Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БИЗНЕС-СТРУКТУР'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БИЗНЕС-СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / БИЗНЕС / КУЛЬТУРА / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ETHICS / BUSINESS / CULTURE / BUSINESS ETHICS / FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егорова М.А.

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи культуры, этики и бизнеса в восточных и западных странах. Как повлияли данные различия на формирование профессиональной этики и какие правила делового поведения являются основными для успешного взаимодействия между бизнес-партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMATION OF PROFESSIONAL ETHICS BUSINESSES

The article examines the interrelations of culture, ethics and business in the eastern and western countries. How these differences influenced the formation of professional ethics and what rules of business conduct are the main ones for successful interaction between business partners.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БИЗНЕС-СТРУКТУР»

органов внутренних дел России на современном этапе // Юридический мир. - 2007. - № 7. - С. 26-31.

4. Овчинникова О.Д. Некоторые проблемы соблюдения требований юридической техники в нормотворчестве органов внутренних дел / О.Д. Овчинникова, А.М. Шаганян // Вестник ДВЮИ России. - 2017. - № 2(39). -С. 9-15.

УДК 005.5

Егорова М.А. студент 2 курса экономический факультет научный руководитель: Кнышов А.В., к.э.н.

доцент

кафедра управления, кафедра таможенных операций и

таможенного контроля ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»

Россия, г. Люберцы ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БИЗНЕС-СТРУКТУР Аннотация: в статье рассмотрены вопросы взаимосвязи культуры, этики и бизнеса в восточных и западных странах. Как повлияли данные различия на формирование профессиональной этики и какие правила делового поведения являются основными для успешного взаимодействия между бизнес-партнерами.

Ключевые слова: этика, бизнес, культура, деловая этика, зарубежные страны.

Egorova M.A.

2nd year student of the faculty of economics russian customs academy Russia, Lyubertsy Scientific supervisor: Knyshov A.V. candidate of economic sciences, associate professor of management associate professor of customs operations and customs control

GOU VPO "Russian customs Academy» FOREIGN EXPERIENCE OF FORMATION OF PROFESSIONAL

ETHICS BUSINESSES Annotation: The article examines the interrelations of culture, ethics and business in the eastern and western countries. How these differences influenced the formation of professional ethics and what rules of business conduct are the main ones for successful interaction between business partners.

Keywords: ethics, business, culture, business ethics, foreign countries.

На современном этапе развития экономических отношений предприятия в качестве эффективного источника роста своей конкурентоспособности использует принципы бизнес-этики. Это обуславливается тем, что несмотря на то, что право является отражением морали общества (то есть формальным институтом), сила нормативных предписаний преимущественно не распространяется на межличностные взаимоотношения и организационную культуру предприятия. Их основой выступают уже неформальные институты, которые являются более гибкими к меняющимся внешним и внутренним условиям предприятия, чем формальные. Руководящий состав также имеет возможность применять различные санкции в каждом конкретном случае. Учитывая специфику анализируемой темы, бизнес-этику следует рассматривать, как [5]:

1. Систему моральных принципов менеджера, которая позволяет различать должное поведение от недолжного, что во многом зависит от принятых на предприятии этических ценностей;

2. Свод правил о том, как следует реализовывать себя менеджеру в различных этически проблемных ситуациях, как выстраивать диалог при беседе с подчиненными и деловыми партнерами, как вести себя на деловых встречах.

В целях раскрытия содержания анализируемой темы далее рассмотрены модели бизнес-этики, применяемые в различных зарубежных странах: Японии, Германии, США. Деловая этика Японии в настоящее время достигла небывалых высот управления на международном уровне. В Японии этика бизнес-структур начала складываться под воздействием «Конфуцианства» и «Синтоизма», то есть национальной идеологии и национальная религии, где главным принципом в которых является почитание императора. При правлении императора Мэйдзи (1868-1912 гг.) страна из отсталой аграрной страны превращается в одну из ведущих экономически развитых держав, усвоив все новейшие достижения Европы и применив их у себя. При этом Япония реализовала новации настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично вписаны в общество. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям и культуре.

