 300 федеральных лабораторий, в который на добровольной основе вошли и другие государственные лаборатории необоронного характера. Федеральный Закон о передаче технологий 1986 г. предоставил Консорциуму федеральных лабораторий законодательные полномочия и требовал включения в него большинства оставшихся федеральных лабораторий. На том этапе, как и в настоящее время, федеральные лаборатории дают колоссальный объем ценной информации, новых технологий и полезную продукцию. В 1985 г. доклад Национального научного фонда и Промышленного научно-исследовательского института (Industrial Research Institute) отметил, что федеральное правительство использует примерно одну шестую часть всех ученых в США и поддерживает примерно треть американских промышленных исследований и разработок. Лишь небольшой процент государственных расходов тратится на фундаментальные исследования без конкретных коммерческих целей. Большинство расходов идет на прикладные исследования и разработку опытных образцов и процессов, связанных с существующими или

Л i-v

потенциальными деловыми рынками.10 Такая работа приводит к новым, удобным в использовании технологиям, которые могут иметь прямое коммерческое применение.

Когда в 1959 г. шел процесс становления Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА), Конгресс предусмотрел, чтобы небольшой процент от общего бюджета НАСА направлялся на то, чтобы сделать доступными инженерно-технические решения, осуществляемые в космических программах, другим пользователям. По своей природе программы НАСА являются источником особо продуктивных передовых технологий. Эти технологии считаются национальным достоянием, поскольку они могут быть повторно использованы или дополнены новыми возможностями для разработки новых продуктов и процессов для повышения промышленной производительности и экономики в целом. В действительности, передача технологий - это процесс, с помощью которого технология, разработанная в какой-нибудь одной организации, в какой-нибудь одной области, или для какой-нибудь одной цели применяется в другой организации, в другой области или для другой цели - обычно этот процесс называют "spin-off'.11 "Spin-off", однако, не происходит сам по себе автоматически: для того, чтобы заставить работать технологии по-новому и извлечь выгоду от значительных национальных инвестиций в научные исследования, требуется хорошо организованная системная работа. НАСА пытается содействовать и направлять этот процесс с помощью Программы по передачи технологий, в которой она использует различные методы и механизмы стимулирования передачи аэрокосмических технологий в другие сектора экономики. Программа находится в ведении Отдела трансфера технологий, который входит в Управление коммерческими программами НАСА. Отдел координирует деятельность специалистов по передаче технологий, расположенных по всей территории Соединенных Штатов. Механизмы стимулирования передачи

технологий включают ежегодную конференцию по передаче технологий, и выставку (показ и демонстрация различных изобретений), и ряд

правительственных, промышленных, академических семинаров, охватывающих

12

такие темы, как лицензирование патентов,12 совместные исследования и разработки и возможности научно-исследовательской деятельности для малого бизнеса. Таким публикации, как ежемесячные «NASA Tech Briefs» и ежегодные «Spinoff», информируют потенциальных пользователей технологий, которые могут быть использованы для решения производственных или отраслевых проблем, удовлетворить потребности рынка, или помочь разработать новые продукты в более сжатые сроки и более экономически эффективным образом.

Надежную базу экономико-правовых отношений заложили законы,

л Q

принятые в 1980-е гг. Закон Стивенсона-Уайдлера регламентирует распространение информации, требует от государственных лабораторий наличия официальных процедур по передаче технологий, а также осуществления активного поиска возможностей для передачи технологий промышленным компаниям, университетам, а также местным правительствам и правительству штатов, учреждает офисы исследований и применения технологий (Offices of Research and Technology Application/ORTA) и Центр использования государственных технологий (Center for the Utilization of Federal Technology) в Национальной службе технической информации.

Л A

Закон Бая-Доула разрешает университетам, некоммерческим организациям и малому бизнесу получать права на изобретения, созданные при поддержке государства. Он разрешает лабораториям, состоящим в государственной собственности и управляемые государством, выдавать эксклюзивные лицензии на патенты.

Принятый в 1982 г. Закон о развитии инновационной деятельности в малом бизнесе (Small Business Innovation Development Act) предоставил доступ малым инновационным компаниям к технологиям и отрегулировал механизм содействия в коммерциализации технологий, разработанных в результате исследований в государственных лабораториях или разработанных при государственной поддержке. Был создан реестр инновационных малых предприятий, успешно участвующих в реализации НИОКР.

