Научная статья на тему 'Этика бизнеса как фактор ведения предпринимательской деятельности'

Этика бизнеса как фактор ведения предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / ЭТИКА БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ECONOMY / BUSINESS / BUSINESS ETHICS / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Александра Олеговна

В статье анализируются влияние этики ведения бизнеса на развитие предпринимательской деятельности в современных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика бизнеса как фактор ведения предпринимательской деятельности»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Business ethics as a factor of entrepreneurial activity Boykova A. (Russian Federation)

Этика бизнеса как фактор ведения предпринимательской деятельности Бойкова А. О. (Российская Федерация)

Бойкова Александра Олеговна /Boykova Alexandra - студент, кредитно-экономический факультет,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются влияние этики ведения бизнеса на развитие предпринимательской деятельности в современных экономических условиях. Abstract: the article analyzes the impact of ethical business practices on the development of entrepreneurial activity in modern economic conditions.

Ключевые слова: экономика, бизнес, этика бизнеса, предпринимательство. Keywords: economy, business, business ethics, entrepreneurship.

В настоящее время бизнес развивается всё активнее, в России в том числе. Однако экономические и геополитические реалии, а также девальвация рубля создают определенные сложности для российских бизнесменов, которые работают на мировом рынке. Внешние рынки оказались закрыты не только для компаний, попавших под санкции, но и для всех остальных компаний работающих с зарубежными рынками, получилось, что доля внутренних заимствований радикально увеличилась. Если раньше соотношение «внешний/ внутренний рынок» выражалось цифрами 40 на 60, 45 на 55, то в текущем году практически 100% заимствований было на внутреннем рынке [3].

На фоне западных санкций постепенно начался процесс переориентации компаний на азиатские рынки. Китай сегодня у всех на слуху. Однако ажиотаж со стороны западных инвесторов еще с 2006 года предопределил ориентированность отечественных компаний на западный манер ведения бизнеса. Тогда в отношении азиатских предпринимателей встаёт вопрос: готовы ли наши компании к азиатской культуре ведения дел, которая в корне расходится с западным стилем бизнес -коммуникации?

Стиль бизнес-коммуникации, или так называемая бизнес-этика, чаще всего обусловлены историческими и культурными предпосылками. В качестве этических норм ведения бизнеса в 21 веке

Специалисты в области бизнес-этики различают западную и восточную деловые культуры.

Философия европейкой этики бизнеса базируется, прежде всего, на индивидуализме. На западе индивидуализм - это некий двигатель общественного прогресса, механизм для поддержания конкурентной среды. Для нее свойственны:

1. дисциплинированность

2. пунктуальность

3. склонность к порядку

4. экономичность

5. неприемлемость личностно-ориентированных вопросов

6. целеустремленность

7. прямолинейность

8. инициативность [1,190].

4

Философия же восточной этики бизнеса основана на коллективном подходе и преданности нормам морали. Человек в восточном обществе не представляет себя без группы. Выдвижение персональных интересов в китайской деловой этике считается неприличным. Личный интерес должен подчиняться коллективному.

К наиболее ярким чертам восточной культуры относятся:

1. уклончивость

2. иерархия

3. зависимость

4. чинопочитание

5. элитаризм

Китайская корпоративная культура базируется главным образом на нормах морали. В Китае верят, что моральные поступки человека являются судьбоносными [1, 255].

Российская деловая культура - это культура с высокой степенью избегания неопределенности, большой дистанцией власти, краткосрочной временной ориентацией и преобладанием коллективизма. В России статус человека и его место в обществе зависят, прежде всего, от многочисленных внешних факторов, например, социальной среды, происхождения, принадлежности к определенной касте, элитному образованию, религии, расе и т.д. Для россиян характерным является использование двойных стандартов, то есть, если для своих нормальными являются такие стандарты, как честность, надежность, взаимопомощь, то применительно к чужим возможно существенное понижение «планки моральных принципов».

Также бизнес-этика России с появлением иностранных предпринимателей испытывает влияние западной этики, это должно способствовать обогащению философии этики деловых отношений в нашей стране, однако есть факторы, мешающие этому.

Не соблюдается принцип неприкосновенности частной собственности. Исторически это обусловлено презрением к ней в социалистический период и недопустимая тяга к материальным ценностям с православной точки зрения.

Общество морально не готово принять богатство, даже если оно является результатом честного труда.

Закон не определяет этичность поступков предпринимателя.

Не налажено партнерство государства и предпринимательства.

Отсутствие этики со стороны государства: невыполнение обещаний, неоплата государственных заказов, нарушения закона.

Коррумпированность чиновников.

Согласно выводам исследовательского проекта «Global Leadership and Organization Behavior Effectiveness», в рамках которого проводилось изучение воздействия культуры на бизнес в 62 странах, Россия отличается «непропорционально значительным количеством недостатков», среди которых отмечены такие, как

1. несклонность менеджеров вознаграждать за достигнутые результаты, отсутствие инвестирования в будущее развитие производства,

2. внедрять методы управления, снижающие степень неопределенности

Среди постоянно отмечаемых положительных черт российской деловой

культуры, прежде всего:

1. склонность к коллективному труду и сотрудничеству,

2. способность к обучению, творческому подходу и действиям в условиях нестабильности среды.

Постепенно Российская деловая культура стала приобретать черты индивидуализма [2,54-56].

5

Как видно из вышесказанного, восточные партнеры довольно специфичны и опыта общения с западными коллегами будет явно недостаточно, чтобы завоевать их доверие.

Российские предприниматели должны понимать, что из лучших будут выбраны единицы, которые смогли вызвать доверие восточных бизнесменов, именно с ними и будут строить деловые отношения.

Безусловно, можно сказать, что каждый из нас в праве самостоятельно решать, каким этическим нормам следует следовать в бизнесе, и в какой степени следует их соблюдать. Но стоит отметить, что этот выбор непосредственно влияет не только на руководителя, но и на работников предприятия, и на бизнес в целом.

Литература

1. Деловая этика / авт.-сост. В.К. Трофимов. - Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. - 352 с.

2. Голдырева В. А. «Особенности представлений о деловой этике в России»// Альманах современной науки и образования 2011 №9 С. 54-56.

3. Сайт Группы «Московская биржа» [Электронный ресурс]: URL: Шр://шоех.сош/_(дата обращения: 15.01.2016).

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.