Для воспитания молодежи того времени по приказу императора Мэйдзи был составлен «компендиум японской этики», под названием «Руководство для школьников» [4]. Здесь были сформулированы основы традиционной морали, такие как: чувство долга, верность своему государству, целеустремленность, дух единого коллектива, скромность, усердие и уважение к людям старшего возраста и т.д.

В изучении этических взглядов японских руководителей обычно используется четыре категории: релятивизм, коллективизм, кооперация, конформизм. Согласно первой категории этика «относительна» и зависит от личных, социальных и культурных обстоятельств, в которых находится

человек и организация. Психология коллективизма - фундамент восточного менеджмента, человек только в коллективе видит смысл своего существования. В восточных обществах сначала надо стать частью группы, ближе познакомиться с деловыми партнерами, с их жизненными ценностями, чтобы в будущем эффективно сотрудничать. На первый план выдвигается совместное участие людей в одном или нескольких связанных между собой процессах труда.

На деловую встречу с представителями японской компании не принято опаздывать, так как пунктуальность и ответственность ценятся в этой культуре. При встрече необходимо кланяться. Допустимо пожатие руки, если японский коллега протягивает вам руку. Важным процессом деловой встречи считается обмен визитками, так как японцы обращают большое внимание на них. Она не должна быть помятой или грязной, иначе это только испортит мнение о вас. Так же важен способ передачи визитки. Нужно брать её двумя руками, немного наклоняясь вперед.

Во время ведения переговоров японцы ведут себя дружелюбно и вежливо, они стараются не говорить «нет». Важно понимать, что одобрительное кивание с их стороны не гарантирует заключение взаимной сделки, вполне возможно получить в конечном счёте отказ. Деловая одежда японцев простая, обычно это классический костюм темно-синего или черного цвета и лакированная обувь. Причём костюм может быть мятым, но обязательно должен быть чистым.

Если деловая встреча проходит в ресторане, то нужно знать о жестах, которые недопустимо делать при японских коллегах. В восточных странах обращаться принято по фамилии с использованием титула, обязательно на «вы». Подарки японским коллегам следует преподносить в конце встречи или при следующем визите. Приветствуются национальные сувениры из страны гостя. Не стоит дарить подарок с логотипом вашей компании, так как японские коллеги могут принять его за рекламный ход.

В отличие от японцев, европейцы и американцы не долго помнят оказанную услугу, сдержанны на похвалу и благодарность, большинство из них считают, что своим успехом они обязаны только самим себе. Для американской модели поведения характерно отношение к работе как к средству заработка, поэтому рабочая деятельность носит обычно индивидуальный характер, а групповая работа ориентирована на результат.

Открытость, прагматичность, независимость, законопослушность -базовые принципы деловой этики США [2]. Деловая встреча начинается со стандартного рукопожатия, а в неофициальной обстановке могут даже похлопать друг друга по плечу. К деловому партнеру обращаться можно по имени вне зависимости от его возраста и статуса.

Перерывы в деловых переговорах у американцев не приветствуются, некоторые вопросы принято решать сразу, длительность переговоров не должна составлять более часа. Все необходимые документы заранее должны быть тщательно оформлены и подготовлены. Деловые вопросы нередко

решаются на ланче в кафе или ресторане [1]. Американцы не зацикливаются на прошлом: аскетическими историческими догмами и традициями, - так как это вызывает подозрительность и пессимизм будущего.

Ответственный бизнес у американских предпринимателей очень приветствуется. Недопустимы аферы и незаконные действия. Они не станут сотрудничать с компанией, если её репутация вызывает сомнения. Поэтому к подаркам американские коллеги относятся негативно - может рассматриваться как взятка.