Дальнейшие нормативные акты способствовали распределению вознаграждений, авторских отчислений и прочих выплат изобретателям -госслужащим, ввели налоговые льготы инвестиционным фирмам и венчурным фондам и исключили из налогообложения расходы на приобретение

оборудования для исследований и разработок.

***

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического

Л с

развития РФ до 2020 г.,15 важнейшим отраслям оборонно-промышленного комплекса отведена ключевая роль в становлении инновационной экономики страны. Ожидается, что ОПК мог бы способствовать активизации инновационных процессов и росту гражданского высокотехнологичного сектора России. Так, в 2006 г., после создания Военно-промышленной комиссии РФ,

оборонно-промышленный комплекс России был назван «локомотивом научно-технического прогресса», способным вывести всю экономику страны из глубокого системного кризиса. В связи с этим, на взгляд автора, представляется важным создание технологического брокера не только как информационной базы НИОКР, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, но и как механизма передачи технологий в гражданский сектор.

Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии О.И.Бочкарев в своем интервью также отмечает: «Поэтому тот задел, те возможности, тот интеллект инженеров, конструкторов и разработчиков, те технологии, которые сегодня нам доступны для производства вооружений, военной техники, должны прийти более масштабно в гражданский сектор экономики. И данную задачу поставил президент РФ еще в 2013 г., в послании Федеральному собранию, где перед нами всеми стоит общая задача - мы должны, начиная с 2020 г. очень серьезно наращивать темпы выпуска гражданской продукции, должны с этой продукцией идти не только на внутренний рынок, но и на внешний - это сложная, непростая задача».16 Однако для того, чтобы этот «задел» разработчиков масштабно пришел в гражданский сектор экономики, требуется взвешенная политика передачи технологий из оборонного сектора в гражданский, частью которой может послужить закон о трансфере технологий.

17

Например, как пишет эксперт в сфере военной экономики и инноваций,'7 передача технологий занимает значительное место в военно-технической политике МО США - не только в виде прямой передачи военных технологий, но и в виде распространения научно-технических знаний, организационно-управленческих методов, производственного опыта и т. д. Объем передачи технологий неуклонно растет. В начале текущего десятилетия десять федеральных агентств сообщили о раскрытии более 39000 изобретений и использовании около 2200 патентов. В соответствии с законом Стивенсона-Уайдлера (1980 г.), в рамках МО США начинали действовать специализированные отделы по передаче технологий. Закон также обязывал федеральные ведомства выделять денежные средства штатным исследовательским лабораториям и центрам для финансирования мероприятий по передаче технологий, а также на создание специальных структурных подразделений, занимающихся выявлением и изучением накопленных в лабораториях научно-исследовательских достижений и доведением их до потенциальных коммерческих потребителей.

Более 50 исследовательских лабораторий МО США участвуют в деятельности консорциума федеральных лабораторий по передаче технологий, созданного на основании закона о передаче федеральной технологии (1986 г). Цель создания такого консорциума заключается не только в ускорении процесса передачи в частный сектор научно-технических достижений, полученных в государственном секторе, но и в расширении взаимосвязи федеральных лабораторий и научно-исследовательских центров с промышленностью.

Как показывает опыт США, технологический брокер начинал создаваться в рамках министерства обороны. В современных реалиях ответственным органом за создание единого государственного технологического брокера в России может выступить Военно-промышленная комиссия. Это могло бы придать новое измерение тем процессам по передаче технологий, которые уже начали появляться внутри оборонных компаний - ОАК, Росвертолетах,

Росэлектронике.18

В Советском Союзе также существовала система передачи технологий. В 1947 г. по приказу И.В.Сталина был учреждён «Государственный реестр научных открытий». Который находился в ведении Государственного комитета по изобретениям и открытиям при Государственном комитете Совета

л О

Министров СССР по науке и технике (ГКНТ). Сегодня Роспатент, или Федеральная служба по интеллектуальной собственности, является наследником Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР (или Госкомизобретений). ГКНТ СССР - орган государственного управления, проводивший государственную политику в сфере научно-технической деятельности (образован в 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, ликвидирован в