Бизнес-этика в Германии основана на консерватизме. Немцы очень педантичны, и слово «пунктуальность» для них имеет особое значение. Делова встреча воспринимается немцами как официальное мероприятие, поэтому на неё не принято опаздывать. Если встреча уже запланирована, но по каким-то причинам не может состояться, необходимо заблаговременно предупредить немецких партнеров и принести извинения. К подаркам они относятся негативно. Единственное, что можно преподнести в знак уважения - символический сувенир с эмблемой вашей компании. К сделке немцы относятся профессионально и придирчиво: оговаривают гарантии, изучают все нюансы договора. Они требуют обязательного выполнения всех пунктов сделки со стороны партнера, и сами в свою очередь точно и скрупулезно выполняют их.

Частные и деловые отношения разграничатся строго. Деловые встречи всегда проходят на нейтральной территории. Место встречи и меню выбирает приглашающая сторона, она так же берет на себя все расходы. Деловая одежда должна быть строгой и дипломатичной. Обязателен классический костюм темного цвета, изысканный галстук, до блеска начищенная обувь. Причем чем темнее оттенок костюма, тем выше ранг сотрудника. Не приветствуется переход на «ты». Даже коллеги, проработавшие в одной компании долгое время, обращаются друг к другу только на «вы», нередко - по фамилии.

Таблица 1

_Сравнительная характеристика западной и восточной культур

Отличительные черты бизнес-этики Отличительные черты бизнес-этики

восточной культуры западной культуры

Коллективизм Индивидуализм

Кооперация Конкуренция

Конформизм Эгоцентризм

Релятивизм Абсолютизм

Сравнительная характеристика восточной и западной культур представлена на таблице 1. Анализ моделей бизнес-этики стран востока и запада показывает, что фундаментальный конфликт между ценностями разных культур может проявиться только там, где существует разногласие в принципах и правилах на самом глубоком уровне представлений о морали. Из этого вывода, тем не менее, не следует, что основополагающие

моральные нормы разнятся между собой при различиях в верованиях, суждениях и поступках. Люди отличаются друг от друга не столько из-за разных нормативных стандартов, сколько из-за фактических представлений о мире [3]. Поэтому формирование этических стандартов необходимо для того, чтобы сохранять естественный порядок свободных рыночных экономик и все их социальные преимущества с помощью поддержки и модернизации этических норм. Большую роль играет бизнес-этика в функционрировании организации, так как:

- приносит выгоду для эффективного управления компанией;

- повышает успешность и статус компании, которые ведут к взаимовыгодному сотрудничеству с другими партнерами (в том числе с иностранными).

Таким образом, незнание законов этики, свойственных определенной культуре, может негативно сказаться на карьере любого человека. Этикет делового общения является своеобразным билетом в мир бизнеса, не имея которого, менеджер не сможет реализовать свои профессиональные качества. Несмотря на различия в этике разных культур, можно выделить основные правила, которых следует придерживаться деловому человеку: пунктуальность, сдержанное приветствие, визитка, строгий, официальный внешний вид, грамотная речь и умение слушать, субординация.

Использованные источники:

1. Деловой этикет в США. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http: //www.rusexporter.ru / business - etiquette / 502 /.

2. Кошелев М.И. Экономика, право, нравственность: этика бизнеса и этика общества // Экономика и право: теоретические и практические проблемы современности: сб. материалов международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во «Бук», 2016. С. 4 - 8.

3. Михельсон С.В. Национальная культура и этика - основные "подводные камни" в международном бизнесе: сб. материалов XII международной научно-практической конференции. USA: Изд-во «CreateSpace»,2017. С. 20 -22.

4. Морозов В.А. Национальные особенности профессиональной этики менеджеров // Приоритетные научные направления и критические технологии: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. С. 93 - 110.

5. Яллай В.А. Бизнес-этика и её значение в международном бизнесе // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 2-2(61). С. 126-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.