1991 г.).20 По сути, он являлся единым государственным технологическим брокером в современном понимании. На ГКНТ СССР было возложено определение основных направлений развития науки и техники, планирование и организация разработок важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технических проблем, внедрение в производство открытий, изобретений и результатов поисковых исследований. ГКНТ СССР курировал Государственный реестр научных открытий СССР, а также участвовал в составлении планов финансирования НИОКР и развития материальной базы науки. При комитете действовали научные советы по важнейшим комплексным и межотраслевым научно-техническим проблемам, координирующие все НИОКР. При Роспатенте еще сохранились такие подведомственные организации, как Федеральный институт промышленной собственности, Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (которая отвечает за важный элемент в становлении системы технологического брокерства, а именно формирует кадры в сфере передачи технологий).

В настоящее время процесс передачи технологий приобрел более широкое значение. В новых условиях, ориентированных на рыночную экономику, и в эпоху глобализации можно использовать и опыт Советского Союза, и лучший зарубежный опыт. Отработав механизм передачи технологий между отечественными оборонными компаниями, следующим шагом может послужить метод передачи технологий в гражданский сектор и обратно из гражданского сектора в военный. Административно-правовые нормы - важный параллельный процесс, который может заинтересовать и завлечь государственные ведомства, промышленные предприятия, научные коллективы, малый бизнес, изобретателей-одиночек, а также работников предприятий участвовать в процессе аудита, адаптации, распространения и

коммерциализации технологий. Одна из основных задач технологического брокера - сокращение расстояния от фундаментальных исследований до коммерциализации. Связывая фундаментальную науку с прикладными исследованиями, процесс передачи технологий, например, только посредством распространения информации о владении технологиями увеличивается возможность организации совместных исследований, что может помочь восстановить отраслевую науку.

Базы данных единого государственного технологического брокера можно связать с базами данных частных коммерческих технологических брокеров в рамках страны, а впоследствии объединить с базами данных технологических брокеров других стран.

В новом тысячелетии механизм технологического трансфера становится все более важной составляющей национальных инновационных систем

ОЛ

(НИС), в которой технологический брокер является одним из основных четырех элементов НИС.22 Руководство России уже определило главное направление модернизации страны: основной упор делается на развитие новых, преимущественно «двойных», технологий.23 Конечно, процесс аудита, адаптации, распространения и коммерциализации технологий носит сложный и длительный характер (например, в США налаживание механизма передачи технологий тоже шло долгие годы и довольно непросто). Но существует объективная экономическая необходимость, в условиях которой технологического брокера необходимо рассматривать не только как источник передовых достижений, но и как часть единого научно-производственного комплекса страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бочкарев О.И., заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Радио «Эхо Москвы», передача «Арсенал». 29.12.2014. <http://echo.msk.ru/programs/arsenal/1464138-echo/#mmvideo>.

2 Эндрю Харгадон в начале использовал термин technology brokering, затем перешел к идее создания технологического брокера (technology broker).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Hargadon A., Sutton R., Technology brokering and innovation: Evidence from a product design firm // Academy of Management Best Paper Proceeding, 1996. P. 229-233; Hargadon A., Sutton R. Technology brokering and innovation in a product development firm // Administrative Science Quarterly. 1997. P. 716-749; Hargadon A. Group cognition and creativity in organizations // Research on Managing Groups and Teams. 1999. P. 137-155; Hargadon A. How Breakthroughs Happen: The Surprising Truth About How Companies Innovate. - Cambridge: Harvard Business School Press, 2003; Hargadon A., Retooling R&D: technology brokering and the pursuit of innovation // Ivey Business Journal. November-December 2003. P. 1-7; Hargadon A. Technology brokering and innovation: linking strategy, practice, and people // Strategy & Leadership. V. 33. № 1. 2005. P. 32-36.

4 Белинский А.Н. Роль Консорциума федеральных лабораторий США в передаче технологий // Россия и Америка в XXI веке. - М.: Институт США и Канады РАН, 2009. <http://www.rusus.ru/?act=read&id=136>.

5 Панкова Л.В. Технологический трансфер в современной инновационной системе России / Ежегодник СИПРИ 2013 г. С. 734-746.

6 В Европейском оборонном агентстве состоят 27 стран Европейского Союза, все 28 членов ЕС кроме Дании. Также заключены соглашения с Норвегией (2006 г.), Швейцарией (2012 г.) и Республикой Сербия (2013 г.).

7 «Систематика технологий Европейского оборонного агентства» - исходный документ, где систематизированы приоритетные технологии, по которым имеется договоренность в рамках 27 стран-членов ЕС, входящих в Европейское оборонное агентство. Аналогом можно назвать американские «Перечень критических военных технологий» (Military Critical Technologies List, MCTL) и «Перечень критических научных направлений и технологий в области обороны» (Developing Science and Technologies List, DSTL) и российские «Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники».

8 Специализированные рабочие группы в составе научного отдела Европейского оборонного агентства, отвечающие за развитие перспективных оборонных технологий, являются аналогом американского Агентства перспективных оборонных исследований (DARPA) или российского Фонда перспективных исследований (ФПИ).

9 Консорциум Министерства обороны по трансферу технологий (Department of Defense Consortium for technology transfer) - по сути, является прообразом технологического брокера США.

10 Деловые рынки ("business markets") - это рынки для бизнеса, а не для конечного потребителя. Также известны как рынки «B2B» - business-to-business, бизнес для бизнеса.

11 Spin-off - передача технологий или сопутствующий/побочный результат научного исследования.

12 Лицензирование патентов - государство выдает патент изобретателю технологии, с помощью которого изобретатель получает роялти в последующей коммерциализации технологии, а лицензию, государство, выдает промышленности или бизнесу, на основании которой бизнес может использовать эту технологию в своей продукции или услугах.

13 Закон Стивенсона-Уайдлера, принят 21 октября 1980 г. - Stevenson-Wydler Technology Innovation Act. 1980 (Public Law 96 480).

14 Bayh-Dole Act of 1980, Закон о патентных процедурах для университетов и малого бизнеса, законопроект был внесен двумя сенаторами: Бёрчем Байем из Индианы и Бобом Доулом из Канзаса, включен в Свод Законов США под статьей 35 U.S.C. §200-212. <http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/ppt_presentations/2010/eed/lamm.pdf>.

15 Утверждена Распоряжением Правительства РФ №1662 от 17 ноября 2008 г.

16 Бочкарев О.И., заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Радио «Эхо Москвы», передача «Арсенал». 29.12.2014. <http://echo.msk.rU/programs/arsenal/1464138-echo/#mmvideo>.

17 Панкова Л.В. Технологическая составляющая создания инновационных ВС: пути совершенствования инфраструктуры и механизма / Модернизация военно-экономической базы России: важнейшие аспекты и мировой опыт. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. С. 54-55.

18 Погосян М.А. (генеральный директор Компании «Сухой»), семинар «Военная экономика и инновации: зарубежный опыт и возможности для России», ИМЭМО РАН, Москва, 01.04.2015.

19 14 марта 1947 г. выходит Постановление Совета Министров СССР «О Комитете по изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР». Хотя еще в 1918 г. декретом Высшего совета народного хозяйства был создан Комитет по делам изобретений при Научно-техническом совете Высшего совета народного хозяйства.

20 Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархив). <http://archives.ru/>.

21 Дынкин А.А., Иванова Н.И. Инновационные приоритеты государства. — М.: Наука, 2005; Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. — М.: Наука, 2002; Панкова Л.В., Инновационная составляющая военной экономики США. — М.: ИМЭМО РАН, 2006.

22 Национальная инновационная система (НИС) состоит из четырех основных элементов: 1) инфраструктура инновационной деятельности; 2) система образования; 3) финансово-информационная система (финансирование НИОКР, передача технологий, оценка технологий, тиражирование технологий, консультативные фирмы, венчурные фонды, сертификация, контроль качества, испытания и т.д.); 4) законодательно-правовая система.

23 Савельев А.Г., Реформа ВС и проблема модернизации ОПК России // Модернизация военно-экономической базы России: важнейшие аспекты и мировой опыт. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. С.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.